Группа «Крематорий» в год своего 40-летия решила уподобиться богу богатства Плутосу из древнегреческого пантеона и усыпать поклонников юбилейными релизами — поставляемыми фактически в режиме опрокинутого рога изобилия (хорошо бы только, чтоб причиной тому были не лишившиеся жизненной энергии руки небожителя — где-то там, в сладкой-лиловой заоблачной дымке).
Первым в означенном изобильном потоке стал трансконтинентальный трибьют «The Big One», развёрнутый отклик на который я прежде здесь публиковал. Юбилейные планы группы на этом — то ли к счастью, то ли к сожалению — не иссякли; к примеру, на днях увидел свет альбом «Сладкий Элвис» — изначально задуманный Арменом Григоряном, с его слов, как некий спонтанный сольник на основе полукурьёзных лирических черновиков (у АГ, нужно признать, неизменно специфическое представление о лирике), но в процессе материализации мутировавший в такой вот осязаемый сайд-проект с привлечёнными джазовыми музыкантами и официальный 30-минутный релиз. Работу, на всякий случай, было решено выпустить под мало кем отрефлексированной вывеской: «Крематорий +».
Не сказать, что идея подобного рода прежде не находила воплощений. И нет, речь тут, безусловно, не о битловском «Белом альбоме». В 1996 году «Крематорий» уже выпускал подобного рода диск — тот был назван «Микронезия». Короткие, порой мизерабельные зарисовки в духе хрестоматийного «аквариумовского» «Треугольника» — в то время идея не оставляла смешанных ощущений (учитывая, что к «Микронезии» концептуально прилагался полнокровный альбом-сателлит под названием «Гигантомания»). В схожей связи можно вспомнить и записанный к 20-летию альбом «Рок-N-Roll» — с модными тогда unplugged-версиями самых ранних песен «квартирной эпохи». Правда, всё это было давно и имело свои резоны (как минимум, касательно наследия восьмидесятых). В нынешний раз реализация, по ощущениям, во многом проиграла идее — при том, что музыкальный материал, в отрыве от той самой «лирики», воспринимается комфортно и местами даже с интересом.
В ипостаси продюсера и администратора «Сладкого Элвиса» выступила некая Ольга Зубкова, известная как сессионная бэк-вокалистка двух крайних альбомов питерской группы «НОМ» — «Весёлая карусель» и «Я тебя услышал» (в отличие от меня вы на этих каруселях, скорее всего не катались, а альбомов — не слышали). Ольга и привлекла к работе академических музыкантов, самолично исполнив на релизе многие звуковые партии — включая бэк-вокал.
Если коротко: с аранжировочной частью «Элвиса» всё обстоит более-менее цивильно. Лёгкий симфонизм с аккуратным привлечением саксофона и трубы, камерные и даже изящные акустические партии, ненавязчивые и отсылающие к джазовой классике — при всей не пойми зачем использованной ретроградной составляющей — регтаймы. Ну, а вот тексты песен и вокальное решение желают, мягко говоря, лучшей огранки и, увы, не несут ничего свежего. Это очередное пополнение галереи григоряновских персонажей (в этот раз в их числе — гитаристка Зоя с «громко лопнувшим эго», итальянский киномастер с фатально сложившейся судьбой Пьер Паоло Пазолини, некий неустанно зигующий пациент из палаты номер шесть в центре Москвы, всенародный кумир Любомир, чьей душой «овладели демоны другого мира» и т.д. ). Много отсылок к текущей современности (то, что обобщённо маркировано самим автором как «СМИ, масоны и фейсбук, рупоры мигрени»), пара-тройка имён всемирного рок-Олимпа вроде Элвиса, Боба Марли и Джона Леннона, ну и легко узнаваемые коллеги по цеху лидера «Крематория» — карикатурно нарисованные с присущим Григоряну сарказмом. Впрочем, есть на альбоме и пара реально лирических вещей — что не меняет общей картины.
Поскольку работа обозначена в пресс-релизах как спонтанный сайд-проект, никаких вопросов к легендарному коллективу нет. К тому же, судя по концертным выступлениям, отмечающая юбилей группа находится на пике формы — а предыдущий альбом «Охотник» более чем симпатичен и даже глубок.
«Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы её опровергнуть» — вспоминая эти слова Альберта Эйнштейна, причислю, пожалуй, своё мнение по поводу данного релиза к ряду нейтральных.