Дата концерта: 17 февраля 2007 года
Место проведения: Москва, СДК МАИ
Артист: группа «Мельница»
Программа: «Лучшие песни»
Сет-лист концерта:
1. Дорога сна
2. Не ломай
3. Чужой
4. Невеста Полоза
5. Змей
6. Травушка
7. Контрабанда любви
8. Ночная кобыла
9. Прялка
10. Ворон
11. Королевна
12. Полнолуние
13. Ворожи
14. Воин вереска
15. Ольга
16. Мора
17. Господин горных дорог
18. На Север
19. Оборотень
20. Горец
Выход на «бис»:
21. Весна
22. Невеста Полоза
В субботу, 17 февраля 2007 года (к слову, 19-ая годовщина со дня гибели Александра Башлачёва), были с Олесей на концерте группы «Мельница» в СДК МАИ. В пятницу программа называлась «Зов крови», наш концерт – «Лучшие песни». Билеты были куплены накануне в кассе СДК, по 600 рублей. Приехали в расчёте на 19.00, в итоге простояли на морозе около сорока минут: в 19.00 зрителей только-только начали впускать в здание. В последний раз я был в ДК МАИ на презентации «Чёрной метки» «Алисы» в январе 1995 года, концерт «Мельницы» посетил впервые. Для Олеси этот концерт «Мельницы» стал вторым: впервые была здесь же, на программе «Дорога сна» — в декабре 2004-го. Внутренний дизайн площадки претерпел значительные изменения: ныне там всюду зеркала и сплошь дискотечная эстетика, включая бар прямо напротив сцены. Публика в основной своей массе – молодёжь старшего школьного возраста и студенты, взрослых мало.
Ожидание начала было бесконечным: в результате, мягко скажем, бездарной организации пропуска зрителей в здание со стороны охраны, все желающие смогли пройти внутрь лишь к 20.30. Истомившиеся зрители в партере вынужденно развлекались, к примеру, скандированием «А-ри-я!» вместо «Мель-ни-ца!» и периодическим публичным скептицизмом: «Да они вообще не выйдут!» или: «Наивные, чего вы ждёте? Чтоб группа «Мельница» когда-нибудь начала концерт вовремя?..»
Музыканты вышли на сцену в 20.45 в составе из восьми человек: Наталья О`Шей (Хелависа) – вокал, кельтская арфа, акустическая гитара; Алексей Сапков (Чус) – гитара, вокал; Сергей Заславский – флейта и другие духовые инструменты, бэк-вокал; Алевтина Леонтьева – вокал, бэк-вокал; Алексей Кожанов – бас-гитара; Алексей Орлов – виолончель; Дмитрий Фролов – барабаны; Александр Степанов – гитара. Специальные гости концерта – ансамбль народной музыки «Карагод». Хелависа и Алевтина были одеты в лёгкие платья идентичной бирюзовой расцветки, на шее Хелависы – серебряные колокольчики. Остальные музыканты (помимо ансамбля «Карагод» в традиционных русских платьях) – в вольном стиле. Задник тёмный, классический, посреди сцены на протяжении всего вечера – огромная кельтская арфа.
После первой песни – вежливое приветствие от Хелависы («Сегодняшний концерт – THE BEST группы «Мельница»») и извинения за вынужденную задержку («Наш зритель славится пунктуальностью, поэтому многие не догадались подъехать пораньше, пришли к восьми и не минутой раньше, совершенно забыв про пропускную систему»), на второй – эффектный выход Алевтины. «Змей» на стихи Н.Гумилёва исполнен с торжественно представленным народным хором «Карагод». Перед исполнением «Травушки» (всеобщий восторг публики) Хелависа представила басиста Алексея Кожанова, у которого накануне случился День рождения – он вышел с большой надувной стрекозой («как подарили – так с ней и не расстаётся»). «Контрабанда» была исполнена в стиле рэггей (отдельное представление сыгравшего на альт-саксофоне Сергея Заславского). На «Прялке» Наталья, казалось, чрезмерно перенапрягла связки, после её исполнения уступила место у микрофона Чусу, спевшему с полной отдачей «Ворона» (песню «разделили» надвое барабанным соло, вообще – барабанщик Дмитрий Фролов зажёг на концерте не по-детски. «Королевну» сыграли в акустике («Петь такому залу — крышу сносит!») На «Полнолунии» (где та самая пресловутая строчка «Ты, луна, отец шаману, мне приходишься сестрой») и «Ворожи» — Алевтина Леонтьева предстала в полной своей вокальной силе и красоте. Перед «Воином вереска» — предисловие о принадлежности/непринадлежности к кельтской музыке («Вот нас часто спрашивают – почему группа «Метелица» играет кельтскую музыку? Мы отвечаем – во-первых, мы группа «Мельница», а во-вторых, мы почти не играем кельтскую музыку. А тут один поклонник задал вопрос: а почему вы НЕ играете кельтскую музыку?..») «Ольгу» на стихи Гумилёва и «Мору» («Кони Стрибога») очень красиво исполнили с «Карагодом». Перед «Господином горных дорог» — рассказ о кельтской арфе и изящная реклама музыкального магазина («Кому нужна такая же – обращайтесь в…». Ответный выкрик из зала: «Подари её мне!!!». В паузах между «На север» и «Оборотнем» — подарки от поклонников, две мягкие игрушки. На «бис» — «Весна» и, повторно, «Невеста Полоза».
Звук на сцене – Алексей Зиновьев, звук в зале – Алексей Аржанов. К звуку принципиальных претензий нет, если не брать в расчёт определённые объективные минусы конкретной площадки СДК МАИ. Мы записывали концерт на флэшку, при прослушивании почти всегда слышны слова – это о многом говорит, да и уши после шоу были в полном порядке. Разве что был глуховат бас и время от времени случалась «каша» при совместном пении… В целом, всё было сыграно на высоком уровне, с хорошим настроением и отдачей.
Концертом остались довольны, группа в замечательной форме. Покинули зал около 22.45, чуть позже многих других зрителей — когда музыканты «Мельницы» раздавали всем желающим автографы. Домой ехали в полупустом троллейбусе с молодой женщиной, игравшей на расстроенной гитаре по всей видимости, песни собственного сочинения (очень трогательные и по-своему интересные, запомнилась – «Источник любви»). Получился офигенный по своей глубине контраст и своеобразная философская кода.
Материал был впервые опубликован в ЖЖ Игоря Шамарина 19 февраля 2007 года.