Бюсты на битловских обложках

22 августа 1969 года в поместье Титтенхерст состоялась последняя совместная фотосессия «битлов». Один из кадров позже стал обложкой изданного в США макси-сингла «Hey Jude», изначально названного «The Beatles Again» и даже чуть было не изданного под этим названием. Забавно, что группа позирует в окружении бюстов, прототипы которых до сих пор мало кем опознаны.

Есть, например, версия, что статный усатый господин — это британский военный деятель Гораций Китченер, с которого, как говорят, писатель Джордж Оруэлл «срисовал» зловещего Старшего Брата в романе «1984». Рассматривая кадры фотосессии, мы видим, что на обложке «Hey Jude» не поместился бюст, уже знакомый нам по более раннему альбому группы — «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band»! Как утверждают источники, до которых нужно было ещё докопаться, это бюст Уолта Диснея, который умер в декабре 1966 года во время записи «Сержанта Пеппера» и таким образом был увековечен ливерпульской четвёркой. Прототипы остальных бюстов в закромах усадьбы в Саннингхилл неподалеку от Эскота в Беркшире человечество, судя по всему, разгадывает до сих пор. А вообще, я, конечно, изрядно преувеличиваю: человечеству давно по фигу ))

Посмотрел «Pop Redemption»

Совершенно неожиданно посмотрели вчера СМЕШНУЮ (!) французскую комедию «Pop Redemption» (у нас — «Добро пожаловать в ПОП»).

Киношка о том, как разваливающийся из-за личных разногласий блэк-метал-бэнд с характерным названием «Могильный Ужос» (sic!) в самое кризисное для себя время получил шанс засветиться на культовом фестивале «HellFest», где хэдлайнер и организатор — никто иной, как сам Доззи Купер (мужик, фактически неотличимо смахивающий на Ронни Джеймса Дио), но по дороге случилось нечто, из-за чего квартету пришлось затопить в речке мотор, а затем спешно смывать с лиц сатанинский мэйкап, прятать под одеждой цветастые татухи и стричь хаер, чтоб затесаться в ряды участников проходившего в тех же краях хиппистского Клубничного феста, выдав себя за культовую в этой среде группу «All You Need Is Love». А там ещё возник и любительский полицейский оркестр под руководством какого-то усатого двойника Тома Хэнкса (актёр — ну очень похож!), так что было где улыбнуться. Фильмец вышел три года назад, но мы как-то пропустили его. Оказалось, французы не так уж безнадёжны в плане комедий-то! Особенно порадовали цитаты из наследия «битловских» интервью в начале каждой главы фильма, аккуратная отсылка к «Шестиструнному самураю» (пересмотреть его, что ли?), ну и Доззи Купер, естественно — играющий его актёр крайне харизматичен. Дорожную зебру тоже переходили гуськом, куда ж без этого. В общем, нормалёк.

Прочитал сборник Нила Геймана «Осторожно, триггеры»

Читать новый сборник Нила Геймана сразу после сборника рассказов Стивена Кинга было с моей стороны актом, скорее, экспериментальным. Эксперимент признаю неудачным, поскольку Гейман и Кинг хороши каждый в своей области, но категорически несовместимы в одном потоке. Это как закусывать огурец конфетой. Гейман хорош в больших формах, а в малых он слишком резко бросает задуманное, как будто зажёгся и — сгорел в процессе.

Из всей книги «Осторожно, триггеры» я выделил для себя реально мощные, подлинно геймановские рассказы: «Лунный лабиринт», «Истина — это пещера в чёрных горах», «Календарь сказок» (скорее, фрагментарно, чем весь цикл) и две самые сильные здесь вещи, которые стоит перечитывать раз за разом: «Абсолютный ноль часов» (вселенная телесериала «Доктор Кто») и «Чёрный пёс» (леденящий кровь бонус-эпизод к культовым «Американским богам»). Что касается остального материала, то всё это сплошь разрозненные опусы (в том числе, мазафака, куча нескладных стихов!) для антологий, журналов, тематических сборников и т.п.  — в общем, заказуха чистой воды типа фантазий на тему того, чем занимался мистер Шерлок Холмс в 1899 году (сколько можно, в самом деле?) или истории одной из ипостасей Дэвида Боуи. Гейман не был бы собой, если бы снова не сплясал на костях старых сказок — и как-то без былого огонька, что ли. Но я, всё же, записал себе на манжетах практический совет, как будить Спящую Красавицу: МИСКУ ХОЛОДНОЙ ВОДЫ ЕЙ НА ГОЛОВУ И ОРАТЬ:"ПОДЪЁМ! ПОДЪЁМ!". Надо будет перечитать, пожалуй, раннего Геймана, когда он был потрясающе крут.

Прочитал сборник Стивена Кинга «Лавка дурных снов»

Стивен Кинг по-прежнему Стивен Кинг, друзья, всё нормально. Новейшая книга на русском, «Лавка дурных снов», тому подтверждение. Это не роман, а сборник рассказов с запрятанной внутрь книги жемчужиной для всех поклонников многотомного цикла «Тёмная Башня» — рассказом «Ур» (отдельный мостик — к «Сердцам в Атлантиде»). Кинг, как обычно, работает сразу в нескольких жанрах, не исключая поэтического. Много отсылок-добивок к прежним историям (взять ту же «Кристину»), ещё больше подмигиваний в сторону собратьев по цеху (разлёт от Диккенса и Браунинга до Рэя Брэдбери в «Гадком мальчишке» и ещё паре текстов). Спортивный детектив "Билли «Блокада» — ну просто чистый Говард, настолько вкусен. В целом — отличная подборка для того, чтоб увлекательно провести время и не заскучать. Фишкой книги является наличие коротких предысторий к каждой вещи, так что читателя ожидают отдельные рассказы о рассказах. Ждём теперь на русском уже вышедшую в оригинале «Конец дозора» — завершение трилогии про Мистера Мерседеса. БРЕЙДИ ВЕРНУЛСЯ И НАМЕРЕН МСТИТЬ!!!

«Мельница» и «Пикник» в 2007 году

5 июня 2016 года рубрика Побывал на концерте пополнена двумя архивными обзорами, посвящёнными концертной хронике 2007 года. Оба концерта состоялись в СДК МАИ. Речь идёт о выступлении группы «МЕЛЬНИЦА» 17 февраля (программа «Лучшие песни») и группы «ПИКНИК» 30 марта (программа «The Best» в год 25-летия коллектива). Следите за обновлениями на сайте, друзья!

Meln_1Pik_1

Фильм «Тряпичный союз»: горячие рекомендации!

Делюсь восторгом. Фильм Михаила Местецкого «Тряпичный союз» — больше, чем удача. Это — колоритный фингал, пристроенный молодым энергичным режиссёром прямо под глазом заспанного мещанина. И это очень круто для наших реалий, знаете. Вот она — умная, очень своевременная и векторная картина, пронизанная иронией и смыслом. Кстати, Местецкий в первую очередь является автором песен и фронтменом самобытной рок-группы «Шкловский», и эти песни звучат в фильме — и данное обстоятельство рождает ассоциации с творческой деятельностью такой культовой фигуры, как Генри Роллинз. Посмотрите фильм — уловите направление этой ассоциации, равно как и явный намёк на общество радикальных художников «Радек», а также на некоторые прорастающие из этого позитивные аспекты.

Не спрашивайте, как главный герой фильма, тинейджер Иван, оказался на кладбищенском пустыре, но именно там он столкнулся с троицей довольно странных спортсменов-хулиганов, занимающихся прыжками в высоту через надгробия. Так жизнь ничем не выделяющегося из числа сверстников Ивана в одночасье претерпела качественное изменение: судьба свела его — отнюдь! — не с компанией безмозглых гопников, а с подпольной группой «Тряпичный союз», поставившей себе целью — ни много ни мало! — завоевание мира («Когда мы захватим власть, пришлём тебе эсэмэску»). Ребята перемещаются на старую дачу, где у каждого из них происходит крутой экзистенциальный экспириенс, в результате которого весь «экспериментальный биоотряд» получает от мироздания драматический пинок и некий переливающийся теософскими смыслами суперприз.

Толкаем одно — падает другое.

Так, и только так. Мои настойчивые рекомендации.

Мондегрин в песне «Purple Haze»

Будни и праздники рок-поэзии. Человек с большей вероятностью правильно воспримет сочетание слов, которые часто употребляются друг с другом. Это свойство слухового восприятия породило самый известный мондегрин в поп-культуре: многие поклонники Джими Хендрикса годами слышали строчку «Excuse me while I kiss this guy» вместо «Excuse me while I kiss the sky» в песне «Purple Haze». Всё потому, что парней целуют чаще, чем небеса, и мозг подсказывает нам наиболее привычный вариант развития событий. Сам Хендрикс был в курсе этой массовой «ослышки» и во время исполнения песни вводил слушателей в ещё большее заблуждение, показывая на своего басиста или целуя его в щёку.

«Аквариум» и «Машина Времени» в 2007 году

21 мая 2016 года в рубрике Побывал на концерте опубликованы ретроспективные обзоры двух памятных концертов 2007 года. Это выступление группы «АКВАРИУМ» в честь 35-летия (СК «Олимпийский», 8.06.2007) и бесплатный концерт «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» на Тушинском аэродроме под эгидой «Авторадио» (22.09.2007). Обзоры содержат много эксклюзивной информации и будут интересны всем поклонникам отечественной рок-музыки! Спешите ознакомиться, друзья.

Аквариум-2007-1МВ-2007

«Iron Maiden» в Москве, 3 июня 1993 года

4 мая 2016 года в рубрике Побывал на концерте опубликован ретроспективный авторский обзор выступления британской группы «Iron Maiden» в СК «Олимпийский» 3 июня 1993 года. Как это было и что этому предшествовало? Читайте!

Iron-Maiden-2

Концертная хроника 2008 года

1 мая 2016 года в разделе Побывал на концерте — публикация двух архивных обзоров концертов, посещённых в мае 2008 года. Это рассказы о выступлении Ольги Арефьевой в ЦДХ с программой «Песни Янки» и о концерте группы «Чиж & Co» в ДК Горбунова с программой «The Best». Следите за обновлениями на сайте, друзья!

Ар-1
ДКГ-1

О первом фолк-фестивале «Дикая мята» (16.08.2008)

30 апреля 2016 г. на сайте опубликован подробнейший иллюстрированный рассказ о первом фолк-фестивале «Дикая мята», прошедшем 16 августа 2008 года в парке отдыха «Тропарёво». В обзоре фигурируют: «Полынья», «Медвежий угол», «Начало века», Мила Кикина и «Калитку прикрой», «Северо-Восток», «Алевтина», «Ива Нова», исторический театр «Ратоборцы», уличный театр огня «Феникс».

01-Лого

О книге Мигеля Грейса «Последняя осень Флойда Джеллиса»

Зачем отправляться в зазеркалье, когда есть страна чудес?.. Случайно нашёл дома странную книгу, которую мы никогда не покупали и ни у кого не брали. Лежала поверх книжной стопки и, подобно персонажу картины Эдварда Мунка, всячески привлекала внимание безмолвным криком (хотя, если верить Мигелю Грейсу, персонаж Мунка как раз молчит, зажав уши, чтоб не слышать крик гнетущей цивилизации, так что имейте в виду). Откуда книжка взялась у нас дома, никто не знает, но я её на всякий случай прочитал, а то вдруг исчезнет так же непостижимо.

Оказалось — современная отечественная проза (как ни парадоксально, я думал это переведённая какая-то вещь), а Мигель Грейс — российский концептуальный художник 1987 года рождения, написавший вот эту вот книжку «Последняя осень Флойда Джеллиса» и собственноручно её оформивший. Книжка тоже про художника на пороге 25-летия, хроника его взросления и этого самого — экзистенциального прорастания — по ту и по эту стороны сознания, не без психиатрической лечебницы и открывания окружающего мира заново. Каждый раз Я — с большой буквы, куча попутных гиперссылок, но вполне сносно, особенно если читать в дороге. Написано, кстати, очень хорошим языком, можно даже принять за качественный перевод, если не знать, что автор — соотечественник, тем более такой молодой. Я бы сказал, что по духу это чем-то сродни «The Catcher in the Rye», но Сэлинджер в данном случае вообще не конкурент, у этого Кирилла-Мигеля Грейса вся жизнь впереди. И дай ему Бог, парень бесспорно талантлив.

Завтра вставать

3 апреля 2016 года на сайте опубликована новейшая глава проекта Рок-меломан. На этот раз речь идёт о дебютном альбоме группы «КИНО» — «45», который был записан весной 1982 года и до сих пор радует нас своей свежестью, уникальной энергетикой и мелодизмом. Добро пожаловать, друзья! И — следите за сайтом, у Вас всегда есть шанс найти здесь что-нибудь новенькое.

45-1

Чёрное в бокале

Это Холден Колфилд, герой «Над пропастью во ржи», возмущался, что девушки пьют прохладительное в декабре. Меня-то в моём сегодняшнем сне никто и не спрашивал — предложили прямо морозной мартовской ночью снять пробу с партии каких-то безумных коктейлей с непостижимым, ломким наполнением. Врезалась в мозг фраза: «Только смотри, НЕ СОЙДИ С УМА от того, что разглядишь в бокале, особенно от такого...ммм... ЧЁРНОГО». Снимал пробу в полнейшей темноте, при этом посмеивался: как я разгляжу это их дурацкое «чёрное», интересно? И как отличу на вкус, что чёрное, а что не очень? В смысле — пора уже с ума-то сходить, или ещё не время? В итоге проснулся в своём уме. Видимо, чёрное не попалось.

О книге Дэвида Митчелла «Простые смертные»

Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко... Дочитал новый роман Дэвида Митчелла «Простые смертные» (в оригинале — «The Bone Clocks»). Автор «Облачного атласа» создал своеобразный гремучий синтез мира «Тёмной Башни» Стивена Кинга (у Митчелла, к слову, имеется Часовня Мрака) и, если угодно, «Дозоров» Сергея Лукьяненко.

Думаю, соотечественник Митчелла Герберт Уэллс, автор «Машины времени», оценил бы утончённость подачи. В самом деле, тут есть о чём поразмышлять любому путешественнику во времени. Поначалу нам во всех бытовых подробностях рассказывается вполне заурядная жизненная история, но с определённого момента автор начинает разворачивать совсем иные горизонты. Читатель погружается в хронику войны между строгими, но по-своему справедливыми Хорологами, проживающими жизнь за жизнью в сменяемых человеческих телах, и Анахоретами — безжалостными хищниками, пожирающими души невинных людей, обладающих высоким психическим потенциалом, тем самым подпитывая собственное бессмертие. Мы прослеживаем хронологический путь от 1984 до 2043 года, заглядывая в весьма неприветливую реальность будущего человечества, и наблюдаем за остросюжетной линией непрерывного противостояния сил пресловутого Добра и не менее пресловутого Зла. Роман буквально нашпигован безумным количеством культурологических отсылок, что создаёт, на мой взгляд, дополнительный вес книге (во всех смыслах слова). Роман, возможно, мог бы быть и покороче, но тут — дело вкуса. Читая, получил удовольствие, с улыбкой отметив переклички с миром собственных песен и стихотворений. Возможно, когда-нибудь перечитаю.

Устранение Купидона-Воздвиженского

Сегодня приснилось: жила-была Княгиня Соболева, которая на свои деньги построила за границей завод по производству бумажных самолётиков. Под видом безобидных детских игрушек самолётики доставлялись в СССР и поступали в магазины «Детский мир». Я, будучи каким-то там агентом, ценой героических мозговых усилий разоблачил Соболеву (точнее, Mrs.Soboleff), раскрыв подлинный план этих поставок. В час «икс» по Всесоюзному радио должна была зазвучать Сороковая симфония Моцарта, и это активировало бы все поступившие с завода Соболевой самолётики, у которых на крыльях невидимой краской были нанесены специальные звуковые уловители. Бумажные самолётики, где бы они ни находились, во время звучания симфонии одновременно замусорили бы мирное советское небо и не дали бы подняться в воздух настоящей авиации. Моцарт не сочинял бесконечных симфоний. Но и задумано всё было только для одного: не дать разбиться в конкретный вылет лётчику Купидону-Воздвиженскому, бывшему любовнику Соболевой, когда та ещё проживала в Союзе. Личный астролог княгини предрёк этому Купидону каюк, вот так сильно она его, значит, любила, даже завод построила. А мне орден дали — получается, за то, что Купидон-этот-Воздвиженский превратился, всё-таки, в лепёшку. Я ж до всего додумался. Горький привкус у сна.

Посмотрел «День выборов-2»

Сходили сегодня утром на «День выборов-2». Ну что сказать, картина хорошая, приятная. Много смеялись. Но в конкретном случае хотелось не поддержания планки, а хотя бы некоторого (ну хоть малейшего) её поднятия, если честно. Отношусь с огромной симпатией к «Квартету И» и всей творческой группе, знаю (видел) все работы — и, возможно, именно поэтому ожидал от фильма большего драйва и колкости. Ничего подобного не наблюдается.

Шли, в общем, на сатиру, а попали на юмор. Режиссёр уже не Олег Фомин, а какой-то Александр Баршак, и разница — ЕСТЬ. Разница заметная. Красиво снят и показан город Астрахань, это в плюс — даже захотелось там побывать. Музыкантов и медийных персон в этот раз не приглашали, это, как выяснилось, минус, остался только совсем потускневший Михаил Козырев и, напротив, ещё более окрепший и монументальный Алексей Кортнев (а атаман-то, Алексей Анатольевич Парамонов, однако, круто эволюционировал за истекшие 9 лет, но спойлерить не стану). Кортнев и поёт, да ещё песня группы «Сплин» «Чёрная Волга» временами одиноко всплывает где-то в закадровом пространстве (в остальном — фрагменты эстрадных песен из эпохи позднего Брежнева, но это даже было бы фишкой, если бы не общая музыкальная «заваленность» в таком, казалось бы, комфортном проекте). Даже центральный хит «ВыборА» звучит лишь фрагментарно и уже не в исполнении Шнура, а так, кем-то его заменяющим. Эрзац-Шнур такой. Актёры...актёры играют. Михаил Ефремов много пьёт в кадре, и тут тоже ничего нового. Взгляд уставший. Вот Андрей Смоляков как-то особенно порадовал и добавил фильму необходимого колорита. Из всего «Квартета И» в этот раз убедительным показался лишь Леонид Барац. Сама тема, выборная кампания, уже давно (нет, ОЧЕНЬ давно) в России экзотична и абсолютно эфемерна, так что и шутки про выборы совсем ныне тусклые (как можно шутить о том, чего нет?), а успех имеют лишь ироничные «беседы о вечном» и остроумные (действительно остроумные) гэги, с чем у команды «Как бы Радио» никогда проблем не было и до сих пор нет. Резюмирую: комедия как комедия, не выдающаяся и почти без привязок к реалиям. Могли сделать в разы лучше. ...А Василий Уткин теперь стопроцентный Карлсон и может, наконец, потеснить в данной ипостаси давно покинувшего мир Спартака Мишулина. Такое вот кино.

Крюк в кармане брюк

19 февраля 2016 года — премьера очередной главы проекта Рок-меломан! На этот раз речь идёт о культовом альбоме группы «АКВАРИУМ» — «Треугольник», увидевшем свет летом 1981 года. Вас ждёт ворох личных воспоминаний и, конечно же, история создания этой легендарной записи. Следите за новостями сайта, друзья!

Treugolnik-1

Наполовину от половины

Приснилось тут мне, что попал я в помпезный общественный туалет, в замковом стиле, с переливчатыми ракушками в стенах. Нужно было платить деньги за посещение или ответить любознательному компьютеру: с какого диска «Запрещённых барабанщиков» песня «Миллион долларов США»? Набрал на клавиатуре: «Только для взрослых», а комп мухлюет, собака, мол, неправильно, альбом «По ночам». Я-то знаю, что прав, внутренне негодую, но что поделаешь? Вхожу, ищу привычную литеру «М» или хотя бы «Ж» для ориентировки, а на дверях «П» и «Н». ЭТО КАК?.. Задумался. Ещё тщательнее задумался. Появляется тётка и объясняет с одесским выговором: «Дверь с табличкой „П“ — значит таки ПОЛОВИНА оплаты, а дверь „Н“ — „НАПОЛОВИНУ ОТ ПОЛОВИНЫ“, що непонятно?». В общем, запутался я в этом логове лжи и выскочил из него на фиг.

Посмотрел фильм Петра Буслова «Родина»

Продолжили вчера приобщаться к современному отечественному кино. На этот раз отсмотрели в домашних условиях фильм моего ровесника Петра Буслова «Родина». На счету режиссёра такие нашумевшие проекты, как дилогия «Бумер» и «Высоцкий. Спасибо, что живой» — тем занятнее было оценить его новую картину.

Признаться, фильм этот смотреть в мои личные планы не входило, и первые 15 минут я лишь приценивался, стоит ли вообще тратить на это время выходного дня. Но великолепный Андрей Смоляков приковал меня к экрану подобно заправскому гипнотизёру. И вот уже его герой, некий смертельно больной папик-олигарх, поссорился со своенравной дочерью на борту собственного самолёта и в запале приказал пилоту садиться на первом же участке суши, дабы выдворить с борта неблагодарную дщерь Еву (актриса Любовь Новикова), обучавшуюся энное количество лет в элитной английской школе, в неизвестность. Подвернувшийся участок суши оказался скрытой ночной тьмой пальмовой рощей самого маленького индийского штата Гоа. Олигарх опомнился, но было уже поздно: дочь исчезла, чтоб заставить зрителя фильма отслеживать причудливое переплетение судеб сразу нескольких наших соотечественников, волею судеб оказавшихся в этом же уголке мамы-Индии и даже под неизбежностью депортации нипочём, до истерики, не желающих возвращаться в промёрзшую «рашку»...И вот понравился же фильм, затянул, несмотря на изначальный мой скептицизм! Актёры хорошо подобраны, знают, что играют, операторская работа не оставила претензий, диалоги и сцены — вполне убедительны. Не скажу, что считаю картину шедевром, но поразмышлять есть над чем, равно как и от души посмеяться в нескольких моментах. Есть даже особенно щемящие, сентиментальные эпизоды, так что всё на месте. В общем, вполне приличный фильм, на мой взгляд.

Посмотрел «Выжившего»

Посмотрел, наконец, «Выжившего». Искренне разочарован столь схематичным и утрированным проектом. Напрашивается мысль, что это зазеркальная ипостась «Мертвеца» Джима Джармуша (из той реальности, где живут самые дурацкие отражения чего-то достойного). 

Ну какой это вестерн, ребята? И где тут триллер? Много непреднамеренно комичных сцен, особенно в попытке главного героя не моргнуть, чтоб не показать сопернику, что согласен умереть (а солнышко ещё так ярко светит игривым лучиком именно в глаз, падло). И нелепое падение с обрыва на ёлку вместе с кобылой. Да и эта заношенная шкура прямо с плеча Джона Сноу... Нет-нет, «Оскара» тут давать не за что — были фильмы со схожим сюжетом и помощнее, а тут сонно всё как-то, блёкло. Было бы даже стыдновато получить вот за такой проект «Оскара». Да и у Ди Каприо были роли посильнее, взять хотя бы тот же «Остров проклятых» и многое-многое прочее. Мне кажется, реальный Хью Гласс ожидал бы чего-то большего, тем более, первая часть его жизни была в кинематографическом плане намного любопытнее экранизированного автором «Сука любовь» и «Бёрдмена» сегмента, начавшегося с экспедиции генерала Эшли на реке Миссури и беспощадного противоборства с медведицей гризли (кто-то из зрителей увидел в этой сцене изнасилование бедолаги Гласса, на что режиссёр в одном интервью ответил, что лучше бы он действительно до этого додумался, заработав тем самым повышенный интерес кинокритиков). Там, у реального Гласса, была моряцкая юность, пленение пиратами и плаванье на пиратском корабле, побег и две преодолённые героические мили по открытому морю, пленение индейцами пауни и адаптация в мире индейского племени. Возможно, всё это послужит сценарием приквела к «Выжившему» и я опережаю события? А пока — вереница невнятно показанных эпизодов (что это там? стой, как он сказал? что он там вытащил?) и слишком неправдоподобный процесс возвращения к жизни главного героя — только что гнил заживо, а вот уже резво заскакивает на гору. А ещё — добрые индейцы (обязательно! и спасённая индейская дщерь, конечно!), благородный белый герой. Ну это, друзья, ващще — супернаходка сценариста!

...А ведь возьмут, блин, и дадут «Оскара». Именно за этот проходняк. Мироздание имеет чувство юмора, это хорошо известный факт.

О «Чернобыльской молитве» Светланы Алексиевич

Нас, детей, родившихся в СССР, психологически готовили к атомной войне. Помню ворох плакатов с пресловутым ядерным грибом, всевозможные памятки, инструкции, занятия по гражданской обороне. Шагистика с флагами и противогазами — прямо в процессе коллективного пионерского отдыха на летних каникулах, на асфальтовой площадке под жарким солнышком. И, конечно же, тонны перемолотой словесной руды — этого было больше всего. Еженедельные собрания, политинформация, вся эта херня и белиберда. Но когда рванул Чернобыль, никто и глазом моргнуть не успел, поскольку невидимый глазу атом, этот волк в овечьей шкуре, оказался коварнее в тысячекратной степени, нежели плакатный американский самолёт с проступающим из-за стекла лицом лётчика, искажённым злобной гримасой.

26 апреля 2016 года исполнится 30 лет со дня знаковой катастрофы XX века — взрыва на Чернобыльской атомной электростанции, приведшему к полному разрушению реактора и выбросу в окружающую среду огромного количества радиоактивных веществ. Последствия аварии значительно превзошли по числу пострадавших атомную бомбардировку Хиросимы, а сама катастрофа повлияла на многие процессы как в СССР, так и в мире. И они ещё заставят о себе вспомнить, эти последствия, ибо тридцать лет для радиации срок невеликий — и в этом сокрыт подлинный ужас случившегося. У меня 1986 год, кстати, хорошо запечатлелся в памяти. Мы отдыхали в летнем лагере, когда в газетах, с изрядным запозданием, буднично и чуть ли не торжественно начали рассказывать про самоотверженный труд пожарных и ликвидаторов аварии, что всё под контролем партии и правительства. При этом на деле происходило нечто потрясающее по масштабам как человеческого героизма, так и дичайшего, средневекового безумия в декорациях ХХ столетия.

Книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва» — это зафиксированные на бумаге воспоминания людей, напрямую столкнувшихся с данной катастрофой и её последствиями. И это не только боль и отчаяние вдов ликвидаторов, на глазах которых ещё вчера здоровые и крепкие мужья превращались в бесформенную биомассу на больничных койках, из последних сил прячась под одеялом от торжественных делегаций с орденами, не способными продлить утекающую жизнь ни на секунду. Эта книга — попытка философского осмысления произошедшего и, по сути, суровый приговор государственному мышлению, привычно измеряющему текущие задачи хрупкими жизнями.

Книгу крайне трудно и физически больно читать. Но ещё труднее жить с этими угасающими и тлеющими где-то внутри тебя голосами.

Посмотрел «Омерзительную восьмёрку» Квентина Тарантино

Полтора часа назад вернулись из кино, с просмотра «Омерзительной восьмёрки». Восьмую режиссёрскую работу гениального Квентина Тарантино смотрели с восьмого ряда, так что получилось концептуально. Что тут можно сказать, как передать словами переполняющий душу восторг? С каким эквивалентом сравнить наслаждение?.. 

В Аргентине жил писатель Хорхе Луис Борхес, создавший в середине 1930-х потрясающий цикл «Всемирная история бесславья». Когда я в очередной раз перечитываю эту книгу, неизменно приподнимаюсь на несколько сантиметров над землёй от восторга. Так же и в случае с фильмами Тарантино, но здесь ещё имеет место визуальный ряд, все эти безумно харизматичные тарантиновские актёры и бесподобные диалоги (пусть даже в адаптированной версии)! Итак, снова вестерн. На этот раз, в отличие от «Джанго освобождённого», герметичный экшен-детектив. Картина явно перекликается с «Бешеными псами», та же художественная стилистика, опять восемь героев, знакомые лица (Тим Рот, Майкл Мэдсен). Много иных зацепок и приветов фэнам, но в данном случае я не рецензирую и не провожу параллели, а лишь выражаю мальчишескую благодарность. За три часа переполняющих душу эмоций. За шикарную музыку (Тарантино удалось заполучить Эннио Морриконе!). За неподражаемость Самуэля Л.Джексона и Курта Рассела. За песню под гитару. За дух подлинного искусства и бойцовскую верность постмодернизму, в конце концов. И вообще, за возможность быть современником, чего уж там.

«Слишком долго» мы не сдавались, поскольку режиссёр сразил наповал качеством с первого выстрела. И это эксклюзивное право нужно ещё постараться у мистера Тарантино забрать.

На смерть Дэвида Боуи

Дэвид... Склоняюсь в слезах перед твоим портретом. И одновременно — с печальной улыбкой. Так же беспомощно-щемяще в груди было, пожалуй, только однажды, после известия об уходе Фредди Меркьюри. Теперь ты по-настоящему бессмертен, Король. И нет больше никакой боли, есть только свет, который ты всегда дарил и продолжаешь дарить. 69 лет на Земле, 50 из которых — в неустанном созидании и в служении людям. И вся эта россыпь незабываемых песен, пластинок и ролей — это и есть бессмертие. Надо почаще теперь приглядываться к белым совам...

Читайте статью о жизни и творчестве Дэвида Боуи в рубрике «Клуб громовержцев».

Выход в псевдомир

Вот всегда мне было интересно, с кем необходимо договариваться в недружелюбном доме? С самим домом? С хозяином? Ну, вот вы приглашены во сне каким-то знакомцем к нему в гости. Явились, вас этот знакомец встретил. А дальше вы отправляетесь по дому и вскоре понимаете, что дом как-то не особо приветлив. В моём случае это была попытка повторить трюк с раздвиганием складных стен: кто-то любезно показал, что можно протиснуться в щель и, разгибая тело, тем самым расширить помещение до вашего роста, как бы раздвигая во все стороны ящики. С провожатым всё получилось нормально, а как стал сам раздвигать, так принял на спину всю эту раздвижную тяжесть, натуральный вес дерева, а когда встал на ноги, оказался весь обсыпан пылью, сильно испачкался. Глянул в зеркало на стене — щёки такие серые, что хрен такие отмоешь! Стал выбираться — оказался в каком-то простенке с дверями и спасительным выходом на улицу. В двери ни в какие уже не пошёл, пошёл на свежий воздух, тем более, объявился под рукой мент, указал — мол, идём на выход. Вылез на поверхность, а там всё как в каком-то застывшем и ВЫЦВЕТШЕМ от времени рекламном ролике, всё картонное, ненастоящее. И мент оказался только фотографией в итоге. И только уже через этот псевдомир, скомкав его, вышел в нормальную реальность, то есть проснулся. А стал бы искать, с кем договориться, вышел бы? Может, только ещё больше увяз в этих коридорах.

Первый стих 2016 года

По заведённой традиции, празднуем рождение первого стихотворения года!

В качестве иллюстрации — карикатура Мирослава Мирчева «Шахматы».

«ГЕНЕРАЛ ВЕРТЕПОВ»

Генерал Вертепов съел ферзя
В тайне от семьи и от друзей.
И ведь знал прекрасно, что нельзя
Без особых нужд глотать ферзей.

Был начитан, развит по годам.
Эрудит, не умственный урод.
И не то, чтоб люто голодал,
А ферзя с доски отправил в рот.

Слопал – и сумел переварить!
Из таких бы граждан плавить сталь…
Кто бы смог такое повторить?
Стейниц? Ласкер? Капабланка? Таль?..

С древней эры с шахматных полей
Жизнь сметала доблестных бойцов –
Пешек, офицеров, королей,
Заглянувших случаю в лицо.

И пришёл Вертепов. Взял ферзя.
Выпил водки, закусил икрой,
Промычав ферзю, его грызя:
— Так и нас, брат, случай ест порой.

…Был начитан, развит по годам.
Эрудит, не умственный урод.
И не то, чтоб люто голодал,
А ферзя с доски отправил в рот.

© И.Шамарин, 4 января 2016 г.

О фильме Егора Баранова «Иерей-Сан. Исповедь самурая»

Начали год с просмотра фильма 27-летнего режиссёра Егора Баранова «Иерей-Сан. Исповедь самурая». Драматический боевик о священнике Японской православной церкви (играет его Кэри-Хироюки Тагава), волею судеб оказавшемся в центре разборок кланов якудза и отправленном настоятелем в глубокую...точнее, в Глубокое — забытое Богом российское село, в котором из 15-ти семей осталось десять доходяг — баб и мужиков. Но народ, как водится, колоритный: к примеру, разводившие до поры-до времени кроликов фермеры Яхонтовы, охотник-философ Шатун (в исполнении Петра Мамонова), местный дурачок Макарка (Степан Самойленко), сильно пьющий отставной хоккеист Петя Ерёмин. 

И вот, значит, Такуро Накамура, то есть отец Николай, начинает по крупицам восстанавливать местную разграбленную церквушку, а заодно наводить гуманитарные мосты в тесной общине разосравшихся соседей. А заодно встаёт во главе оборонительного отряда, поскольку против сельчан действуют тёмные силы в лице имеющего свою корысть Андрея Нелюбина (главного злодея играет Иван Охлобыстин) и нанятых им гопников-автоматчиков под прикрытием коррумпированных ментов.

Это, конечно, даже близко не «Остров» и, конечно, не «Граффити» (как эталон качества всегда привожу этот фильм Игоря Апасяна 2006 года). Вполне крепкий, но и не выдающийся фильм типа годичной давности «Дурака». Звучит много хорошей музыки (муз.продюсер — Борис Гребенщиков), в том числе несколько прекрасных песен самого Б.Г., достаточно экшена, хоть порой и бестолкового (но Рэмбо-Мамонов с ружьём смотрится потрясающе!) и экзотики в виде отданных на откуп парням из якудза периферийных кварталов Токио. В целом, впечатление нейтральное. Спасают актёры.