Поклон Эннио Морриконе

«Если я начинаю в ре-минор, то и закончу — в ре-минор! Мелодия должна быть простой и доступной всем!»... Ушёл в Вечность наш великий современник, итальянский мастер гармонии Эннио Морриконе. Подумать страшно, сколько сюжетных линий сошлось на имени этого гения, насколько замысловат мистический узор событийных магистралей. Я о собственных впечатлениях, конечно — в первую очередь.

От ярчайшего отпечатка криминальной саги «Однажды в Америке», ради которой мы, школьники восьмидесятых, бегали в киношку, забивая на святая святых — дворовый футбол!, к умопомрачительному увлечению в 90-е блистательными вестернами Серджо Леоне с Клинтом Иствудом (в которых целые сцены снимались под конкретную музыку) — а через это и к концертам «METALLICA», неизменно начинающимся с «The Ecstasy of Gold», и к собственным ритм-энд-блюзовым рок-опытам с узнаваемыми и любовно «снятыми» мелодическими изысками Морриконе, считываемыми влёт конкретным поколением; а затем через всю киноклассику, от «Декамерона», «120 дней Содома», «Двадцатого века» — к «Изгоняющему дьявола», «Нечто», «Лолите» и далее, к новейшим кинохитам Квентина Тарантино. Необъятный экран современного кинотеатра, случайно услышанный компакт-диск или добытая на «Горбушке» и затёртая до дыр видеокассета с культовым артефактом — нет числа прозрениям, полученным под саундтрек сердцебиения Морриконе. И невозможно составить полный реестр.

И оно, это сердцебиение, безусловно, будет раздаваться дальше — в этой оставленной нам потрясающей музыке гения.

Владимир Куш: реализм метафор

Автор сегодняшней галереи бездонной коллекции арт-диковин — Владимир Куш. Это наш соотечественник, родившийся в 1965 году и с давних пор проживающий в США. В творчестве этого замечательного мастера без труда можно проследить влияние классиков сюрреализма. Но, в отличие от гуру жанра, путешествующих, как правило, по самым мрачным лабиринтам сознания, работы Владимира содержат характерное, мгновенно различимое, светлое начало. Судите сами, друзья.

Не забудьте заглянуть на официальный сайт художника!

Лучшее российское кино 2006 года: книга грехов человеческих

Напомню, что у нас с вами в режиме реального времени проходит процесс перепросмотра российского кино, снятого и выпущенного в период с 2000 года по настоящий момент. Таким образом, мы уже в седьмой раз оцениваем реальный вес каждой отечественной кинокартины (сериалы — за скобками!) новейшего времени — без оглядки на имена режиссёров, актёрский состав и фестивальные награды. Единственный критерий — соответствие фильма художественному качеству и, что не менее важно, пульсу эпохи. Что ж, сегодня пришёл черёд подвести черту под новым многомесячным исследованием и назвать список самого значимого нашего игрового кино 2006 года.

Самая очевидная тенденция 2006 года — перетекание качественного кинопродукта в сериальный сегмент. Достаточно назвать хотя бы такие прозвучавшие в своей нише проекты, как «Бесы», «В круге первом», «Девять жизней Нестора Махно», «Жизнь и смерть Лёньки Пантелеева». Фильмы с классическим форматом стали являться высказываниями, рассчитанными, главным образом, не на массовый интерес, а на круг «понимающих». Авторы, вооружившись воображаемыми свечками, стали искать посреди белого дня свою аудиторию. Почти все работы, которые я сегодня называю лучшими, таковы. Но это — дальше, а пока, жалея время, очень ёмкий обзор. Начнём с мэтров. Увы, в 2006-м у них случилось множество холостых выстрелов. К таковым следует отнести «Андерсен. Жизнь без любви» (Эльдар Рязанов), «Знаки любви» (В.Мирзоев), «Мне не больно» (А.Балабанов), «Вдох-выдох» (Иван Дыховичный), сюда же относится случайно сложившаяся концептуальная связка «Парк советского периода» (Ю.Гусман) + «Заяц над бездной» (Т.Кеосаян), претенциозная агитка «Пушкин. Последняя дуэль» (Наталья Бондарчук) и явно надуманная квазивоенная история «Сволочи» (А.Атанесян). В скобках отметим ещё одну немаловажную тенденцию 2006-го: рефлексию советского прошлого со всех доступных ракурсов, от резко осуждающего до приторно ностальгического. Всё перечисленное мной выше, при неплохих вложениях, подкачало по тем или иным причинам, что не позволяет отнести данное творчество к категории озарений. Ещё были выпущены крайне некудышные блокбастеры и провальные экранизации, в числе которых «Волкодав из рода Серых Псов», «Азирис Нуна», «Ведьма», «Меченосец» и даже «Фартовый» по «Чёрной свече» В.Высоцкого — с кондовой подачей и картонными героями. Тут можно только пожать плечами. Есть пограничные картины типа «Простые вещи» Алексея Попогребского или «Франц и Полина» Михаила Сегала — их я по определённым причинам, к сожалению, также не включаю в список. В остальном — просто слабое или трешовое кино, интересное только его авторам и укравшее у нас, доверчивых зрителей, много ценного времени. В самом деле, ну куда деться от никчёмности всех этих «Хоттабычей», «Тупых жирных зайцев», «Поцелуев бабочки», «Зеркала фараона» и им подобных? Сами понимаете.

