Новый-старый Пелевин

Вот скажите мне, кто является выгодоприобретателем духовного инсайта? Сам субъект, его окружение или, вообще, некая третья сила? И кому можно, так сказать, вернуть неликвид в случае возникшего форс-мажора по пути к сияющей вершине? Ответ даёт сама жизнь. И Карлос Кастанеда, конечно. Вспомним третий принцип правила нагваля из «Дара Орла»: «Воин, зная о неизмеримой загадке, окружающей его, и зная о своем долге раскрыть её, занимает своё законное место среди загадок и сам себя рассматривает как одну из них, следовательно, для воина нет конца загадке бытия, будь то загадка бытия камешка, муравья или его самого. В этом — смирение воина. Каждый равен всему остальному».

Так получилось, что Виктор Пелевин для наших спальных широт — совмещённая ипостась Карлоса Кастанеды и Джорджа Оруэлла, и в этом его неизмеримая парадоксальность. Все любят задавать вопросы. Мало кто любит и тем более умеет употребить по назначению полученные ответы. В одночасье завоевав себе Имя в литературе романом «Чапаев и Пустота», Пелевин который уж сегмент времени (у меня на полке 23 его книги, только что посчитал) целенаправленно продолжает нарезать и нарезать геоглифы на пожухлой траве русского поля экспериментов, и в каждой новой геометрической загогулине вновь и вновь проступает: «ТЫ ЕСТЬ ЭТО. И ЭТО ПРОЙДЁТ».

Роман «Тайные виды на гору Фудзи», в отличие от нескольких не вполне кристальных по ясности и потому не понятых массами романов эпохи маразматического путинизма со всеми её бешеными принтерами, кокаиновыми министрами и разномастными победобесиями, чрезвычайно лёгок и остроумен. Опус легко может быть пристёгнут нарядным вагончиком к упомянутой только что книге «Чапаев и Пустота» — кто в теме, поймут, а другим не надо (кокошник начнёт лоб натирать). Обстёбывается, по традиции, всё подряд, при этом все шутки (автор учитывает ошибки «Смотрителя») снабжены аккуратными отсылками «для чайников». Что снова наводит нас на мысль об авторском ренессансе и явном желании достучаться до тех, кто с Пелевиным на «вы» где-то со «Священной книги оборотня» или, там, с вампирской дилогии. Новый виток, оно и понятно.

Сколковский стартапер Дамиан Улитин, играя на мало чем ограниченном стремлении богатых и успешных людей вернуться в юность, чтобы «подлечить судьбу», впаривает трём российским олигархам (пардон, трудолюбивым и социально ответственным бизнесменам, конечно, мы ж не в девяностых!) инновационный метод ускоренного духовного роста. Тем самым он «скребёт на свой хребёт», поскольку затеянный процесс, в силу его практической успешности, придётся в пожарном порядке поворачивать вспять, занимаясь «поиском тьмы в конце ослепительного туннеля». Попутно читателю предложено увидеть устоявшуюся реальность глазами «Новых охотниц» — некоей международной секты (условно говоря) эзотерических феминисток, к которым примкнула подруга одного из клиентов Улитина.

Невероятно и даже непривычно конкретная сюжетная тропа петляет между неисчислимым количеством отсылок и подмигиваний: Будда, Кобаяси Исса, упомянутый Кастанеда, братья Стругацкие, Андрей Вознесенский, Дэвид Боуи, Цой и БГ, Харви Вайнштейн и даже Елена Ваенга — читателю скучать не приходится. И — зубодробительный юмор, конечно, без которого вообще нельзя вообразить Пелевина. Роман-отдушина, роман-улыбка. Рекомендую почитать даже хулителям пелевинщины — для релаксации и поднятия настроения в период надвигающегося авитаминоза.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня