1. SPEAK TO ME
2. BREATHE (IN THE AIR)
3. ON THE RUN
4. TIME
5. THE GREAT GIG IN THE SKY
6. MONEY
7. US AND THEM
8. ANY COLOUR YOU LIKE
9. BRAIN DAMAGE
10. ECLIPSE
David Gilmour – vocals, guitars, VCS 3
Nick Mason – percussion, tape effects
Richard Wright – keyboards, vocals, VCS 3
Roger Waters – bass guitar, vocals, VCS 3, tape effects
Dick Parry – saxophone on «Us and Them» and «Money»
Clare Torry – vocals on «The Great Gig in the Sky»
Doris Troy – backing vocals
Lesley Duncan – backing vocals
Liza Strike – backing vocals
Barry St. John – backing vocals
Alan Parsons – engineering
Peter James – assistant (incorrectly identified as «Peter Jones» on first US pressings of the LP)
Chris Thomas – mix supervisor
Hipgnosis – sleeve design, photography
George Hardie – sleeve art, stickers art
Далеко за полем
Звон чугунного колокола
Призывает верующих встать на колени,
Чтобы услышать произнесённые тихо магические заклинания…
Недавно, в период самого начала работы над этой статьёй, у меня состоялась встреча в метро с одним московским коллекционером по поводу приобретения у него некоего CD-раритета родом из девяностых. Я подъехал пораньше, мы благополучно встретились, а коллекционер остался дожидаться ещё одного покупателя, со вздохом посетовав, что лучше, всё-таки, продавать компакт-диски, чем, блин, таскаться с винилами. И, саркастически усмехаясь, показал мне содержимое своего пакета, в котором, по иронии судьбы, лежал привезённый для кого-то диск «Pink Floyd». Правда, это был не «The Dark Side of the Moon», а «The Final Cut» 1983 года выпуска, то есть – именно та пластинка, из-за которой «Pink Floyd» был запрещён у нас во времена правления генсека ЦК КПСС Юрия Андропова за «извращение внешней политики СССР». Имелась в виду хрестоматийная строчка Роджера Уотерса «Brezhnev took Afghanistan» («Брежнев захватил Афганистан») из вкрадчивой миниатюры «Get Your Filthy Hands Of My Desert». Уже в 1984-м (спустя всего год!) Юрий Шевчук на записанном в Уфе магнитоальбоме «Периферия» воспел «Pink Floyd» в своих «Хиппанах», и с позиций сегодняшнего дня можно легко представить, в чём был риск подобного упоминания. А чтобы добыть, скажем, хотя бы лицензированные релизы американских и английских рок-грандов (не говоря уже о дорогущих фирменных винилах!), маминым братьям в начале восьмидесятых приходилось ездить на какие-то несанкционированные толкучки в подмосковных лесах, где по выходным дням собирались волосатые любители рок-музыки, и там же, порою, проходили милицейские рейды – с показными изъятиями и задержаниями за спекуляцию. В большинстве случаев, надо отметить, дело кончалось внушением и элементарными поборами, поскольку взять человека за руку за продажу было не так уж легко, и стабильно работала отмазка: «я просто меняюсь». Дяди мои предпочитали «меняться» утяжелённым рок-н-роллом и хард-роком, поэтому я с малолетства впитал лучшие опусы «Deep Purple», «Rainbow», «KISS», «Nazareth», «The Rolling Stones», звучащие именно с грампластинок, купленных или, гораздо чаще, обмененных на тех самых стихийных пригородных толкучках (эти точки ещё и постоянно переезжали с места на место).
И вот, среди всей этой безыдейной громыхающей харды в нашей «родственной» семейной виниловой коллекции как-то завёлся «The Dark Side of the Moon» (только, вот, не помню – родной или лицензионный), который мамины братья однажды (возможно, шутки ради) прокрутили мне, посадив в кресло и водрузив на голову огромнейшие наушники. А мне вдруг понравилось! Так что пришлось прокрутить обе стороны, не отвлекая разговорами, и на хорошей громкости, чтоб ознакомиться со всеми нюансами. Все эти таинственные, бормочущие на иностранном языке голоса и какой-то НЕ НАШ смех (с тем же успехом это могли разговаривать и смеяться какие-нибудь древние марсиане из рассказов Рэя Брэдбери), эти трески и звоны, эти сердцебиения и тревожные автомобильные сирены, эта шикарно записанная и сыгранная музыка настоящих гитар и более чем настоящих синтезаторов, это драматически-магнетическое женское пение в «The Great Gig In The Sky» – и впрямь, ну как тут было остаться равнодушным? Вообще, говоря о «Pink Floyd», я бы назвал четыре любимые пластинки: «The Dark Side of the Moon» (1973), «Animals» (1977), «The Wall» (1979) и, безусловно, уносящую в космос (в прямом смысле, о чём сейчас обмолвлюсь) двойную концертную «Delicate Sound of Thunder» (1988), без которой вообще трудно себе представляю наследие великих гениев прогрессивного рока. И вот, именно изданный «Мелодией» винил «Delicate Sound of Thunder», содержавший, к слову, три трека из «The Dark Side of the Moon», сделал моё увлечение музыкой «Pink Floyd» не просто стихийным, но и осмысленным. А дальше рухнул «железный занавес», и 26 ноября 1988 года при запуске космического корабля «Союз ТМ-7» с советско-французским экипажем присутствовали музыканты группы «Pink Floyd», ещё недавно проходившие по спискам идеологических врагов Советского Союза, а пластинка «Delicate Sound of Thunder», взятая советскими космонавтами на борт, стала первым в истории человечества рок-альбомом, прозвучавшим в космосе. Но ещё более невероятное случилось полгода спустя, в 1989-м, когда в «Олимпийском» с 3 по 7 июня состоялись аншлаговые концерты «Pink Floyd» — английской группы, мифологизированной в СССР поклонниками рока почти как «The Beatles» и «The Doors»! Побывать на этих концертах мне, увы, не было суждено, но я помню, с какой жадностью вчитывался во все газетно-журнальные отчёты и обзоры, а также высматривал в телерепортажах пресловутую надувную летающую свинью с глазами, стреляющими лучами, а также не менее легендарную кровать, летающую над головами офигевших зрителей… С тех пор без «Pink Floyd» я вообще себе не представляю зарубежный рок.
Что касается непосредственно «The Dark Side of the Moon», то об этом альбоме столько уже сказано, что повторяться и пересказывать общеизвестное нет никакого смысла. Ограничимся главными фактами: это записанный в две сессии с июня 1972-го по январь 1973 года на лондонской студии «Abbey Road» альбом-инновация, альбом-прорыв, выпущенный в период расцвета глэм-рока с его психоделическими фэнтезийными персонажами и вставший этому самому глэм-року «поперёк горла» непривычной для тех лет социальной тематикой и затронутыми в песнях реальными, мировоззренческими проблемами людей (автором всех текстов впервые в полном объёме выступил басист Роджер Уотерс). Это альбом, работа над которым велась в докомпьютерную эру, когда о сэмплировании ещё не было разговора, что нашло отражение, скажем, в ручном 4-канальном сведении и потребовало одновременного взаимодействия звукоинженера Алана Парсонса и музыкантов группы (у одного Парсонса элементарно не хватало рук!) или – в нарезании и склеивании плёнки для достижения желаемых звуковых эффектов. Самые современные программируемые синтезаторы и тяга музыкантов к экспериментам позволили добиться небывалых на тот момент результатов. Идея создать концептуальный диск о вещах, которые сводят людей с ума, исходила от Роджера Уотерса и отсылала к живому примеру бывшего коллеги и создателя «Pink Floyd» Сида Барретта, которого, в виду съехавшей от неконтролируемого пристрастия к наркотикам крыши, музыканты были вынуждены сперва подстраховывать на концертах гитаристом Дэвидом Гилмором, а в апреле 1968-го и вовсе уволить. Название «The Dark Side of the Moon» («Тёмная сторона Луны») поначалу пришлось заменить на «Eclipse (A Piece for Assorted Lunatics)», поскольку в 1972 году пластинку «The Dark Side of the Moon» выпустила британская блюз-роковая команда «Medicine Head». Лишь после того, как диск «Medicine Head» провалился в продажах, «Pink Floyd» с чистой совестью вернули своему детищу изначальное название. На обложке (автор рисунка – Джордж Харди) изображена преломляющая световой луч призма (при этом в спектре по дизайнерскому умыслу отсутствует цвет индиго), а на обороте оригинальной пластинки призма производит невозможную в природе конвергенцию спектра. К оригинальному виниловому изданию прилагались также два плаката: с концертными снимками группы и пирамидами в Гизе, сфотографированными под полной луной.
В нашей стране альбом «The Dark Side of the Moon» бесконечно ценим и популярен – настолько, что его цитирование можно услышать в самых неожиданных местах: от заставки в какой-нибудь политической телепрограмме до, скажем, дизайна обложки альбома «Иероглиф» (1987) группы «Пикник» или звучащей в радиоэфире песни «Вверх» группы «Машина Времени». Это всё равно что смотреть, вылавливая бесчисленные совпадения, снятый в 1939 году культовый сказочный фильм Виктора Флеминга «The Wizard Of Oz» одновременно с прослушиванием «The Dark Side of the Moon», играя в хрестоматийный и даже описанный в научных трудах эффект синхронизации «Тёмная сторона радуги». Такое случается только с шедеврами, посланными нам самим мирозданием. Слушаешь песню «Money» в размере семь восьмых и вдруг обнаруживаешь, что гитарное соло звучит на вполне себе рок-н-ролльные четыре четверти! Или раз за разом улавливаешь всё новые, не имевшие ранее шанса на существование голоса где-то на заднем фоне… И вот тут приходит просветление. Так что итогом этой статье послужит меткая фраза ирландца Джерри О`Дрисколла, работавшего в период записи альбома швейцаром в студии «Abbey Road»: «There is no dark side of the moon really. Matter of fact it's all dark» («У Луны нет никакой тёмной стороны. На самом деле, вся она – тёмная»). Восьмой студийный альбом в дискографии «Pink Floyd», увидевший свет в марте 1973 года. 43 минуты чистого кайфа, после которых вы уже никогда не будете прежними.
PINK FLOYD – «THE DARK SIDE OF THE MOON» (1973). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:
Альбом «The Dark Side of the Moon» для бесплатного прослушивания и тексты всех вошедших в него песен
ВИКИПЕДИЯ: альбом «The Dark Side of the Moon» (1973)
Документальный фильм «Pink Floyd: The Making Of The Dark Side Of The Moon» (2003)
Интересные материалы, касающиеся альбома «The Dark Side Of The Moon»
«Флойдовская «Обратная сторона»: 40 удивительных фактов о шедевре 40 лет спустя» (2013)
«TIME»
(N.Mason, R.Waters, R.Wright, D.Gilmour — Roger Waters)
Ticking away the moments that make up a dull day
Fritter and waste the hours in an off-hand way
Kicking around on a piece of ground in your home town
Waiting for someone or something to show you the way
Tired of lying in the sunshine staying home to watch the rain
You are young and life is long and there is time to kill today
And then one day you find ten years have got behind you
No one told you when to run, you missed the starting gun
And you run and you run to catch up with the sun but it's sinking
Racing around to come up behind you again
The sun is the same in a relative way, but you're older
Shorter of breath and one day closer to death
Every year is getting shorter, never seem to find the time
Plans that either come to naught or half a page of scribbled lines
Hanging on in quiet desperation is the English way
The time is gone, the song is over, thought I'd something more to say
...Home, home again
I like to be here when I can
When I come home cold and tired
It’s good to warm my bones beside the fire
Far away across the field
The tolling of the iron bell
Calls the faithful to their knees
To hear the softly spoken magic spell.
Релиз статьи состоялся 3 мая 2015 года на сайте https://igor-shamarin.ru/