Игра «Atomic Heart»: вперёд, в прошлое!

Редко пишу про компьютерные игры, но в случае с только что выпущенной «Atomic Heart» скрыть восторг вряд ли получится. И дело не только в том, что это — впечатляющий старт для отечественной студии «Mundfish» (разработавшей в 2018 году VR-игру «Soviet Lunapark», ставшей непосредственным прототипом «Атомного сердца»), но и в самом факте настолько удачной материализации данного ролевого шутера с ретро-футуристической начинкой.

Сеттинг сразу кидается на шею, что твой век-волкодав. Причудливые и сотканные из парадоксов декорации альтернативной советской истории образца 1955 года: война завершена в 1942-м, когда перед своим быстрым поражением нацисты успели выпустить в мир смертоносный вирус «коричневой чумы», из-за чего СССР был вынужден восполнять большие людские потери роботами и круто преуспел в этом, оснастив своими механизмами (с коварным умыслом, само собой) кучу прозябающих капиталистических стран и отправив первого человека в космос — уже в 1951-м. Наука настолько продвинулась, что аж может вылавливать из пространства песни из репертуара Цоя и Пугачёвой, которые ещё только будут написаны в далёком будущем. На улицах — солнечный коммунизм из ранних романов Стругацких. Делами в стране, вестимо, рулит Политбюро и прославленный академик Дмитрий Сеченов — бог и царь, однажды создавший жидкий программируемый модуль на основе полимеров, с успехом применив те благословенные нейрополимеры в народном хозяйстве, и вот теперь, вдохновенно грезя планетой Союза Знаний, сделавший реальностью беспроводной искусственный интеллект «Коллектив 1.0» — объединивший всех роботов в управляемую сеть. Мы свидетели нового этапа глобального проекта: посредством устройства «Мысль» задумано массово вводить полимер в человеческое тело и положить тем самым начало «Коллективу 2.0», синтезировав разум советского человека и всепобеждающей машины (под лозунгом «Коллектив» — это рука добра, обнимающая всех людей!"). Многие отметят, что Сеченов в предложенной ипостаси — невероятно схож с инженером Петром Гариным из бессмертного романа Алексея Толстого.

По воле предателя, прямо накануне старта проекта, система переживает сбой — и вот, на территорию Предприятия 3826, где запрограммированные на злодейство роботы влёгкую умертвили сотрудников, отправлен герой сложной судьбы, майор спецназа КГБ Сергей Нечаев — призванный спасшим ему жизнь Сеченовым навести порядок без лишней пыли и шума и — без ведома партийных товарищей. Герою предстоят приключения и горькие моменты самопознания — в компании с разговорчивой и многое умеющей перчаткой, являющейся разумом ранее убитого коллеги Сеченова.

Игра, на мой взгляд, выдающаяся в своём сегменте. Некий синтезированный оммаж, «всем сестрам по серьгам». С эстетикой понятно, это на поверхности: аутентичные киоски, павильоны, автомобили, языковая среда, музыка (тут создатели отдельно и на совесть поработали), полное погружение в утопически-коллективный рай «Homo Soveticus» — с леденящим эффектом изнанки. Стрелялки, головоломки — в щедром ассортименте. Сюжет, как видим — рассказик на страницу, и он тоже оммажен — отправили спецназовца Шарикова (зачёркнуто) метросексуального майора КГБ с отбитой и заблокированной памятью расчищать авгиевы конюшни мира, в котором Джордж Оруэлл задумчиво разглядывает наше настоящее. А вот архивные записи, которые нашему вконец запутавшемуся майору из секретного спецотряда «Аргентум» открывает в финале мятежная докторша-нейрохирург Лариса Филатова, где объясняется этот мир от и до, даже почему главный герой постоянно «разговаривает матом», и всё в целом наполнение — от упомянутого «радио будущего» до погружения в механику балета (в разработке игры была задействована балерина), архитектуру, футуристический театр, психологию, хитроумные военные и научно-технические разработки — и всё нам даётся порционно, стягивается по ниточке в узел.

Сексуальная жизнь андроидов и аспект их подчинения-неподчинения людям, или показанное в коде игры истинное, боевое лицо якобы мирных роботов, спящих агентов проекта «Атомное сердце» — тоже ценно. Есть даже чисто психоделический сегмент — похожая разом на все круги Дантева ада ниша самоощущения героя, когда он вдруг, разглядывая свои пушистые кошачьи лапки (не спрашивайте, это личный гнозис разрабов) поставлен перед выбором входа в одну из трёх дверей: ПЫТКИ — ОТРЕЗАТЬ — БОЛЬНО. И ценно, что там, за каждой дверью, и кто он там, и как проходит эта инфернальная экскурсия сквозь ментальные блоки и огороженные испачканными медицинскими ширмами страхи. Есть и куча других моментов, за которые простоту сюжета авторам не то что прощаешь, а понимаешь, что сюжет тут не так уж первичен. Наполнение, смыслы — эта игра про такое. Раскидываешь взбунтовавшиеся железяки — а попутно слушаешь жизненные истории научных сотрудников (да, здесь мёртвые могут некоторое время передавать ценную информацию и не лишены порой остроумия), постигаешь футуристическую социологию, читаешь пронизанные культурными отсылками служебные записки — с головой, в прямом смысле, погружаясь в мир Советской Утопии. Не играющим советую, всё же, хотя бы посмотреть летсплей для эстетического погружения (файтинг можно пролистывать, хотя как пролистаешь, скажем, сцены в автомобиле — когда майор мочит суетливых летающих роботов под добрынинских «Бабушек-старушек» или под цоевскую «Звезду по имени Солнце»).

Игра — многослойная, каждый возьмёт на своем уровне: возможно, не всяк считает миллион отсылок, от «Автостопом по Галактике», «Я — робот», «Приключений Электроника» и «Понедельник начинается в субботу» до вселенной культовых игр и фильмов, но бойкую бабу Зину, вооружённую то автоматом, то кухонным половником и перемещающуюся по воздуху на объекте «Кондор» — избушке, начинённой гиперсовременным оборудованием (привет тем же Стругацким и ютьюб-проекту Сергея Васильева «Русская кибердеревня»!) — поймёт и полюбит любой. Весь геймплей, к слову, пронизан постоянно возникающими телевизорами с фрагментами мультсериала «Ну, погоди!». Можно позависать, при желании.

Помимо вышесказанного, любопытен аспект адаптации игры к международному рынку: зарубежному пользователю, который явно не поведёт бровью при цитировании песни из «Приключений Электроника», мемов «прос#али все полимеры» и «прости нас, Юра, мы всё про##али» (ну, или, допустим, целого набора фраз из «Бриллиантовой руки») — также предложены вполне считываемые пасхалки. При просмотре летсплея в международной локализации видно, что звучащая в игре чуть ли не целиком «Падаль» Бодлера благополучно сохранена для французов, американцы, помимо россыпи игровых мемов и киноцитат, считают цифру 451, звучащую чуть ли не в первые десять минут геймплея, британцам есть от чего оживиться, узрев среди текстовых материалов фразу «Спасибо за рыбу!», при том, та же баба Зина, которая сама по себе визуально выглядит как недавно покинувшая мир королева Елизавета Вторая в её знаменитом зелёном платочке, в британской версии вместо «Полный п##дец!» восклицает на камеру: «Royal f##k!», а поляков, возможно, умилит упоминание в диалоге семейной пары на улице имён персонажей саги о Ведьмаке. Уважили даже любителей афоризмов: в одной из сцен герои натыкаются на мёртвую корову, которая щедро одаривает их литературно-философскими цитатами, от Шиллера до Сергея Михалкова и Станислава Ежи Леца, с упоминанием коровьего племени.

Отличный старт, студия «Mundfish». От лозунга «Вперёд, в прошлое!» теперь — только вперёд!

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии