Сбой в Системе: новый сезон сериала «Корона»

В синеве ранних ноябрьских сумерек отвлеклись просмотром только что представленного компанией Netflix пятого сезона британского сериала «Корона». Этот историко-психологический байопик Питера Моргана стартовал шесть лет назад и освещает хронику правления английской королевы Елизаветы Второй — с 1947 года по наши дни, когда монархическое правление перешло в руки Карла Третьего (ещё совсем недавно известного миру как принц Чарльз).

Не стану подробно касаться содержания и художественных оценок предыдущих сезонов, поскольку в прошлом году уже публиковал здесь соответствующий развёрнутый обзор. Отмечу лишь, что новаторская фишка с полной заменой актёрского состава через каждые 20 эпизодов в этот раз, в отличие от предыдущего, пошла проекту лишь на пользу: блистательная Имельда Стонтон (Елизавета II), неподражаемый Джонатан Прайс (принц Филипп), харизматичный Доминик Уэст (принц Чарльз), нежно-обворожительная Элизабет Дебики (принцесса Диана), энергичная Оливия Уильямс (Камилла Паркер-Боулз), саркастически-рассудительная Лесли Мелвилл (принцесса Маргарет) — подобным образом оптимизированный кастинг не оставил шансов угасания данному телепродукту. Столь же тёплые слова хочется сказать и в адрес новых персон в сериале — будь то Джонни Ли Миллер, сыгравший стиснутого всесторонними компромиссами премьер-министра Джона Мейджора, или магнетически обаятельный Салим Дау — в роли египетского миллиардера-мецената Мохаммеда Аль-Файеда.

Пятый сезон сфокусирован на событиях первой половины девяностых годов — периоде, когда кабинет министров Великобритании после Маргарет Тэтчер перешёл в подчинение Джону Мейджору, а сам ход истории зримо противопоставил кризису британской монархии полную драматизма судьбу свободолюбивой и безумно популярной в народе принцессы Уэльской. На примере всё больше теряющей контроль над эпохой королевы, чья практическая миссия свелась к регламентированному перерезанию ленточек, и всё никак не желающей играть роль миловидной «птички в золотой клетке» принцессы Дианы, нам акцентированно (а что мы хотели, это ж Netflyx) показаны судьбы двух неординарных женщин — в известных, хотя, по мнению многих современников, и не вполне объективных исторических декорациях. Кстати, о декорациях: спасибо вездесущим киношникам — их стараниями лишь и побываешь в недрах Букингемского дворца или Виндзорского замка (помню, как был преисполнен благодарностью создателям «Молодого Папы» за экскурсию по Апостольской резиденции в Ватикане).

...Мир сотрясается от противоречий и грохота распадающихся империй — но увенчанную короной Систему куда больше заботит судьба яхты «Британия», от финансирования которой меж тем трещит по швам государственная казна, и — «ох уж этот скорбно-жопный 1992 год!» — бракоразводные процессы в королевской семье. Смена поколений, при этом, не предвещает монархии ничего хорошего — учитывая планы рефлексирующего престолонаследника Чарльза и, в целом, общественные настроения. Сделав зрителей свидетелями подробной, насквозь мелодраматической хроники расставания Дианы и Чарльза (особо отмечу в этой связи и вызывающую озноб детективную линию в показе подоплёки скандально откровенного интервью Дианы репортёру телеканала BBC Мартину Баширу, и всесторонний, порой накрывающий штормом эмоций обзор происходящего в сердцах и поступках героев, их попытки адаптироваться в новой жизни), создатели сериала ставят паузу на последнем месяце жизни принцессы Уэльской — оставив нас в трагическом предощущении финального сезона.

Оставлю право судить о сбалансированной правдивости байопика непосредственным участникам и современникам показанных эпизодов: известно, к примеру, что британские экс-премьеры Джон Мейджор и Тони Блэйер были настолько не в восторге от того, как расставлены акценты, что дело обернулось несдержанными выступлениями в прессе и даже властными рекомендациями «Нетфликсу» сообщать в сериальных титрах о художественных допущениях — на что создатели «Короны» ответили тем, что, наоборот, вставили уведомление о «соответствии сценария реальной истории». Но с моей стороны было бы упущением не упомянуть в финале обзора шестую, «русскую» серию сезона, имеющую красноречивое название «Ипатьевский дом».

Речь в эпизоде идёт о трагической судьбе расстрелянной большевиками в 1918 году семье Романовых (принц Филипп — потомок Николая I), останки членов которой были обнаружены в 1991-м и впоследствии, после многочисленных и кропотливых исследований ДНК (не без помощи осознавшего в себе «русскость» супруга британской королевы), захоронены. Русский эпизод парадоксальным образом вызывает — в равной степени — как ироничный скепсис (чего стоит один только Борис Ельцин, показанный во время его встреч с Елизаветой Второй нарочито упрощённо и карикатурно), так и огромный душевный резонанс (погружение в атмосферу расстрела царской семьи, доходчивое объяснение результатов научной работы над останками, благодаря которым невольно вспоминаешь сериал «Чернобыль», рассуждения королевы об исторической дружбе двух наций, щемящий национальный колорит и т.п. ). За неимением достойных исторических (а не квазиисторических и, тем более, пропагандистских) киноработ на Родине — довольствуемся Родиной, которую нам возвращают и показывают иностранцы.

Черту под сериалом «Корона» подводить рано, впереди финальный сезон — но уже сейчас нельзя не отнестись с уважением к этой работе. Пусть во многом упрощённой, пусть акцентированной, а местами даже комплиментарной — но бесспорно живой и дающей. повод для размышлений.

Виктору Пелевину — 60

Сегодня, 22 ноября 2022 года, исполнилось 60 лет писателю Виктору Пелевину — без книг которого трудно, а порой и невозможно представить современную российскую культуру. Бытует даже устойчивое мнение, что сама реальность подчас соткана из пелевинских смыслов и не лишённых сарказма озарений. Я впервые познакомился с творчеством будущего гуру в конце девяностых, прочитав разом роман «Чапаев и Пустота» и сборник «Жёлтая стрела». Вскоре подоспел и программный опус мастера — «Generation „П“», ознаменовавший собой начало эпохи Пелевина. Неоднократно публиковал здесь отклики на прочитанные книги сегодняшнего юбиляра, чем не уместный повод устроить в этой связи небольшую ретроспекцию:

В феврале 2012-го рассматривал «S.N.U.F.F.» в оптике «Улитки на склоне» Стругацких: боевой лётчик Демьян-Ландульф Дамилола Карпов как духовный брат учёного Кандида, тщетно искавшего источник разумной деятельности в параноидальном Лесу;

В октябре 2015-го разбирал двухтомного «Смотрителя», погрузившись с головой в чан Франца Месмера и вылавливая оттуда цитаты из Шопенгауэра;

В ноябре 2017-го, после «iPhuck 10», радовался, что в России есть свой Курт Воннегут с замашками Джонатана Свифта;

В октябре 2018-го проводил параллели между «Тайными видами на гору Фудзи» и «Даром Орла» Кастанеды;

В октябре 2019-го горячо одобрил сборник «Искусство лёгких касаний» за незыблемость немеркнущих концепций, футуризм и — Пелевин с картинками! — офорты Гойи;

Ну, а в августе 2021 года в буквальном смысле воспел и пристально рассмотрел объёмный роман «Непобедимое Солнце» через магические витражи теософской концепции Елены Блаватской и философских работ Василия Розанова.

Остаётся пожелать Автору этих замечательных книг долгих лет жизни и процветания, а всем нам — новых прекрасных погружений в его миры. С юбилеем Вас, мастер!

Поклон Дэну Маккаферти

8 ноября 2022 года ушёл в Вечность Дэн Маккаферти — вокалист и легендарный фронтмен шотландской рок-группы «Nazareth». Вклад Маккаферти в развитие мировой рок-музыки — бесценен. Предлагаю посредством нашей рубрики «Клуб громовержцев» прямо здесь и сейчас вспомнить жизненный и творческий путь Звезды.

14 октября 1946 года в Данфермлине (Шотландия) появился на свет Уильям Дэниел Маккаферти — знаменитый шотландский рок-вокалист и автор песен, известный поклонникам хард-рока прежде всего как фронтмен легендарной группы «Nazareth». Ещё в детстве музыкант научился играть на волынке, а воспитывался он на песнях таких рок-н-ролльных грандов, как Литл Ричард, Элвис Пресли, Чак Берри и Отис Реддинг. В 1965 году Маккаферти присоединился к кавер-группе «The Shadettes», а в декабре 1968 года коллектив сменил название на «Nazareth». В 1971 году группа переехала в Лондон и записала свой дебютный альбом. С тех пор Дэн Маккаферти олицетворял своей персоной этот прославленный коллектив, записав с «Nazareth» 23 номерные пластинки (большинство из них давно и по праву являются классикой хард-рока и тяжёлого блюза), а также выпустив за эти легендарные годы два сольных альбома – «Dan McCafferty» (1975) и «Into the Ring» (1987). В августе 2013 года, вскоре после участия группы на ежегодном фестивале в Швейцарии, Дэн Маккаферти к огромному огорчению поклонников сделал заявление, что вынужден покинуть «Nazareth» по состоянию здоровья: после исполнения на фестивале трёх песен 66-летнему Дэну стало плохо и он начал задыхаться. Слухи об инфаркте были опровергнуты, поскольку проблемы возникли в связи с хроническим заболеванием лёгких. «За эти годы мы многое смогли сделать, у нас много песен, много хитов, много поклонников, и всё это намного важнее, чем каждый из участников группы – и это не только моё мнение!» — сказал Дэн, покидая родное детище. После выпуска альбома «Rock`n`Roll Telephone» Дэн Маккаферти привёл в «Nazareth» шотландскую певицу Линтон Осборн, которая продержалась в группе только до января 2015-го. В феврале 2015 года вокалистом «Nazareth» стал Карл Сентенс, в прошлом участник коллективов «Persian Risk», «Geezer Butler Band» и «Krokus», а завязавший с концертной деятельностью экс-фронтмен занялся сольным творчеством: 18 октября 2019 года увидел свет альбом «Last Testament» — третий сольник Дэна Маккаферти и первый, записанный им после 1987 года. Дэн Маккаферти был женат и является отцом двух детей. Не справившись с одолевавшими его недугами, 8 ноября 2022 года легендарный певец скончался в возрасте 76 лет. Такие дела.

Лучшее российское кино 2008 года: это жизнь, а её — хрен поймёшь!

Как могли заметить некоторые читатели и гости сайта, на этих страницах, в числе прочего, уже не первый год ведётся въедливое исследование отечественной кинопродукции, выпущенной начиная с 2000 года. Настало время в девятый раз представить вам список тщательно отобранных российских художественных фильмов (всегда особо отмечаем, что сериалы отслеживаются, но намеренно остаются вне данного проекта) — и на сей раз речь об игровом кино 2008 года. А прямо здесь давайте, по традиции, вкратце опишем замеченные тенденции этого периода, поговорим о достоинствах и недостатках, а в конце, как повелось, вашему вниманию будет представлен итоговый список самого рекомендуемого «золота» за кинематографический сезон 2008 года.

В 2008 году пост президента страны занял новый лидер — Дмитрий Медведев. Началась кратковременная эпоха, которая впоследствии получит не лишённое иронического подтекста название — «Медведевская оттепель». Свежие дуновения, подпитанные надеждами, не заставили себя долго ждать во многих сферах: не осталась в стороне и отечественная киноиндустрия, чья продукция к этому времени стала убедительнее, зрелищнее и ближе к стандартам качества. Ещё бы только умелых сценаристов — побольше. Внимательно, по моему примеру, ознакомившись с российскими фильмами 2008 года, зритель без особого труда заметит несколько безусловных тенденций.

Первой из них является корпус кинопроектов, переносящих нас в суровую российскую историю, и первым делом — в легендарные события Гражданской войны, началу которой в мае 2008 года исполнилось ровно 100 лет. В числе запоминающихся фильмов, посвящённых означенным дням — и крепко сделанный «Адмиралъ» Андрея Кравчука, и не менее вкусная стилизация «Господа офицеры: Спасти императора» Олега Фомина (своеобразный оммаж «Неуловимым мстителям» и «Шестому»), и к ним же отнесём, в качестве мерцающего преддверия — мрачно-готический «Морфий» Алексея Балабанова и «Багровый цвет снегопада» Владимира Мотыля. Вообще, ожидаемо много погружений в прошлое страны: от откровенно клюквенных, что уж греха таить, проектов «Александр. Невская битва» и «Русичи» о совсем уж древних событиях и героях — до умело, а порой и мастерски осмысленных историй о более позднем периоде, на примере картин «Петя по дороге в Царствие Небесное» Николая Досталя, «Придел ангела» Николая Дрейдена, «Исчезнувшая империя» Карена Шахназарова — и весьма оригинальной творческой рефлексии, нашедшей яркое преломление в таких фильмах, как «Стиляги», «Бумажный солдат», «Мы из будущего». Войнам, к слову, режиссёры уделили значительное внимание: от традиционных картин о Великой Отечественной («Бой местного значения», «Живи и помни» по роману Валентина Распутина, «Мой бедный Марат», о которой ещё вспомним чуть ниже, только что упомянутая мною талантливая фантазия «Мы из будущего», «Ни шагу назад!», «Риорита», «Обречённые на войну» по роману Василя Быкова «Пойти и не вернуться») до относительно нечастого обращения к Чеченскому конфликту («Пленный» Алексея Учителя).

Ещё одна зримая тенденция, о которой невозможно не сказать — этнический колорит, которым окрашена и пронизана целая вереница фильмов 2008-го: это и впечатанный золотом в отечественный драматический киноэпос «БаксЫ», и не менее запоминающийся шедевр «Дикое поле», и тот же, упоминавшийся ранее «Бумажный солдат» (кстати, я склонен считать данный фильм самой досадной неудачей года), и превращённый в киноверсию «Подарок Сталину», и «Старшая жена», и по праву собравший кучу фестивальных наград «Тюльпан», и даже комиксно-беспомощный «Мираж» — реальное ощущение, что степи Казахстана и дыхание суровой природы Монголии вдруг разом окрылили своей безысходной поэтикой наших кинотворцов. Говоря о других трендах, отметим целую россыпь лишённых смысла новогодних комедий, несколько литературных экранизаций, в основной своей массе не выдерживающих серьёзной критики («Взятки гладки» по «Доходному месту» А.Островского; «Гоголь. Портрет загадочного гения» по воспоминаниям современников  вечно загадочного и по сей день непознанного автора «Ревизора» и «Мёртвых душ»; «Мой бедный Марат» — пожалуй, худшее воплощение блокадной пьесы Алексея Арбузова; нудный и лишённый булгаковского языка балабановский «Морфий»; «Невинные создания» — обидная профанация рассказов Аркадия Аверченко; наигранно-истерический «Похороните меня за плинтусом» по нашумевшей книге Павла Санаева, «Сцены из жизни богемы» с текстом Анри Мюрже родом из 1851 года, которым, то и дело запинаясь, оперируют маргинальные «жители богемного дна» современного Питера, и совершенно претенциозный «Сад» Сергея Овчарова — попытка измазать бессмертную пьесу А.Чехова эксцентричной пошлостью и искусственно привнесённым гротеском; зато в этом ряду мерцает жемчужиной очень душевный фильм С.Говорухина «Пассажирка» по морскому рассказу Константина Станюковича).

Несколько байопиков (точнее сказать — их подобий), в числе которых — и вполне удавшийся «Адмиралъ», и вызывающий горькую усмешку «Александр. Невская битва», и, увы, такие же малоубедительные и больше похожие на выжимку из жёлтой прессы «Мой муж — гений» о гениальном физике Льве Ландау и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» о гонимом поэте Иосифе Бродском. «Похороните меня за плинтусом», при всём уважении к семье Павла Санаева, к этой категории относить и вовсе нет резона. Несколько подробных обращений к профессии врача («Дикое поле», «Морфий», «Бумажный солдат», «Котов», «Чужие»), несчётно много Сергея Гармаша и Алексея Серебрякова, русской народной группы «Ленинград» и молодёжной тематики — в разной степени качества и достоверности («Все умрут, а я останусь», «Закрытые пространства», «Исчезнувшая империя», «Мы из будущего», «Нирвана», «Ночь бойца», «Скажи Лео», «Стиляги», «Стритрейсеры»). Несколько более чем убедительных брутальных триллеров  для ценителей суровых реалий («Домовой», «Мираж», «Новая земля», «Тот, кто гасит свет», «Холодное солнце», «Чизкейк», «Юрьев день»). Ну, а прежде чем перейти к списку несомненных удач 2008-го, хочется упомянуть картины, которые по разным причинам — даже при наличии симпатии к авторам — не удостоились чести быть вошедшими в наш золотой реестр. Имели некоторый шанс, но, как говорится, есть нюансы: «2-АССА-2» (искренне удививший столь разнузданной шнягой С.А.Соловьёв), «Бумажный солдат» (А.Герман-младший), «Закрытые пространства» (И.Ворскла), «Исчезнувшая империя» (К.Шахназаров), «Мой муж — гений» (Т.Архипцова), «Морфий» (А.Балабанов), «Нижняя Каледония» (Юлия Колесник), «Новая земля» (А.Мельников), «Подарок Сталину» (Р.Абдрашев), «Придел ангела» (Н.Дрейден), «Чизкейк» (Е.Звездаков), «Чужие» (Ю.Грымов). К невыразимым и вызывающим испанский стыд курьёзам 2008 года отнесу фильмы «Гитлер капут!» (нечто эксцентричное и цензурно неописуемое с участием топовых и, что удивительно, частью уважаемых актёров), «Не думай про белых обезьян» (натужная социальная драма Юрия Мамина, в которой герои разговаривают графоманскими стихами), «Сцены из жизни богемы» (то же самое, но в прозе — выше мы уже об этом фильме вели речь), «Пятница 12» (богато снятая «пародийная пародия» на триллер — с участием топовых, опять же, актёров), и упоминавшиеся уже «Русичи» и «Сад».

Ну, а теперь — алфавитный список реально ценных и значимых отечественных фильмов 2008 года по версии нашего сайта и моему персональному мнению — что называется, на хозяйских правах. За каждую из перечисленных картин, будь то становящаяся с годами лишь афористичнее комедия «День Радио» Дмитрия Дьяченко в ансамбле с «Квартетом И» или хтонически бездонный и пробирающий до ледяных мурашек «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, награждаю их авторов респектом и уважухой, а вам, уважаемые читатели, рекомендую каждую из них к просмотру и осмыслению. Посмотрите, пересмотрите, поплачьте и посмейтесь. Есть во всём этом нечто стоящее внимания. Исследовательский проект, каким бы он порой не казался сложным с эстетической точки зрения, намерен стойко продолжать, так что — до следующих обзоров!

1. АДМИРАЛЪ (Андрей Кравчук)
2. БАКСЫ́ (Гульшад Омарова)
3. ВСЕ УМРУТ, А Я ОСТАНУСЬ (Валерия Гай Германика)
4. ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ: СПАСТИ ИМПЕРАТОРА (Олег Фомин)
5. ДЕНЬ РАДИО (Дмитрий Дьяченко)
6. ДИКОЕ ПОЛЕ (Михаил Калатозишвили)
7. ДОМОВОЙ (Карен Оганесян)
8. ЖИВИ И ПОМНИ (Александр Прошкин)
9. МЫ ИЗ БУДУЩЕГО (Андрей Малюков)
10. НИРВАНА (Игорь Волошин)
11. ПАССАЖИРКА (Станислав Говорухин)
12. ПЕТЯ ПО ДОРОГЕ В ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ (Николай Досталь)
13. ПЛЕННЫЙ (Алексей Учитель)
14. СТАРШАЯ ЖЕНА (Иван Соловов)
15. СТИЛЯГИ (Валерий Тодоровский)
16. ТОТ, КТО ГАСИТ СВЕТ (Андрей Либенсон)
17. ТЮЛЬПАН (Сергей Дворцевой)
18. ЮРЬЕВ ДЕНЬ (Кирилл Серебренников)

Поклон Джерри Ли Льюису

28 октября ушёл в вечность Джерри Ли Льюис — легендарный американский пианист и певец, последний из числа остававшихся в живых первопроходцев рок-н-ролла. Отныне этот жанр современного искусства, родившийся в середине двадцатого столетия, имеет полное право считаться немеркнущей классикой — наряду с наследием симфонических мастеров иных времён.

Предлагаем желающим перейти по прямой ссылке и вспомнить жизненный и творческий путь ушедшей Легенды в нашем «Клубе громовержцев». И — да здравствует рок-н-ролл!

Поклон Михаилу Горбачёву

Философ Вольтер однажды изрёк: «Подумай, как трудно изменить себя самого, и поймёшь, сколь ничтожны твои возможности изменить других». 30 августа ушёл в вечность Михаил Горбачёв — великий романтик из когорты последних реальных политиков двадцатого столетия, кормчий Перестройки, первый и единственный президент СССР — до последнего веривший, что тоталитарной империи может быть свойственно человеческое лицо. В итоге, советское общество оказалось более готовым к неминуемым и порой кровоточащим переменам, чем сам идеолог. Что ж, затея, говоря устами известного поэта, не удалась. За попытку — спасибо.

Для меня лично эпоха Горбачёва, сам дух того времени, зримо вмещается в видеоклип группы «ДДТ» — «Предчувствие гражданской войны». Посмотрим его, друзья, и красноречиво помолчим.

Идиллия под силовым куполом

Хороши актёры в новом российском сериале «Два Холма». И как теперь избавиться от назойливой песенки синти-фолк группы «Хадн дадн»? 12-серийный кинопроект Дмитрия Грибанова (есть ещё дополнительный эпизод о съёмочном процессе) оставил самые позитивные впечатления.

Явно вдохновлённая «Секс-миссией» Юлиуша Махульского футуристическая сатира содержит в себе буквально все актуальные тренды. Антиутопия на стыке кино для взрослых и талантливого, местами дерзкого стёба. Мы переносимся в 2140 год, когда, как гласит хроника, в результате международного конфликта произошёл биологический катаклизм, и мир в свои руки взяли женщины. Оставшийся на обочине 1 процент мужчин влачит дикое существование в незавидной роли «приматов» меж проржавевших декораций «Безумного Макса». Страна Матушка Россия — в одном из её городов под названием Два Холма и разворачивается сюжет. Стерильная идиллия матриархата: мир спящих красавиц — под силовым куполом, вне интернета. Что станет с этим выхолощенным миром, если однажды граница будет нарушена — и так ли безупречна сама идиллия? Ценно, что старая-добрая мысль об ущербности раздельного гендерного существования развита авторами сериала до целой творческой вселенной — пугающей и одновременно взывающей к осмыслению. Кино — о любви.

Мои рекомендации.

«Элвис»: трудно покинуть здание

Посмотрели фильм База Лурманна — пожалуй, каноничшейшее изложение биографии Элвиса — с небольшим таким креном в идеализацию и актуальным социальным месседжем. Кто-то вспомнит «Богемскую рапсодию», но это лишь внешняя аналогия.

По сути, нам предложен динамичный бродвейский мюзикл. 157 минут — в эстетике пёстрого и крикливого рок-н-ролльного шоу, энергичная попытка стряхнуть с образа Короля (добросовестная игра Остина Батлера) ретроградную пыль и воздать должное бунтарской харизме, скопированной нежным набожным юношей с чернокожих блюзменов Биль-стрит.

В фильме не звучит «Love Me Tender» и, в целом, максимально задвинута в тень Элвисова кинокарьера. То же с периодом после развода, который попросту выведен за скобки — выходит, что после расставания с супругой Элвис как бы и от жизни полностью отключился (что, как известно, не вполне так). Многолетнее заточение в золотой клетке отеля «INTERNATIONAL» как следствие роковой опеки новоявленного и всемогущего «отца» при живом отце — биологическом и сломленном, плюс исполнительские корни задавленного компромиссами поп-идола — вот основная режиссёрская тема.

Би Би Кинг, Литл Ричард, Вилли Мэй Торнтон по прозвищу «Big Mama» — все пламенеют тут бессмертием. Полковник Том Паркер в исполнении Тома Хэнкса — вне конкуренции, политические и культурные реалии Америки 1960-70-х — как органичное продолжение тарантиновского «Однажды в Голливуде». Правда, в отличие от последнего, в «Элвисе» финал предсказуемо фатален — хоть и уважительно подрихтован во благо национальной легенде. «Дамы и господа, Элвис покинул здание». Покинуть здание порой не так уж просто, как мы видим. Достойный байопик, дающий повод для размышлений.

50 лет пластинке «The Slider»

Сегодня исполнилось 50 лет пластинке «The Slider» — безукоризненному глэм-роковому шедевру, принесённому в дар человечеству Марком Боланом и группой «T.Rex» 21 июля 1972-го.

Золотая коллекция суперхитов, извлечённых будто из рога изобилия новоявленным инопланетным божеством по имени Металлический Гуру и воспринимаемая на одном дыхании (а Марк Болан, как известно, предпочитал лучше покинуть студию и раствориться в колдовском тумане, чем записываться больше одного-двух дублей). Этот альбом, по совету Элтона Джона, в обход британских налоговых законов был записан в пригороде Парижа и в Копенгагене — всего за несколько весенних дней 1972-го — и во мгновение ока стал мировой классикой.

Тут сошлось всё: отличный материал и уверенная подача (и дело не только в цепких мелодиях, но и в метафористичных, пронизанных изысканным дадаизмом и чувственными ассоциациями текстах песен Марка Болана), грамотная продюсерская работа Тони Висконти, стильный фото-арт Ринго Старра, не отказавшего себе в отсверке разностороннего таланта, и даже ошибка молодого техника фотолаборатории при проявке четырёх рулонов чёрно-белой 35-миллиметровой плёнки — из-за которой кадры фотосессии получили неповторимую ретро-сетчатость фотоэмульсии, в силу чего от них невозможно оторвать взгляд. К слову, покупатели не имели возможности узнать содержание диска, не достав винил: по хитрому замыслу Ринго, обратная сторона конверта позволяла лишь узреть спину Марка Болана с надписью: «СКОЛЬЗЯЩИЙ» и его винтажную шляпу-цилиндр. Альбом, созданный гениально простыми средствами и по сей день не утративший ни единой крупицы вложенного в него волшебства.

Side 1:
01. Metal Guru (2:25)
02. Mystic Lady (3:09)
03. Rock On (3:26)
04. The Slider (3:22)
05. Baby Boomerang (2:17)
06. Spaceball Ricochet (3:37)
07. Buick Mackane (3:31)

Side 2:
08. Telegram Sam (3:42)
09. Rabbit Fighter (3:55)
10. Baby Strange (3:03)
11. Ballrooms of Mars (4:09)
12. Chariot Choogle (2:45)
13. Main Man (4:14)

Total time: 43:05

Marc Bolan – vocals, guitar
Steve Currie – bass guitar
Mickey Finn – percussion, vocals
Bill Legend – drums
Mark Volman («Flo») – background vocals
Howard Kaylan («Eddie») – background vocals

Tony Visconti – string arrangements, background vocals, producer
Ringo Starr – sleeve photography
Dominique Freddy Hansson – engineering
David Katz – orchestra master
Mick O'Halloran – roadie
Micky Marmalade – roadie

Группе «Аквариум» — 50 лет!

Группе «Аквариум» — 50 лет! И это подлинная магия. Навскидку — три моих очерка из разных эпох о концертах «А», свидетелем которых посчастливилось стать.

9 февраля 1991, ДК МЭЛЗ
Программа «Дело мастера Бо» (серия прощальных концертов золотого состава)

8 марта 1998, ДК Горбунова
Программа «Время Луны», презентация альбома «Лилит»

8 июня 2007, СК «Олимпийский»
Юбилейный концерт «„Аквариуму“ — 350 лет»

Сериал «Северные воды». Хроника брутальных скитаний

Самые положительные впечатления от прошлогоднего британского детективно-приключенческого мини-сериала «Северные воды» («The North Water»), снятого по мотивам одноимённого и относительно нового романа Иэна Макгвайра.

На протяжении нескольких часов Эндрю Хей, создатель экранизации, держит зрителя в напряжении и душевном тонусе, мастерски владея всей палитрой жанра «the faithful representation of reality», что у нас принято называть «суровым жизненным реализмом» (вспоминается советский фильм «Земля Санникова» и современный нам художественный метод Алексея Балабанова). Блистательные актёрские работы, пропитанный кровью и опасностью сюжет, адреналин приключений и изнанка человечьей души (не захочешь, а вспомнишь поневоле цитату из «Моби Дика» про то, что «лучше уж спать с трезвым каннибалом, чем с пьяным христианином»), атмосферный саундтрек — всё здесь на месте и попробуй оторвись до самых финальных титров.

Завязка истории переносит зрителя в Англию 1859 года, где технический прогресс поставил под угрозу безбедное существование китобоев: парафин и фотоген стремительно замещают широко востребованный ранее китовый жир, и тут невольно задумаешься о будущем. Иные судовладельцы нечисты на руку, порой проворачивая страховые аферы и заранее обрекая экспедиции на фатальный риск для их участников. На одном из китобойных кораблей под названием «Доброволец» оказывается ирландец Патрик Самнер (актёр Джек О’Коннелл, в данной ипостаси безоговорочно напоминающий Виталия Соломина в роли доктора Ватсона) — армейский хирург с травмированной ногой, дурманным пристрастием и тёмным прошлым, связанным с действиями британской армии в Индии. Ему-то и предстоит оказаться в эпицентре драматических событий посреди Северных вод Полярного круга, оказавшись лицом к лицу с самим Злом в обличии звероподобного гарпунщика по имени Генри Дракс (актёр Колин Фаррелл, напоминающий тут Марлона Брандо в ипостаси дона Вито Корлеоне, из которого с живодёрским хохотом вырвался мистер Хайд). Со всей очевидностью в этой брутальной хронике скитаний видятся тени героев Джека Лондона и Германа Мелвилла, действующих в мире мужских сообществ, где мало места сентиментальности и гуманизму (как в этом же ряду не вспомнить сериалы «Террор» и «Табу», которые я рецензировал в своё время, и, скажем, недавнюю киноадаптацию романа Томаса Сэвиджа «Власть пса»).

Мои горячие рекомендации — всем поклонникам олдскульных приключенческих историй с психологическим погружением и классическим противостоянием героя и его антагониста. Когда из схватки человека и зверя выходит живым лишь один. Вопрос лишь — кто именно.

Поклон Юре Шатунову

Инфаркт унёс Юру Шатунова. Кто бы мог знать, что даже этот наш лучезарный Робертино Лоретти перестройки не переживёт Михаила Горбачёва. Считаю поп-группу «Ласковый Май», при всей легковесности жанра и досужих мнениях, безусловно характеризующей своё время. Эти песни и их исполнитель вполне заслужили доброй памяти.

Помню, ходил навязчивый миф, будто Юра — непризнанный сын Элвиса. Парадокс, но теперь в это почему-то легче верится.

R.I.P.

Полу Маккартни — 80!

Великому Полу Маккартни исполнилось 80 лет. Цифра в рок-н-ролльном аспекте из области магии и волшебства, и дай Бог сэру Полу обрасти седой бородой и, опираясь на винтажную басуху, как на мерлинов посох, спеть «Yesterday» в честь собственного 100-летия. Всех желающих приглашаю посредством моего архивного материала окинуть взглядом творческий путь любимого мастера. С очередной Вас вехой, сэр Пол!

Рассказ «Ласточка в сене»: необъяснимая история

На сайте опубликован очередной рассказ Игоря Шамарина из неизданной пока книги жестоких снов «Муравьиный лев». Рассказ, претерпевший чистовую редакцию в мае 2020 года, называется «ЛАСТОЧКА В СЕНЕ» и несёт в себе оттенки научно-фантастической стилизации. Добро пожаловать, друзья. Попутно сообщаем, что сами публикации решено поставить на временную паузу.

50 лет пластинке «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars»

Сегодня 50 лет со дня выхода пластинки Дэвида Боуи «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» — одного из ключевых релизов не только в дискографии автора, но и в арсенале платиновых артефактов мировой рок-музыки. Пройдёт ещё 10 лет, и Боуи произнесёт об этом периоде красноречивую фразу: «Семидесятые были началом XXI века» — невзначай напомнив всем о значительном расхождении с современниками в ощущении пульса времени и его настораживающих сигналов. А пластинка, к слову, содержит немало тревожных смыслов и пророчеств, которые ныне, как никогда прежде, требуют к себе повышенного внимания.

Диск, записанный в Лондоне с ноября 1971 по февраль 1972-го, не только просиял эталонным глэм-роковым месседжем, вкусно объединив сразу несколько музыкальных жанров, но и явил контуры социальной концепции, которой было суждено развиваться и расширяться ещё несколько последующих лет. Помимо прочего, альбом чуть было не наложил на лицо Дэвида Боуи пожизненную маску его эффектной Alter Ego ипостаси — андрогинного человекоподобного марсианина по имени Зигги Стардаст, вынужденного посредством сочинения рок-песен в составе группы «Пауки с Марса» предупредить землян о грядущей через пять лет гибели — в виду истощения природных ресурсов планеты и прочих глобальных проблем. Зигги (ни дать ни взять, калька с коллеги друга Боуи, Винса Тейлора, повёрнутого на НЛО и всерьёз называвшего себя реинкарнацией Иисуса) уже бессилен орудовать средствами рок-музыки, поскольку рок-н-ролл при нехватке электричества никому больше не нужен — и тогда дотошливый марсианин, разгуливающий в одиночестве под лондонским дождём (как и сам Боуи, представший на обложке в одиночку, поскольку его музыканты отказались фотографироваться в дождь) и преследуемый навязчивыми снами о грядущем прибытии звёздных людей, путешествующих в чёрных дырах, сам становится ходячей вестью и, став пророком, обзаводится учениками. В итоге Зигги Стардаст гибнет после встречи с антиматерией человекоподобных чёрных дыр, будучи разорван ими на части, как Орфей фракийскими менадами — а материализовавшиеся космические сущности разбредаются по земным мегаполисам, сея повсюду мёртвый хаос.

Альбом, изданный 16 июня 1972 года с сопроводительной надписью «СЛУШАТЬ НА МАКСИМАЛЬНОЙ ГРОМКОСТИ!» (как-никак, пророчества требуют тщательного восприятия), столь щедро пронизан ассоциациями и культурными параллелями, что и поныне является ценнейшим путеводителем по тревогам и просчётам незадачливого человечества — в не привязанном к стрелкам часов отсверке актуального искусства. И что может быть более пронзительным, нежели фото самого Дэвида Боуи, сурово смотрящего на нас с оборота конверта через маску своего марсианского героя — будучи запертым в тесном пространстве лондонской телефонной будки. Хранитель пророчеств, изолированный от ойкумены в персональном ящике Пандоры. Хочешь что-то спросить — не бойся замочить одежду под дождём, а просто подойди и отвори дверь.

Side 1:

01. Five Years (4:42)
02. Soul Love (3:34)
03. Moonage Daydream (4:40)
04. Starman (4:10)
05. It Ain't Easy (2:58)

Side 2:

06. Lady Stardust (3:22)
07. Star (2:47)
08. Hang On to Yourself (2:40)
09. Ziggy Stardust (3:13)
10. Suffragette City (3:25)
11. Rock 'n' Roll Suicide (2:58)

Total Time — 38:29

David Bowie – vocals, acoustic guitar, saxophone
Mick Ronson – electric guitar, piano, backing vocals, string arrangements
Trevor Bolder – bass guitar
Mick Woodmansey – drums
Rick Wakeman – harpsichord («It Ain't Easy») 
Dana Gillespie – backing vocals («It Ain't Easy»)

David Bowie – production
Ken Scott – production, audio engineering, mixing engineering

Photo: Brian Ward
Art Work: Terry Pastor of Main Artery.

50 лет дебютной пластинке группы «Eagles»

50 лет назад, 1 июня 1972 года, американская группа «Eagles» выпустила дебютную пластинку. Ныне это — немеркнущая классика кантри-рока и мировой рок-культуры в целом. 

Благодаря разногласиям относительно стилистики звучания, альбом, записанный в Лондоне в феврале 1972-го, получился максимально разноплановым и подарил миру обойму отличных песен: суперхиты «Take It Easy», «Witchy Woman», «Peaceful Easy Feeling», звучащие по сю пору, нежно любимая мною волшебная фолк-баллада «Earlybird», обрамлённая бодрым птичьим щебетанием, и весь трек-лист в целом, в котором столь щедро смешаны звуковые оттенки и жанры — от олдскульного американского кантри до постбитловской психоделии и проблесков хард-рока.

Оформление пластинки художник Гэри Бёрден продумал концептуально: благодаря склеенному конверту, можно было развернуть тот в виде плаката, и тогда на фоне кактусов, что контурно предстают на лицевой стороне, появились бы объятые пламенем музыканты «Eagles». В итоге от усложнённой дизайнерской идеи решили отказаться, забыв, естественно, при этом вернуть оборотное фото в правильное положение. Красочный, солнечный, разноголосый дебют — которому полвека не помеха.

Side 1:
1. Take It Easy — 3:34
2. Witchy Woman — 4:10
3. Chug All Night — 3:18
4. Most of Us Are Sad — 3:38
5. Nightingale — 4:08
Side 2:
6. Train Leaves Here This Morning — 4:13
7. Take the Devil — 4:04
8. Earlybird — 3:03
9. Peaceful Easy Feeling — 4:20
10. Tryin' — 2:54

Total Time 37:19

Glenn Frey – vocals, guitars, slide guitar
Don Henley – vocals, drums
Bernie Leadon – vocals, guitars, banjo
Randy Meisner – vocals, bass guitar

Gary Burden – art direction, design
Henry Diltz – photography
Glyn Johns – producer, engineer.

Михаилу Борзыкину — 60

60 лет Михаилу Борзыкину — несгибаемому фронтмену легендарной группы «Телевизор», прекрасному поэту и музыканту.

В архиве моих очерков — размышления о культовом и перевернувшем сознание диске «ОТЕЧЕСТВО ИЛЛЮЗИЙ» (1987) и подробный обзор большого московского концерта группы «Телевизор» 30 сентября 2018 года.

Рассказ «Чума»: безнадёжный анекдот

Сегодня на сайте — публикация очередного рассказа Игоря Шамарина из неизданного авторского сборника «Муравьиный лев». Это — написанная в мае 2020 года драматическая история «ЧУМА». Следите за обновлениями: в июне вас ждёт новый рассказ.

50-летие альбома «Demons And Wizards»

Сегодня исполнилось 50 лет лучшей, на мой вкус, пластинке в дискографии легендарной британской группы «Uriah Heep» — «DEMONS AND WIZARDS». Делал в 2010 году большой очерк о релизе для проекта «Рок-меломан», приглашаю желающих на соответствующую страницу.

Side 1:
1. «The Wizard» — 2:59
2. «Traveller in Time» — 3:25
3. «Easy Livin'» — 2:37
4. «Poet's Justice» — 4:15
5. «Circle of Hands» — 6:25
Side 2:
6. «Rainbow Demon» — 4:25
7. «All My Life» — 2:44
8. «Paradise» — 5:10
9. «The Spell» (on some CD editions) — 7:32

David Byron – lead vocals, co-lead vocals on tracks 1, 8 and 9
Mick Box – lead guitar
Ken Hensley – keyboards, backing, co-lead vocals on tracks 8 and 9, guitars, percussion
Gary Thain – bass (except on tracks 1, 10 and 11)
Mark Clarke – bass on tracks 1, 10 and 11, co-lead vocals on track 1
Lee Kerslake – drums, backing vocals, percussion

Gerry Bron – producer
Peter Gallen – engineer
Ashley Howe – assistant engineer.

Юрию Шевчуку — 65!

Юрию Шевчуку — 65! Записные книжки ещё хранят неопубликованные материалы, так что в течение ближайшего года планирую пополнить свой архив посещённых концертных сетов группы «ДДТ». Список материалов следующий:

Сольник 5 апреля 1991 года в ДК МЭЛЗ — в преддверии сета на фестивале «Рок против террора». На разогреве — группа «Аракс», информационный повод — выпуск на виниле легендарного альбома «Периферия»;

Московская премьера программы «Чёрный Пёс Петербург» 12 декабря 1992 года в Лужниках;

Акция «GREENPEACE ROCKS» в ДК Горбунова 19 июня 1993 года с участием Юрия Шевчука и Вадима Курылёва;

Московская премьера программы «Мир Номер Ноль» в СК «Олимпийский» 19 июня 1998 года и программа «Мир Номер Ноль. P.S. » 26 декабря 1998 года в Лужниках;

Презентация книги стихов Юрия Шевчука «Сольник» в Московском Доме Книги 19 июня 2009 года (с фотоотчётом);

Программа «История звука» 5 марта 2017 года в СК «Олимпийский». Глобальный и самый развёрнутый в Интернете отчёт.

Также в проекте «Рок-меломан» делал авторские обзоры пластинок «Я ПОЛУЧИЛ ЭТУ РОЛЬ» (1988) и «АКТРИСА ВЕСНА» (1992).

30 лет акции "Всё это рок-н-ролл! "

16 мая 1992 года, ровно 30 лет назад, в спорткомплексе «Крылья Советов» в Сетуни состоялся грандиозный концерт «Всё это рок-н-ролл» — приуроченный к выходу концептуальной пластинки группы «Бригада С» и убедительно представивший общественности московско-уральско-питерское рок-комьюнити, сросшееся в данном виде в 1990 году на основе экологической акции «Рок чистой воды». Комьюнити российского рок-мэйнстрима, включавшее в себя группы «Алиса», «ДДТ», «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Бригада С», «Ва-банкъ», «Кроссроудз» и американскую певицу Джоанну Стингрей (при периодическом расширении до участия в этой формации БГ и «Машины Времени») просуществовало в демократическом единстве и народной славе до середины девяностых, выстрелив множеством легендарных песен, альбомов и концертов, после чего было существенно деформировано коммерцией и стало, в итоге, пресным сегментом отформатированного шоу-бизнеса. Следом пришла совсем иная эпоха. 

50-летие альбома "Exile on Main St. "

Ровно 50 лет назад, 12 мая 1972 года, группа «The Rolling Stones» выпустила десятый по счёту и первый двойной альбом в своей дискографии — «Exile on Main St.». Впоследствии эта пластинка вошла в число самых значимых за всю рок-историю. Суперхиты «Tumbling Dice» и «Happy», драйвовые кавер-версии песен увенчанного легендами Роберта Джонсона («Stop Breaking Down») и Слима Харпо («Rip This Joint»), ядрёная алхимическая смесь из свинга, госпела, блюза и рок-н-ролла, а также мощный кантри-месседж, подчёркнутый броской обложкой с коллажем из фоторабот Роберта Франка из его книги «Американцы» и кадрами с колоритными артистами бродячего цирка — всё это зримо сконцентрировалось в значимом и более чем убедительном рок-артефакте.

Альбом не был принят сразу ни критиками, ни фэнами — музыкантам ставили в упрёк заигрывания с «нарочито низовыми жанрами». Лишь в поздние семидесятые альбом распробовали: исследователи рока отмечали как его жанровое разнообразие, произрастающее из ритм-энд-блюзовых корней, так и ценный для пылких сердец сплав тем, затрагиваемых в песнях: «секс как сила, секс как любовь, секс как удовольствие; плюс расстояние, сумасшествие и освобождение — поверх одержимости временем, которая более чем уместна для мужчин, которым за 30 и которые всё ещё преданы творчеству как делу всей жизни».

Запись была начата в Лондоне 1969-го, а основной процесс происходил уже во Франции начала семидесятых, где музыканты были вынуждены временно укрываться из-за налоговых проблем. Для лидеров группы данный период связан с определёнными жизненными вехами: Мик Джаггер зачастую отсутствовал в студии из-за повторной женитьбы (впоследствии музыкант сетовал на потерю в этой связи контроля над не устроившей его работой звукорежиссёра), у Кита Ричардса данный период связан с постоянной героиновой зависимостью, от которой он смог избавиться лишь десятилетие спустя (что касается французских сессий «Exile on Main St.», то в числе сотоварищей Ричардса по психоделическим приключениям в те дни были замечены такие небезызвестные персоны, как Уильям С. Берроуз, Терри Саузерн, Грэм Парсонс, Джон Леннон и Маршалл Чесс, сын известного блюзового импресарио Леонарда Чесса). Как бы то ни было, плод совместных экспериментов, чаяний и усилий оказался весьма зрелым и лакомым.

Side 1:
1. Rocks Off — 4:31
2. Rip This Joint — 2:22
3. Shake Your Hips (Slim Harpo) — 2:59
4. Casino Boogie — 3:33
5. Tumbling Dice — 3:45
Side 2:
6. Sweet Virginia — 4:27
7. Torn and Frayed — 4:17
8. Sweet Black Angel — 2:54
9. Loving Cup — 4:25
Side 3:
1. Happy — 3:04
2. Turd on the Run — 2:36
3. Ventilator Blues — 3:24
4. I Just Want to See His Face — 2:52
5. Let It Loose — 5:16
Side 4:
6. All Down the Line — 3:49
7. Stop Breaking Down (Robert Johnson) — 4:34
8. Shine a Light — 4:14
9. Soul Survivor — 3:49

Mick Jagger – lead vocals, backing vocals, harmonica, electric guitar
Keith Richards – guitars, backing vocals, bass guitar, electric piano, lead vocals («Happy»)
Mick Taylor – guitars, bass guitar
Bill Wyman – bass guitar
Charlie Watts – drums (on all tracks except «Tumbling Dice» (outro), «Happy» and «Shine a Light»)

Nicky Hopkins – keyboards
Bobby Keys – tenor saxophone; percussion (on «Happy»)
Jim Price – trumpet; organ (on «Torn and Frayed»)
Ian Stewart – piano (on «Shake Your Hips», «Sweet Virginia» and «Stop Breaking Down»)
Jimmy Miller – percussion (on «Sweet Black Angel», «Loving Cup», «I Just Want to See His Face» and «All Down the Line»), drums (on «Tumbling Dice» (outro), «Happy» and «Shine a Light»)
Bill Plummer – double bass (on «Rip This Joint», «Turd on the Run», «I Just Want to See His Face» and «All Down the Line»)
Billy Preston – piano, organ (on «Shine a Light»)
Al Perkins – pedal steel guitar (on «Torn and Frayed»)
Richard «Didymus» Washington – marimba (on «Sweet Black Angel»)
Venetta Fields, Clydie King – backing vocals (on «Tumbling Dice», «I Just Want to See His Face», «Let It Loose» and «Shine a Light»)
Joe Greene – backing vocals (on «Let It Loose» and «Shine a Light»)
Jerry Kirkland – backing vocals (on «I Just Want to See His Face» and «Shine a Light»)
Shirley Goodman, Tami Lynn, Mac Rebennack — backing vocals (on «Let It Loose»)
Kathi McDonald – backing vocals (on «All Down the Line»)

Glyn Johns – engineer
Andy Johns – engineer
Joe Zagarino – engineer
Jeremy Gee – engineer
Doug Sax – mastering
Robert Frank – cover photography and concept
John Van Hamersveld – layout design
Norman Seeff – layout design.

Юрия Наумова — с 60-летием!

Поздравляю мастера русского психоделического блюза Юрия Наумова с 60-летием!

Архив моих сетевых публикаций о юбиляре:

Развёрнутый материал о магнитофонном альбоме «Не поддающийся проверке» (1987) в контексте личной истории;

Обзор сольного концерта в ЦДХ 11 октября 2009 года;

Обзор сольного концерта в Филёвском парке 11 августа 2016 года.

Клаус Шульце — RIP

Клаус Шульце больше не с нами. По моему мнению, этот немецкий музыкант-авангардист был одним из самых ярких и сияющих композиторов, являвшихся нашими современниками. Пластинки Клауса Шульце — платиновый фонд мировой культуры и крауд-рока. Делал об этом гении очерк для своего проекта «Клуб громовержцев» — и сегодня предлагаю окинуть взором земной путь мастера, совсем немного не дожившего до своего 75-летия.

Рассказ «Муравьиный лев»: канувший эпизод

Друзья, на сайте опубликован очередной рассказ Игоря Шамарина из неизданной книги жестоких снов «Муравьиный лев». Это — заглавный, пронизанный мистикой канувший эпизод «МУРАВЬИНЫЙ ЛЕВ», написанный в августе 2020 года. Следите за обновлениями и не пропустите в двадцатых числах мая новую историю из этого сборника.

75 лет Игги Попу

В день 75-летия неподражаемого ИГГИ ПОПА предлагаю окинуть взглядом его богатую на события биографию — посредством нашего «Клуба громовержцев»:

ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ ПО ССЫЛКЕ

70 лет Удо Диркшнайдеру

Сегодня рок-общественность отмечает 70-летие замечательного немецкого рок-музыканта — Удо Диркшнайдера. Окинем же взором в нашем «Клубе громовержцев» яркую биографию и творческий путь великого и нержавеющего Удо:

6 апреля 1952 года в Вуппертале (Западная Германия), в семье владельцев фабрики по производству деталей и инструментов родился Удо Диркшнайдер — всемирно известный немецкий хэви-метал-певец, прославившийся как основатель и вокалист в наиболее знаковые периоды деятельности созданной в 1971 году группы «Accept» и, с 1987 года, бессменный фронтмен собственного сайд-проекта «U.D.O. ».

К моменту поступления Удо в школу его семья переехала в Золинген. В подростковом возрасте будущий певец, испытывавший тягу к путешествиям, мечтал стать корабельным коком. Увлечение музыкой для юного Диркшнайдера началось в 1965 году с прослушивания сингла «Help! / I`m Down» группы «The Beatles» и подаренного родителями портативного магнитофона. Вскоре любовь к «The Beatles» уступила место любви к более брутальным «The Rolling Stones». Приняв решение стать музыкантом, Удо собирался стать клавишником и в 1966 году начал обучаться игре на этом инструменте. Но обстоятельства сложились так, что он стал рок-певцом в группе «Band X», которую в 1968 году создал вместе со своим другом и гитаристом Михаэлем Вагенером. Команда выступала в клубах, исполняя репертуар Джими Хендрикса и «The Rolling Stones». В 19 лет Удо отправился в армию, но музыку не забросил.

В 1971 году группа Удо Диркшнайдера взяла себе новое название – «Accept»: именно такое название носила пластинка британской блюзовой группы «Chicken Shack», выпущенная в 1970 году. Михаэль Вагенер покинул «Accept» в том же 1971-м, и вплоть до 1975 года состав команды претерпевал постоянные изменения. Более-менее стабильной явилась формация, состоявшая из Удо Диркшнайдера (вокал), Вольфа Хоффманна (гитара), Герхарда Шталя (гитара), Дитера «Руби» Рубаха (бас) и Франка Фридриха (ударные). В 1976 году место бас-гитариста занял Петер Балтес, и вскоре после выступления на рок-фестивале «Rock Am Rhein» осенью 1976 года коллектив заключил контракт с выпускающим лейблом.

В январе 1979 года увидел свет долгожданный дебютный альбом группы «Accept», получивший то же название. Удо Диркшнайдер принимал участие в деятельности «Accept» с момента основания до 1987 года (наиболее заментыми альбомами этого периода считаются «Breaker», «Balls to the Wall», «Metal Heart» и «Russian Roulette»), затем из-за разногласий покинул коллектив и собрал сайд-проект «U.D.O. ». Выбрав начертание аббревиатуры, певец хотел подчеркнуть, что группа не является его сольным проектом наподобие групп Оззи Осборна или Ронни Джеймса Дио. Сами музыканты в шутку расшифровывали название как «United Dipstick Organization» («Объединённая Организация Балбесов»), лидер настаивал на «United Democratic Organization» («Объединённая Демократическая Организация»), а журналисты и некоторые поклонники выбрали вариант «Udo Dirkschneider Orchestra» («Оркестр Удо Диркшнайдера»). Дебютная пластинка группы «U.D.O. » вышла в 1987 году и называлась «Animal House». Проект существует по сей день, выпустив в октябре 2021 года 17-й по счёту альбом — «Game Over».

Что касается группы «Accept», то, после творческого бездействия в период 1989-92 гг., в 1993 году состоялось воссоединение команды с Удо Диркшнайдером на вокале, ознаменовавшееся выпуском суперуспешного альбома «Objection Overruled» и ещё пары релизов. После выпуска в начале 1996 года одиннадцатой по счёту пластинки «Predator» Удо во второй раз покинул родное детище, окончательно сконцентрировавшись на творчестве группы «U.D.O. ».

Помимо участия в группах «Accept» и «U.D.O. », певец в разные годы активно сотрудничал с немецкой хард-энд-хэви певицей Доро Пеш, английской хэви-метал-группой «Raven», финской группой «Lordi» и российской группой «Ария». Удо Диркшнайдер женат с 1987 года: жену зовут Эрика, она ювелир. У пары есть дочь и сын; последний в настоящее время играет в группе «Damaged». На досуге Удо Диркшнайдеру нравится играть в теннис, плавать и читать мемуары политиков. Также музыкант знает толк в красном вине. 

Группа «Пикник» — 15 лет назад

Хроника гласит: ровно 15 лет назад, 30 марта 2007-го, ходили в СДК МАИ на «ПИКНИК». Это был концерт лучших песен к 25-летию группы, и тогда ещё, в отличие от нынешней эпохи, пикниковское летоисчесление велось по «шклярскому времени», т.е. с 1982 года. Интересно освежить в памяти всё, что происходило тем вечером:

В пятницу 30.03.2007 поехал на работу и героически «оттрубил» день с температурой 38, тем не менее это не отменило запланированное на вечер культурное мероприятие: «пикниковский» концерт в СДК МАИ. Группа любима и уважаема как мной, так и Олесей – она же и купила нам билеты, по 600 р. с носа, часто в ту пору бывая на «Соколе» – так что при подвернувшемся случае решили сходить (оба, кстати – впервые) «на живого Шклярского». В анонсах концерт был заявлен как «камерный», без присущих «большим» выступлениям группы спецэффектов – на мой взгляд, именно то, что нужно для взвешенного и непредвзятого представления о любой группе. Только музыка и музыканты. Классика. Программа названа «The Best» — видимо, в поддержку выхода очередного двойного сборника лучших песен, по случаю 25-летия группы.

Подъехали к СДК в восьмом часу, столпотворений не наблюдалось. Погода – летняя. Принеся на входе ставшую уже традиционной жертву – пластиковую бутылку с водой, прошли внутрь. В зале на огромном экране, висящем над сценой, показывали клипы группы «Queen». Когда стрелки часов уже порядком пересекли рубеж 20.00 (заявленное время начала), прозвучал классический гимн 1977 года «We Will Rock You», после чего на экране появился сопровождаемый таинственной «нагнетающей» музыкой рисунок Шклярского, и концерт начался. На сцену вышли Эдмунд Шклярский в чёрной рубашке с сюрреалистическим крылатым глазом и скрипачка Ирина Сорокина в балахоне с поднятым капюшоном. Шклярский, взяв гитару, без единого слова начал наигрывать вступление песни «Побежать бы за леса-горы». Припев грянули уже полным составом: на сцену вышли бас-гитарист Марат Корчемный, барабанщик Леонид Кирнос и клавишник Виктор Евсеев.

Далее — хит-парад из разных альбомов, включая современные номера. После «Шарманки» маэстро заиграл было вступление к «Телефону», но резко остановился, представил Кирноса, который, в свою очередь, прервал его, выкрикнув: «Перерыв 15 минут!» Группа моментально удалилась за кулисы. В какой-то момент запахло пирожками — возможно, глюк, но было смешно. Впрочем, при высокой температуре чего только в голову не лезет!

Концерт сопровождался сменяющимися на экране видеоинсталляциями (впрочем, не всегда удачно подобранными и не всегда имеющими место). Наиболее интересный видеоряд – «Королевство Кривых» (расплывающиеся картины), «Ночь» (огромная Луна, лишь на время гитарного соло превратившаяся в мерзкую рожу), «Там, на самом краю земли» (красивейший в своём стихийном величии шторм), «Египтянин».

Курьёз концерта: песню «Там, на самом краю земли» чуть было не сыграли как повторную версию «Леса-горы»: Ирина Сорокина не сориентировалась и, следуя перебору гитары лидера, увлеклась схожестью мелодий. Улыбка Шклярского — редкое зрелище!

Резюме: «Пикник» звучит, и звучит отлично – всем бы так! Переборщили с бас-гитарой, так на то Корчемный и директор, чтоб его громче всех было слышно. Хороший концерт. На обратном пути голова была занята уже мыслями о подготовке к собственному выступлению в субботу 31-го.

Дата концерта: 30 марта 2007 года
Место проведения: Москва, СДК МАИ
Артист: группа «Пикник»
Программа: «The Best»

Сет-лист концерта:

1. Побежать бы за леса-горы
2. Королевство кривых
3. Ночь
4. Самый звонкий крик — тишина
5. Мракобесие и джаз
6. Фиолетово-чёрный
7. Там, на самом краю земли
8. Шарманка
9. Египтянин
10. Серебра!
11. Говорит и показывает
12. И летает голова то вверх, то вниз
13. Немного огня
14. Ни твоё ни моё
15. Вечер

НА БИС:

16. Романс
17. Течёт большая река