О прочитанном романе В.Пелевина «S.N.U.F.F. »

Под занавес минувшего года увидела свет четырнадцатая книга Виктора Пелевина. Сегодня я завершил с ней знакомство – спасибо прекрасной свояченице. Пелевин дядька правильный и умный, он мне интересен со времени своих классических книжек – и чем дальше, тем больше лично я склонен называть его главным русским автором поколения, родившегося до Олимпиады-80. И его, конечно же, рекомендуется читать в хронологическом порядке, начиная с «Омона Ра», «Жизни насекомых», «Чапаева и Пустоты», рассказов «Жёлтой Стрелы». Ну, а новый, 478-страничный роман получил название «S.N.U.F.F. »: примечательно, что ровно под таким же названием, но только без отточий, в то же самое время выпустил новую книгу и легендарный британец Терри Пратчетт. Забавное пересечение, что и говорить.

Новейшее произведение самого влиятельного интеллектуала России не открывает читателю, находящемуся «в теме», сколь либо нового Пелевина, а купившегося на броскую обложку неофита, скорее, отпугнёт тяжеловесными лексическими конструкциями – но при всём при этом книга очень интересна и, как говорится, «имеет моменты». Во-первых, здесь ворох ассоциаций и аллюзий – тем, кто понимает в них толк, путешествие покажется лакомым. Впрочем, какой же Пелевин без постмодерна? Во-вторых, основное жанровое русло здесь – упакованная в антиутопию и щедро приперчённая политической сатирой научная фантастика, что само по себе нам, гурманам, щекочет носы. В-третьих, если убрать за скобки неизменную пелевинскую брутальность (в данном случае, скорее, мешающую повествованию и порой попросту сбивающую его с темпа), книга очень даже искрит – особенно если вы назовёте среди ваших любимых отечественных романов «Улитку на склоне» братьев Стругацких. Кому как, а мне на ум пришла именно эта параллель: Демьян-Ландульф Дамилола Карпов, вооружённый беспилотной камерой «Hennelore-25» с полным оптическим камуфляжем боевой лётчик CINEWS INC (корпорации, которая снимает новости и снафы) и потерпевший вертолётную аварию учёный Кандид (Молчун), тщетно ищущий источник разумной деятельности в параноидальном Лесу, в котором идёт жестокая война между аборигенами и амазонками. В случае с новым романом Пелевина, в роли амазонки выступает Кая, любимая сура Дамилолы (резиновая кукла-робот с выставленными на максимум режимами сучества и духовности).

А происходит всё в далёком будущем – настолько далёком, что это уже фактически настоящее. Мир давно пережил пришествие Антихриста, распад Америки и Китая, девальвацию и распад любых смыслов и идеалов. В этом постапокалипсисе следует видеть разницу между Маниту (высшее божество), маниту (деньги) и маниту (компьютерные мониторы), здесь всё претерпело искажение и переиначивание, слившись в причудливый новояз. Здесь войны придумывают, как компьютерные программы (обратим внимание, как изящно автор дарит своим старым фэнам батальную сцену в духе «Принца Госплана»). Здесь нет порнографии – её заменяет просмотр лиц людей, смотрящих порнографию. Здесь давно нет творцов, которых заменили безликие сомелье. Нам предложено окунуться в атмосферу противостояния двух стран: населённого отсталыми орками Уркаинского Уркаганата (государственный язык — верхне-среднесибирский) и висящего над ним в виде гигантского чёрного шара государства-демократуры Бизантиум (Биг Биз) (государственный язык — церковноанглийский). Орки Грым и его подруга Хлоя – как некие подопытные экспонаты, а по другую сторону (по сути же, внутри них) – вооружённый всевидящим оком «Хеннелоры» делатель киновостей лётчик Дамилола, пресыщенный общением с запрограммированной на максимальное «сучество» куклой Каей… Конечно, это не лучшая книга Виктора Пелевина. Но это одна из лучших умных русских книг, которые я брал в руки за энное количество времени. И я уверен, что я ещё вернусь к роману «S.N.U.F.F. » — недаром в нём нашлось столько объединяющих нас с его автором художественных моментов, взять хоть сцену с Всадниками Апокалипсиса. Хорошая книжка, рекомендую всем тем, кто творит жизнь без помощи креативного доводчика.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня