Рассказ «Чума»: безнадёжный анекдот

Сегодня на сайте — публикация очередного рассказа Игоря Шамарина из неизданного авторского сборника «Муравьиный лев». Это — написанная в мае 2020 года драматическая история «ЧУМА». Следите за обновлениями: в июне вас ждёт новый рассказ.

50-летие альбома «Demons And Wizards»

Сегодня исполнилось 50 лет лучшей, на мой вкус, пластинке в дискографии легендарной британской группы «Uriah Heep» — «DEMONS AND WIZARDS». Делал в 2010 году большой очерк о релизе для проекта «Рок-меломан», приглашаю желающих на соответствующую страницу.

Side 1:
1. «The Wizard» — 2:59
2. «Traveller in Time» — 3:25
3. «Easy Livin'» — 2:37
4. «Poet's Justice» — 4:15
5. «Circle of Hands» — 6:25
Side 2:
6. «Rainbow Demon» — 4:25
7. «All My Life» — 2:44
8. «Paradise» — 5:10
9. «The Spell» (on some CD editions) — 7:32

David Byron – lead vocals, co-lead vocals on tracks 1, 8 and 9
Mick Box – lead guitar
Ken Hensley – keyboards, backing, co-lead vocals on tracks 8 and 9, guitars, percussion
Gary Thain – bass (except on tracks 1, 10 and 11)
Mark Clarke – bass on tracks 1, 10 and 11, co-lead vocals on track 1
Lee Kerslake – drums, backing vocals, percussion

Gerry Bron – producer
Peter Gallen – engineer
Ashley Howe – assistant engineer.

Юрию Шевчуку — 65!

Юрию Шевчуку — 65! Записные книжки ещё хранят неопубликованные материалы, так что в течение ближайшего года планирую пополнить свой архив посещённых концертных сетов группы «ДДТ». Список материалов следующий:

Сольник 5 апреля 1991 года в ДК МЭЛЗ — в преддверии сета на фестивале «Рок против террора». На разогреве — группа «Аракс», информационный повод — выпуск на виниле легендарного альбома «Периферия»;

Московская премьера программы «Чёрный Пёс Петербург» 12 декабря 1992 года в Лужниках;

Акция «GREENPEACE ROCKS» в ДК Горбунова 19 июня 1993 года с участием Юрия Шевчука и Вадима Курылёва;

Московская премьера программы «Мир Номер Ноль» в СК «Олимпийский» 19 июня 1998 года и программа «Мир Номер Ноль. P.S. » 26 декабря 1998 года в Лужниках;

Презентация книги стихов Юрия Шевчука «Сольник» в Московском Доме Книги 19 июня 2009 года (с фотоотчётом);

Программа «История звука» 5 марта 2017 года в СК «Олимпийский». Глобальный и самый развёрнутый в Интернете отчёт.

Также в проекте «Рок-меломан» делал авторские обзоры пластинок «Я ПОЛУЧИЛ ЭТУ РОЛЬ» (1988) и «АКТРИСА ВЕСНА» (1992).

30 лет акции "Всё это рок-н-ролл! "

16 мая 1992 года, ровно 30 лет назад, в спорткомплексе «Крылья Советов» в Сетуни состоялся грандиозный концерт «Всё это рок-н-ролл» — приуроченный к выходу концептуальной пластинки группы «Бригада С» и убедительно представивший общественности московско-уральско-питерское рок-комьюнити, сросшееся в данном виде в 1990 году на основе экологической акции «Рок чистой воды». Комьюнити российского рок-мэйнстрима, включавшее в себя группы «Алиса», «ДДТ», «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Бригада С», «Ва-банкъ», «Кроссроудз» и американскую певицу Джоанну Стингрей (при периодическом расширении до участия в этой формации БГ и «Машины Времени») просуществовало в демократическом единстве и народной славе до середины девяностых, выстрелив множеством легендарных песен, альбомов и концертов, после чего было существенно деформировано коммерцией и стало, в итоге, пресным сегментом отформатированного шоу-бизнеса. Следом пришла совсем иная эпоха. 

50-летие альбома "Exile on Main St. "

Ровно 50 лет назад, 12 мая 1972 года, группа «The Rolling Stones» выпустила десятый по счёту и первый двойной альбом в своей дискографии — «Exile on Main St.». Впоследствии эта пластинка вошла в число самых значимых за всю рок-историю. Суперхиты «Tumbling Dice» и «Happy», драйвовые кавер-версии песен увенчанного легендами Роберта Джонсона («Stop Breaking Down») и Слима Харпо («Rip This Joint»), ядрёная алхимическая смесь из свинга, госпела, блюза и рок-н-ролла, а также мощный кантри-месседж, подчёркнутый броской обложкой с коллажем из фоторабот Роберта Франка из его книги «Американцы» и кадрами с колоритными артистами бродячего цирка — всё это зримо сконцентрировалось в значимом и более чем убедительном рок-артефакте.

Альбом не был принят сразу ни критиками, ни фэнами — музыкантам ставили в упрёк заигрывания с «нарочито низовыми жанрами». Лишь в поздние семидесятые альбом распробовали: исследователи рока отмечали как его жанровое разнообразие, произрастающее из ритм-энд-блюзовых корней, так и ценный для пылких сердец сплав тем, затрагиваемых в песнях: «секс как сила, секс как любовь, секс как удовольствие; плюс расстояние, сумасшествие и освобождение — поверх одержимости временем, которая более чем уместна для мужчин, которым за 30 и которые всё ещё преданы творчеству как делу всей жизни».

Запись была начата в Лондоне 1969-го, а основной процесс происходил уже во Франции начала семидесятых, где музыканты были вынуждены временно укрываться из-за налоговых проблем. Для лидеров группы данный период связан с определёнными жизненными вехами: Мик Джаггер зачастую отсутствовал в студии из-за повторной женитьбы (впоследствии музыкант сетовал на потерю в этой связи контроля над не устроившей его работой звукорежиссёра), у Кита Ричардса данный период связан с постоянной героиновой зависимостью, от которой он смог избавиться лишь десятилетие спустя (что касается французских сессий «Exile on Main St.», то в числе сотоварищей Ричардса по психоделическим приключениям в те дни были замечены такие небезызвестные персоны, как Уильям С. Берроуз, Терри Саузерн, Грэм Парсонс, Джон Леннон и Маршалл Чесс, сын известного блюзового импресарио Леонарда Чесса). Как бы то ни было, плод совместных экспериментов, чаяний и усилий оказался весьма зрелым и лакомым.

Side 1:
1. Rocks Off — 4:31
2. Rip This Joint — 2:22
3. Shake Your Hips (Slim Harpo) — 2:59
4. Casino Boogie — 3:33
5. Tumbling Dice — 3:45
Side 2:
6. Sweet Virginia — 4:27
7. Torn and Frayed — 4:17
8. Sweet Black Angel — 2:54
9. Loving Cup — 4:25
Side 3:
1. Happy — 3:04
2. Turd on the Run — 2:36
3. Ventilator Blues — 3:24
4. I Just Want to See His Face — 2:52
5. Let It Loose — 5:16
Side 4:
6. All Down the Line — 3:49
7. Stop Breaking Down (Robert Johnson) — 4:34
8. Shine a Light — 4:14
9. Soul Survivor — 3:49

Mick Jagger – lead vocals, backing vocals, harmonica, electric guitar
Keith Richards – guitars, backing vocals, bass guitar, electric piano, lead vocals («Happy»)
Mick Taylor – guitars, bass guitar
Bill Wyman – bass guitar
Charlie Watts – drums (on all tracks except «Tumbling Dice» (outro), «Happy» and «Shine a Light»)

Nicky Hopkins – keyboards
Bobby Keys – tenor saxophone; percussion (on «Happy»)
Jim Price – trumpet; organ (on «Torn and Frayed»)
Ian Stewart – piano (on «Shake Your Hips», «Sweet Virginia» and «Stop Breaking Down»)
Jimmy Miller – percussion (on «Sweet Black Angel», «Loving Cup», «I Just Want to See His Face» and «All Down the Line»), drums (on «Tumbling Dice» (outro), «Happy» and «Shine a Light»)
Bill Plummer – double bass (on «Rip This Joint», «Turd on the Run», «I Just Want to See His Face» and «All Down the Line»)
Billy Preston – piano, organ (on «Shine a Light»)
Al Perkins – pedal steel guitar (on «Torn and Frayed»)
Richard «Didymus» Washington – marimba (on «Sweet Black Angel»)
Venetta Fields, Clydie King – backing vocals (on «Tumbling Dice», «I Just Want to See His Face», «Let It Loose» and «Shine a Light»)
Joe Greene – backing vocals (on «Let It Loose» and «Shine a Light»)
Jerry Kirkland – backing vocals (on «I Just Want to See His Face» and «Shine a Light»)
Shirley Goodman, Tami Lynn, Mac Rebennack — backing vocals (on «Let It Loose»)
Kathi McDonald – backing vocals (on «All Down the Line»)

Glyn Johns – engineer
Andy Johns – engineer
Joe Zagarino – engineer
Jeremy Gee – engineer
Doug Sax – mastering
Robert Frank – cover photography and concept
John Van Hamersveld – layout design
Norman Seeff – layout design.

Юрия Наумова — с 60-летием!

Поздравляю мастера русского психоделического блюза Юрия Наумова с 60-летием!

Архив моих сетевых публикаций о юбиляре:

Развёрнутый материал о магнитофонном альбоме «Не поддающийся проверке» (1987) в контексте личной истории;

Обзор сольного концерта в ЦДХ 11 октября 2009 года;

Обзор сольного концерта в Филёвском парке 11 августа 2016 года.

Клаус Шульце — RIP

Клаус Шульце больше не с нами. По моему мнению, этот немецкий музыкант-авангардист был одним из самых ярких и сияющих композиторов, являвшихся нашими современниками. Пластинки Клауса Шульце — платиновый фонд мировой культуры и крауд-рока. Делал об этом гении очерк для своего проекта «Клуб громовержцев» — и сегодня предлагаю окинуть взором земной путь мастера, совсем немного не дожившего до своего 75-летия.

Рассказ «Муравьиный лев»: канувший эпизод

Друзья, на сайте опубликован очередной рассказ Игоря Шамарина из неизданной книги жестоких снов «Муравьиный лев». Это — заглавный, пронизанный мистикой канувший эпизод «МУРАВЬИНЫЙ ЛЕВ», написанный в августе 2020 года. Следите за обновлениями и не пропустите в двадцатых числах мая новую историю из этого сборника.

75 лет Игги Попу

В день 75-летия неподражаемого ИГГИ ПОПА предлагаю окинуть взглядом его богатую на события биографию — посредством нашего «Клуба громовержцев»:

ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ ПО ССЫЛКЕ

70 лет Удо Диркшнайдеру

Сегодня рок-общественность отмечает 70-летие замечательного немецкого рок-музыканта — Удо Диркшнайдера. Окинем же взором в нашем «Клубе громовержцев» яркую биографию и творческий путь великого и нержавеющего Удо:

6 апреля 1952 года в Вуппертале (Западная Германия), в семье владельцев фабрики по производству деталей и инструментов родился Удо Диркшнайдер — всемирно известный немецкий хэви-метал-певец, прославившийся как основатель и вокалист в наиболее знаковые периоды деятельности созданной в 1971 году группы «Accept» и, с 1987 года, бессменный фронтмен собственного сайд-проекта «U.D.O. ».

К моменту поступления Удо в школу его семья переехала в Золинген. В подростковом возрасте будущий певец, испытывавший тягу к путешествиям, мечтал стать корабельным коком. Увлечение музыкой для юного Диркшнайдера началось в 1965 году с прослушивания сингла «Help! / I`m Down» группы «The Beatles» и подаренного родителями портативного магнитофона. Вскоре любовь к «The Beatles» уступила место любви к более брутальным «The Rolling Stones». Приняв решение стать музыкантом, Удо собирался стать клавишником и в 1966 году начал обучаться игре на этом инструменте. Но обстоятельства сложились так, что он стал рок-певцом в группе «Band X», которую в 1968 году создал вместе со своим другом и гитаристом Михаэлем Вагенером. Команда выступала в клубах, исполняя репертуар Джими Хендрикса и «The Rolling Stones». В 19 лет Удо отправился в армию, но музыку не забросил.

В 1971 году группа Удо Диркшнайдера взяла себе новое название – «Accept»: именно такое название носила пластинка британской блюзовой группы «Chicken Shack», выпущенная в 1970 году. Михаэль Вагенер покинул «Accept» в том же 1971-м, и вплоть до 1975 года состав команды претерпевал постоянные изменения. Более-менее стабильной явилась формация, состоявшая из Удо Диркшнайдера (вокал), Вольфа Хоффманна (гитара), Герхарда Шталя (гитара), Дитера «Руби» Рубаха (бас) и Франка Фридриха (ударные). В 1976 году место бас-гитариста занял Петер Балтес, и вскоре после выступления на рок-фестивале «Rock Am Rhein» осенью 1976 года коллектив заключил контракт с выпускающим лейблом.

В январе 1979 года увидел свет долгожданный дебютный альбом группы «Accept», получивший то же название. Удо Диркшнайдер принимал участие в деятельности «Accept» с момента основания до 1987 года (наиболее заментыми альбомами этого периода считаются «Breaker», «Balls to the Wall», «Metal Heart» и «Russian Roulette»), затем из-за разногласий покинул коллектив и собрал сайд-проект «U.D.O. ». Выбрав начертание аббревиатуры, певец хотел подчеркнуть, что группа не является его сольным проектом наподобие групп Оззи Осборна или Ронни Джеймса Дио. Сами музыканты в шутку расшифровывали название как «United Dipstick Organization» («Объединённая Организация Балбесов»), лидер настаивал на «United Democratic Organization» («Объединённая Демократическая Организация»), а журналисты и некоторые поклонники выбрали вариант «Udo Dirkschneider Orchestra» («Оркестр Удо Диркшнайдера»). Дебютная пластинка группы «U.D.O. » вышла в 1987 году и называлась «Animal House». Проект существует по сей день, выпустив в октябре 2021 года 17-й по счёту альбом — «Game Over».

Что касается группы «Accept», то, после творческого бездействия в период 1989-92 гг., в 1993 году состоялось воссоединение команды с Удо Диркшнайдером на вокале, ознаменовавшееся выпуском суперуспешного альбома «Objection Overruled» и ещё пары релизов. После выпуска в начале 1996 года одиннадцатой по счёту пластинки «Predator» Удо во второй раз покинул родное детище, окончательно сконцентрировавшись на творчестве группы «U.D.O. ».

Помимо участия в группах «Accept» и «U.D.O. », певец в разные годы активно сотрудничал с немецкой хард-энд-хэви певицей Доро Пеш, английской хэви-метал-группой «Raven», финской группой «Lordi» и российской группой «Ария». Удо Диркшнайдер женат с 1987 года: жену зовут Эрика, она ювелир. У пары есть дочь и сын; последний в настоящее время играет в группе «Damaged». На досуге Удо Диркшнайдеру нравится играть в теннис, плавать и читать мемуары политиков. Также музыкант знает толк в красном вине. 

Группа «Пикник» — 15 лет назад

Хроника гласит: ровно 15 лет назад, 30 марта 2007-го, ходили в СДК МАИ на «ПИКНИК». Это был концерт лучших песен к 25-летию группы, и тогда ещё, в отличие от нынешней эпохи, пикниковское летоисчесление велось по «шклярскому времени», т.е. с 1982 года. Интересно освежить в памяти всё, что происходило тем вечером:

В пятницу 30.03.2007 поехал на работу и героически «оттрубил» день с температурой 38, тем не менее это не отменило запланированное на вечер культурное мероприятие: «пикниковский» концерт в СДК МАИ. Группа любима и уважаема как мной, так и Олесей – она же и купила нам билеты, по 600 р. с носа, часто в ту пору бывая на «Соколе» – так что при подвернувшемся случае решили сходить (оба, кстати – впервые) «на живого Шклярского». В анонсах концерт был заявлен как «камерный», без присущих «большим» выступлениям группы спецэффектов – на мой взгляд, именно то, что нужно для взвешенного и непредвзятого представления о любой группе. Только музыка и музыканты. Классика. Программа названа «The Best» — видимо, в поддержку выхода очередного двойного сборника лучших песен, по случаю 25-летия группы.

Подъехали к СДК в восьмом часу, столпотворений не наблюдалось. Погода – летняя. Принеся на входе ставшую уже традиционной жертву – пластиковую бутылку с водой, прошли внутрь. В зале на огромном экране, висящем над сценой, показывали клипы группы «Queen». Когда стрелки часов уже порядком пересекли рубеж 20.00 (заявленное время начала), прозвучал классический гимн 1977 года «We Will Rock You», после чего на экране появился сопровождаемый таинственной «нагнетающей» музыкой рисунок Шклярского, и концерт начался. На сцену вышли Эдмунд Шклярский в чёрной рубашке с сюрреалистическим крылатым глазом и скрипачка Ирина Сорокина в балахоне с поднятым капюшоном. Шклярский, взяв гитару, без единого слова начал наигрывать вступление песни «Побежать бы за леса-горы». Припев грянули уже полным составом: на сцену вышли бас-гитарист Марат Корчемный, барабанщик Леонид Кирнос и клавишник Виктор Евсеев.

Далее — хит-парад из разных альбомов, включая современные номера. После «Шарманки» маэстро заиграл было вступление к «Телефону», но резко остановился, представил Кирноса, который, в свою очередь, прервал его, выкрикнув: «Перерыв 15 минут!» Группа моментально удалилась за кулисы. В какой-то момент запахло пирожками — возможно, глюк, но было смешно. Впрочем, при высокой температуре чего только в голову не лезет!

Концерт сопровождался сменяющимися на экране видеоинсталляциями (впрочем, не всегда удачно подобранными и не всегда имеющими место). Наиболее интересный видеоряд – «Королевство Кривых» (расплывающиеся картины), «Ночь» (огромная Луна, лишь на время гитарного соло превратившаяся в мерзкую рожу), «Там, на самом краю земли» (красивейший в своём стихийном величии шторм), «Египтянин».

Курьёз концерта: песню «Там, на самом краю земли» чуть было не сыграли как повторную версию «Леса-горы»: Ирина Сорокина не сориентировалась и, следуя перебору гитары лидера, увлеклась схожестью мелодий. Улыбка Шклярского — редкое зрелище!

Резюме: «Пикник» звучит, и звучит отлично – всем бы так! Переборщили с бас-гитарой, так на то Корчемный и директор, чтоб его громче всех было слышно. Хороший концерт. На обратном пути голова была занята уже мыслями о подготовке к собственному выступлению в субботу 31-го.

Дата концерта: 30 марта 2007 года
Место проведения: Москва, СДК МАИ
Артист: группа «Пикник»
Программа: «The Best»

Сет-лист концерта:

1. Побежать бы за леса-горы
2. Королевство кривых
3. Ночь
4. Самый звонкий крик — тишина
5. Мракобесие и джаз
6. Фиолетово-чёрный
7. Там, на самом краю земли
8. Шарманка
9. Египтянин
10. Серебра!
11. Говорит и показывает
12. И летает голова то вверх, то вниз
13. Немного огня
14. Ни твоё ни моё
15. Вечер

НА БИС:

16. Романс
17. Течёт большая река

50-летие альбома «Machine Head»

Сегодня — 50 лет со дня выхода альбома «Machine Head» группы «Deep Purple», записанного в Швейцарии в декабрьские дни 1971-го и изданного в Великобритании 25 марта 1972 г. Золотая классика хард-рока, не оставлявшая равнодушным, пожалуй, ни одного поклонника рок-музыки в мире — особенно тинейджеров второй половины двадцатого века, включая советскую молодёжь.

Side 1:
1. «Highway Star» — 6:05
2. «Maybe I'm a Leo» — 4:51
3. «Pictures of Home» — 5:03
4. «Never Before» — 3:56
Side 2:
5. «Smoke on the Water» — 5:40
6. «Lazy» — 7:19
7. «Space Truckin'» — 4:31

Total Time 37:46

Ritchie Blackmore – guitar
Ian Gillan – vocals, harmonica
Roger Glover – bass
Jon Lord – keyboards, Hammond organ
Ian Paice – drums, percussion

Martin Birch – engineering, mixing with Deep Purple
Jeremy «Bear» Gee – assistant engineer
Nick Watterton – technician, Rolling Stones Mobile Studio operator
Ian Hansford, Rob Cooksey, Colin Hart – equipment technicians
Shephard Sherbell – photography
Roger Glover and John Coletta – cover design.

По ссылке — мой отчёт о московском концерте группы «Deep Purple» в октябре 2006 года — на котором, в числе прочего, были исполнены почти все песни с «Machine Head».

Рассказ «Тубус»: берёзовый перформанс

Сегодня на сайте опубликован третий рассказ Игоря Шамарина, входящий в неизданный сборник авторской прозы «Муравьиный лев». Это берёзовый перформанс «ТУБУС» — юмористический опус, появившийся на свет в октябре 2016 года. Иллюстрацией к этой истории выбрана известная картина Ивана Билибина «Баба-Яга». Друзья, следите за обновлениями на сайте и не пропустите в апреле следующий рассказ из вышеупомянутого сборника.

15 лет без Рикошета

15 лет — без Рикошета, импульсивного фронтмена ленинградской группы «Объект Насмешек». И в эти окаянные дни песня Саши Аксёнова «Любовь к оружию», так мощно прозвучавшая на излёте восьмидесятых, несёт, увы, ещё более раздирающие смыслы:

Мальчик обожает игры и рассказы об отваге,
Мама покупает в праздник пистолет в универмаге.
Каждому мужчине с детства в руки отдают оружие,
Дети целятся в прохожих — им плюшевый медведь не нужен.

Мама, подари мне пистолет!
Мама, подари мне эту пушку!
Мама, подари мне автомат!
Мама, я так люблю игрушки!

В школе нет занятий лучше, чем стрельба в подвальном тире.
Чтобы стать ещё храбрей и злей — он раздавит кошку гирей.
Он влюблён в игру «Зарница», военрук ему как папа,
Он врагов уничтожает с деревянным автоматом.

Мама, подари мне пистолет!
Мама, подари мне эту пушку!
Мама, подари мне автомат!
Мама, я так люблю игрушки!

Любовь к оружию...
Любовь к оружию...

— К оружию!

Годы пролетают мигом, и теперь другие игры.
Мальчик стал теперь мужчиной очень крупного калибра.
Глобус вертит он как мячик, и в его карманном плане —
Поиграть с живой мишенью в Сальвадоре и Афганистане.

Мама, подари мне пистолет!
Мама, подари мне эту пушку!
Мама, подари мне автомат!
Мама, я так люблю игрушки!

Мама, подари мне пистолет!
Мама, подари мне автомат!
Мама, подари мне пулемёт!
Мама, подари гранатомёт!
Мама, подари мне бомбомёт!
Мама подари мне огнемёт!
Мама, подари мне самолёт!
Мама, подари десантный взвод!

Эхо..

В.Высоцкий — «Расстрел горного эха»

В тиши перевала, где скалы ветрам не помеха... Помеха...
На кручах таких, на какие никто не проник, никто не проник,
Жило-поживало весёлое горное, горное эхо.
Оно отзывалось на крик — человеческий крик.

Когда одиночество комом подкатит под горло... Под горло...
И сдавленный крик еле слышно в обрыв упадёт, в обрыв упадёт,
Крик этот о помощи эхо подхватит, подхватит проворно,
Усилит и бережно в руки своих донесёт.

Должно быть, не люди, напившись дурмана и зелья... И зелья...
Чтоб не был услышан никем злобный топот и храп, топот и храп,
Пришли умертвить, обеззвучить живое, живое ущелье.
И эхо связали, и в рот ему всунули кляп.

Всю ночь продолжалась кровавая злая потеха... Потеха...
И эхо топтали, но звука никто не слыхал, никто не слыхал.
К утру расстреляли притихшее горное, горное эхо.
И брызнули слёзы, как камни из раненных скал.
И брызнули слёзы, как камни из раненных скал.
И брызнули слёзы, как камни из раненных скал.

Рассказ «Крушение»: постреалистический этюд

Друзья, на сайте опубликован второй рассказ Игоря Шамарина, входящий в авторский сборник прозы «Муравьиный лев». Это — постреалистический этюд «КРУШЕНИЕ», появившийся на свет в феврале 2020 года и основанный на реальных событиях, свидетелем которых автор стал во второй половине восьмидесятых годов. Иллюстрация к рассказу выполнена по специальному запросу художественной нейросетью. Следите за анонсами, чтоб не пропустить в марте следующую историю из этой, пока неизданной книги.

Максиму Леонидову — 60!

Замечательному российскому рок-н-ролльщику и лирику-мелодисту, участнику легендарного бит-квартета «Секрет», поэту и актёру Максиму Леонидову — 60! Три года назад ходили с Олесей на невероятно зажигательный концерт группы «HIPPOBAND», состоящий из лучших хитов сегодняшнего юбиляра — чем не повод вспомнить тот волшебный мартовский вечер.

Автор фото — Светлана Скрыль.

50-летие альбома «Harvest»

50 лет назад, 1 февраля 1972 года, увидела свет пластинка «Harvest» американо-канадского фолк-рокера Нила Янга. Этот альбом, запись которого происходила с января по сентябрь 1971 года, по сей день является эталонным в дискографии певца, а вошедшие в диск хиты «Heart of Gold» и «Old Man» — непререкаемая классика кантри-рока. В записи альбома принял участие Лондонский симфонический оркестр, а также такие музыканты, как Дэвид Кросби, Грэм Нэш, Линда Ронстадт, Стивен Стиллз и Джеймс Тейлор.

Side 1:
1. «Out on the Weekend» — 4:35
2. «Harvest» — 3:03
3. «A Man Needs a Maid» — 4:00
4. «Heart of Gold» — 3:05
5. «Are You Ready for the Country?» — 3:21
Side 2:
6. «Old Man» — 3:22
7. «There's a World» — 3:00
8. «Alabama» — 4:02
9. «The Needle and the Damage Done (recorded in concert January 30, 1971)» — 2:00
10. «Words (Between the Lines of Age)» — 6:42

Total Time 37:10

Neil Young – lead vocals, electric and acoustic guitars, piano, harmonica
Teddy Irwin – second acoustic guitar on «Heart of Gold»
John Harris – piano on «Harvest»
James McMahon – piano on «Old Man»
James Taylor – banjo guitar, backing vocals on «Heart of Gold» and «Old Man»
Linda Ronstadt – backing vocals on «Heart of Gold» and «Old Man»
David Crosby – backing vocals on «Are You Ready for the Country?» and «Alabama»
Stephen Stills – backing vocals on «Alabama» and «Words»
Graham Nash – backing vocals on «Are You Ready for the Country?» and «Words»

London Symphony Orchestra – orchestra on «A Man Needs a Maid» and «There's a World»

The Stray Gators:
Ben Keith – pedal steel guitar
Jack Nitzsche – piano, lap steel guitar on «Are You Ready for the Country?,» «Alabama,» and «Words»; arrangements and orchestration on «A Man Needs a Maid» and «There's a World»
Tim Drummond – bass guitar
Kenny Buttrey – drums

Neil Young, Elliot Mazer – producers
Henry Lewy – producer on «Needle and the Damage Done»
Jack Nitzsche – producer on «There's a World» and «A Man Needs a Maid».

О мостах и кораблях

В одной из своих первых песен, которая была написана летом 1994 года, я обыгрываю в припеве фразеологизм «Ты сжигаешь мосты за собою» — желающие, кстати, могут с песней и её историей ознакомиться. Ну, а нам с вами здесь сегодня интересно хронологически проследить, когда же авторы стихов, песен и романов вообще стали сжигать (взрывать) эти самые мосты и эти самые корабли (корабли, к слову, буквально обожали «сжигать» герои романов Льва Толстого).

Пронизанная военными отголосками пословица «Не сжигай за собой мосты (лодки)» пришла к нам из английского языка и имеет литературное хождение с 1800-х годов, говоря о решении, исключающем возврат к прежнему и предостерегая от такой необратимости. Сам обычай упоминался ещё Плутархом, рассказывающим о женщинах Трои, которые сожгли корабли своих мужей — дабы те не дрогнули и не отступили перед врагом при защите города. Также в этом контексте принято вспоминать короля Вильгельма Завоевателя, который, в пылу войны за британскую корону, приказал сжечь собственный флот после того, как войско переправилось через Ла Манш — дабы лишить воинов искушения пиратства. А в книге «История Рима» историк Моммзен Теодор описывает, как древние гельветы сожгли свои жилища перед наступлением на Галлию — тем самым лишив себя возможности повернуть вспять.

С тех пор, переплавившись в речевой оборот, пылающие мосты и корабли ярко озаряют мировую культуру. Как мы видим, эффектная иноязычная фраза вполне успешно прижилась и в нашем языке, вкусно обогатив его.

Рисунок: Адриан Джонс — «Горящие мосты» (2015).

Писатель с бандитским шиком: 125-летие Валентина Катаева

125 лет со дня рождения Валентина Петровича Катаева — неповторимого классика советской литературы, писателя с «неистребимым одесским акцентом», как его характеризовали современники. Авантюрного конформиста, ученика Бунина. Бойкого деникинца — в годы Гражданской войны. Прошедшего Великую Отечественную военным корреспондентом, написавшим в тех пожарах рассказ «Отче наш» — пронизывающий до озноба. 

Знавший толк в поэзии и начинавший творческий путь со стихов, Катаев однажды поделился мыслью, с которой лично я абсолютно солидарен: получив в наследство то, что оставили нам поэты двадцатого века, следующие поколения могут совершенно спокойно заниматься другими делами. Отрезвляющее суждение для тех, кто после века Мандельштама, Ахматовой, Гумилёва, Маяковского, Пастернака называют здесь себя поэтами.

— Как живёте, караси?
— Ничего себе, мерси.

(это, кстати, тоже — Катаев).

Что касается полномасштабного катаевского наследия, то этот лакомый дар не обошёл стороной, пожалуй, каждого в нашей стране. Не будем забывать, что Катаев — автор идеи «Двенадцати стульев», подаренной им своему брату Евгению Петрову (и сам был портретно воплощён, по его же мнению, в инженере Брунсе). Естественно, в числе самых ярких книг следует назвать «Белеет парус одинокий», «Сын полка», «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик» — список расширьте в меру погруженности в советский культурный бэкграунд. 

Не забудем и о крылатой эпохе журнала «Юность» под руководством Катаева. 

Наверняка многие вспомнят написанные в особо-катаевской манере автобиографические, мало на что похожие опусы «Святой колодец» и «Трава забвенья» (из которой лично мне сразу вспоминается рассказ об открытой автором в себе способности перевоплощения — например, в ВЫЧИТАНИЕ или в КВАДРАТНЫЙ КОРЕНЬ). 

Ну, и на особой полке — книга зашифрованных мемуаров «Алмазный мой венец», читая которую приходится ощущать себя литературным Шерлоком Холмсом — пытаясь сопоставить вымышленные имена с реальными прототипами. Где предстают навеки живыми, угловатыми и лишёнными классических лавров Ключик-Олеша, Щелкунчик-Мандельштам, Королевич-Есенин, Будетлянин-Хлебников, Вьюн-Кручёных, Мулат-Пастернак, Штабс-капитан-Зощенко, Конармеец-Бабель, а ещё от Катаева мы узнали, как Синеглазый студент (читай Булгаков) издевался над монументальным Командором (читай Маяковским), упрашивая дать своему герою настоящую профессорскую фамилию — с его, командорского разумения, и в итоге вместо милостиво предложенного Тимерзяева герой был ещё более ёрнически назван Персиковым. 

Осип Мандельштам, говоря о Катаеве, иронизировал: «В нём есть настоящий бандитский шик». Что ж. Таких бандитов на руках носить надо.

Рассказ «Человек с острова Туле»: античный детектив 18+

Сегодня на сайте публикуется первый рассказ Игоря Шамарина, входящий в книгу жестоких снов «Муравьиный лев». Рассказ «ЧЕЛОВЕК С ОСТРОВА ТУЛЕ» был написан недавно — на основе жуткого эпизода из декабрьского сна. В итоге получился жестокий античный детектив, иллюстрацию к которому выполнила художественная нейросеть по запросу автора. Друзья, следите за анонсами в этом блоге, чтобы не пропустить в феврале следующую историю.

Предисловие к публикации рассказов

Друзья. Чудовищно нелегко поэту вести повествование прозой, к вашему сведению. Почти невозможно — перестроиться в иное состояние и подчиниться иным законам. Книга жестоких снов «Муравьиный лев» пишется мною уже почти 10 лет. Ещё дольше эти сюжеты и истории жили в голове, прежде чем я решил, что пора бы им материализоваться и не тяготить меня. Сколько можно просыпаться, слыша назойливый шёпот вереницы неотчётливых персонажей? «ЯВИ НАС!».

Весенне-летний локдаун 2020 года позволил существенно продвинуться в реализации этих странных идей, основанных на сновидческих путешествиях и врезавшихся в память впечатлениях детства. Тут будет порой всё сразу, такие «Денискины рассказы» — в декорациях Пелевина и Воннегута. Порой не будет вообще ничего, кроме первозданного Хаоса. Возможно, что-нибудь мы допишем прямо на ходу. Рассказы — не без пародийной основы, я люблю пожонглировать смыслами с дурацкой улыбкой на лице. В общем, как бы то ни было, цикл неспешно обретает зримые очертания.

Публикации готовых, насколько их можно вообще считать готовыми (как, чёрт возьми, эти писатели понимают, что в текст пора перестать вносить правки, вчера ещё можно было, а сегодня — сядь на руки, шабаш?) будут происходить здесь — примерно по двадцатым числам каждого месяца. Не вынашивая писательских амбиций, склонен считать данное творчество ни к чему не обязывающим хобби и с радостью приглашаю каждого читателя в мир моих снов. Строго не судите, в рифму мне справляться в разы легче.

С уважением, И.Ш.

35 лет первой пластинке «Аквариума»

35 лет «Белому альбому» группы «Аквариум» — первой долгоиграющей пластинке, выпущенной государственной фирмой «Мелодия» на основе двух подпольно записанных магнитоальбомов: «День серебра» (1984) и «Дети декабря» (1985). 

Это был грандиозный прорыв железобетонной дамбы и невероятно праздничное событие — учитывая, каких трудов стоило добиться выпуска в СССР пластинки, сочинённой и записанной передовыми силами рок-андеграунда в обход всяких Союзов композиторов. Вначале нам этот винил дали переписать: первый тираж, выпуск которого был значительно подогрет «Музыкальным рингом» и предпремьерным ажиотажем «АССЫ», был супердефицитом. Но охота была открыта: хорошо помню момент, когда увидел этот артефакт в продаже в магазине на Ленинском проспекте, отстоял колоссальную очередь и зарядил дома диск в проигрыватель, прочитав на обороте конверта сопроводительную статью поэта Андрея Вознесенского (кстати, приложившего руку к выпуску винила). Это было волшебное впечатление, длившееся и длившееся. Годом позже были выпущены «Радио Африка» и «Равноденствие» — и этот магический багаж стал базовым в коллекции. Первые пластинки «Аквариума» — живительный глоток кислорода.

75-летие Дэвида Боуи

Друзья, в день 75-летия со дня рождения Дэвида Боуи давайте совершим обзорный полёт над хроникой жизни и творчества этого удивительного Артиста. Полный текст статьи, написанной мной в рамках авторского проекта «Клуб громовержцев»: весь Боуи здесь!

Первый стих 2022 года

Добрые традиции нужно чтить, поэтому, как у нас здесь повелось — приветствуем первый стих, родившийся в Новом, 2022 году:

«ПИСЬМО С „ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА“»

Со словарём найти пытаешься ключи
К размытым строчкам, что непознанным искрятся —
Как будто утром, содрогнувшись, получил
Из тайных рук письмо с «Летучего Голландца».

А значит, вновь, у мыса Огненной Земли,
Где звёзды блещут исполинскими кострами,
В воронке шторма повстречались корабли
И был получен ящик скрученных посланий.

Не так уж важно, кто даёт команды там —
Хоть Дэйви Джонс, от чувств не знающий покоя,
Хоть гумилёвский лунный Каин-капитан,
В штурвал вцепившийся железною рукою.

Куда важнее, что из дальних поясов,
Где говорят не неразборчивых наречьях,
Посланья эти, чьи слова — морская соль,
Стремятся к цели — прыгнув тиграми на плечи.

Хоть сонм заслуженных лингвистов созови,
Ты не заманишь полосатых бестий в сети:
Письмо с «Голландца» — это сага о любви
На языке, который много старше Смерти.

Как повелось во все былые времена,
Из алой бездны нечто вырастет горою,
И необъятная, клыкастая волна
Седые мачты от созданий божьих скроет.

Что было выжжено — с годами расцветёт.
И ветер в радужном плаще разгонит тучи.
Что до письма — оно, конечно же, дойдёт.
Другой вопрос — когда и кто его получит.

Но всё свершится, как в замедленном кино,
Ведь у письма всегда есть люди на примете.
А тех, которым адресовано оно,
Считай, лет триста на сыскать на этом свете.

© И.Шамарин, 4 января 2022 г.

130 лет со дня рождения Толкина

130 лет назад родился английский писатель Джон Рональд Руэл Толкин. У каждого была своя «встреча» с этим потрясающим мастером и творцом незабываемых миров. В моём случае это была прочитанная в 11 лет сказка «Кузнец из Большого Вуттона», рассказывающая про то, как сын кузнеца, приглашённый на праздник, отведал торта, увенчанного куклой, изображающей королеву фей, и проглотил в виде начинки волшебную звезду, став, повзрослев, Звезднобровым гостем в Волшебной стране Фэйри и пережившим там множество приключений. Чуть позже, разумеется, в недрах библиотеки на первом этаже нашего старого московского дома мне, как сказочные недра, открылись «Хоббит» и трилогия «Властелин Колец» — дар, который, окрыляя, меняет и озаряет душу звёздным сиянием сразу и навсегда.

Низкий поклон вам, сэр Толкин, за этот бесценный дар.

В «Бореньке» чего только нет

Утолили духовную жажду просмотром сериала «В Бореньке чего-то нет» — нового детища «Квартета И». Припав к чаше, беззастенчиво испытали нечто близкое к ка́тарсису/ката́рсису — аж сёрпали в процессе (прости, если сможешь, нам эту слабость, дорогой Лёня Барац). Посмотрели в ночи, за один присест, все восемь эпизодов (благо, каждый эпизод длится около 20 минут) — и кино того, безусловно, стоило. Высказывание более чем внятное и созвучное времени. «Квартетчики», слава богу, поднакопили сил и угостили своим фирменным лакомством (и это не салат «Мимоза»!). Тут и лирика размышлизмов с неразделением на суетливо-бытовое и крылатое, и политическая сатира, и забивающее на ханжество стебалово, и каскад поколенческих ассоциаций, и снайперские психологические этюды, и поглощающая всё и вся неисчерпаемая философская грусть в глазах. На выходе получился остроумный постмодернистский апгрейд Федерико Феллини образца 1963 года в сюжетной основе, для крутизны украшенный стильным оммажем «Новому Папе» Паоло Соррентино в заставке.

Всё действие — выложенная из хронологически разрозненных, на тарантиновский манер, пазлов история создания кинофильма: от момента рождения идеи в полусонной (не исключено, что похмельной) голове до просмотра группой чернового монтажа, называемого «колбасой» и дружеского банкета по случаю окончания съёмочного процесса, именуемого «шапкой». Автор фильма — органично сыгранный Максимом Виторганом режиссёр среднего возраста, находящийся в экзистенциальном кризисе и сентиментально, будто танцуя на осыпающихся смыслах своих то ли снятых, то ли ещё вынашиваемых восьми с половиной фильмов, терзающий как себя, так и окружающих друзей-коллег гамлетовскими вопросами (приходящими откуда? — правильно, от верблюда!). А фоном — хроника работы над «фильмом», где с каждым кадром, продираясь через людей и сюжетные коридоры, становишься всё выше ростом. И где-то за кадром — нереализованные замыслы, отложенные решения, нерождённые дети. И — директор картины Борис Наумович, всю жизнь несущий на себе, как тяжкий груз, отцовский приговор: «Чтобы быть режиссёром, надо чтобы в человеке что-то было».

Пересказывать эту намеренно разрозненную хронику с нежданными развилками, вековечным подтекстом и яркими, очень живыми диалогами посреди постеров к фильмам Тарковского и Хичкока, с зазеркальными призраками Чехова и Высоцкого, с ворохом отсылок и цитат, смысла нет — советую посмотреть и самим сделать выводы. Сценарий — конфетка. Актёрский ансамбль — чрезвычайно сыгран: с самими «квартетчиками» понятно, но ведь как блистают уже давно мной ценимая Виктория Толстоганова (пассия и напарница Максима) и её муж Алексей Агранович, сыгравший маститого оператора-конформиста Юру, и брутально-эксцентричный Павел Майков, и цепко вросшая в образ фактурно-хара́ктерная Ирина Гринёва, и удивительно-инопланетная Полина Ауг, и камео-star Павел Деревянко в роли самого себя. Характеры героев — выпуклы (порой — пугающе портретно). Диалоги — ещё звуча, жаждут гайдаевско-рязановского цитирования.

И, как обычно, куда важнее, о чём говорят мужчины, чем где они при этом находятся — ведут полемические битвы в мосфильмовских павильонах, выясняют отношения в общественной уборной, пересчитывают круги ада и стоимость недвижимости сидя на промятом «прокрустовом» диванчике, закрываются зонтиком от набоковского солнечного удара или играют друг с другом в воображаемый мяч в тихих дачных зарослях.

Ох уж этот воображаемый мяч. Скольких игроков он сделал чемпионами в собственных глазах или коварно увлёк к бездне. Так ловите пас, друзья, и, подыгрывая задумчивому Режиссёру, посмотрите этот сериал. Имеется большая вероятность, что «будет хорошо».