Очень легла на душу настольная игра «Живой лес» (Living Forest) датского гейм-дизайнера Аске Кристиансена. За издание на русском языке спасибо издательству Lavka Games. Скажу честно — изначально моё внимание игра привлекла, в первую очередь, оформлением: замечательная художница Аполлин Этьенн не оставила шансов пройти мимо данного проекта.
Вторым определяющим фактором стала, конечно же, тематика: мы играем за духов природы, спасающих Священное дерево и лес от неустанных посягательств насылающего пожары Ониби (Onibi) — который тут выступает в роли всемогущего огненного призрака, весьма круто прокачавшегося относительно одноимённого и, по-видимому, родственного духа-светлячка из японской мифологии.
Всем игрокам (играть могут от 2 до 4 человек, но есть и особый, модный в пост-пандемийную эпоху одиночный режим) волей-неволей приходится занять место великого защитника леса — поскольку сотворивший лес Санки (Sanki, в оригинальной мифологии — альтернативное имя горного демона Sansei) погрузился в вечный сон «в целях постижения мудрости». В общем, проще и быстрее будет самим затушить все пожары и насажать живых изгородей, чем добудиться легендарного лесного создателя (впрочем, разбудить Санки тоже можно попробовать, собрав по итогу в колоде своих карт дюжину священных цветков — что, на мой взгляд, тут сделать достаточно сложно).
Игра очень атмосферная и доступная даже ребёнку, проистекает не дольше часа и состоит из нескольких раундов. В каждом раунде — три фазы. Первым делом мы, предварительно получив стартовые ресурсы и компоненты, «призываем» себе на помощь тотемных животных, одновременно выкладывая из персональной колоды на стол столько карт, сколько разрешат условия игры или наша жадность (зачёркнуто) интуиция. На каждой карте (у каждого в распоряжении изначально — 14 животных) имеются значки различных ресурсов — которые мы должны собирать, использовать и преумножать для своей победы. Так называемая «линия помощи» из карт может, к слову, развернуться весьма широко, а может ограничиться всего несколькими картами — на всё воля случая и нашего выбора. Среди тотемных животных есть стайные, помеченные белым символом, есть нейтральные (без символики) и есть животные-одиночки (чёрный символ) — которым больше трёх собираться на одной территории категорически не нравится. Цвет символа играет важную роль внутри данной фазы, и карты могут активно взаимодействовать. К примеру, отменять друг друга или, если у нас, например, не набирается водных ресурсов для того, чтоб потушить возникшие пожары, призывать в колоду карты огненных варанов — бегающих поодиночке приспешников Ониби. У нас в арсенале для отмены подобного рода неприятностей иной раз будут иметься «частички волшебства» — дар, оставленный создателем леса перед тем, как он так неосмотрительно погрузился в свой вечный сон.
Вторая фаза — фаза действий. В отличие от первой, она разыгрывается по очереди — при этом, очерёдность изящно регулируется переходящей от игрока к игроку фигуркой Священного дерева. Новоявленный хозяин такой фигурки подсчитывает карты своих животных-одиночек в актуальной «линии помощи»: если таких животных меньше трёх, можно выполнить 2 различных действия. Соответственно, при трёх одиночках, которых не «отменили» стайные сородичи, действие лишь одно (в первую фазу, как только выпадает третья карта одиночки, набор автоматически завершается).
Дальше происходит самый живой и насыщенный эмоциональными эффектами процесс: в его потоке мы можем получить частичку волшебства, призвать в свою колоду новых тотемных животных из запаса (они заранее разложены в три уровня и имеют разную стоимость), потушить пожар исходя из количества карт с символом воды (одно из условий победы — собрать 12 жетонов пожаров, тем самым избавившись от назойливого Ониби), переместиться по кругу духов и, заняв на нем определенную позицию, получить бонус к своему действию), посадить на своём планшете фрагмент живой изгороди, «купив» подходящий нам по стоимости (альтернативное условие победы — посадить 12 разных подобных фрагментов, дающих свои вкусности) или пытаться собрать с помощью карт символы священных цветков — это третья возможность одержать победу в игре.
В фазе конца раунда разгневанный Ониби совершает две ответные атаки: нападает на духов и атакует Священное дерево. В первом случае подсчитываются жетоны непотушенных пожаров, оставшиеся в середине круга духов — если на наших выложенных картах недостаточно символов воды, в колоду добавляются карты огненных варанов. Во втором же случае появляются новые пожары, причём, разной силы — за каждую пустующую после отыгранной фазы нишу в запасе карт тотемных помощников. Прирост пожаров — порой изрядно чувствителен, поэтому их желательно сразу тушить.
Как только кто-то из игроков собирает 12 разных фрагментов живой изгороди, или тушит 12 пожаров, или собирает на открытых картах и планшете леса 12 священных цветков — он становится победителем, то есть, Великим Защитником леса. Интересное атмосферное приключение, щедро насыщенное экологическим и, в меньшей степени, мифологическим сеттингом. Но главные герои тут, конечно, животные — коих в игре пёстрое и радующее глаз множество.