Лучшее российское кино 2008 года: это жизнь, а её — хрен поймёшь!

Как могли заметить некоторые читатели и гости сайта, на этих страницах, в числе прочего, уже не первый год ведётся въедливое исследование отечественной кинопродукции, выпущенной начиная с 2000 года. Настало время в девятый раз представить вам список тщательно отобранных российских художественных фильмов (всегда особо отмечаем, что сериалы отслеживаются, но намеренно остаются вне данного проекта) — и на сей раз речь об игровом кино 2008 года. А прямо здесь давайте, по традиции, вкратце опишем замеченные тенденции этого периода, поговорим о достоинствах и недостатках, а в конце, как повелось, вашему вниманию будет представлен итоговый список самого рекомендуемого «золота» за кинематографический сезон 2008 года.

В 2008 году пост президента страны занял новый лидер — Дмитрий Медведев. Началась кратковременная эпоха, которая впоследствии получит не лишённое иронического подтекста название — «Медведевская оттепель». Свежие дуновения, подпитанные надеждами, не заставили себя долго ждать во многих сферах: не осталась в стороне и отечественная киноиндустрия, чья продукция к этому времени стала убедительнее, зрелищнее и ближе к стандартам качества. Ещё бы только умелых сценаристов — побольше. Внимательно, по моему примеру, ознакомившись с российскими фильмами 2008 года, зритель без особого труда заметит несколько безусловных тенденций.

Первой из них является корпус кинопроектов, переносящих нас в суровую российскую историю, и первым делом — в легендарные события Гражданской войны, началу которой в мае 2008 года исполнилось ровно 100 лет. В числе запоминающихся фильмов, посвящённых означенным дням — и крепко сделанный «Адмиралъ» Андрея Кравчука, и не менее вкусная стилизация «Господа офицеры: Спасти императора» Олега Фомина (своеобразный оммаж «Неуловимым мстителям» и «Шестому»), и к ним же отнесём, в качестве мерцающего преддверия — мрачно-готический «Морфий» Алексея Балабанова и «Багровый цвет снегопада» Владимира Мотыля. Вообще, ожидаемо много погружений в прошлое страны: от откровенно клюквенных, что уж греха таить, проектов «Александр. Невская битва» и «Русичи» о совсем уж древних событиях и героях — до умело, а порой и мастерски осмысленных историй о более позднем периоде, на примере картин «Петя по дороге в Царствие Небесное» Николая Досталя, «Придел ангела» Николая Дрейдена, «Исчезнувшая империя» Карена Шахназарова — и весьма оригинальной творческой рефлексии, нашедшей яркое преломление в таких фильмах, как «Стиляги», «Бумажный солдат», «Мы из будущего». Войнам, к слову, режиссёры уделили значительное внимание: от традиционных картин о Великой Отечественной («Бой местного значения», «Живи и помни» по роману Валентина Распутина, «Мой бедный Марат», о которой ещё вспомним чуть ниже, только что упомянутая мною талантливая фантазия «Мы из будущего», «Ни шагу назад!», «Риорита», «Обречённые на войну» по роману Василя Быкова «Пойти и не вернуться») до относительно нечастого обращения к Чеченскому конфликту («Пленный» Алексея Учителя).

Ещё одна зримая тенденция, о которой невозможно не сказать — этнический колорит, которым окрашена и пронизана целая вереница фильмов 2008-го: это и впечатанный золотом в отечественный драматический киноэпос «БаксЫ», и не менее запоминающийся шедевр «Дикое поле», и тот же, упоминавшийся ранее «Бумажный солдат» (кстати, я склонен считать данный фильм самой досадной неудачей года), и превращённый в киноверсию «Подарок Сталину», и «Старшая жена», и по праву собравший кучу фестивальных наград «Тюльпан», и даже комиксно-беспомощный «Мираж» — реальное ощущение, что степи Казахстана и дыхание суровой природы Монголии вдруг разом окрылили своей безысходной поэтикой наших кинотворцов. Говоря о других трендах, отметим целую россыпь лишённых смысла новогодних комедий, несколько литературных экранизаций, в основной своей массе не выдерживающих серьёзной критики («Взятки гладки» по «Доходному месту» А.Островского; «Гоголь. Портрет загадочного гения» по воспоминаниям современников  вечно загадочного и по сей день непознанного автора «Ревизора» и «Мёртвых душ»; «Мой бедный Марат» — пожалуй, худшее воплощение блокадной пьесы Алексея Арбузова; нудный и лишённый булгаковского языка балабановский «Морфий»; «Невинные создания» — обидная профанация рассказов Аркадия Аверченко; наигранно-истерический «Похороните меня за плинтусом» по нашумевшей книге Павла Санаева, «Сцены из жизни богемы» с текстом Анри Мюрже родом из 1851 года, которым, то и дело запинаясь, оперируют маргинальные «жители богемного дна» современного Питера, и совершенно претенциозный «Сад» Сергея Овчарова — попытка измазать бессмертную пьесу А.Чехова эксцентричной пошлостью и искусственно привнесённым гротеском; зато в этом ряду мерцает жемчужиной очень душевный фильм С.Говорухина «Пассажирка» по морскому рассказу Константина Станюковича).

Несколько байопиков (точнее сказать — их подобий), в числе которых — и вполне удавшийся «Адмиралъ», и вызывающий горькую усмешку «Александр. Невская битва», и, увы, такие же малоубедительные и больше похожие на выжимку из жёлтой прессы «Мой муж — гений» о гениальном физике Льве Ландау и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» о гонимом поэте Иосифе Бродском. «Похороните меня за плинтусом», при всём уважении к семье Павла Санаева, к этой категории относить и вовсе нет резона. Несколько подробных обращений к профессии врача («Дикое поле», «Морфий», «Бумажный солдат», «Котов», «Чужие»), несчётно много Сергея Гармаша и Алексея Серебрякова, русской народной группы «Ленинград» и молодёжной тематики — в разной степени качества и достоверности («Все умрут, а я останусь», «Закрытые пространства», «Исчезнувшая империя», «Мы из будущего», «Нирвана», «Ночь бойца», «Скажи Лео», «Стиляги», «Стритрейсеры»). Несколько более чем убедительных брутальных триллеров  для ценителей суровых реалий («Домовой», «Мираж», «Новая земля», «Тот, кто гасит свет», «Холодное солнце», «Чизкейк», «Юрьев день»). Ну, а прежде чем перейти к списку несомненных удач 2008-го, хочется упомянуть картины, которые по разным причинам — даже при наличии симпатии к авторам — не удостоились чести быть вошедшими в наш золотой реестр. Имели некоторый шанс, но, как говорится, есть нюансы: «2-АССА-2» (искренне удививший столь разнузданной шнягой С.А.Соловьёв), «Бумажный солдат» (А.Герман-младший), «Закрытые пространства» (И.Ворскла), «Исчезнувшая империя» (К.Шахназаров), «Мой муж — гений» (Т.Архипцова), «Морфий» (А.Балабанов), «Нижняя Каледония» (Юлия Колесник), «Новая земля» (А.Мельников), «Подарок Сталину» (Р.Абдрашев), «Придел ангела» (Н.Дрейден), «Чизкейк» (Е.Звездаков), «Чужие» (Ю.Грымов). К невыразимым и вызывающим испанский стыд курьёзам 2008 года отнесу фильмы «Гитлер капут!» (нечто эксцентричное и цензурно неописуемое с участием топовых и, что удивительно, частью уважаемых актёров), «Не думай про белых обезьян» (натужная социальная драма Юрия Мамина, в которой герои разговаривают графоманскими стихами), «Сцены из жизни богемы» (то же самое, но в прозе — выше мы уже об этом фильме вели речь), «Пятница 12» (богато снятая «пародийная пародия» на триллер — с участием топовых, опять же, актёров), и упоминавшиеся уже «Русичи» и «Сад».

Ну, а теперь — алфавитный список реально ценных и значимых отечественных фильмов 2008 года по версии нашего сайта и моему персональному мнению — что называется, на хозяйских правах. За каждую из перечисленных картин, будь то становящаяся с годами лишь афористичнее комедия «День Радио» Дмитрия Дьяченко в ансамбле с «Квартетом И» или хтонически бездонный и пробирающий до ледяных мурашек «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, награждаю их авторов респектом и уважухой, а вам, уважаемые читатели, рекомендую каждую из них к просмотру и осмыслению. Посмотрите, пересмотрите, поплачьте и посмейтесь. Есть во всём этом нечто стоящее внимания. Исследовательский проект, каким бы он порой не казался сложным с эстетической точки зрения, намерен стойко продолжать, так что — до следующих обзоров!

1. АДМИРАЛЪ (Андрей Кравчук)
2. БАКСЫ́ (Гульшад Омарова)
3. ВСЕ УМРУТ, А Я ОСТАНУСЬ (Валерия Гай Германика)
4. ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ: СПАСТИ ИМПЕРАТОРА (Олег Фомин)
5. ДЕНЬ РАДИО (Дмитрий Дьяченко)
6. ДИКОЕ ПОЛЕ (Михаил Калатозишвили)
7. ДОМОВОЙ (Карен Оганесян)
8. ЖИВИ И ПОМНИ (Александр Прошкин)
9. МЫ ИЗ БУДУЩЕГО (Андрей Малюков)
10. НИРВАНА (Игорь Волошин)
11. ПАССАЖИРКА (Станислав Говорухин)
12. ПЕТЯ ПО ДОРОГЕ В ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ (Николай Досталь)
13. ПЛЕННЫЙ (Алексей Учитель)
14. СТАРШАЯ ЖЕНА (Иван Соловов)
15. СТИЛЯГИ (Валерий Тодоровский)
16. ТОТ, КТО ГАСИТ СВЕТ (Андрей Либенсон)
17. ТЮЛЬПАН (Сергей Дворцевой)
18. ЮРЬЕВ ДЕНЬ (Кирилл Серебренников)

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии