Непобедимый Пелевин

Эта книга вышла год назад, в августе 2020-го, и так получилось, что именно сейчас, в самом преддверии выхода уже следующего пелевинского романа, «TRANSHUMANISM INC.», возникло желание взять в руки «Непобедимое Солнце». Понадобилось несколько лишённых суеты вечеров, чтоб впустить в душу 700 страниц этого, без преувеличения, всеохватного оккультно-философского шедевра, пронизанного неподражаемым, авторским юмором. Признаться, с немалым скепсисом читал в течение минувшего года критические отклики на эту работу, и теперь, вслед за самим Платоном, чьими трудами и примером был вскормлен Аристотель, с уверенностью могу заявить — эта книга, как любая звезда на небе, начиная с Солнца, превосходящего масштабами Землю, потрясает — желающих с ней сблизиться — своим удивительным величием, и нет никакого повода мыслить в иную сторону.

Сюжетная завязка романа проста: Саша Орлова, дочь макаронного магната, в ознаменование своего 30-летия получает в подарок от отца, не вполне довольного тем, как у дочери складывается жизнь (пошив одежды для продажи в Интернете, вторые роли в театре, не шибкие притязания бэк-вокалистки), тридцать тысяч евро с условием, что Саша потратит их исключительно на путешествие — из которого вернётся осознавшей свою истинную стезю и наполненной «правильными» смыслами. На этой стадии читатель поймает себя в ощущении где-то между недавним романом Пауло Коэльо «Хиппи» и, что естественно, двумя более ранними книгами самого Виктора Пелевина — романом «Тайные виды на гору Фудзи» и повестью «Иакинф», включённой в сборник «Искусство лёгких касаний». Дальше мы становимся незримыми попутчиками героини в её пронизанном замаскированными инсайтами и ярким «англоязычным» сексом Предельном Путешествии — начиная от ненавязчивого божественного благословения (поскольку, как сказано, «человек — вопиющий вопрос, а не ответ» и «от человека истину не узнать, только от Бога») заканчивая вполне пелевинской развязкой, окрашенной ожидаемой теософской символикой (ещё немного коснёмся этого дальше) и всё тем же — салют, Generation «П»! — ощущением близкого, как ещё никогда прежде, хромоногого псины по имени Пиздец, в результате чего, выдохнув на пике катарсиса, получаем начинённое перцем сарказма знание, что отныне нам предстоит жить в мире, созданном блондинкой.

Семи сотен страниц читателю вполне хватит, чтобы провести время в современном Стамбуле, на всё ещё цепляющейся за идеалы социализма Кубе, на Канарах и, что самое лакомое, прикоснуться к живому, реинкарнированному Древнему Риму эпохи императора Каракаллы (тут Пелевин просто потряс и удивил, показав себя не только маститым литератором, но и умеющим зажечь сердце историком). Благодаря общительному характеру девушки Саши мы познакомимся с вереницей сопутствующих персонажей — от историка-некроэмпатика Фрэнка, рисующего собственную (не такую уж долгую) жизнь с повелителя Рима и «корпоративных анархистов», занимающихся в концепции «дезолоджи» (дизайн + идеология) разработкой эмодзи — а именно, своеобразным селфипротезированием — до древних львиноподобных эонов, увитых змеями, маскирующихся под чету обеспеченных американцев на борту фешенебельной яхты с многозначным названием «Аврора». Всё связывает воедино глыба чёрного базальта конической формы «размером с холодильник», из-за которого пал Рим — чудом сохранившийся священный камень-фетиш, который активируется солтатором — человеком, исполняющим перед глыбой особый, мистический танец.

Не устаёшь каждый раз удивляться постмодернистской энергии Пелевина. Ну кто ещё может объединить, освоить все эти шепчущие в глубинах культурной памяти смыслы, с потрясающей ловкостью заменяя на явно улыбающемся лице (то ли мужском, то ли женском) маску Солнца маской Луны — посверкивая базальтовым осколком на лбу? Кто ещё, врубив на полную пресловутый центральный проектор «Sol Invictus», так ярко микширует древние оккультные знания с не вполне пристойными историческими (а частично даже квазиисторическими) гипотезами, приправив этот винегрет отсылками к лидеру партии кадетов Милюкову, Джорджу Оруэллу, упомянутому выше первому «задокументированному» мыслителю Платону, безбашенному фантасту Филипу Дику, философствующему Арнольду Шварценеггеру, танцующему Борису Ельцину, певице Земфире, предложив в качестве саундтрека творения Ника Мэйсона, Тома Уэйтса, группы «King Crimson», «Сплин», «Кино» и — в этот раз, вопреки привычной практике, особо изощрённый ход — звучащей лишь наощупь песне БГ!?.. Что касается теософии, которой обещал коснуться, то не прощу себе, если не упомяну в контексте данной книги, в отличие от явно заплутавших в культурологическом лесу официальных критиков, концепцию Центрального Духовного Солнца, введённую в обиход Еленой Блаватской; в этой связи и ту самую, основанную на мистических видениях духовно-очистительную функцию чёрного света, в связи с чем мы имеем устоявшийся образ Чёрного Солнца, столь мастерски и вкусно (вопреки поднявшим Блаватскую на свои знамёна поклонникам радикальных политических воззрений) обыгранный в пелевинском романе. Впрочем, как и иные астральные мифы, в особенности, применительно к чувственной сфере, на которые здесь многое нанизано (почему-то пришёл на ум Василий Розанов, пусть он также останется здесь упомянутым).

Подытоживая сказанное, хочется рекомендовать каждому этот «танец запасной бабочки Чжуан-Цзы, убегающей от Кота Шрёдингера в Траве Забвения». Ради такого романа стоит покинуть уютную платоновскую пещеру и сделать шаг в сторону слепящего глаза восхода — чтоб начать танец, в ознаменование создания собственного мира. К немалому вашему удивлению, танец окажется необычайно синхронен с происходящим — в каком бы качестве не взяли книгу в руки. Ибо книга — магическая и вполне утилитарная. Спектр тут широк — от религиозной критики, социальной сатиры и рыхления глубинных богоискательных концепций до не обещающих релакса реалий коронавирусной эпохи, отчётливо феминистических предзнаменований входящей в силу Эры Водолея и изысканных авторских мемов, не исключая даже подзабытую в последнее время поэзию. Ну, а в целом-то, по лукаво улыбающемуся Пелевину, всё по-старому: «РАБОТА МОЗГА ОКАЗАЛАСЬ НЕОБЪЯСНИМОЙ».

5
1
голос
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии