Истина нигде: постигая «Искусство лёгких касаний»

Получил большое удовольствие от новой книги Виктора Пелевина «Искусство лёгких касаний» — эта работа ничуть не проигрывает прошлогодним «Тайным видам на гору Фудзи», о чём мы в свой черёд здесь с вами размышляли. Будучи закоренелым концептуалистом, Пелевин в очередной раз достаёт из рукава все имеющиеся в его любовно собранной коллекции мультикультурные пазлы и, наловив в мешок ухмылки чумазых химер в отсвете едва остывшего нотр-дамского пожара, вовлекает читателя в новую игру по сборке очередного сюжета. Как обычно, по Пелевину можно сверять часы — время будет самое актуальное. При этом автор оставляет каждому право индивидуального осознания и понимания начального смысла и конечной цели такой игры.

Книга делится на три разноформатные части, напрямую никак не связанные друг с другом. Повесть «Иакинф» — классический Пелевин, которого любит и понимает большинство. Горный маршрут в компании нескольких тянущихся к духовному познанию туристов-хипстеров, заносчиво называющих себя «моделью новой России» и сопровождаемых, ох, непростым проводником Акинфием Иванычем — доставляющая удовольствие разминка. Будет над чем посмеяться, будет чему ужаснуться — в общем, всё как мы любим. Далее — основное и пронизанное самыми причудливыми вкусовыми оттенками блюдо: представленный в виде дайджест-пересказа роман «Искусство лёгких касаний»: здесь Пелевин выдаёт полный набор своих приёмов и наработок, исследуя природу самого могущественного бога нашей эры — Разума. Под покровами мировой закулисы (будем следить за стилизованным под политический детектив некоего Константина Голгофского расследованием отравления генерала ГРУ в контексте масонских штучек и актуальных политических заговоров типа вмешательства в выборы и т.п. ), сквозь мерцание «татуированной ноосферы» проступают лики маркиза де Сада и офорты Гойи (кстати, давненько мы не листали иллюстрированных пелевинских книг), а из проступающих цитат Кастанеды и Сартра можно, при желании, выстроить Вавилонскую башню. Всё это роскошество  - в рамках обозначенной формулы: «в двадцать первом веке нет никакой разницы между культурными процессами и военными действиями». Ну, а завершается сборник небольшой зарисовкой «Столыпин» на жанровом стыке сатиры и фантастики (многие уже забыли, но Пелевин, вообще-то,  футурист от Бога): нас ждёт встреча с героями прошлогоднего романа «Тайные виды на гору Фудзи», которых мы найдём в весьма причудливых, но не ломающих их душевного комфорта обстоятельствах.

...И сразу вспомним «Жёлтую стрелу», мысленно оценив как размах, так и незыблемость немеркнущих концепций Автора. Очередной круг замкнут, самое время лёгким касанием рассыпать пазлы — в преддверии новой игры.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня