В преддверии старта второго сезона сериала «Вражда» захотелось поделиться впечатлениями о первом сезоне, вышедшем в 2017 году. Режиссёрскую команду проекта возглавил Райан Мёрфи, автор «Американской истории ужасов» и «Американской истории преступлений». В основе концепции его очередной теле-антологии — хроника легендарных, вошедших в историю личностных противостояний, и первый сезон «Вражды», названный «Бетт и Джоан», переносит нас в Голливуд 1962 года. Именно там и тогда, на съёмочной площадке фильма Роберта Олдрича «Что случилось с Бэби Джейн?», было положено начало непримиримой полувековой вражде между двумя знаменитыми актрисами, чей пик славы пришёлся ещё на далёкую предвоенную эпоху — Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис. В сериале их возрастные роли достались умопомрачительным Джессике Лэнг и Сьюзен Сарандон.
Кастинг «Вражды», воистину, венчает целую пирамиду его достоинств — не говоря о вкладе сценаристов, стилистов и операторов. Даже второстепенные роли в сериале исполняют звёзды, а в качестве исполнителей основных характеров мы лицезреем, к примеру, таких мастеров, как Альфред Молина, Джуди Дэвис, Кэти Бэйтс, Кэтрин Зета-Джонс, Стэнли Туччи, Джеки Хоффман. Гурманам ретроэстетики и залитого слезами, потом и кровью закулисья шоу-бизнеса данный телепроект, в чьей основе лежит целый пласт мемуаров и голливудских баек, доставляет немало волшебных и, местами, эмоционально-трагических минут.
Погрузившись в атмосферу ранних шестидесятых — конца семидесятых, зритель, помимо судеб основных героинь, видит и буквально ощущает на вкус то в декорациях голливудских павильонов, то в мерцании архивных телекадров, то в пылу прокуренных разговоров эпоху — и в этом калейдоскопе едва успеваешь узреть таких культовых персон, как Мэрилин Монро, Фрэнк Синатра или, скажем, Грегори Пек — здесь, в сериале, все они представлены подлинным цехом и являются лишёнными привычного лоска и глянцевых улыбок рабочими лошадками в огромной отлаженной машине по производству положительных эмоций. А автор «Вражды» — позволяет нам познать с изнанки цену этого труда, сполна погрузив в теневой мир творцов иллюзий: спивающихся и выжженных амбициями актёров, растерзанных семейными драмами режиссёров, попавших из грязи в князи брутальных киномагнатов.
Путь двух главных героинь — смысловая магистраль этой психологической драмы, достигающей порой истинно античных высот. Но в орбите враждующих кинобогинь есть и другие судьбы. Мы видим и личные истории не менее ярких женщин в мало кого красящем мире патриархальных устоев, и (на примере актёра Виктора Буоно в исполнении потрясающего Доминика Бёрджесса) тщательно скрываемую от глаз историю представителя секс-меньшинств — понимая, как много социальных трансформаций лежит в основе произошедших с тех пор перемен.
«Вражда основывается не на ненависти, лишь на боли. Только на боли» — эта фраза, звучащая в сериале, во многом раскрывает его суть. Данный проект задал тон и стал ключом к появлению таких знаковых киноработ, как «Вавилон», «Однажды в Голливуде», «Фабельманы» — и это, конечно же, далеко не исчерпывающий список.
Рекомендую всем, кто не смотрел, погрузиться в эту поучительную и буквально взывающую к гуманизму драму. А 31 января антология «Вражда» зажигает маяк второго сезона — в марте он будет показан полностью. Судя по трейлеру, нас ждёт не менее захватывающее зрелище.