Новый Акунин

«Истинное обиталище наивысшей власти не гора, которая у всех на виду, а подземелье, яма, куда не может заглянуть никто. По-настоящему страшно только невидимое».

Три года назад Борис Акунин, к огромному воодушевлению поклонников своего творчества, возродил истории о сыщике Эрасте Фандорине — выпустив роман «Просто Маса». Тогда же я делился здесь впечатлениями о прочитанном. Лежавшая на поверхности идея мемуаров, которые о своём господине и напарнике, ставшем легендой, пишет на основе дневников его верный помощник Масахиро Сибата, очевидно, себя оправдала — и вот, свет увидела вторая (незапланированная, по акунинскому заверению) книга, получившая многогранное название «ЯМА». Скажу сразу, что Александр Куприн и его одноимённое творение в данной связи ни при чём, хотя, как ни крути, непосредственные события происходят с одну и ту же эпоху, а в самой повести закоренелый постмодернист Акунин нашёл таки возможность изящно отсалютовать и купринской теме.

Итак, очередное повествование (точнее говоря — «сказание», моногатари) почуявший в себе писательский талант Маса ведёт из 1927 года, а сами события развиваются 1 января 1900 года — тем самым Борис Акунин недвусмысленно возвращает нас к истории «Узница башни», которой был увенчан восхитительный сборник рассказов «Нефритовые чётки. Приключения Эраста Фандорина в XIX веке» (рекомендую этот сборник даже тем, кто не читал остальных книг фандоринской серии, ибо он вполне самодостаточен и сам по себе увлекателен). Старый рассказ будто снимается с паузы, и вот мы снова в окружённом французскими жандармами замке Во-Гарни, где «американцу» Фандорину с его неразлучным Масой по воле судьбы довелось встретить новый век в компании Шерлока Холмса и доктора Ватсона при расследовании фактически «упавшего на головы» происшествия.

Сюжет нового романа пересказывать не стану, достаточно констатировать — автор (и тут речь не о харизматичном японце, конечно, а о самом Акунине) ни на йоту не изменяет собственному стилю. Это всё тот же, легко и доходчиво написанный, сентиментальный детектив, от всей души приправленный культурными отсылками и оммажами — для тех, разумеется, кто захочет сыграть в эту игру. Впрочем, мы видим всё глазами не са‌мого изнеженного персонажа — поэтому и недостатка в остросюжетных поворотах и хладнокровном решении возникших проблем не ощущается. Как, впрочем, и в ненавязчивых пассажах относительно отечественной истории — вроде рассуждения об очень большой прекрасной стране с очень большими тюрьмами, куда в периоды правления хороших людей попадают плохие, а в период правления плохих — наоборот.

Читателя ожидают как новые погружения в родословные героев (порой самые непредвиденные даже для знатоков биографии сыщика из ветвистого рода фон Дорнов или его азиатского помощника с не менее яркой историей), так и стремительные приключения в разных частях глобуса эпохи появления метрополитена и прочих технических новшеств — и, конечно же, новый суперзлодей, примеривший на себя ни много ни мало личину мифического Ямы, Бога Смерти, выстроивший в подземных лабиринтах свой неуязвимый, по его мнению, и не знающий границ Ад. Откуда так упоительно управлять покорными душами.

Не нарушена ни одна акунинская традиция: роман пестрит жанрами и каламбурами, пронизан юмором и познавательными фактами, а также на совесть проиллюстрирован аутентичными фотоматериалами (в конце бумажного издания есть ещё и отливающая глянцем цветная фотогалерея для визуального погружения). Можно отметить некую схематичность и предсказуемость сюжетных линий — но, думаю, автор романа и не ставил перед собой слишком амбициозных планов. Книга способна увлечь, насытить душу культурным контекстом и вытащить на время из хаоса тяжёлых мыслей — а этого сейчас более чем достаточно.

1
1
голос
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии