Дата концерта: 9 февраля 1991 года
Место проведения: Москва, ДК МЭЛЗ
Артист: группа «АКВАРИУМ»
Сет-лист выступления группы «АКВАРИУМ»
(программа лучших песен «Дело мастера Бо»):
1. Мир, как мы его знали
2. Молодые львы
3. Вана Хойа
4. Джунгли
5. Боже, храни полярников
6. Ангел
7. Пока не начался джаз
8. 10 стрел
9. Песня для нового быта
10. Моей звезде
11. Диплом
12. Камни в холодной воде
13. Дело мастера Бо
14. Китай
15. Сестра
16. Почему не падает небо
17. Не стой на пути у высоких чувств
18. Аделаида
19. Святой князь Герман
20. Не трать время
21. День радости
22. Горный хрусталь
23. Она может двигать
24. Встань у реки
25. Вавилон / Аристократ
26. Мальчик
27. Серебро Господа моего
В конце января 1991 года в Москву нагрянули сильнейшие морозы. У нас в школе в итоге даже отменили занятия, распустив по домам на неделю. Перед этим я должен был выучить и прочитать на каком-то районном «конкурсе чтецов» стихотворение Евгения Евтушенко «Афганский муравей». Мероприятие намечалось пафосное, меня даже официально на один день сняли с уроков. Но – не состоялось, хотя стихотворение это, не прозвучавшее публично, я помню наизусть по сей день! А ещё все в те дни как угорелые носились с обменом старых денег (у кого эти старые деньги ещё остались), так что жизнь вокруг бурлила событиями. В прессе сообщили о том, что в ДК МЭЛЗ на «Электрозаводской» сыграет серию концертов группа «Аквариум». Поскольку в ту пору «Аквариум» носил официальное звание «фаворита моей души», да и в памяти ещё не потускнели воспоминания о славном (каламбур, однако!) концерте «Наутилуса Помпилиуса» в «Горбушке» 20 декабря 1990-го, я потащил отца в кассу ДК МЭЛЗ за билетами на «Аквариум». И вообще, ДК МЭЛЗ был тогда местом культовым – там же в конце восьмидесятых проходила шумная презентация фильма «АССА», этот знаменитый, воспетый журналистами арт-рок-парад! Хотелось впитать в себя хотя бы частичку ещё не угасшей магии. Подъехали мы туда за билетами в субботу, 26-го января, но оказалось, что билеты будут только в понедельник. В понедельник вечером в тесном отсеке возле окошка кассы было не протолкнуться, но нас ждал сильный облом: билет даже на галёрку ДК МЭЛЗ стоил 20 рублей! Места получше стоили и вовсе четвертной. Для сравнения, на «Алису» и Джоанну Стингрэй в Лужниках билеты были по пять рублей… В общем, купили мы один билет, и пришлось мне вечером 9 февраля ехать на концерт в ДК МЭЛЗ одному. Тем не менее я осознавал некий факт престижности в приобретении этого билета на сверхпопулярный в народе «Аквариум» — ведь многие фэны, узнав о цене, разочарованно уходили из кассы, а некоторые иногородние вообще стояли вплотную к окошку и просяще заглядывали в глаза: мол, нам бы на билет немного прайса, люди добрые...
Помню, надел я поверх водолазки очень крутой джемпер цвета черничного мороженого, на ногах новёхонькие индийские джинсы – стоял весь такой модный и одинокий, почти 15-летний, у зеркала в огромном фойе ДК МЭЛЗ, а вокруг кучковались-тусовались фэны «Аквариума»: куча шумных хиппи, каких-то неформалов и вполне респектабельных персон, и абсолютно, ну абсолютно всё пространство фойе было пропитано ароматическими свечами. Оказалось, в ДК МЭЛЗ высадился целый десант улыбчивых кришнаитов, которые подходили к каждому и предлагали какие-то свои лакомства на маленьких тарелочках. Мне, побывавшему до того на «Алисе» и «Наутилусе», вся эта утончённость и улыбчивость показались чересчур сахарными и фальшивыми. Возможно, я как подросток-максималист с рабочей окраины был неправ в оценках. Во всяком случае, на подходивших кришнаитов я смотрел с саркастической усмешкой: мол, не заманите печеньками в свои сектантские сети! Когда зрителей запустили в зал, я занял своё место и стал от нечего делать слушать разговоры вокруг. Фэны буквально постреливали искрами – так ждали начала концерта. Свет погас, и на сцену вышла группа «Аквариум». БГ предстал с абсолютно обесцвеченным хаером, эдакий Дэвид Боуи. Одет он был в чёрную кожаную ковбойку поверх белоснежной рубахи с распахнутым воротом. Загадочно улыбался, надевая на плечо гитару. Кто-то сзади меня воскликнул: «БОЖЕ, ОН ОПЯТЬ ПОКРАСИЛСЯ!!!» — и это в моих ушах прозвучало авторитетно, мол, человек видел живого БГ ещё тогда, когда он покрасился В ПРОШЛЫЙ РАЗ. Я даже на правах восторженного неофита обернулся, чтоб поглядеть на этого олдового счастливчика, но тут БГ поприветствовал публику, и концерт начался. Буквально всю первую песню («Мир, как мы его знали») прямо перед сценой стояла съёмочная группа и делала видеосъёмку (видимо, для репортажа в теленовостях). Гребенщиков пел, не скрывая раздражения, поскольку прямо ему в лицо били светом лампы телевизионщиков. После первой песни он чуть ли не открытым текстом послал куда подальше ребят с телекамерой – мол, дайте нам с народом хорошо провести вечер – без вас!
Эта февральская серия концертов явилась, фактически, большим прощальным священнодействием золотого состава «Аквариума», а точнее – рекрутированная, по сути, группа «Трилистник», поскольку сам БГ в то время ещё окончательно не расстался с флёром «нашего парня в Америке». Что касается впечатлений, было интересно наблюдать взаимодействие БГ с коллегами, особенно с Дюшей Романовым, с которыми фронтмен время от времени обменивался таинственными знаками (скажем, перед песней «Мальчик» на вопросительный кивок Дюши показал пальцами шагающего человечка – мол, играем «вот идёт мальчик») или шутливыми репликами. Никто ещё не знал, а несколько песен («Боже, храни полярников», «Диплом», «Не стой на пути у высоких чувств») вскоре оказались записанными и выпущенными в новом ретроспективном альбоме – «История «Аквариума», том III. Архив», увидевшим свет в виде виниловой пластинки год спустя. Часть песен составила позже трек-листы альбомов «Феодализм» и «Сделано на Мосфильме». Народ танцевал, безумствовал от старых хитов, светил зажигалками и свечками, в общем – праздник удался на славу. После концерта по фойе бегали фэны студенческого возраста с кассетными диктофонами (цифровых тогда ещё не было) и прослушивали сделанные записи — у кого лучше качество и слышно чётче. Многим было важно, слышен ли в паузе между песнями или прямо поверх песни их восторженный подпевающий голос («круть, я пою ВМЕСТЕ С САМИМ БГ!»), а если голос не слышен — может, девушка с диктофоном в соседнем ряду умудрилась как-то его записать?.. Нужно попросить докрутить до нужной песни и послушать прямо здесь! И ничего, что она из Самары, пересечёмся! Вот чёрт, батарейки сели... — и всё в этом духе. Месяц спустя, после концерта на 10-летии Ленинградского рок-клуба, группа «Аквариум» впервые официально прекратила существование, дав жизнь сразу нескольким родственным проектам и погрузившись в совершенно иную эстетику. Самым основным стал, безусловно, «БГ-Бэнд» (названный так, видимо, по аналогии с группой «The Band», аккомпанировавшей с середины 1960-х Бобу Дилану), отправившийся в тур по разваливающейся стране и записавший шедевральный «Русский альбом». Но это было уже совсем другое время.
Статья создана на основе дневниковых записей 1991 года и опубликована Игорем Шамариным 4 мая 2015 года — специально для сайта https://igor-shamarin.ru/