А по итогу — вот те фильмы, которые, с моей точки зрения и моего вкуса, можно взять в новую эпоху и ещё долгое время получать удовольствие:

1. ВНУК КОСМОНАВТА (Андрей Панин, Тамара Владимирцева)
2. ГАДКИЕ ЛЕБЕДИ (Константин Лопушанский)
3. ЖИВОЙ (Александр Велединский)
4. ИЗОБРАЖАЯ ЖЕРТВУ (Кирилл Серебренников)
5. КРУЖОВНИК (Арво Ихо)
6. ЛАСТОЧКИ ПРИЛЕТЕЛИ (Аслан Галазов)
7. ОСТРОВ (Павел Лунгин)
8. ОХОТА НА ПИРАНЬЮ (Андрей Кавун)
9. ПЕРЕГОН (Александр Рогожкин)

Проект продолжается, впереди — новые просмотры и новые оценки. На очереди — год 2007-й.

СашБаш: 60/60

СашБашу — 60. Мне повезло в том, что я застал Александра Башлачёва живым. Первые записи, на магнитной плёнке, обескуражили и ввели в культурный шок: я знал наизусть всего Высоцкого, а тут появился некий НАШ Высоцкий, имею в виду поколенческий аспект. Появился шанс получить на взлёте нового гения, которому можно пожать при встрече руку, вдохнуть дым его папиросы и что-то у него уточнить. Но...это была вспышка Сверхновой: едва я сориентировался и, так сказать, заготовил кассеты, как Градский в своей ночной программе на радио «Юность» сообщил о гибели СашБаша. С тех пор свет потрясающих Башлачёвских прозрений поступает сюда в астральном режиме.

Башлачёв — это непроходящее потрясение. Православный мистик, русский рок-н-ролльщик, мегатрагический сатирик — всегда этот дурацкий дуализм и сплошное противоречие в терминологии. Застывший в глубинном поиске герой «Утиной охоты» или, возможно, «Андрея Рублёва». Когда я писал выпускное сочинение, отлично знал уже все песни, кроме нераздобытой тогда ещё «Вишни» и таящегося в непрозрачных архивах ноосферы «Архипелага гуляк». Пошёл на риск: свободная тема и — СашБаш. Хотелось пробить глухую стену: тогда это был проход по лезвию бритвы, у Башлачёва вышла только одна пластинка, и в широком обществе кочевой поэт, рифмовавший с «социализмом» «клизму», был неизвестен. Зашторен. Помню, пришёл домой и рухнул от перенапряга, зарядив в проигрыватель заслушанный «Aqualung» невероятно боготворимых в те годы «Jethro Tull». Мне могли попросту напрочь зарубить сочинение перед запланированным филфаком, да и всё. Может, спасло то, что был на хорошем счету как «гуманитарий»: проверяющая из РОНО в итоге даже захотела лично пообщаться про этот, явно неведомый ей тогда, «знак кровоточия».

И вот всегда этот нерв и лезвие в отношении такого нежного и фонтанирующего шаманской силой СашБаша. Так и живём теперь с колоссальным магическим наследием в руках, и сами что-то там нанизываем на нить — и все вопросы пересылаем Автору туда, через мост. Ответы поступают — и бывает, что сильно не в рифму. И лопнувшая струна вдруг нещадно царапает.

Иллюстрация: https://www.instagram.com/art_moderator/

Ушёл в Вечность Литл Ричард

Сегодня ушёл в Вечность один из отцов рок-н-ролла — Литл Ричард. Легендарному музыканту, прикованному на склоне жизни к инвалидному креслу, было 87 лет. Песни «Tutti Frutti» (1955), «Long Tall Sally» (1956), «Rip It Up» / «Ready Teddy» (1956), «She’s Got It» (1956), «The Girl Can’t Help It» (1956), «Lucille» (1957), «Jenny, Jenny» (1957), «Keep A-Knockin’» (1957) являются ныне незыблемой классикой мировой рок-культуры. В проекте «Клуб громовержцев» — весь жизненный путь ушедшего рок-идола, концерты которого когда-то предваряли делавшие свои первые шаги на сцене «The Beatles» и «The Rolling Stones».

Переломный момент

Новая работа Бэнкси, сделанная им в коридоре больницы общего профиля в Саутгемптоне (графство Хэмпшир), получила название «Game Changer» («Переломный момент»). На рисунке — мальчик в комбинезоне, сидящий у мусорного ведра. Он выбросил фигурки Спайдермена и Бэтмена и играет с новым героем, вернее, героиней — медсестрой Национальной службы здравоохранения. Художник оставил для работников записку со словами: «Спасибо за всё, что вы делаете. Надеюсь, мой рисунок немного осветит это место, даже если он чёрно-белый».

Архив культпоходов, 2009 год: спектакль «Мастер и Маргарита»

Друзья, давненько мы не пополняли наш «Архив культпоходов». Сегодня предлагаю вам свой обстоятельный обзор премьерной постановки 2009 года «МАСТЕР И МАРГАРИТА» во МХАТ имени М.Горького. Масштабный, 4-часовой спектакль (!) с интересными решениями и неизбежными нареканиями — всё раскладываю по полочкам и делюсь ощущениями. А проект продолжается, впереди новые обзоры и рецензии.

Роб Гонсалвес, павший в битве с тьмой

Сегодня предлагаю всмотреться в волшебные работы канадского художника-сюрреалиста Роберта Гонсалвеса, в которых отчётливо видны отражения идей Маурица Эшера, Сальвадора Дали и, в главной степени, Рене Магритта. Автор этих загадочных полотен, увы, не дожил до наших дней: 14 июня 2017 года Роб Гонсалвес, боровшийся с тьмой внутри себя, пал в этом противостоянии, сведя счёты с жизнью. Возможно, он просто перенёсся в мир собственных иллюзий?..

Авторизованная галерея картин Роба Гонсалвеса — на официальном ресурсе.

10 лет программе «Крест»

Сегодня — ровно 10 лет со дня презентации моей горько-провидческой программы «КРЕСТ», а кажется, что только вчера сочинял эти нахлынувшие единой волной песни — лишённый сна и привычного времяпрепровождения. Отдаю себе отчёт и констатирую: эти сигналы не были приняты и поняты в свой час. У меня 33-летнего после проекта «Охота на ведьм» вдруг иссякла тяга к магии и эзотерике, но танковой дивизией попёрли социальные баллады и политическая сатира в духе Джонатана Свифта и ранних «ДДТ». Увидеть воочию многое из мерцавшего в творческих прозрениях ещё предстояло: скоростной откат к диктатуре и закручиванию гаек, переименование милиции в полицию, манипулирование со стрелками часов, излупцованная дубинками изнанка медведевской «оттепели» и т.д. Впереди было ещё много чего фатального, чего уж там — включая прошитый пулями труп Бориса Немцова на Большом Москворецком мосту. От осознания преодоления тогда, весной 2010-го, этого «марафона на опережение», не становится легче. Много светлых надежд сгинуло. А песни, как артефакты эпохи,  — остались.

Сегодня программу можно найти в Сети как в отредактированной аудиоверсии, так и в полном видеоформате. Все песни связаны в единую антиутопию, микширование при ознакомлении —   также возможно. Состоит цикл из следующих позиций:

1. Крест
2. Блюз закрученных
3. Кошмарный Девяностый
4. Бездна
5. Карта соседнего берега
6. Рогатая сторона Луны
7. Человек-слон
8. Икона гламура
9. Кольца Сатурна
10. Чёрная работа

С именем Ленина

150-летие Владимира Ленина — великого мыслителя, сумрачного гения, дерзкого революционера-экспериментатора, чьи идеи и концепции повлияли на всё человечество и имели цену миллионов жизней. Я человек незашоренного мировоззрения, был рождён и достаточно прожил в СССР, чтобы к личности Ленина относиться многосторонне. Решил проверить своё творчество на упоминание сегодняшнего юбиляра, получилась забавная и, в целом, красноречивая подборка:

ИДИ К ЧЁРТУ
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
• БУЙВОЛ
ВЗРЫВ НА МАКАРОННОЙ ФАБРИКЕ
ОТМЕНЁННАЯ ЭЛЕКТРИЧКА

65-летие Майка Науменко

65 лет назад родился самый крутой ленинградский рок-н-ролльщик — Михаил «Майк» Науменко (1955—1991). Фантастически здорово, что он нас посетил и одарил своим гениальным творчеством.

«Калинов Мост»: манифестация в «Горбушке». Мои впечатления

14 марта, в преддверии всеобщего запрета на проведение в Москве массовых мероприятий в связи со вспышкой нового вируса, удалось побывать в ДК Горбунова на концерте легендарной группы «Калинов Мост». Играли программу «30 лет и 3 года», было мощно и здорово. Все подробности и наблюдения — в моём только что опубликованном обзоре, друзья.

Ричи Блэкмору — 75

14 апреля 1945 года родился Ричард Хью «Ричи» Блэкмор — выдающийся британский гитарист и автор песен, основатель и лидер легендарных групп «Deep Purple», «Rainbow» и «Blackmore's Night». Сегодня почитаемому миллионами поклонников рок-творцу исполнилось 75 лет!

В нашем с вами проекте «Клуб громовержцев» — полная биография музыканта.

Толику Крупнову — 55

24 марта 1965 года родился Анатолий Крупнов, которому сегодня могло бы исполниться 55 лет. По моему мнению, Толик был и остаётся одним из лучших рок-музыкантов нашей страны, и его творческий вклад в наследие групп «Чёрный Обелиск» и «Неприкасаемые» — равно как и в развитие всего жанра — трудно переоценить. Светлая память!

 

Сериал "Фрейд: отличительные качества

Памятуя об «Опасном методе» Кроненберга, погрузились в сериал «ФРЕЙД», дебютный проект австрийского филиала «Netflix». Честно скажу, создатели ярко и по-хорошему удивили. Как бы охарактеризовать предложенный ими жанр? Фантазия-байопик? Экшен-байопик? Затруднительная штука в данном случае!

Вот как показать людям XXI столетия молодые годы впоследствии всемирно известного, а в означенную эпоху лишь набирающегося опыта неудачливого и мечущегося доктора, которому ещё только предстоит под изрядной дозой кокса расшифровать то, что ему нашёптывают тараканы в гениальной голове? Право слово, не показывать же часы просиживания в библиотеках и тихих больницах (а после охлаждения к хирургии — в буйных психлечебницах) и не цитировать же первую фрейдовскую статью про выявление половых различий у речных угрей, как он к ней шёл и что из этого для себя вынес.

Жизнь разорившейся многодетной семьи в еврейском гетто, скитания, тяжёлый выбор профессиональной стези, период ученичества у Жана Шарко, глубокий кокаинизм и выход — через гипнотическую практику — к тезисам прославившего Фрейда психоанализа — всё это сухие факты, экранизированные уже тыщу раз как в художественной форме, так и документальной. Нам предложен иной ракурс: остросюжетная 8-серийная фантазия в декорациях Вены XIX столетия, в которых действует молодой и набивающий профессиональные шишки доктор Фрейд, вовлечённый в настоящее мистическое расследование, ниточки которого уходят к самым высокопоставленным особам, не чуждым практики спиритизма и гипноза. В попутчиках Фрейда — обольстительная девушка-медиум Флёр Саломе и полный собственных подсознательных страхов инспектор полиции Кисс. Главный герой умудряется успевать покопаться в мозгах у каждого, заглатывая разведённый белый порошочек банками (тут без преувеличений, братцы).

Сюжетные повороты — впечатляют. Победит ли фантазия сценаристов биографическую хронологию? Вдумчиво продвигаемся к финалу, особо не спешим.

UPD: Музыка в сериале — офигительная! Прям суперррр. Надо поискать саундтрек.

Умер Константин Рябинов

Сегодня в Питере от инсульта скоропостижно скончался Константин Валентинович Рябинов — культовый российский поэт-авангардист, рок-музыкант, участник и сооснователь таких знаковых формаций, как «Гражданская Оборона», «Коммунизм», «Егор и Опизденевшие», «Кузьма & ВиртУОзы». Константину было 55 лет. Светлая память...

Поэтическое творчество Константина Рябинова — на сайте музыканта.

Концерт группы «Воскресение»: мои впечатления

Вечером 24 января в «Главклубе» легендарная московская группа «Воскресение» отыграла программу «40 лет с хвостиком». Предлагаю вам, друзья, посредством моего обзора окунуться в атмосферу этого волшебного концерта. Следите за новыми обзорами и слушайте настоящий рок!

«Ода собакам»: нюансы восприятия

На профильном ресурсе довелось пообщаться с эрудированным коллегой по поводу строчки в моей прошлогодней «Оде собакам, отдавшим варварам Рим». Коллегу не устраивают «потомки кельтских волков», пишет: «Нашел всё же историческую (по моему) неточность...Не кельтских, а дакийских волков! Гето-даки или точнее их предки пеласги, в незапамятные времена приручили своих божественных волков. А потом, союз готов и гето-даков разрушили вечный город, в отместку за вторжение римлян в их земли! У придунайских гетов волк был священен и его изображение было гербом их племён, стягом боевым, и вернейшим соратником. Могу обосновать эту позицию».

Коллега — автор стихов с названьями «Волк и человек», «Волк дакийский», «Карпатские волки» и т.п.  — я тут, без всякой иронии, отдаю должное. Специалист. Ответил ему, насколько смог, сжато, сообщив о статусе метафоры применительно к данным «волкам», поскольку по своей поэтической натуре имел в виду, естественно, СОБАК аборигенных пород, обитавших, в том числе, и на кельтских землях. Вообще, там единый предок — тибетский дог, так считается, во всяком случае. А коллега-волковед, увидев у меня «волков», сразу же метнулся на любимый манок. А здесь ведь приём, как у Лермонтова: «да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя: богатыри — не вы!» — только применительно к собакам. «Кельтский волк» — как характер. Мифический образ.

Кстати, любопытная штука с этими античными псами. Сущие дьяволы Древнего мира, верные стражи и преданнейшие существа — исчезли за короткий срок с поверхности земли, лишь Западная империя рухнула и осыпалась в объятьях накрывших её Тёмных веков. Ни упоминаний, ни изображений — лишь крупицы сведений. О чём и речь.

Обезлюденпустбург

Во сне скитался по окрестностям города Обезлюденпустбурга. В сам город попасть возможностей не было: я ж людских кровей. Скитался лесами, обрывами, какими-то песочными карьерами — и не один, а в компании с двумя толстыми мальчишками-близнецами, один из которых постоянно подкалывал брата на тему его веса (при этом сам-то он был не намного стройнее). Звали их Мыки, вот так просто, и обоих одновременно. И да, это были воры. У каждого из близнецов-толстяков в котомке лежала половина рукописи романа Гессе «Нарцисс и Златоуст», и эти части мы втроём спасали от — парадоксально, но факт! — самого хозяина, то есть Гессе. Ну, это он так-то писатель Гессе, классик и так далее, а в обезлюденпустбургских краях Гессе — какой-то тёмный громадный злыдень, преследовавший нас. Одна из дорог резко взметнулась вертикально, как в фильме «Начало», и кого-то из Мыки с этой дороги сдуло в карьер. И мало того, что у нас потеря, так ещё и сели на измену с оставшимся братом (точнее, не сели, а подвисли, мы ж зацепились и телами прильнули к болтающейся в воздухе дороге) : а вдруг теперь в его котомке — целая рукопись? Её же тогда в разы проще у нас получить!

А затем я просто забрал у оставшегося толстомясого вора Мыки своего «Нарцисса и Златоуста». Тоже мне удумали.

В защиту раскольников

«Пошелестел» я интереса ради британской прессой и, слегка охренев от заголовков и тона статей, задумался. Нет, не о цене «финансовой независимости» миллионеров, живущих на налоги раздражённых подданных. И не о плодах феминизации. И даже не о едких комментариях экозащитников — тут каждый играет свою роль. Как ни крути, история с «побегом семейки раскольников из монархического гнезда» принца Гарри и его жены Меган Маркл — история личной свободы и личного возмездия.

К слову, слежу за судьбой Гарри давно, есть в этом парне 1984 года рождения что-то узнаваемо-поколенческое, и вот как, стало быть, по сю пору отзывается в нём эхо трагедии у моста Альма на набережной Сены, вот каким способом судьба в лице шестого претендента на наследие престолом продолжает расплетать полный ядовитых колючек хвост истории: все эти безбашенные юношеские похождения под ярлыком «wild child», все эти выходки с появлением на вечеринке в форме Вермахта, это бесконечное стремление под пули и участие в военных операциях, да и женитьба на актрисе-американке с последующим клеймом «позорного подкаблучника» (начитался я всякого, да уж, особенно показательны комментарии пользователей в британских соцсетях) — это ведь и есть путь к освобождению. Разве кто-то, включая красотку Меган, ожидал иной реакции от Дворца? Серьёзно? Какая могла быть реакция Елизаветы Второй, изначально настроенной против этого брачного союза и не расщедрившейся даже на улыбку на свадебной церемонии? Про отношения с прессой можно даже не говорить: они испорчены давно и безнадёжно, а у Гарри, как я уже упомянул, есть ещё и особые счёты с папарацци. Британское, мировое сообщество... Что сказать, люди есть люди.

Между тем, заявив в «Инстаграме» об этом своём шаге, пара высокопоставленных «раскольников» делает, пожалуй, единственно верный и закономерный шаг. Так что, давайте, ребята, герцог и герцогиня Сассекские, вами — без сомнения — движет свобода и справедливость. Независимость двух сердец — вот что важнее мнений и навязанных устоев. Старый мир не просто обескровлен, он уже умер, просто не все готовы отпустить в Лету двадцатый век. Но случается, что раны заживают. И я за этих ребят, пусть хоть вся ойкумена обворчится.

Первый стих 2020 года

Как у нас тут водится, вашему вниманию — первый написанный в этом году стих!

«БЕРЕГ» («ПРИЗРАКИ ОЗЕРА НЕМИ»)

Берег священного озера,
Ставший посмертным убежищем.
Здесь, под бессонными звёздами,
Жду в одеянии тлеющем.

Сумерки жалят, капризные,
Нечеловечьи глаза мои.
И появляются призраки
Перед поникшим хозяином.

Два корабля в пёстрой роскоши
Явлены взору погасшему.
Есть в возвращенцах из прошлого
Что-то святое, по-вашему?..

Можно свихнуться от зависти,
Не рассмотрев до рассвета их:
Мрамор колонн, блеск мозаики,
Шёлк парусов фиолетовых.

С бюстов и каменных всадников
Быстро осыпалось золото.
Разорены виноградники,
И барельефы расколоты.

В чашах с вином – слёзы горькие,
Бьёт до озноба истерика
В яростных храмовых оргиях,
В мрачных дворцовых мистериях.

Два корабля, вы прикованы
К берегу ломкими жизнями.
Ждёте знакомого окрика,
Словно молоссы на привязи.

Но – через хрусткий разлом судьбы –
Выйдет из сумрачной гавани
Третий ваш брат, на котором мы
Пустимся в вечное плаванье.

© И.Шамарин, 9 января 2020 г.

Индейская кровь Элвиса

Все мы — игрушки в руках судьбы, что лишний раз подтверждается на примере Элвиса Пресли, которому сегодня исполнилось бы 85 лет. Как известно многим, Элвис по материнской линии — прямой потомок индейцев чероки, племя которых в 30-е годы XIX века федеральное правительство США изгнало на пустоши к западу от Миссисипи. К этому моменту племя вело оседлый образ жизни, индейцы издавали свою газету, а чероки побогаче имели даже своих чернокожих рабов — ну, вы в курсе. Так вот, говоря сегодня о судьбоносном влиянии корневой культуры Мемфиса (штат Теннесси) на становление рок-н-ролла и, в нашем случае, его — тогда ещё будущего — Короля, будет совсем не лишним помнить о неизлечимом шлейфе «Дороги слёз» и эхе той гибельной депортации.

Всё имеет свою цену и смысл.

Наплыв «Пришельцев из прошлого»

Первый сезон норвежского сериала «Пришельцы из прошлого» («Beforeigners») — дебютный проект европейского подразделения канала «HBO» на норвежском языке. Напомню, что в самых известных телепроектах «HBO» значатся такие хиты, как «Игра престолов», «Мир Дикого Запада», «Молодой Папа» и побивший в прошлом году все рекорды по просмотрам в России «Чернобыль». Какую же историю нам предлагают авторы «Пришельцев» во главе с режиссёром Йенсом Лиеном?

Примерно за пять лет до показываемых событий в бухте Бьёрвика (Осло) произошла первая серия загадочных вспышек, в результате чего из воды в массовом количестве стали появляться жители трёх минувших эпох: дикари Каменного века, викинги XI столетия и преисполненные манерами и набожностью чопорные представители века девятнадцатого. Вскоре выяснилось, что подобные визиты происходят по всему миру, и каждый год путешественников, заблудившихся во времени и основательно подзабывших собственную аутентичность, становится больше примерно на полтора десятка тысяч человек. Волей-неволей человечество приспособилось к наплыву необычных мигрантов, так или иначе интегрировав тех в современные условия: окружённые всеохватной толерантностью пришельцы (укоренился даже термин «таймизм» — попробуй-ка посмотри косо на явившегося из тьмы веков прародителя!) разбились на общины, завели аккаунты в соцсетях, а кто-то даже принят на службу в полицию — как главная героиня по имени Альфхильдр Энгинсдоттир, татуированная воительница из эпохи викингов, ставшая первой женщиной-полицейским с «мультитемпоральным бэкграундом».

И вот, реалии современного Осло: кто-то с гордой осанкой и трубкой в зубах едет на повозке к ближайшей церкви, стараясь объехать тоннель с трафиком из иномарок и не задавить спешащего доставить заказ курьера — бывшего безжалостного воителя-убийцу из эпохи викингов. А с высокого ветвистого дерева за ними всеми наблюдает некто из чумазых праотцов, только что промыслив себе на обед курицу...

Однажды на пляже было найдено тело первой мёртвой «гостьи из прошлого» с явными признаками насильственной смерти. За расследование громкого и взволновавшего многих инцидента взялся Ларс Хааланд, которому шеф дал в напарницы подающую надежды Альфхильдр. Но мало того, что расследование шаг за шагом стало уводить полицейских в неожиданную сторону, так ещё и сама полицейская-викинг, получившая доступ к защищённой информации, активно втянулась в круговорот собственных поисков: уроки толерантности с целующимися на экране однополыми парами — это одно, а недорешённые конфликты между войском крещёного короля Олафа Толстого и предводителем отряда норвежской знати Торира Собаки — это совсем, совсем другое!

Сериал уверенно шагает в предстоящий второй сезон, уровень стёба, религиозной неполиткорректности и сюжетной интриги — на пределе.

Мои рекомендации!

Летучий N

Москва, 2 января. INTERFAX.RU: Нидерланды с начала 2020 года прекратили использовать название «Голландия» в качестве символа страны на её официальном логотипе. Прежде там был изображён оранжевый тюльпан и написано слово «Голландия». На новом логотипе изображены буквы NL — сокращенное название Нидерландов. Вместе буквы формируют символическое изображение тюльпана, за ними следует слово Netherlands — название Нидерландов на английском языке. Что ж, по всей видимости, пора откорректировать крылатые строфы поэта-классика следующим образом:

Туда, за тропик Козерога,
Не прекращая резкий танец,
Летит ужасною дорогой
Летучий, с#ка, Нидерландец!

100-летие Айзека Азимова

100 лет назад родился Айзек Азимов — один из величайших писателей-фантастов ХХ века, приверженец гуманистического начала в жанре научной фантастики, автор термина «роботехника» и, говоря попросту, уникальный вперёдсмотрящий мастер, оказавший влияние на всё человечество.

Азимов у меня прочно ассоциируется со сломом эпох. Во-первых, сам он, рождённый в России в неспокойном 1920-м, в возрасте 3 лет был помещён родителями в старенький чемодан и вывезен в Бруклин (США), где семья и осела. А во-вторых, своё системное знакомство с творчеством Азимова я начал в августе 1991-го, читая в самый разгар известных исторических событий роман «Сами боги» — так оно и срослось в сознании: Азимов — вестник перемен. Помню, насколько был потрясён азимовским шедевром «Конец Вечности» и его же, хрестоматийным нынче, циклом рассказов про роботов. И вот, в свете всего мной сказанного, рассматриваю сейчас стоящий на полке потрёпанный любимый сборник лучших романов юбиляра и думаю: пора перечитывать старика. Самое время.

«Ведьмак» от «Netflix»: сериал-мутант

Ну что, милсдари и милсдарыни, крепко засела вам в головы песенка про чеканную монету?.. Это к вопросу о значимости бардов на этой земле :) В общем, да, любопытно было за пару вечеров отсмотреть «Ведьмака» в версии «Netflix», хотя выдержать два первых эпизода оказалось очень нелегко. Просто хождение по тонкому льду. Одолела зевота, от экрана повеяло пародийным жанром, особенно на контрасте с духоподъёмным эхом знаменитой компьютерной игры. Всё в дикую перемикшировано и поставлено с ног на голову. Подумалось: чёрт, это, по ходу дела, ещё одна «Тёмная Башня», полная негров (( И ладно бы дело было только в расовых казусах кастинга.

Краткое отступление. Прочитал я всю многотомную «ведьмачью» сагу осенью 2012-го, как-то с настроением зашла тогда эта тема на волне эпических творений Джорджа Мартина. Книжки пана Анджея оставили по-хорошему ироничный след в душе, хотя, кроме рассказов, перечитывать ведь там особо и нечего.

Нет, всё-таки, зачётно, что ребята с «Netflix» выпустили весь сезон разом — это спасло проект от тотального ухода зрителей и дало сериалу шанс выживания. Так бы и осталась в памяти исключительно польская реконструкция. Понятно, почему неудачный пилот (а дело не в последнюю очередь именно в неудачном пилоте) удержал многих читавших культовый фэнтезийно-постмодерновый цикл Анджея Сапковского: просто-напросто, любопытство заставило дождаться визуализации расписанных автором чудовищ и по-киношному динамичного развития героев. Захотелось «красоты по-американски», чтоб всё богато и жЫрно. Хотелось новой «Игры престолов», чего уж там. В итоге мы получили некоего разлапистого мутанта — подобие самого Геральта из Ривии (кстати, Генри Кавилл порадовал). Нелинейный сценарий, в данном случае, усложнил восприятие. Но плохо сыгранных ролей нет. Так что — баланс. Чудовища, все эти лядащие драконы и «чужие» монстры — попадание через одного, как-то всё будто нарочно сделано на порядок ниже возможного.

Сравнивать кино с книгами — дело безнадёжное. «Netflix» переплавили вросшую в сознание пары поколений сагу ХХ века в концептуальную историю нового времени: со всеми вытекающими. И тут, как раз, всё предельно ясно, начиная с броской толерантности, оттенённой, для оживления, непременным сквернословием, реками крови и нарочито насупленной брутальностью, продолжая, в лице королевы Калантэ и чародейки Йеннифэр из Венгерберга, торжеством знающего себе цену матриархата (это просто констатация) и заканчивая уже не книжным, а киношным постмодерном, отсылающим ко всем сразу кинопроектам фэнтезийного направления. Культовым этому сериалу, ясное дело, не стать, поезд ушёл (а дракон, так сказать, улетел — ну, вы поняли), но что покажут во втором сезоне — интересно. За эту интригу пока и зацепимся.