«BLACK SABBATH» в СК «Олимпийский» (12.07.2016)

БС-1

Дата концерта: 12 июля 2016 года
Место проведения: Москва, СК «Олимпийский»
Артисты: группа «BLACK SABBATH» (Великобритания), при участии группы «RIVAL SONS» (США)
Программа: выступление в рамках прощального мирового тура «THE END»

Сет-лист выступления группы «Rival Sons»:

1. Electric Man
2. Secret
3. Pressure and Time
4. Tied Up
5. Torture
6. Fade Out
7. Open My Eyes
8. Keep On Swinging

Сет-лист выступления группы «BLACK SABBATH»:

1. Black Sabbath
2. Fairies Wear Boots
3. After Forever
4. Into the Void
5. Snowblind
6. War Pigs
7. Behind the Wall of Sleep
8. Bassically (Geezer Butler bass solo)
9. N.I.B.
10. Hand of Doom
11. Rat Salad (instrumental)
12. Tommy Clufetos drum solo
13. Iron Man
14. Dirty Women
15. Children of the Grave

Выход «на бис»:

16. Paranoid

+ Zeitgeist (Audio outro)

БС-2

Во вторник, 12 июля 2016 года, легендарная британская группа «Black Sabbath», стоявшая в конце шестидесятых годов ХХ века у самых истоков жанра heavy metal, сыграла в московском спорткомплексе «Олимпийский» мощнейший концерт в рамках прощального мирового тура «The End». Европейские концерты тура стартовали 1 июня в Бухаресте. К нам коллектив прибыл, отыграв 9 июля концерт в Стокгольме. На обожаемых с детства «Black Sabbath» я сходил в гордом одиночестве, как ходил в мае 2008-го в эту же точку на концерт «KISS». Покупкой билета озаботился в конце июня, и уже тогда по интернет-схемам проданных мест было понятно, что «Олимпийский» будет заполнен плотно. Своё место выбирал, отталкиваясь от более-менее адекватной цены, остановившись на сумме 4500 рублей. На зрение и слух не жалуюсь, поэтому предпочёл трибуну «B» фактически под самыми сводами спорткомплекса. Тактической ошибкой стало то, что приобретал билет не в кассе «Олимпийского», как в былые годы, а через службу-посредника, тем самым доплатив ещё 10% сервисного сбора, хоть и мотался в выходной в специально указанную кассу на «Лубянке», где таковой сбор собираться не должен был. В итоге накрутки избежать не удалось, и билет обошёлся в 4950 рэ. «Ну что ж, ОК» — сказал я себе и стал дожидаться заявленной даты.

Подъехав на «Проспект Мира» к 17.50, больших фанатских толп, как перед некоторыми концертами зарубежных рок-монстров (взять хоть тех же «Iron Maiden» в июне 1993-го, к примеру), не узрел. Но лишние билеты на подступах — спрашивали, а это верный показатель аншлага. Народ, в основном, млел на солнышке в вялом ожидании, потягивал пивко или толпился возле нескольких палаток у подъездов «Олимпийского», торгующих футболками с двусторонним рисунком и всевозможной атрибутикой «Black Sabbath». Футболки продавались по 1700 рублей, и я не удержался, чтоб не купить себе на память самую крутейшую на мой вкус — правда, было это уже на обратном пути (окончательно созрел). Контроль на подходах и на самом входе в этот раз был предельно доброжелательным, что очень порадовало. Продравшись в фойе спорткомплекса через вереницы стоявших за браслетами в фэн-зону страждущих, неспешно осмотрел лотки с мерчем: те же футболки и банданы плюс компакты Оззи и «Black Sabbath» разных лет по цене 1000—3000 рублей, винилы — не меньше, чем за 3000 руб. Ничего из того, чего бы у меня не было, не увидел, а жаль: хотелось приобрести выпущенный в начале года мини-альбом «The End», который как-то до сих пор мне в руки нигде не попался. Взобравшись по лестницам на седьмой (последний) этаж, устроил себе лёгкий перекус в своеобразном кафе специально для зрителей трибуны «B» — всё равно двери в зал были ещё закрыты, да и после рабочего дня прибыл, как-никак. Бросился в глаза большой выбор алкоголя на любой вкус (раньше столько бухла в свободной продаже там не видел), а ещё теперь в зал можно заносить воду, чего, например, настрого запрещали делать на концерте «Deep Purple», на который мы с тестем  нагрянули в октябре 2006-го. В начале седьмого вечера двери в зал любезно открыли, и народ начал просачиваться на свои места. Едва войдя внутрь, дожёвывая бутер с сервелатом, выступил в роли фотографа, запечатлев двух тёпленьких уже мужичков по их просьбе на фоне фиолетового логотипа «BLACK SABBATH», величаво горевшего над сценой на трёх больших экранах. Угнездившись на своём месте (выбрал очень удачно, и соседи попались вменяемые, слава богу), принялся, как горный орёл, рассматривать со своих высот открывшиеся виды под аккомпанемент звучавшего в режиме нон-стоп альбома «Powerage» группы «AC/DC» образца 1978 года. Самые преданные фэны, уже столпившиеся возле сцены, радостно приветствовали бессмертные хиты «Rock`n`Roll Damnation» и «Sin City» в исполнении Бона Скотта, которому на днях могло бы исполниться 70 лет.

Среди пришедших на концерт зрителей, кстати, было довольно много молодёжи, был даже в партере отдельный круг истово слэмующих ребят. Но, конечно же, большинство — колоритные олдовые персонажи, как, например, некий похожий на советского министра мужичок с унылым лицом, в сером пиджаке и при галстуке, или целая седовласая команда мужичков-работяг, занявшая шесть мест подряд и постоянно в полном составе отлучавшаяся за добавкой в фойе (про богатый алко-ассортимент я уже сказал выше). Бросились в глаза две реанимационные бригады по обоим краям от сцены — с разложенными и готовыми к работе носилками и выставленными в ряд оранжевыми чемоданчиками (подумалось: интересно, это сейчас такая забота о зрителях или — об именитых музыкантах пенсионного возраста, раз доктора сидят в шаговом доступе непосредственно к сценическому пространству?). Пока народ окончательно не занял свои места, многие персонажи на трибунах  постоянно норовили занять кресла с лучшим обзором, то и дело перемещаясь по мере того, как их снимали с места вновь прибывшие — такое шло мощное броуновское движение. В какой-то момент через наш ряд широко перешагнул, несколько раз опробовав ногу, некий пожилой поклонник тяжёлого рока — путь его простирался выше наших орлиных гнёзд, куда-то к самой крыше мира. Время перевалило за 19.10, когда народ в нетерпении начал ритуальные вызывания любимых рок-колдунов на сцену. В отечественном исполнении это выглядело как настойчивые выкрики: «ОЗЗИ, ХВАТИТ ТАМ БУХАТЬ, ДАВАЙ УЖЕ, ВЫХОДИ! РАБОТАЙ, ОЗЗИ!!!!» — так и увиделось, как воображаемый нашими олдовыми работягами Оззи Осборн валяется, набухавшись, в гримёрке «Олимпийского», а техники изо всех сил приводят его в чувство, выталкивая пинками на сцену.

В 19.20, когда пребывающий в ином мире Бон Скотт в третий раз за вечер с неугасаемым запалом исполнил хиты из «Powerage», а техники настроили инструменты, свет многообещающе погас, вызвав воодушевлённые крики многочисленных поклонников классического рока, собравшихся этим вечером под сводами «Олимпийского». Зазвучала знаменитая вестерн-тема Эннио Морриконе из «Хорошего, Плохого, Злого», а на экранах зажёгся белый на красном фоне логотип блюз-роковой группы «RIVAL SONS», образованной в 2009 году в Калифорнии. Зазвучала песня «Electric Man» из альбома 2014 года «Great Western Valkyrie» (кстати, буквально месяц назад группа выпустила новый, уже пятый по счёту альбом —  «Hollow Bones»), и вокалист Джей Бьюкенен, манерой исполнения более всего похожий на изрядно наэлектролизованного Святослава Вакарчука из украинской группы «Океан Ельзи», с места в карьер продемонстрировал свои, прямо скажем, нехилые голосовые возможности. Что сказать о группе? Пятеро музыкантов среднего возраста, всё звучит в крепкой традиции, местами порядком впечатляет — особенно имеющие место тяжёлые гитарные риффы в духе тех же «Black Sabbath». На втором месте по силе харизмы — клавишник, демонстрировавший на протяжении сета замечательный артистизм и пластику, создавая настроение (о его музыкальных способностях судить не берусь, поскольку именно клавишных почему-то слышно не было вообще). Несмотря на общительность фронтмена и доброжелательный приём публики, показалось, что группа несколько переборщила с нахождением на сцене — в какой-то момент повеяло неким однообразием, хотя в целом команда за отведённые ей 35 минут постаралась оставить хорошее впечатление и уж точно была услышана.

В 20.02, после небольшого технического перерыва, во время которого со сцены оперативно укатили аппарат «Rival Sons» и расчехлили все мониторы и барабаны Главной Группы вечера (кстати, в отличие от тех же «KISS», сцену от зрителей во время перерыва не закрывали занавесом, всё происходило на глазах у публики, в том числе многочисленные взбирания техников-верхолазов по канатным лестницам прямо под своды «Олимпийского», на конструкции с осветительными приборами), свет снова погас, а на экранах начал демонстрироваться предваряющий выступление «Black Sabbath» видеоролик, узрев который каждый из присутствующих в зале, от прыщавого тинейджера с модным гаджетом в цепких лапках до степенного «дядьки-министра» в пронафталиненном пиджаке, уяснил, участником и свидетелем КАКОГО действа он является. На зрителей с экранов под гулкий стук кровоточащего сердца взирал восставший из глубин урбанистической преисподней колоссальный Люцифер, уничтожающий вырывающимся из пасти пламенем всё вокруг себя. Тут уж послышался и шум ТОГО САМОГО ливня образца 1969 года, и под мерные удары колокола зазвучали эпохальные гитарные риффы песни «Black Sabbath», давшей в своё время название группе. На сцену под оглушительные овации вышли живые легенды мирового рока — 

ОЗЗИ ОСБОРН (вокал)

БС-3

ТОНИ АЙОММИ (гитара)

БС-4

ГИЗЕР БАТЛЕР (бас-гитара)

БС-5

и заменивший в возрождённом классическом составе Билла Уорда

ТОММИ КЛАФЕТОС (барабаны)

БС-6

Клавишник АДАМ УЭЙКМАН, сын легендарного Рика Уэйкмана, сотрудничавшего с «Black Sabbath» во время работы над пластинкой «Sabbath Bloody Sabbath», сыграл на этом концерте роль скромного призрака в сценическом закутке (впрочем, он был в свой черёд представлен зрителям). Напомню, что самой группе сейчас 48 лет, Оззи Осборну — 67, Тони Айомми — 68, Гизеру Батлеру 17 июля исполнится 67, Томми Клафетосу — всего 36, Адаму Уэйкману — чуть больше, 42. Будучи представителями старой рок-гвардии, наши любимые монстры более чем оправдали возложенные на это шоу надежды! По мнению многих побывавших на московском мероприятии зрителей, это был шикарный концерт «Black Sabbath», заставивший забыть не только о возрасте участников группы и о былых связанных с их визитами-невизитами технических накладках, но и о том, что коллектив прощается с музыкальной индустрией. Реальная, природная живая мощь звучавших со сцены песен, повлиявших на несколько поколений во всём мире, усиливал эффектный видеоряд с сюрреалистическими образами вроде копошащихся личинок («After Forever»), раскрытых безумных глаз («Behind the Wall of Sleep»), разрывающихся бомб («War Pigs»), угрюмых черепов («Children of the Grave») и т.д. Музыканты были буквально увешаны крестами (гитары — ровно в той же степени, а то вдруг злой дух найдёт лазейку?), что не удивительно при таком тесном контакте с упоминаемой ближе к ночи нечистью (кстати, одной из наиболее аутентично прозвучавших нетленок была «N.I.B.» — оу, йе!).

Оззи Осборн успевал общаться со зрителями словами и жестами, а с коллегами по группе в паузах между песнями — уморительно-заговорщицкими «ку-ку!» (мол, мистеры, время не ждёт, наговоритесь после шоу, что там у нас следующее по списку?), вставать перед залом в комичные позы, подбоченясь (мол, ну что, ребята, чем дальше займёмся?), устраивать пробежки с одного фланга на другой, осуществлять в такт ритму лёгкий хэдбэнгинг, ловко падать на колени в благодарственных поклонах, ОБЪЯВЛЯТЬ КАЖДУЮ ПЕСНЮ и отлично петь (маэстро был явно в ударе, лишь несколько раз не попав в нужную ноту, и то от вполне объяснимой усталости: где мои семнадцать лет?), да ещё и поливал первые ряды партера водой из вёдер, которые техники тут же заново наполняли и выносили на сцену! Позабавило, как Оззи по нескольку раз подряд представлял каждого участника «Black Sabbath», будто пытаясь донести до зрителей мысль: «Мистер Тони Айомми, господа! МИСТЕР ТОНИ АЙОММИ — вы понимаете, что здесь сейчас перед вами стоит ТОТ САМЫЙ мистер Тони Айомми?!!» И так — про всех музыкантов, скромно забыв представить самого себя и не дав это сделать тому же Айомми, постоянно улыбавшемуся и рассматривавшему московскую публику поверх интеллигентских очёчков, или сдержанному на эмоции Гизеру Батлеру, величаво стоявшему на сцене, как камень в древнем кромлехе. Кстати, басовое соло Гизера Батлера мне показалось урезанным в угоду времени — настолько быстро оно было им сыграно. Куда больше повезло Тони Айомми (инструментал «Rat Salad» с видеорядом концертной хроники молодых «саббатов», и в этом номере было где развернуться гитарным пассажам) и шикарному барабанному соло в исполнении Томми Клафетоса (уж не знаю, позволяли ли ему НАСТОЛЬКО разгуляться в шоу бывшие соратники Элис Купер и тот же Роб Зомби!). Эти два номера заполнили перерыв для Оззи, который тот также объявил в микрофон (всё по-честному), удалившись после исполнения «Руки судьбы» («Hand of Doom») за кулисы в сопровождении техника, трогательно освещавшего мэтру путь небольшим фонариком.

Мистер Клафетос вызвал посредством барабанной установки реально крутых духов, и тут уж при всемерной поддержке магических сил настал черёд суперхитов, блок которых открыл «Iron Man». Исполнение хрестоматийного хард-рок-шедевра заставило всерьёз заколыхаться не только партер, но и пытавшиеся быть до того сдержанными трибуны. Народ окончательно завёлся и уже не успокаивался до конца концерта. После продравших до мурашек «Детей могил» («Children of the Grave»), этого революционного рок-марша, способного поднять на ноги даже мертвеца, музыканты раскланялись и сделали вид, что шоу завершено. Лишь Оззи Осборн, как заправский мастер церемоний, намекнул гудящему, как взбудораженный рой пчёл, народу, что сейчас уж самое время просить Главную Заключительную Песнь — как кульминацию шабаша. И «Paranoid» грянул! — оглушительной и эпохальной кодой этого однозначно хранимого потусторонними силами вечера. В 22.00 музыканты душевно попрощались с публикой «Олимпийского» и скрылись в темнеющих кулуарах, а на экранах под аккомпанемент outro загорелась лаконичная заставка: «THE END».

Обзор концерта опубликован на сайте https://igor-shamarin.ru/ в авторской концепции 15 июля 2016 года.

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии