К 80-летию со дня рождения Джорджа Харрисона

Сегодня, в 80-й день рождения неповторимого Джорджа Харрисона, предлагаю освежить в памяти статью из моего сетевого авторского проекта «Клуб громовержцев». Это — полный обзор жизни и творчества любимого мастера.

Настольный бум: «Бухта торговцев»

Решил время от времени делиться здесь своими впечатлениями о современных настольных играх, которые с давних уже пор являются нашим семейным хобби. Обещаю не шибко грузить игровой терминологией — ограничусь необходимым минимумом и краткими обзорами партий и сюжета. Начнём с глобального релиза. Фэнтезийная евро-настолка «БУХТА ТОРГОВЦЕВ» — объёмная асимметричная игра Карло Фон Остранда, нарисованная Михайло «Mico» Димитриевски и выпущенная в 2020 году ( в России недавно издана «Фабрикой игр»).

Итак, в бухту Пяти королевств наведываются корабли с искателями приключений, в числе которых — воины, барды, волшебники, дворяне и разбойники. Мы — производящие и продающие свои уникальные товары под «крышей» влиятельных Гильдий местные торговцы в лице (на выбор) угрюмого кузнеца Олафа Громотреска, знающего толк в доспехах и оружии, мастера алхимии Фонестры Орвин, варящей в котлах эликсиры и зелья, профессора-хрономанта Грея и его ассистента Монти Макрослика, добывающих реликвии в нестабильных порталах времени (и постоянно рискующих разумом), капитанши Зеленохвост, вооружённой компасом и добывающей морепродукты и сокровища на окрестных островах, драконолога Двельмы Дракозуб, хозяйки пропахшего навозом питомника разноформатных ящеров, хозяина таверны Мистера Скверна и обложенной талисманами и фолиантами оракула Каргатты — каждый трудится в поте лица, дожидаясь клиентов с целью разжиться золотишком и утереть нос конкурентам.

Игра, вопреки ожиданиям наличия сухой математичности, первым делом порадовала уникальным набором компонентов и механик каждого персонажа: сама подготовка напоминает занятия кружка моделирования — ведь для начала предстоит ещё собрать гостевые корабли, а также прилавки торговцев и компоненты игроков. Много интерактива и искрящейся фантазии. Играл за безумного профессора и за охочую до сундуков хвостатую капитаншу, Олеся же познала секреты алхимического и кузнечного ремесла. Оба по разу выиграли и проиграли, оба всматривались в алые грани призового самоцвета. Неизведанных персонажей ещё куча, но уже сейчас можно сказать — игра из разряда горячо рекомендуемых. Вашему вниманию — ссылка на обстоятельный видеообзор игры

ПОДРОБНЕЕ ОБ ИГРЕ

15 лет без Егора

Во многом именно благодаря «Гражданской Обороне» и персонально Егору Летову отечественный рок конца 80-х в известной мере радикализировался, очистился от налипшей за пять лет звучания в каждой парикмахерской и мастерской автосервиса скверны и дал новый, до той поры не принимаемый в расчёт вектор движения. Появилась куча команд с непричёсанной, не встраивавшейся в мэйнстримовый поток музыкой, а мэтры жанра по-новому взглянули на собственную миссию и в чём-то качественно изменились. Наступали лихие и прекрасные девяностые, окрашенные ржавыми оттенками гранжа, опутанные мрачной паутиной трэш-метала и накрытые с головой новой психоделической волной. Времена, столь хорошо предугаданные склонным к рискованным экспериментам Егором Летовым — задолго до их полномасштабного проявления.

Друзья, полный текст статьи «Самый главный анархист», в которой вспоминаю истоки группы «Гражданская Оборона», её знаковый альбом «Русское поле экспериментов», а также многих замечательных музыкантов и само время, в котором создавались и звучали незабываемые песни — читайте по прямой ссылке

Всеволоду Гаккелю — 70!

Поздравляю Всеволода Гаккеля с его 70-летним юбилеем. Моя эпоха реальной «аквариумистики» началась в конце восьмидесятых, а живую виолончель Гаккеля имел честь впервые услышать на концерте в ДК МЭЛЗ — в феврале 1991-го. Тогда на смену суетливому стадионному мэйнстриму пришла культура непричёсанного клубного андеграунда. И это время неразрывно ассоциируется, в том числе, с именем Всеволода Гаккеля (вспомнилось вдруг, что одни только фамилии персон, причастных к кругу «Аквариума» той эпохи, вызывали интерес, близкий к мистическому: Тропилло, Куссуль, Гаккель...). С тех пор, как принято говорить, утекло так много воды, что из многоликого рок-океана успело явиться на свет несчётное число самых причудливых форм жизни. Но самобытным трактористам (зачёркнуто) музыкантам, стоявшим у истоков, сколько б за это время ни схлопнулось гастрономов, пивных ларьков и правящих режимов — сердечные респект и уважуха.

75-летие Алексея Дидурова

Сегодня ещё одна важная веха: 75 лет назад родился Алексей Дидуров. Я уже делился личными воспоминаниями об этом замечательном человеке — ярком московском поэте, журналисте, драматурге, «духовном отце» целой плеяды видных российских рок-музыкантов, значимом подвижнике самой отечественной рок-культуры. Повторяться — не стану, к тому же, про лидера генерации «Солнечного подполья» должны рассказывать в первую очередь его реальные друзья. С юбилеем Вас, солнечный мастер.

Внешнее досье: 

Алексей Алексеевич Дидуров родился 17 февраля 1948 года в Москве. С 1966 года — работал штатным корреспондентом газеты «Комсомольская правда». С 1967 по 1970 годы проходил срочную службу в погранвойсках. Затем — снова работал в редакции «Комсомольской правды», а с 1972 по 1975 годы — в отделе публицистики журнала «Юность». Далее — внештатная работа на радио, на ТВ, в театре и кинематографе в качестве автора и соавтора песен для спектаклей и кинофильмов, автора пьес и сценариев. С 1979 года Дидуров — создатель и ведущий литературного рок-кабаре «Кардиограмма», в котором выступали Виктор Цой («Кино»), Юрий Лоза, Майк Науменко («Зоопарк»), Юрий Шевчук («ДДТ»), Александр Башлачёв, рок-группы «Бахыт-Компот» и «Несчастный случай»; прозаики и поэты — Виктор Шендерович, Евгений Рейн, Татьяна Бек, Владимир Вишневский, Лев Новожёнов, Аркадий Арканов, Григорий Остер, Елена Кривчик, Юлия Неволина; барды — Булат Окуджава, Юлий Ким, Владимир Качан, Александр Мирзаян и многие другие. Алексей Дидуров — автор текстов песен, написанных для художественных фильмов «Розыгрыш», «Не бойся, я с тобой». Также он был участником московской рок-группы «Искусственные дети», созданной летом 1985 года — музыканты коллектива предпочитали говорить, что исполняют песни в стиле «сапиенс рок» («рок разумный»). После 1991 года публиковал свои очерки и статьи, прозу, стихи и поэмы в периодике (журналы «Новый мир», «Дружба народов», «Огонёк», «Юность», альманахи «Истоки» и «Альтернатива»), выпустил пять книг, две антологии отечественной рок-поэзии, антологию авторов-исполнителей своего литературного рок-кабаре, альбомы песен. Книга прозы и поэм Алексея Дидурова «Легенды и мифы Древнего Совка» по рейтингу журнала «Огонёк» в 1995 году вошла в десятку лучших книг России, а антология литературного рок-кабаре Дидурова «Солнечное подполье» названа газетой «Алфавит» лучшей русской антологией, по итогам же всероссийского конкурса «Артиада-99» антология «Солнечное подполье» получила статус лучшей отечественной книги 1999 года. Дидуров входил в Союз журналистов, Союз писателей Москвы. Он умер 5 июля 2006 года в Москве. За несколько дней до смерти Дидуров почувствовал себя плохо, заболело сердце. К врачу, по многолетней привычке, обращаться не захотел. Однако, жена настояла, и он обратился в поликлинику, откуда Дидурова отвезли прямиком в Боткинскую больницу. Спасти не получилось — оторвался тромб… Такие дела. Алексей Дидуров был похоронен 7 июля 2006 года на Ваганьковском кладбище столицы (участок № 35).

35 лет без СашБаша

35 лет назад, 17 февраля 1988 года, в Ленинграде погиб гениальный рок-поэт Александр Башлачёв. Уход СашБаша символичен: он подвёл зримую черту под целой эпохой, в чём-то прекрасной, в чём-то драматичной — эпохой великого слома и великих, так и не сбывшихся, по существу, надежд. Остались нетленные башлачёвские песни — как путеводные маяки вне времени. И отчаянный голос поэта, прорывающийся к нам сквозь все завесы.

На страницах этого сайта часто упоминается имя Александра Башлачёва. Сегодня предлагаю вниманию читателей два архивных авторских материала — к 60-летию со дня рождения рок-барда (2020 год) и к 30-й годовщине его гибели (2018 год). 

Меченые наукой

Потрясающая книга — «Science Ink: Tattoos of the Science Obsessed» (я бы перевёл название как «Меченые наукой: Татуировки одержимых учёных»). Однажды биофизик Карл Циммер узрел на коже коллеги татуировку с изображением ДНК. Это невольно навело Карла на мысль: а что если научные татуировки носят на своих телах и другие учёные?

В 2007 году Циммер, автор нескольких научно-популярных книг, кинул клич в своём блоге — и вызванная этим кличем движуха превзошла ожидания. Так и вышло, что в 2011 году коллекция научных татуировок увидела свет в виде 300-страничной книги, состоящей из 13-ти тематических разделов с подробными комментариями от самих носителей тату.

В предисловии сказано: эта книга о науке, стоящей за изображениями, и об учёных, стоящих за наукой. От археологии до астрономии, от нейронауки до химии, «Science Ink» — это путеводитель по целой вселенной, иллюстрированный на телах учёных.

О фильме «Не хороните меня без Ивана»

С интересом посмотрели фильм «Не хороните меня без Ивана». Режиссёр этого эпического 2-часового роуд-муви Любовь Борисова взяла за основу реальный эпизод из жизни Ивана Васильевича Попова, прославившего Якутию начала ХХ века русского художника, этнографа и просветителя, друг которого, коренной якут Степан Бересеков, имел обыкновение впадать в летаргический сон, едва его глазам предстанет нечто гипнотизирующе красивое — вроде солнечного блика, золотистого отсвета на окладе иконы или ослепительной улыбки на женском лице. Опасаясь оказаться без бдительного Ивана похороненным заживо, ходящий сквозь границы миров Степан увязывается следом за отправившимся в экспедицию приятелем-этнографом — не подозревая, сколько для него ловушек таит красота, которую Иван, не расстающийся с фотокамерой, трудолюбиво собирает в свою коллекцию.

Путешествие происходит в Восточной Сибири летом 1910 года, но у зрителя почти нет привязок к конкретной эпохе — в результате чего создаётся эффект вневременной, почти сказочной саги. Фантастически красивая природа Якутии, колорит мистического — в углублённой оптике — православия и шаманских обрядов, общение с духами и людьми, очарование народных песен и бездонность микрокосма (в какой ни всмотрись) — всё это приковывает к экрану и невольно, по-родственному, сближает с героями. И всё здесь вплетено в контекст: будь то мимолётные отсылки к Тарковскому и Джармушу, или переплетение культур, обычаев и верований.

Кино в духе фильмов «Тюльпан» Сергея Дворцевого, «Человек-ветер» Хуата Ахметова, «Дикое поле» Михаила Калатозишвили.

Просто и красиво. Рекомендую.

Невоинственный «Воин»

Вышел очередной альбом «Нечётного воина» — основанного в 2005 году сайд-проекта, в котором музыканты группы «Би-2» с множеством коллег по цеху время от времени исполняют песни поэта и бывалого бобруйского музыканта Михаила Карасёва, сыном сестры которого является Шура «Би-2» Уман. Выпущенный на днях релиз обозначен цифрой 5, хотя, в силу разветвлённой нумерации, это уже седьмой альбом «семейного» проекта.

«Нечётный воин-5» выпущен в день 70-летия Михаила Карасёва, о котором мне будет уместно немного тут рассказать. Автор многих будущих суперхитов и концептов группы «Би-2» (в их числе, к примеру, ставший уже радиоклассикой «Мой рок-н-ролл») родился в Бобруйске, где закончил химтехникум, но предпочёл стезю музыканта, став чуть позже автором и бас-гитаристом группы «Солнечная Сторона». Группа имела официальный статус и неофициальное название («Караси»), некоторое время выступала под крышей Костромской филармонии и выпустила диск на «Мелодии» — обосновавшись на базе усадьбы в Мышковичах (база представляла собой загородный ресторан близ Кировска и Бобруйска). В конце восьмидесятых жизнь в Могилёвской области, где КГБ СССР, невзирая на перестроечные времена, не особо церемонился с литераторами и неформальными авторами, стала для свободолюбивого Карасёва и его друзей настолько невыносимой, что музыкант был вынужден эмигрировать с семьёй в Израиль. Там, купив недорогое жильё в Ашдоде, работал в гранитной мастерской по изготовлению памятников, а через два года каторжного, в прямом смысле, труда устроился на завод — где вскоре по стечению роковых обстоятельств попал под цеховую машину и чудом выжил, оставшись инвалидом после полученных увечий (виновный в ЧП рабочий наказания избежал). После этого случая у музыканта и стали рождаться те самые песни, которые многим известны благодаря стараниям Шуры Би-2, карасёвского племянника — неизменно пронизанные пресловутым туманно-философским отстранением и «акварельностью».

Нужно сказать, что «Нечётный воин» всегда был больше славен своей визуально-эстетической стороной, нежели наличием в трек-листе цепких поп-рок-шлягеров (говоря откровенно, с трудом вспоминается что-то после «Медленной звезды» из самого первого выпуска). Хоть за всё время существования в столь масштабном проекте приняли участие чуть ли не все гранды отечественной рок-сцены нескольких поколений (чем вам не «Фабрика звёзд» в рок-формате?), реально значимых хитов на выходе слушатель, увы, так и не получил. Зато нет худа без добра: всякий раз проект необычайно вкусно упакован в обёртку того или иного культурного феномена: сейчас обложка отсылает к эпохе видеосалонов и культовой кинопродукции в формате VHS. Супер!

Что касается песенно-музыкального содержания, то тут по-прежнему — преобладание гипнотически-снотворного и не шибко выразительного симфонизма (бесконечные опусы про снег и божественное присутствие) и неплохих, в общем, оммажей восьмидесятым годам (особенно пришлись по вкусу в этой связи прошитый саксофонным саундом трек «Поэт» в исполнении Евгения Маргулиса и эпические «Деньги на ветер» (они же — «Идущий по самому краю») с классическим рок-мейнстримовым вокалом Натальи Ибадин). В числе приглашённых в новый выпуск музыкантов — уже давно ставшие членами семейства «Би-2» Настя Полева (к своему разочарованию, не услышал в треке «On fate» чего-либо интересного), вышеупомянутый обладатель «хитового билета» Евгений Маргулис, неповторимый Андрей Мисин (делал, если честно, ставку на участие мэтра, но выпавший ему «Ной» что-то никак не зацепил), а также — легендарный метал-гитарист и певец Валерий Гаина, группы «Моя Мишель», «Сети» и менее известные гости.

В альбоме маловато яркости и творческой магии. Имеют место автоцитаты и задумчивая симфо-акустика. В нём также звучат голоса как самого Михаила Карасёва (один из понравившихся треков — «Последний человек», скрипка в котором невольно напомнила «Белую ночь» ДДТ), так и детей Шуры Би-2 — Евы и Оливера. Именно сыну Шуры был доверен стартовый трек пластинки, вполне созвучный эпохе своим трогательным посланием.

ЖюльВерность: 195-летие великого фантаста

195 лет назад родился Жюль Верн. Не так уж много на свете писателей, книги которых читаешь не глазами, а сердцем. ВЕРНость Верну — это чувственная константа в моём случае. Существует даже, в означенной связи, личный транснациональный клуб, в котором, скажем, Англию представляет Герберт Уэллс, Ирландию — Артур Конан Дойл, Шотландию — Роберт Льюис Стивенсон, Германию — Вильгельм Гауф, Америку — Марк Твен, а Францию, разумеется, Жюль Верн — одарённейший визионер извилистой судьбы, долгое время приносивший дар рассказчика и личное счастье в жертву карьере адвоката и биржевого брокера.

Верн был свидетелем Французской революции 1848 года, когда Вторую республику возглавил Луи-Наполеон Бонапарт, был знаком с Александром Дюма-старшим и приятельствовал с его сыном, видел себя последователем Виктора Гюго и «духовным сыном» Фенимора Купера, непреклонно возглавлял обеденный клуб «Одиннадцать холостяков» — даже когда в том клубе женились все в нём состоявшие, включая самого Верна (его избранницей стала 26-летняя вдова с двумя детьми, родившая от писателя сына Мишеля).

Жюль Верн имел опыт работы в театре, испытывал тягу к путешествиям и жадно интересовался научными достижениями (после его смерти были обнаружены 20 тысяч рукописных тетрадей с фактологической информацией из различных сфер знаний), сочинял всё более и более потрясающие воображение приключенческие романы (заключив контракт с именитым издателем Пьером-Жюлем Этцелем, он имел обязательства выпускать в год не менее трёх многостраничных произведений), бороздил морские волны на многочисленных яхтах — на одной из которых устроил себе плавучий кабинет, где и занимался творчеством без отрыва от мореплавания.

Как и многие одарённые люди, Жюль Верн расплачивался здоровьем: изматывающие хронические боли в животе, назойливый паралич лицевого нерва, к которым добавилась хромота и невозможность активных перемещений — как роковое последствие ранения в лодыжку после двух выстрелов из револьвера, произведённых психически неуравновешенным племянником, плюс катаракта, фактически лишившая Верна зрения под конец жизни — такова была плата за невероятную творческую работоспособность и дар провидца.

К слову, Жюль Верн создал намного больше, чем было опубликовано при его жизни: часть произведений, к которым он на склоне лет приложил руку, остались лишь в черновых вариантах и были дописаны сыном Мишелем — тут будет уместно вспомнить и о блистательной повести «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака», написанной на языке эсперанто, и о беспрецедентно смелой антиутопии 1864 года «Париж в ХХ веке», рукопись которой была много позже найдена правнуком, хотя десятки лет считалась придуманным семейным мифом.

В моём случае первой книгой Жюля Верна стала взятая в библиотеке «Путешествие и приключения капитана Гаттераса». После были запоем прочитаны «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров» и впервые изданная в СССР повесть «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака», уже упомянутая выше. Основной корпус произведений, впечатавшийся в сердце — купленный однажды в букинистической лавке иллюстрированный 12-томник «Гослитиздата», выпущенный в середине пятидесятых. Приведу его полное содержание, освоенное, естественно, от и до.

Том 1. Пять недель на воздушном шаре (Путешествие трёх англичан по Африке) / С Земли на Луну (прямым путём за 97 часов 20 минут) / Вокруг Луны
Том 2. Путешествие к центру Земли / Путешествие и приключения капитана Гаттераса
Том 3. Дети капитана Гранта
Том 4. Двадцать тысяч лье под водой (Кругосветное путешествие в морских глубинах)
Том 5. Таинственный остров
Том 6. Вокруг света в восемьдесят дней / В стране мехов
Том 7. Ченслер (Дневник пассажира Ж.-Р.Казаллона) / Гектор Сервадак (Путешествия и приключения в околосолнечном мире)
Том 8. Чёрная Индия / Пятнадцатилетний капитан / Пятьсот миллионов бегумы
Том 9. Архипелаг в огне / Робур-завоеватель / Север против юга
Том 10. Вверх дном / Плавучий остров / Флаг родины
Том 11. Властелин мира / Драма в Лифляндии / В погоне за метеором
Том 12. Матиас Шандор / Драма в воздухе / Зимовка во льдах / Опыт доктора Окса / Блеф. Американские нравы / Краткая летопись жизни и творчества Жюля Верна.

Элису Куперу — 75!

75 лет назад, 4 февраля 1948 года, в Детройте (штат Мичиган, США), у церковного пастора Этера Морони Фурнье и Эллы Мэй (урождённой Маккарт) родился Винсент Дэймон Фурнье, известный всем поклонникам тяжёлого рока как Элис Купер — влиятельный американский рок-музыкант, актёр, радиоведущий, сценический новатор, вокалист, гитарист и автор песен, получивший от поклонников заслуженный титул «Крёстного отца шок-рока». 

Поздравляем рок-гуру с солидной датой и вспоминаем его блистательный творческий путь в нашем «Клубе громовержцев», друзья.

Первый стих 2023 года

Друзья! На этом сайте есть давняя традиция — мы приветствуем первый стих года. Сегодня, 1 февраля 2023-го, как раз тот самый повод.

«БЕСКРЫЛАЯ ОДА»

Жил Аристокл в Афинах. Скажешь – не всяк там гений,
Но ведь догнал Сократа по крутизне потом он.
За мускулистый облик, а может, за мощь суждений,
Этот могучий парень был наречён Платоном.

Право, не всем поэтам и молодым героям
Боги в разгар обряда в зелени ягод мирта
Обозначают губы гулким пчелиным роем –
После такого думай, чем наделяешь мир ты.

Был у Платона кореш – мыслью владел, как жалом;
Трагик. Любая пьеса – гвоздь театральных зрелищ!
Кореш бухал с Платоном. Слушал, о чём жужжал он.
Сам обронил однажды:
— Крылья сломались. Веришь?

Не исцеляет душу творческая охота,
Суть усложнённых масок – хрен объяснишь актёрам.
Зрители жаждут крови. Что говорить архонту?..
В общем, полёта нету – рухну на землю скоро.

Долго они сидели. Пили вино как воду.
Что-то цвело янтарно в мудрых глазах Платона.
Не источал привычно речи подобно мёду,
Лишь теребил в раздумьях лёгкую ткань хитона.

А уходил, качаясь – словно всю жизнь живёт он
На корабле, застрявшем в вихре морских империй –
С мыслями о двуногом, полном тоски животном –
Нет, не сложившем крылья, — вовсе лишённом перьев.

© И.Шамарин, 1 февраля 2023 г.

Не сошедший с дистанции

Владимир Семёнович Высоцкий, которому сегодня могло бы исполниться 85 лет, был самым настоящим прогрессором, азартным канатоходцем, Гулливером в стране лилипутов. Простой вельветовый пиджак этого Гулливера по сей день никому здесь не по росту, и ни один музей не вмещает в себя оставленное им — непоказное мужество, служение выбранной стезе, всеохватную Любовь, неподконтрольность и свободомыслие. Он передал эстафету — многие подхватили. С дистанции сошли почти все. А Высоцкий всё поёт и сотрясает, ибо строчки его песен давно уже стали органической частью нас. Слушайте и смотрите Высоцкого — проверен, наш товарищ.

В студии Михаила Шемякина. Париж, апрель 1976 года: фото Леонида Лубяницкого.

«Торнадо» с улыбкой Лаэртского

Если кто не в курсе, у Найка Борзова, выпустившего в минувшем году «двухактовый» альбом «Потерянный среди звёзд», с некоторых пор есть сайд-проект «Торнадо», в котором Найк при помощи музыкантов группы «Рада и Терновник» Владимира Анчевского (гитара) и Николая Котовского (бас-гитара) исполняет, сидя за барабанной установкой, в духе самого наисочнейшего гаражного инди-рока репертуар неподражаемого Александра Лаэртского (дай Бог ему здоровья). 

В 2021 году увидел свет дебютный альбом — «ЛЭВК» (по песне «Любовь Это ВидеоКлип»), в котором упор был сделан на репертуар «лаэртской» группы «Постоянство памяти» и альбом «Овальное зеркало Сведенборга». А вчера у проекта вышел новый релиз — «Аист», работа над котором велась в ушедшем 2022 году. Представлено 4 песни. Это откровенно-скандальная «Думаю о ней», сочинённая Олегом Гастелло в девяностые годы для его проекта «Песни партийца» — в котором данный опус, среди не менее одиозных персон столичного андеграунда, исполнил непосредственно Лаэртский. А также, на этот раз — золотое наследие группы «Волосатое стекло» (это уже песни перестроечных восьмидесятых «Участковый» и «Аист»). Контрастом служит то, что Лаэртский исполнял эти вещи в хрустальной акустике (явное подражание БГ и раннему «Крематорию»), а Найк сотоварищи обрушивают на нас высококлассный «ник-кейвовский» гранж — в русле чего старые и знакомые, как казалось, тексты приобретают воистину монументальную, мясную мощь. Не говоря о слэпующей басухе в «Аисте» — отправляющей в нирвану своей олдскульностью (найдите в Сети, послушайте, зацените). Ну, а кодой звучит хит «Это Я» из культового альбома «Вымя». Кто его забыл или по недоразумению вовсе не слышал, напомню хрестоматийный (как почти все у Лаэртского) текст — так, как его сейчас, с некоторой редактурой, душевно исполняет фронтмен «Торнадо». Оба релиза проекта — есть на стримингах в бесплатном доступе. Найк и «радовцы» — молодцы! Всё круто до чёртиков. 

«Это Я» (А.Лаэртский, 1998)

В облаках летает птицей — это я,
Рыбою гарцует в море — это я,
С неба светит солнцем тёплым — это я,
А еще луна, к тому же, ночью — тоже я.
Из вулканов лавой разной — это я,
И пупырышки на коже, тоже — я,
Ночь, что холодом их так вот — это я,
В люльке соску алчно лижет, и соска — тоже я.
Пень, который дал две ветки — это я,
Лейка с жижей для газона — снова я,
В Хургаде кальяны лижет — это я,
Пухнут почки на деревьях, надувает — я.
Первоклассником счастливым в школу — я,
Дыни хмуро всем вставляет — тоже я,
Шарф связала на работе — это я,
И вообще, бля, где ни сунься, чуть что — сразу я!

Поклон Николаю Досталю

Умер великий российский режиссёр — Николай Николаевич Досталь. Создатель таких значимых киноработ, как «Штрафбат», «Раскол», «Облако-рай», «Монах и бес», «Петя по дороге в Царствие Небесное». Как многие знают, на нашем сайте ведётся проект, посвящённый лучшим российским фильмам текущего века: запоминающиеся полотна Николая Досталя неизменно и по полному праву попадали и попадают в его итоговые списки. Светлая память Вам, мастер.

Мы пламенеем в пустоте

Отклик на музыкальный проект «После России».

Отечественная история по воле давнего, возможно, сатанинского наваждения — ходит кругами. Ровно сто лет назад руководитель Советской России В.Ленин инициировал борьбу с инакомыслием — в рамках этой концепции (позже Лев Троцкий в интервью американской прессе с лукавой усмешкой объяснял суть «большевистского гуманизма»: «расстрелять этих людей у нас не было повода, а терпеть — невозможно») из страны за государственный счёт были вывезены многие представители дореволюционной науки и культуры. К тому времени, начиная с осени 1917-го, пределы Отечества по собственному разумению уже покинули композиторы С.Рахманинов и С.Прокофьев, писатели В.Набоков, И.Бунин, З.Гиппиус, А.Белый, И.Эренбург, художник В.Кандинский и другие гиганты. В 1922-м Родину оставили певец Фёдор Шаляпин, поэтесса Марина Цветаева (к слову, название парижского сборника её эмигрантской лирики получил проект, о котором мы сегодня ведём речь), а также — целая плеяда философов и учёных, для высылки которых красным правительством было зарезервировано несколько пароходных рейсов (в дорогу разрешалось взять лишь несколько предметов одежды — любые ценности, включая даже нательные кресты, изымались). Мало кто впоследствии вернулся назад из этой вынужденной эмиграции.

100-летию трагических для страны событий посвящён проект «После России» — песни на стихи поэтов-эмигрантов первой половины XX века, созданные современными российскими музыкантами, оказавшимися по ту сторону границы после вторжения российских войск на территорию соседней страны. Связь прослеживается, скорее, на бытийном, нежели на духовном уровне — но автору проекта, режиссёру-документалисту Роману Либерову стоит, всё же, выразить респект — за возвращение имён давно покинувших этот мир творцов.

Отечественный музыкальный андеграунд уже не в первый раз взаимодействует с поэтическим наследием минувшего века: вспомним трибьюты «Живой Маяковский», «ЛимON/OFF», «Я — голос ваш» (мало кем замеченный «женский» трибьют на стихи Анны Ахматовой), неоднократные погружения в наследие ОБЭРИУтов Леонида Фёдорова, группы «НОМ» и т.д. 

Возвращаясь к Роману Либерову и его единомышленникам, необходимо, конечно же, назвать в означенном ряду и недавний проект «Сохрани мою речь навсегда», приуроченный к 130-летию Осипа Мандельштама. Тогда, два года назад, наследие поэта-гения в меру своего таланта (но будто по зову мистического флешмоба — выйдя из общей для всех «шинели» группы «Мегаполис») озвучили такие музыканты, как Илья Лагутенко, Леонид Агутин, Билли Новик, группы «Tequilajazzz», «Сансара», «Обе две» (спорный, но запомнившийся кавер с претенциозным рефреном «Петербург, я ещё не хочу умирать») и другие — в том числе, Александр Маноцков, ярчайшим образом украсивший тогда, на мой взгляд, трек-лист своей интерпретацией стихотворения «Сегодня ночью...».

В трибьюте «После России» — гораздо более рок-н-ролльном, нежели хипстерски-электронном, каким являлся «мандельштамовский» проект — нашлось место и грандам оппозиционного рок-мэйнстрима в лице групп «Ногу свело!», «НАИВ», «Tequilajazzz», и мультижанровым артистам следующего поколения, есть и совсем новые имена. Всех участников объединило вполне очевидным образом возникшее «вековое» родство с печальными пассажирами «Советского Ковчега».

Как бы ни были прозорливы и талантливы музыканты в своих акцентированных прочтениях, самые главные тут — поэты, чьи произведения звучат сквозь столетие. Их имена: Георгий Иванов, Юрий Иваск, Вадим Андреев, Николай Туроверов, Юрий Мандельштам, Раиса Блох, Михаил Горлин, Алексей Эйснер, Владимир Набоков, Довид Кнут, Георгий Раевский, Юрий Одарченко, Владимир Смоленский, Лидия Червинская, Сергей Бонгарт, Борис Поплавский.

Подбором стихов для проекта занималась Полина Проскурина-Янович: не во всём, если честно, очевиден её метод отбора — наряду с реально значимыми текстами представлены опусы и весьма блёклые — при наличии значительно ценного наследия. Возможно, проект монтировался в условиях поджимающих сроков. Что касается интерпретаций: есть подлинные жемчужины («Парнас» на стихи Сергея Бонгарта, лаконичные и заряженные футуризмом «Пули» Юрия Иваска, «Флаги» Бориса Поплавского в интеллигентском прочтении «Tequilajazzz»), есть и направленные прямой наводкой «в лоб» белогвардейские экзерсисы вроде треков «Уходящий берег», «Пулемёт», «Я не умру». Золотая середина — на уровне версий «Ногу свело!» и «Сансары».

И всё же, каждый слушатель, размышляя в потоке этих слов и созвучий, порой неистово грохочущих, порой трогательно-интимных, отыщет в сборнике что-то близкое сердцу и настрою. В этом почти нет сомнений, как и в ощущении неизбежного прорастания жизни сквозь гиблый хаос. И на сломе очередных конструкций в который раз кто-то, нахмурив лоб, напишет: «Допустим, как поэт я не умру, зато, как человек — я умираю...», кто-то выстрелит безжалостной эпитафией: «О нас не думают нигде, мы пламенеем в пустоте». А на уровне звукового диссонанса, едва уловимо, поверх эпох и суицидальных неврозов, сызнова зазвучит встревоженный женский голос: «Опыт эмиграции — это всегда расставание и всегда встреча. Неизбежная потеря. И неминуемое обнаружение».

Поклон Дэвиду Кросби

Сегодня отправился на звёздные небеса Дэвид Кросби — музыкант, песни которого в буквальном смысле обволакивали меня с колыбели. Ещё одна глава проекта «Клуб громовержцев» приобрела неизбежную завершённость. Предлагаю окинуть взором великий творческий путь неповторимого волшебника.

Остров невезения. Несколько слов о фильме «Банши Инишерина»

Когда-то Марк Твен поведал нам, что всё человеческое — грустно, а тайный источник юмора вовсе не в радости, а именно в грусти (ведь на небесах юмора нет). Судя по всему, работая над своей трагикомедией «Банши Инишерина», режиссёр Мартин Макдона был на одной волне с великим американцем (кстати, также утверждавшим, что юмор приводит в действие механизм мысли). Автор фильмов «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (народное и неизменно вызывающее улыбку название — «Три плаката по дороге куда-то») представил зрителям минувшей осенью воистину душещипательную и наводящую на размышления историю, события которой происходят весной 1923 года на вымышленном и немноголюдном ирландском острове Инишерин (дословный перевод названия — «Остров Ирландии»), являющемся в мире по эту сторону экрана островом Акилл в графстве Мейо на западном побережье Ирландии. А соль истории — в причине неожиданной размолвки, случившейся ранним апрельским утром между двумя друзьями, Патриком Салливаном (актёр Колин Фаррелл, превзошедший себя в недавнем сериале «Северные воды») и Колмом Доэрти (актёр Брендан Глисон, которого невозможно забыть после его блистательной работы в киноадаптациях «поттерианы», а также в «Мистере Мерседесе» и в шедевральной «Балладе Бастера Скраггса»).

Российским зрителям завязка фильма покажется знакомой: ведь это, как ни пляши, перенесённая в суровые ирландские пустоши гоголевская «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Только с той разницей, что у миргородских помещиков, как-никак, был повод к ссоре (Иван Иванович пытался выцыганить у соседа ружьё и даже предлагал в качестве обмена свинью, а сосед на пике эмоций назвал друга гусаком), а вот угрюмый скрипач Колм Доэрти просто взял — и в одночасье прервал дружбу с Патриком Салливаном, рассудительно мотивируя размолвку тем, что в его подходящей к концу жизни «больше нет места для такой бессодержательности», как общение с бывшим товарищем-собутыльником, знающим толк лишь в какашках своей ослицы и не стремящимся задержаться в Вечности. Сказал — как отрезал, и ни одним пальцем, что называется не пошевелил, чтобы разрулить спровоцированный им конфликт.

Важным контрапунктом происходящему является идущая на материке Гражданская война, о которой жители острова знают по сообщениям в газетах и по грохоту пушек где-то на линии горизонта — то самое, невымышленное ирландское противостояние, унесшее в течение года свыше 2000 человек, включая 400 утопленных в крови мирных граждан. Мы смотрим фильм и физически ощущаем, как прямо на наших глазах с материка на лишённый новостей остров наползает вирус безумия и хаоса, всё сильнее овладевая душами и помыслами. И вот уже всё зримее взорам героев является древняя банши — местная предвестница смерти (как бы при этом кто не убеждал себя, что на тихом острове нет никаких банши).

Каждый представленный в картине персонаж — ходячий психотип. Каждый диалог — сплав житейского юмора и экзистенциальной горечи. Мир людей и мир животных — суть та же драма, всё будто отринуто Создателем и затеряно в холодных камнях острова. И страсти полыхают — с жаром распахнутых окон дома из «Жертвоприношения» Тарковского. И как бы ни обошлись герои со своим моральным выбором, куда бы кто ни уехал и где бы кто ни остался, как бы ни прорастало искусство в музыканте, а чувство вины в его отвергнутом товарище — мы, зрители, будем ждать одного. Примирения двух истерзанных душ — настолько разных и настолько близких в своём отчаянном одиночестве.

Свободен значит одинок

Погрузился в альбом «Песни бардов» — акустический сборник, записанный Борисом Гребенщиковым на протяжении минувшего десятилетия и вобравший в себя 24 песни таких мэтров жанра, как Булат Окуджава (преимущественно), Евгений Клячкин (соответственно, звучит много поэзии Иосифа Бродского, получившей хождение в народе, во многом, благодаря именно песням ленинградца Клячкина), Юрий Кукин, Александр Галич, Юрий Визбор. Альбом увидел свет на излёте непростого 2022 года — через три месяца после блистательного во всех отношениях «Дома Всех Святых».

В отличие от альбома группы «Аквариум», концептуальность «бардовского» проекта не вполне очевидна — из представленной подборки, исполненной порой чуть ли не расходясь на кварту с основной гармонией каждого второго номера, ярко выраженных смыслов — не прорастает. На поверхности — дань уважения учителям (будущий лидер «Аквариума» учился играть на гитаре, исполняя песни Окуджавы и Клячкина), фактор безусловной преемственности (перекличка цитат в том же «Ночном разговоре» дана с тончайшей изящностью) и акварельный намёк на гражданскую «фигу в кармане» (в ироничном ключе невольно вспоминается «Кино про Алексеева» — всегда теперь рекомендую этот фильм в разговорах о КСП).

БГ уже имеет в дискографии пластинки, на которых гораздо душевнее исполнил репертуар того же Булата Окуджавы или песни советской эпохи (как там было у Лимонова — «СССР — наш Древний Рим»?) — но в этот раз всё уж настолько интимно, что нет не только отзвука студийных эффектов, но и, кажется, вообще работы звукоинженера: вы просто включаете запись, и БГ, словно сидя на кухне, делится с вами ностальгией — пробивающейся сквозь время, как цветы сквозь асфальт.

Особенно вкусно исполнены Окуджава и Галич — воистину, их мудрое наследие не старят никакие стихии. И оформление альбома — выше всех похвал.

Фильм «Фабельманы»: дело не в горизонте

Посмотрели фильм «Фабельманы» — семейную драматическую сагу с «правильно выставленным горизонтом» о детстве и юности кинорежиссёра Стивена Спилберга, снятую 76-летним мэтром на основе собственной автобиографии. Синхронно как фильм, так и его автор получили престижную кинопремию «Золотой глобус» — благая весть.

Примечательно, что в картине не звучит фамилия Спилберг — зрителям, перенесённым в послевоенную Америку, рассказана история условной еврейской семьи, одним из детей в которой является некий Сэм Фабельман (fabel + man = сказочник) — повёрнутый на киносъёмках юноша, с энциклопедической точностью проживающий...эпизоды реальной жизни будущего создателя «Парка Юрского периода», «Списка Шиндлера», «Инопланетянина» и целой россыпи других визуальных шедевров. Фильм длится 2 с половиной часа (ещё немного — и проект предстал бы мини-сериалом), в течение которых благочинный байопик успевает трансформироваться в коллаж из авторских отсылок и философских сентенций, произносимых устами персонажей («У всего есть своя причина», «Семью мы любим, но искусство — сводит нас с ума», «Навсегда запомни эту боль», «Искусство не игра: оно опасно, как львиная пасть, его зубы остры»). По духу картина невольно напомнила «Однажды в Голливуде», хотя с фильмом Тарантино «Фабельманам» не тягаться — иные месседжи и жанровые рамки. Было бы странно, если б сага о еврейской семье обошлась без бесконечной вереницы слёз и улыбок — этого всего явлено предостаточно. Легендарный Дэвид Линч в небольшой, но колоритной роли не менее легендарного Джона Форда (единственного в истории режиссёра, заполучившего аж четыре «Оскара») — удивительно удачный актёрский этюд. Впечатления — сентимениально-романтические, как от почти каждого фильма мастера. И Джон Форд, безусловно, менторски лукавил: дело ведь тут вовсе не в горизонте.

Джефф Бек — R.I.P

10 января 2023 года ушёл в вечность знаменитый британский гитарист-виртуоз Джефф Бек. Предлагаю читателям вспомнить жизнь и творческий путь мастера посредством проекта «Клуб громовержцев» — и пожелать замечательному музыканту светлой дороги. Rest In Peace.

С Новым, 2023 годом!

Всех гостей и читателей этого сайта — с наступившим 2023 годом! Друзья, хочется пожелать нам всем в Новом году мира, равновесия и неисчерпаемых сил. Солнце — взойдёт!

Сериал «Уэнздей»: в семье не без изгоя

Посвятили время самому обсуждаемому и коммерчески успешному на данный момент проекту Netflix. Главная героиня сериала «Уэнздэй» («Wednesday»), представленного в ноябре в качестве продюсерского детища Тима Бёртона (впрочем, мэтр приложил руку лишь к нескольким первым эпизодам, доверив основную часть работы команде «Тайн Смолвиля») — с ходу сражающая умом и беспримерным сарказмом девушка-тинейджер Уэнздэй Аддамс из самой странной и всемирно известной готической семейки, придуманной в 30-е годы прошлого века американским карикатуристом Чарльзом Аддамсом.

Не жалующая даже собственного младшего брата, не то что целый социум героиня (её играет симпатичная 20-летняя актриса Дженна Ортега) поступает учиться в академию «Невермор» (некий теневой аналог «Хогвартса» под зорким оком ворона Эдгара Аллана По), а уж там по воле судьбы становится центром притяжения разномастных сверхъестественных отпрысков и занимается на частной основе детективным расследованием нескольких преступлений — в том числе, связанных с собственными родителями. Девушка смотрит на мир буквально не моргая (впрочем, стопроцентно обыграть эту фишку киношникам оказалось трудно), заряжена метаиронией и превосходящим ровесников культурным багажом, общается вась-вась с бегающей там и сям отрубленной кистью правой руки по имени Вещь (приставленной к дочери её родителями — в совмещённой ипостаси шпиона и секьюрити), а в свободное время пишет роман, чтоб превзойти молодым талантом Мэри Шелли, и исполняет на виолончели композиции «Роллинг Стоунз» и «Металлики». Ну, и ещё «странно» танцует на манер Умы Турман и ее героини Мии Уоллес в «Криминальном чтиве».

Что получил зритель в итоге? На мой взгляд, не лишённый позитивных элементов, стильно упакованный, но — достаточно изъезженный концентрат из современных авангардных сериалов наподобие горячо мною рекомендуемого «Дикинсон» (о придуманной судьбе реально существовавшей поэтессы-бунтарки Эмили Дикинсон, при жизни которой не было напечатано практически ничего из её опережающих эпоху работ), детективных многотомников Алана Брэдли, Кэролайн Кин и Холли Вебб с героинями-девочками, которым отсалютовал бы даже Шерлок Холмс, а сам сюжет приправлен фирменным нуарным стёбом и постмодерном наряду с ненавязчивым креном (местами, впрочем, вполне навязчивым) в семейную психологию. Впечатления спокойные. Неплохой, в целом, шанс хотя бы несколько часов побыть по другую сторону зимних тревог, напевая себе под нос:

Monday's child is fair of face,
Tuesday's child is full of grace.
Wednesday's child is full of woe,
Thursday's child has far to go.
Friday's child is loving and giving,
Saturday's child works hard for a living.
And the child born on the Sabbath day
Is bonny and blithe, good.

Сбой в Системе: новый сезон сериала «Корона»

В синеве ранних ноябрьских сумерек отвлеклись просмотром только что представленного компанией Netflix пятого сезона британского сериала «Корона». Этот историко-психологический байопик Питера Моргана стартовал шесть лет назад и освещает хронику правления английской королевы Елизаветы Второй — с 1947 года по наши дни, когда монархическое правление перешло в руки Карла Третьего (ещё совсем недавно известного миру как принц Чарльз).

Не стану подробно касаться содержания и художественных оценок предыдущих сезонов, поскольку в прошлом году уже публиковал здесь соответствующий развёрнутый обзор. Отмечу лишь, что новаторская фишка с полной заменой актёрского состава через каждые 20 эпизодов в этот раз, в отличие от предыдущего, пошла проекту лишь на пользу: блистательная Имельда Стонтон (Елизавета II), неподражаемый Джонатан Прайс (принц Филипп), харизматичный Доминик Уэст (принц Чарльз), нежно-обворожительная Элизабет Дебики (принцесса Диана), энергичная Оливия Уильямс (Камилла Паркер-Боулз), саркастически-рассудительная Лесли Мелвилл (принцесса Маргарет) — подобным образом оптимизированный кастинг не оставил шансов угасания данному телепродукту. Столь же тёплые слова хочется сказать и в адрес новых персон в сериале — будь то Джонни Ли Миллер, сыгравший стиснутого всесторонними компромиссами премьер-министра Джона Мейджора, или магнетически обаятельный Салим Дау — в роли египетского миллиардера-мецената Мохаммеда Аль-Файеда.

Пятый сезон сфокусирован на событиях первой половины девяностых годов — периоде, когда кабинет министров Великобритании после Маргарет Тэтчер перешёл в подчинение Джону Мейджору, а сам ход истории зримо противопоставил кризису британской монархии полную драматизма судьбу свободолюбивой и безумно популярной в народе принцессы Уэльской. На примере всё больше теряющей контроль над эпохой королевы, чья практическая миссия свелась к регламентированному перерезанию ленточек, и всё никак не желающей играть роль миловидной «птички в золотой клетке» принцессы Дианы, нам акцентированно (а что мы хотели, это ж Netflyx) показаны судьбы двух неординарных женщин — в известных, хотя, по мнению многих современников, и не вполне объективных исторических декорациях. Кстати, о декорациях: спасибо вездесущим киношникам — их стараниями лишь и побываешь в недрах Букингемского дворца или Виндзорского замка (помню, как был преисполнен благодарностью создателям «Молодого Папы» за экскурсию по Апостольской резиденции в Ватикане).

...Мир сотрясается от противоречий и грохота распадающихся империй — но увенчанную короной Систему куда больше заботит судьба яхты «Британия», от финансирования которой меж тем трещит по швам государственная казна, и — «ох уж этот скорбно-жопный 1992 год!» — бракоразводные процессы в королевской семье. Смена поколений, при этом, не предвещает монархии ничего хорошего — учитывая планы рефлексирующего престолонаследника Чарльза и, в целом, общественные настроения. Сделав зрителей свидетелями подробной, насквозь мелодраматической хроники расставания Дианы и Чарльза (особо отмечу в этой связи и вызывающую озноб детективную линию в показе подоплёки скандально откровенного интервью Дианы репортёру телеканала BBC Мартину Баширу, и всесторонний, порой накрывающий штормом эмоций обзор происходящего в сердцах и поступках героев, их попытки адаптироваться в новой жизни), создатели сериала ставят паузу на последнем месяце жизни принцессы Уэльской — оставив нас в трагическом предощущении финального сезона.

Оставлю право судить о сбалансированной правдивости байопика непосредственным участникам и современникам показанных эпизодов: известно, к примеру, что британские экс-премьеры Джон Мейджор и Тони Блэйер были настолько не в восторге от того, как расставлены акценты, что дело обернулось несдержанными выступлениями в прессе и даже властными рекомендациями «Нетфликсу» сообщать в сериальных титрах о художественных допущениях — на что создатели «Короны» ответили тем, что, наоборот, вставили уведомление о «соответствии сценария реальной истории». Но с моей стороны было бы упущением не упомянуть в финале обзора шестую, «русскую» серию сезона, имеющую красноречивое название «Ипатьевский дом».

Речь в эпизоде идёт о трагической судьбе расстрелянной большевиками в 1918 году семье Романовых (принц Филипп — потомок Николая I), останки членов которой были обнаружены в 1991-м и впоследствии, после многочисленных и кропотливых исследований ДНК (не без помощи осознавшего в себе «русскость» супруга британской королевы), захоронены. Русский эпизод парадоксальным образом вызывает — в равной степени — как ироничный скепсис (чего стоит один только Борис Ельцин, показанный во время его встреч с Елизаветой Второй нарочито упрощённо и карикатурно), так и огромный душевный резонанс (погружение в атмосферу расстрела царской семьи, доходчивое объяснение результатов научной работы над останками, благодаря которым невольно вспоминаешь сериал «Чернобыль», рассуждения королевы об исторической дружбе двух наций, щемящий национальный колорит и т.п. ). За неимением достойных исторических (а не квазиисторических и, тем более, пропагандистских) киноработ на Родине — довольствуемся Родиной, которую нам возвращают и показывают иностранцы.

Черту под сериалом «Корона» подводить рано, впереди финальный сезон — но уже сейчас нельзя не отнестись с уважением к этой работе. Пусть во многом упрощённой, пусть акцентированной, а местами даже комплиментарной — но бесспорно живой и дающей. повод для размышлений.

Виктору Пелевину — 60

Сегодня, 22 ноября 2022 года, исполнилось 60 лет писателю Виктору Пелевину — без книг которого трудно, а порой и невозможно представить современную российскую культуру. Бытует даже устойчивое мнение, что сама реальность подчас соткана из пелевинских смыслов и не лишённых сарказма озарений. Я впервые познакомился с творчеством будущего гуру в конце девяностых, прочитав разом роман «Чапаев и Пустота» и сборник «Жёлтая стрела». Вскоре подоспел и программный опус мастера — «Generation „П“», ознаменовавший собой начало эпохи Пелевина. Неоднократно публиковал здесь отклики на прочитанные книги сегодняшнего юбиляра, чем не уместный повод устроить в этой связи небольшую ретроспекцию:

В феврале 2012-го рассматривал «S.N.U.F.F.» в оптике «Улитки на склоне» Стругацких: боевой лётчик Демьян-Ландульф Дамилола Карпов как духовный брат учёного Кандида, тщетно искавшего источник разумной деятельности в параноидальном Лесу;

В октябре 2015-го разбирал двухтомного «Смотрителя», погрузившись с головой в чан Франца Месмера и вылавливая оттуда цитаты из Шопенгауэра;

В ноябре 2017-го, после «iPhuck 10», радовался, что в России есть свой Курт Воннегут с замашками Джонатана Свифта;

В октябре 2018-го проводил параллели между «Тайными видами на гору Фудзи» и «Даром Орла» Кастанеды;

В октябре 2019-го горячо одобрил сборник «Искусство лёгких касаний» за незыблемость немеркнущих концепций, футуризм и — Пелевин с картинками! — офорты Гойи;

Ну, а в августе 2021 года в буквальном смысле воспел и пристально рассмотрел объёмный роман «Непобедимое Солнце» через магические витражи теософской концепции Елены Блаватской и философских работ Василия Розанова.

Остаётся пожелать Автору этих замечательных книг долгих лет жизни и процветания, а всем нам — новых прекрасных погружений в его миры. С юбилеем Вас, мастер!

Поклон Дэну Маккаферти

8 ноября 2022 года ушёл в Вечность Дэн Маккаферти — вокалист и легендарный фронтмен шотландской рок-группы «Nazareth». Вклад Маккаферти в развитие мировой рок-музыки — бесценен. Предлагаю посредством нашей рубрики «Клуб громовержцев» прямо здесь и сейчас вспомнить жизненный и творческий путь Звезды.

14 октября 1946 года в Данфермлине (Шотландия) появился на свет Уильям Дэниел Маккаферти — знаменитый шотландский рок-вокалист и автор песен, известный поклонникам хард-рока прежде всего как фронтмен легендарной группы «Nazareth». Ещё в детстве музыкант научился играть на волынке, а воспитывался он на песнях таких рок-н-ролльных грандов, как Литл Ричард, Элвис Пресли, Чак Берри и Отис Реддинг. В 1965 году Маккаферти присоединился к кавер-группе «The Shadettes», а в декабре 1968 года коллектив сменил название на «Nazareth». В 1971 году группа переехала в Лондон и записала свой дебютный альбом. С тех пор Дэн Маккаферти олицетворял своей персоной этот прославленный коллектив, записав с «Nazareth» 23 номерные пластинки (большинство из них давно и по праву являются классикой хард-рока и тяжёлого блюза), а также выпустив за эти легендарные годы два сольных альбома – «Dan McCafferty» (1975) и «Into the Ring» (1987). В августе 2013 года, вскоре после участия группы на ежегодном фестивале в Швейцарии, Дэн Маккаферти к огромному огорчению поклонников сделал заявление, что вынужден покинуть «Nazareth» по состоянию здоровья: после исполнения на фестивале трёх песен 66-летнему Дэну стало плохо и он начал задыхаться. Слухи об инфаркте были опровергнуты, поскольку проблемы возникли в связи с хроническим заболеванием лёгких. «За эти годы мы многое смогли сделать, у нас много песен, много хитов, много поклонников, и всё это намного важнее, чем каждый из участников группы – и это не только моё мнение!» — сказал Дэн, покидая родное детище. После выпуска альбома «Rock`n`Roll Telephone» Дэн Маккаферти привёл в «Nazareth» шотландскую певицу Линтон Осборн, которая продержалась в группе только до января 2015-го. В феврале 2015 года вокалистом «Nazareth» стал Карл Сентенс, в прошлом участник коллективов «Persian Risk», «Geezer Butler Band» и «Krokus», а завязавший с концертной деятельностью экс-фронтмен занялся сольным творчеством: 18 октября 2019 года увидел свет альбом «Last Testament» — третий сольник Дэна Маккаферти и первый, записанный им после 1987 года. Дэн Маккаферти был женат и является отцом двух детей. Не справившись с одолевавшими его недугами, 8 ноября 2022 года легендарный певец скончался в возрасте 76 лет. Такие дела.

Лучшее российское кино 2008 года: это жизнь, а её — хрен поймёшь!

Как могли заметить некоторые читатели и гости сайта, на этих страницах, в числе прочего, уже не первый год ведётся въедливое исследование отечественной кинопродукции, выпущенной начиная с 2000 года. Настало время в девятый раз представить вам список тщательно отобранных российских художественных фильмов (всегда особо отмечаем, что сериалы отслеживаются, но намеренно остаются вне данного проекта) — и на сей раз речь об игровом кино 2008 года. А прямо здесь давайте, по традиции, вкратце опишем замеченные тенденции этого периода, поговорим о достоинствах и недостатках, а в конце, как повелось, вашему вниманию будет представлен итоговый список самого рекомендуемого «золота» за кинематографический сезон 2008 года.

В 2008 году пост президента страны занял новый лидер — Дмитрий Медведев. Началась кратковременная эпоха, которая впоследствии получит не лишённое иронического подтекста название — «Медведевская оттепель». Свежие дуновения, подпитанные надеждами, не заставили себя долго ждать во многих сферах: не осталась в стороне и отечественная киноиндустрия, чья продукция к этому времени стала убедительнее, зрелищнее и ближе к стандартам качества. Ещё бы только умелых сценаристов — побольше. Внимательно, по моему примеру, ознакомившись с российскими фильмами 2008 года, зритель без особого труда заметит несколько безусловных тенденций.

Первой из них является корпус кинопроектов, переносящих нас в суровую российскую историю, и первым делом — в легендарные события Гражданской войны, началу которой в мае 2008 года исполнилось ровно 100 лет. В числе запоминающихся фильмов, посвящённых означенным дням — и крепко сделанный «Адмиралъ» Андрея Кравчука, и не менее вкусная стилизация «Господа офицеры: Спасти императора» Олега Фомина (своеобразный оммаж «Неуловимым мстителям» и «Шестому»), и к ним же отнесём, в качестве мерцающего преддверия — мрачно-готический «Морфий» Алексея Балабанова и «Багровый цвет снегопада» Владимира Мотыля. Вообще, ожидаемо много погружений в прошлое страны: от откровенно клюквенных, что уж греха таить, проектов «Александр. Невская битва» и «Русичи» о совсем уж древних событиях и героях — до умело, а порой и мастерски осмысленных историй о более позднем периоде, на примере картин «Петя по дороге в Царствие Небесное» Николая Досталя, «Придел ангела» Николая Дрейдена, «Исчезнувшая империя» Карена Шахназарова — и весьма оригинальной творческой рефлексии, нашедшей яркое преломление в таких фильмах, как «Стиляги», «Бумажный солдат», «Мы из будущего». Войнам, к слову, режиссёры уделили значительное внимание: от традиционных картин о Великой Отечественной («Бой местного значения», «Живи и помни» по роману Валентина Распутина, «Мой бедный Марат», о которой ещё вспомним чуть ниже, только что упомянутая мною талантливая фантазия «Мы из будущего», «Ни шагу назад!», «Риорита», «Обречённые на войну» по роману Василя Быкова «Пойти и не вернуться») до относительно нечастого обращения к Чеченскому конфликту («Пленный» Алексея Учителя).

Ещё одна зримая тенденция, о которой невозможно не сказать — этнический колорит, которым окрашена и пронизана целая вереница фильмов 2008-го: это и впечатанный золотом в отечественный драматический киноэпос «БаксЫ», и не менее запоминающийся шедевр «Дикое поле», и тот же, упоминавшийся ранее «Бумажный солдат» (кстати, я склонен считать данный фильм самой досадной неудачей года), и превращённый в киноверсию «Подарок Сталину», и «Старшая жена», и по праву собравший кучу фестивальных наград «Тюльпан», и даже комиксно-беспомощный «Мираж» — реальное ощущение, что степи Казахстана и дыхание суровой природы Монголии вдруг разом окрылили своей безысходной поэтикой наших кинотворцов. Говоря о других трендах, отметим целую россыпь лишённых смысла новогодних комедий, несколько литературных экранизаций, в основной своей массе не выдерживающих серьёзной критики («Взятки гладки» по «Доходному месту» А.Островского; «Гоголь. Портрет загадочного гения» по воспоминаниям современников  вечно загадочного и по сей день непознанного автора «Ревизора» и «Мёртвых душ»; «Мой бедный Марат» — пожалуй, худшее воплощение блокадной пьесы Алексея Арбузова; нудный и лишённый булгаковского языка балабановский «Морфий»; «Невинные создания» — обидная профанация рассказов Аркадия Аверченко; наигранно-истерический «Похороните меня за плинтусом» по нашумевшей книге Павла Санаева, «Сцены из жизни богемы» с текстом Анри Мюрже родом из 1851 года, которым, то и дело запинаясь, оперируют маргинальные «жители богемного дна» современного Питера, и совершенно претенциозный «Сад» Сергея Овчарова — попытка измазать бессмертную пьесу А.Чехова эксцентричной пошлостью и искусственно привнесённым гротеском; зато в этом ряду мерцает жемчужиной очень душевный фильм С.Говорухина «Пассажирка» по морскому рассказу Константина Станюковича).

Несколько байопиков (точнее сказать — их подобий), в числе которых — и вполне удавшийся «Адмиралъ», и вызывающий горькую усмешку «Александр. Невская битва», и, увы, такие же малоубедительные и больше похожие на выжимку из жёлтой прессы «Мой муж — гений» о гениальном физике Льве Ландау и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» о гонимом поэте Иосифе Бродском. «Похороните меня за плинтусом», при всём уважении к семье Павла Санаева, к этой категории относить и вовсе нет резона. Несколько подробных обращений к профессии врача («Дикое поле», «Морфий», «Бумажный солдат», «Котов», «Чужие»), несчётно много Сергея Гармаша и Алексея Серебрякова, русской народной группы «Ленинград» и молодёжной тематики — в разной степени качества и достоверности («Все умрут, а я останусь», «Закрытые пространства», «Исчезнувшая империя», «Мы из будущего», «Нирвана», «Ночь бойца», «Скажи Лео», «Стиляги», «Стритрейсеры»). Несколько более чем убедительных брутальных триллеров  для ценителей суровых реалий («Домовой», «Мираж», «Новая земля», «Тот, кто гасит свет», «Холодное солнце», «Чизкейк», «Юрьев день»). Ну, а прежде чем перейти к списку несомненных удач 2008-го, хочется упомянуть картины, которые по разным причинам — даже при наличии симпатии к авторам — не удостоились чести быть вошедшими в наш золотой реестр. Имели некоторый шанс, но, как говорится, есть нюансы: «2-АССА-2» (искренне удививший столь разнузданной шнягой С.А.Соловьёв), «Бумажный солдат» (А.Герман-младший), «Закрытые пространства» (И.Ворскла), «Исчезнувшая империя» (К.Шахназаров), «Мой муж — гений» (Т.Архипцова), «Морфий» (А.Балабанов), «Нижняя Каледония» (Юлия Колесник), «Новая земля» (А.Мельников), «Подарок Сталину» (Р.Абдрашев), «Придел ангела» (Н.Дрейден), «Чизкейк» (Е.Звездаков), «Чужие» (Ю.Грымов). К невыразимым и вызывающим испанский стыд курьёзам 2008 года отнесу фильмы «Гитлер капут!» (нечто эксцентричное и цензурно неописуемое с участием топовых и, что удивительно, частью уважаемых актёров), «Не думай про белых обезьян» (натужная социальная драма Юрия Мамина, в которой герои разговаривают графоманскими стихами), «Сцены из жизни богемы» (то же самое, но в прозе — выше мы уже об этом фильме вели речь), «Пятница 12» (богато снятая «пародийная пародия» на триллер — с участием топовых, опять же, актёров), и упоминавшиеся уже «Русичи» и «Сад».

Ну, а теперь — алфавитный список реально ценных и значимых отечественных фильмов 2008 года по версии нашего сайта и моему персональному мнению — что называется, на хозяйских правах. За каждую из перечисленных картин, будь то становящаяся с годами лишь афористичнее комедия «День Радио» Дмитрия Дьяченко в ансамбле с «Квартетом И» или хтонически бездонный и пробирающий до ледяных мурашек «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, награждаю их авторов респектом и уважухой, а вам, уважаемые читатели, рекомендую каждую из них к просмотру и осмыслению. Посмотрите, пересмотрите, поплачьте и посмейтесь. Есть во всём этом нечто стоящее внимания. Исследовательский проект, каким бы он порой не казался сложным с эстетической точки зрения, намерен стойко продолжать, так что — до следующих обзоров!

1. АДМИРАЛЪ (Андрей Кравчук)
2. БАКСЫ́ (Гульшад Омарова)
3. ВСЕ УМРУТ, А Я ОСТАНУСЬ (Валерия Гай Германика)
4. ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ: СПАСТИ ИМПЕРАТОРА (Олег Фомин)
5. ДЕНЬ РАДИО (Дмитрий Дьяченко)
6. ДИКОЕ ПОЛЕ (Михаил Калатозишвили)
7. ДОМОВОЙ (Карен Оганесян)
8. ЖИВИ И ПОМНИ (Александр Прошкин)
9. МЫ ИЗ БУДУЩЕГО (Андрей Малюков)
10. НИРВАНА (Игорь Волошин)
11. ПАССАЖИРКА (Станислав Говорухин)
12. ПЕТЯ ПО ДОРОГЕ В ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ (Николай Досталь)
13. ПЛЕННЫЙ (Алексей Учитель)
14. СТАРШАЯ ЖЕНА (Иван Соловов)
15. СТИЛЯГИ (Валерий Тодоровский)
16. ТОТ, КТО ГАСИТ СВЕТ (Андрей Либенсон)
17. ТЮЛЬПАН (Сергей Дворцевой)
18. ЮРЬЕВ ДЕНЬ (Кирилл Серебренников)

Поклон Джерри Ли Льюису

28 октября ушёл в вечность Джерри Ли Льюис — легендарный американский пианист и певец, последний из числа остававшихся в живых первопроходцев рок-н-ролла. Отныне этот жанр современного искусства, родившийся в середине двадцатого столетия, имеет полное право считаться немеркнущей классикой — наряду с наследием симфонических мастеров иных времён.

Предлагаем желающим перейти по прямой ссылке и вспомнить жизненный и творческий путь ушедшей Легенды в нашем «Клубе громовержцев». И — да здравствует рок-н-ролл!

Стивену Кингу — 75!

Сегодня американский писатель Стивен Кинг отмечает своё 75-летие — и нам с вами просто невозможно обойти вниманием столь внушительную дату. На страницах этого сайта уже публиковался объёмный материал к 70-летию мэтра, к которому мне, как автору, сложно добавить что-либо более содержательное. В этой связи предлагаю впервые собранную воедино подборку своих рецензий на книги и фильмы, к авторству которых приложил руку мистер Стивен Кинг. Друзья, нам с вами здорово повезло быть современниками столь талантливого мастера — живого классика мировой остросюжетной фантастики. Поздравим же и себя — с этим праздником.

От «Кэрри» до «Бессонницы»: экскурсия по книгам Стивена Кинга, увидевшим свет в 1974—1994 гг.

Мой отклик на сборник «Лавка дурных снов»

Рецензия на роман «Пост сдал»

Рецензия на роман «Спящие красавицы»

Рецензия на роман «Чужак»

Рецензия на роман «Институт»

Экспресс-обзор 50-ти фильмов по произведениям Стивена Кинга