Вышел очередной альбом «Нечётного воина» — основанного в 2005 году сайд-проекта, в котором музыканты группы «Би-2» с множеством коллег по цеху время от времени исполняют песни поэта и бывалого бобруйского музыканта Михаила Карасёва, сыном сестры которого является Шура «Би-2» Уман. Выпущенный на днях релиз обозначен цифрой 5, хотя, в силу разветвлённой нумерации, это уже седьмой альбом «семейного» проекта.
«Нечётный воин-5» выпущен в день 70-летия Михаила Карасёва, о котором мне будет уместно немного тут рассказать. Автор многих будущих суперхитов и концептов группы «Би-2» (в их числе, к примеру, ставший уже радиоклассикой «Мой рок-н-ролл») родился в Бобруйске, где закончил химтехникум, но предпочёл стезю музыканта, став чуть позже автором и бас-гитаристом группы «Солнечная Сторона». Группа имела официальный статус и неофициальное название («Караси»), некоторое время выступала под крышей Костромской филармонии и выпустила диск на «Мелодии» — обосновавшись на базе усадьбы в Мышковичах (база представляла собой загородный ресторан близ Кировска и Бобруйска). В конце восьмидесятых жизнь в Могилёвской области, где КГБ СССР, невзирая на перестроечные времена, не особо церемонился с литераторами и неформальными авторами, стала для свободолюбивого Карасёва и его друзей настолько невыносимой, что музыкант был вынужден эмигрировать с семьёй в Израиль. Там, купив недорогое жильё в Ашдоде, работал в гранитной мастерской по изготовлению памятников, а через два года каторжного, в прямом смысле, труда устроился на завод — где вскоре по стечению роковых обстоятельств попал под цеховую машину и чудом выжил, оставшись инвалидом после полученных увечий (виновный в ЧП рабочий наказания избежал). После этого случая у музыканта и стали рождаться те самые песни, которые многим известны благодаря стараниям Шуры Би-2, карасёвского племянника — неизменно пронизанные пресловутым туманно-философским отстранением и «акварельностью».
Нужно сказать, что «Нечётный воин» всегда был больше славен своей визуально-эстетической стороной, нежели наличием в трек-листе цепких поп-рок-шлягеров (говоря откровенно, с трудом вспоминается что-то после «Медленной звезды» из самого первого выпуска). Хоть за всё время существования в столь масштабном проекте приняли участие чуть ли не все гранды отечественной рок-сцены нескольких поколений (чем вам не «Фабрика звёзд» в рок-формате?), реально значимых хитов на выходе слушатель, увы, так и не получил. Зато нет худа без добра: всякий раз проект необычайно вкусно упакован в обёртку того или иного культурного феномена: сейчас обложка отсылает к эпохе видеосалонов и культовой кинопродукции в формате VHS. Супер!
Что касается песенно-музыкального содержания, то тут по-прежнему — преобладание гипнотически-снотворного и не шибко выразительного симфонизма (бесконечные опусы про снег и божественное присутствие) и неплохих, в общем, оммажей восьмидесятым годам (особенно пришлись по вкусу в этой связи прошитый саксофонным саундом трек «Поэт» в исполнении Евгения Маргулиса и эпические «Деньги на ветер» (они же — «Идущий по самому краю») с классическим рок-мейнстримовым вокалом Натальи Ибадин). В числе приглашённых в новый выпуск музыкантов — уже давно ставшие членами семейства «Би-2» Настя Полева (к своему разочарованию, не услышал в треке «On fate» чего-либо интересного), вышеупомянутый обладатель «хитового билета» Евгений Маргулис, неповторимый Андрей Мисин (делал, если честно, ставку на участие мэтра, но выпавший ему «Ной» что-то никак не зацепил), а также — легендарный метал-гитарист и певец Валерий Гаина, группы «Моя Мишель», «Сети» и менее известные гости.
В альбоме маловато яркости и творческой магии. Имеют место автоцитаты и задумчивая симфо-акустика. В нём также звучат голоса как самого Михаила Карасёва (один из понравившихся треков — «Последний человек», скрипка в котором невольно напомнила «Белую ночь» ДДТ), так и детей Шуры Би-2 — Евы и Оливера. Именно сыну Шуры был доверен стартовый трек пластинки, вполне созвучный эпохе своим трогательным посланием.