«Новый Апокриф»: «Шестая стража»

С радостью рекомендую к прослушиванию дебютную работу проекта «Новый Апокриф», которую представил в это Рождество мой собрат по оружию Wild Boris. Именно работу, долгую и кропотливую, поскольку программа реально прошла испытание Временем и таит в себе уникальный творческий магнетизм, не подвластный вселенской энтропии. Вспоминая Алексея Толстого: «Милостивые государи, примите в соображение, что я рассказываю вам о делах, случившихся в лето Господне тысяча семьсот пятьдесят девятое. Мифология занимала тогда все умы, а я не имел притязаний на то, чтобы опередить свой век».

В альбом «Шестая Стража» включены четыре баллады, свидетелем появления на свет которых я был в далёкие девяностые годы минувшего, XX столетия, когда на сценических площадках Москвы бок о бок пламенели группы «Апокриф» и «Каземат», а в уютных квартирах друзей и на кафедрах филфака рождались и звучали эти интересные произведения. Аранжировки 2016 года, любопытный сплав арт-роковой психоделии и ортодоксального хард-рока, существенно преобразили эти непростые в своём замысле и воплощении песни, за что хочется поблагодарить всех участников проекта, нынешних соратников моего товарища — слушать эти изрядно продуманные (не скажу что выстраданные, поскольку восприятие лёгкое, что только добавляет записи ценности) 6-7-минутные треки чрезвычайно интересно. Что касается текстов баллад, то это некий православный нью-эйдж без крена в деструктивные аспекты — каким мы его были склонны понимать тогда, в девяностые. Жизненная эзотерика, одним словом и — это ПОЭЗИЯ, дамы и господа, отведайте. Что ж, у группы «Оргия Праведников» появился достойный конкурент! Послушайте альбом, найдите двадцать свободных минут. Время «Шестой Стражи» пришло.

Слушайте альбом здесь!

Клуб громовержцев: рождённые в июне

30 декабря 2016 года опубликованы 26 очередных глав проекта «КЛУБ ГРОМОВЕРЖЦЕВ», посвящённого биографиям наиболее интересных зарубежных рок-музыкантов. На этот раз речь идёт о рождённых в июне. Добро пожаловать на сайт и приятного вам времяпрепровождения, друзья!

pol-makkartnidoro-peshartur-braun

Клуб громовержцев: рождённые в мае

18 декабря 2016 года проект «КЛУБ ГРОМОВЕРЖЦЕВ», посвящённый биографиям самых ярких персон зарубежной рок-музыки, пополнен 35-ю новыми главами! На этот раз речь пойдёт о жизни и творчестве музыкантов, рождённых в мае. Следите за новостями сайта, ожидается дальнейшее пополнение проекта.

dzhon-fogertibob-dilansid-vishes

Посмотрел «Дуэлянта»

Интуитивно долго откладывал просмотр «Дуэлянта», и ведь не зря. Ожидал нечто симпатичное, стимпанковое, в духе «холмсианы» Гая Ричи, чтоб альтернативный Санкт-Петербург и всё такое, чтоб драйвово, чтоб актёристо, да крепкий сюжет (заметьте — я даже не говорю про сюжет лихо закрученный). 

В итоге — плохо артикулируемый сумбур, пистолет к подбородку и изначальное разножопие относительно жанровой принадлежности, и в истории 1860 года почему-то всё увязано с Дуэльным кодексом 1912-го, а фамилию главного героя, дуэлянта по найму, пусть и украденную фамилию, выкрикивают в голос на каждом шагу, будто он не продюсируемый драгоценнозубым немецким бароном киллер, а какой-нибудь лекарь по вызову. Результат: слишком зевотно-убого для стимпанка, слишком неубедительно для авантюрного кинокомикса. И дворяне не дворяне, и холопы не холопы, и Ридли Скотт с его юношеской влюблённостью в эпоху Наполеоновских войн — ваще не мерещится. Слишком угрюмо для приключений, а сюжетец шелестит по верхам. И любимый Юрий Кузнецов так интригующе долго изображает из себя глухонемого (в итоге, блин, не выдерживает и по воле режиссёра ломает такой крутой концептуальный образ!), и даже планка пресловутых «Гардемаринов» — не взята. Кстати, в актёрском составе «Дуэлянта» для оживления диалогов и для харизматичности железно не хватает Михаила Боярского, я бы на месте режиссёра предложил графа Беклемишева ему, а не Машкову, хоть Машков, возможно, и убедительнее падает после фатального выстрела. Жаль, туманные намёки в ретроспективном эпизоде на Алеутских островах на прорастание супергеройства и на мистическую заколдованность Колычева так и не получили сюжетного развития. Крови — хоть залейся, а толку с этой крови? Хоть всех там перестреляйте, уборщицы вытрут.

О романе С.Кинга «Пост сдал»

«Лисы в лисьих норах, крысы в крысиных норах, гиены воют на пустой желудок, а-ха, о-хо, бедные, бедные мои друзья, кто, кто даст вам кровавую пищу…». Во времена, «когда Оззи из „Black Sabbath“ ещё был крутым», у Стивена Кинга в соавторстве с Питером Страубом вышел программный совместный роман — «Чёрный дом». Гремучая смесь мистики, готики и крышесрывательного детектива, тысяча страниц — на одном дыхании. К чему я клоню? Да, собственно, к тому, что все фишки нового романа «END OF WATCH», вышедшего в России под труднопроизносимым вслух названием «Пост сдал» («Конец дозора» или «Конец дежурства» — почему не?), — родом оттуда. 

Вспомним: немощный старик Берни, влачащий свои серые дни в доме престарелых и периодически бормочущий странную мантру про лисьи и крысиные норы, является, на самом деле, живой марионеткой, которой всецело владеет демон-прислужник Алого Короля, хладнокровно ведёт здесь охоту на детей (нам важно, что полицейские и журналисты звали маньяка-каннибала в «Чёрном доме» именем «РЫБАК»), чтоб в иной реальности пополнялись ряды Разрушителей Тёмной Башни. Добавим к этому охотничий домик и происходящие вокруг него метаморфозы с беготнёй мрачного разума в чужих телах из «Ловца снов», другого романа Кинга, тщательно приправим снежным бураном из «Сияния» (щепотку «Бури столетия» — для послевкусия), и получаем заключительную часть трилогии «Мистер Мерседес». И что самое интересное, книга получилась драйвовая. Как это раз за разом удаётся Кингу в его годы, бог весть.

Что ж, злодейский злодей и непризнанный гений Брейди Хартсфилд (сперва на угнанном «мерсе» передавил очередь за вакансиями в Городской центр, затем пытался взорвать аудиторию концерта подростковой группы) после полученных увечий башки по-прежнему физически не в силах даже подтереть себе зад, но на его счастье он попал в руки к 63-летнему доктору Феликсу Бэбино (неприятный тип с «Ролексом» и слишком задранным от осознания своей важности носом), главному неврологу Клиники травматических повреждений головного мозга. Экспериментальные препараты порой творят чудеса с самым безнадёжным мозгом, а человеческое тело даже на седьмом десятке может много чего сотворить. Всё это замешано на актуальной волне участившихся по всему миру подростковых самоубийств, на возможностях компьютерных программ и на взаимоотношениях героев двух первых книг трилогии. Это Рубикон для копа в отставке Билла Ходжеса, и он всерьёз решился изловить и уничтожить Брейди, в каком бы виде тот ни существовал на земле. Каким будет конец дозора, знает только Сергей Лукьяненко (зачёркнуто) тот, кто прочитает роман. В прошлый-то раз почему не получилось дожать? У Ходжеса был инфаркт. А в этот — всего лишь рак поджелудочной железы, так что шансов вагон.

А если всерьёз резюмировать и оценивать одним махом всю трилогию, мне понравилось. Драйвово, всегдашний тест на проскакивание нужной станции в метро успешно и неоднократно пройден. Конечно, не сравнить с «Чёрным домом», конечно, далеко не «Ловец снов». Но ведь и дедушка Кинг уже на пороге 70-летия, намеченного на 2017-й. Так что — отлично, Григорий, нормально, Константин. Рекомендую, интересно.

Клуб громовержцев: рождённые в апреле

19 ноября 2016 года многосерийный биографический проект «КЛУБ ГРОМОВЕРЖЦЕВ» пополнен 20-ю новыми главами. На этот раз Вашему вниманию предоставляются биографии наиболее ярких и интересных зарубежных рок-музыкантов, рождённых в апреле. Продолжение следует!

richi-blekmoriggi-popudo

Светофоры

На фото — памятник светофору в Лондоне. А в Дрездене (Германия) есть светофор, который непрерывно показывает красный свет аж с 1987 года! Данный светофор запрещает движение с улицы Цигельштрассе на перекрёстке прямо, либо налево, но разрешает движение направо, если не создаётся помех другим участникам. Казалось бы — делов-то, демонтировать его и установить знак «Движение только направо», и всё? Ан нет, мешает ЗАКОН. А закон гласит, что если на перекрёстках установлены светофоры, они должны присутствовать на каждой примыкающей к перекрёстку улице. Вот бедолага неустанно и показывает красный свет, являясь ламповым олицетворением незыблемости закона.

Солнечные мальчики

В Пакистане живут так называемые «солнечные мальчики», братья Ахмед Шоаиб (13 лет) и Абдул Рашид (9 лет). Их феномен в том, что с заходом солнца они полностью теряют способность к движению. Мальчишек интенсивно и пока безрезультатно исследуют в медцентре Исламабада, ведь солнечные мальчики днём — самые обычные дети, бегают как угорелые и играют с ровесниками. Но как только солнце садится, братьев полностью парализует — так, что даже открыть глаза нет никакой возможности. Врачи пока бессильны перед этим феноменом.

Общее с крысами

У крыс в соматосенсорной коре мозга имеются нейроны, связанные с реакцией на щекотку. Оказывается, если крысу пощекотать (только при условии, что та в хорошем настроении), она издаёт ультразвуковые вокализации, напоминающие смех. Интересно, что даже при виде приближающейся руки мозг ранее познавшей щекотку крысы возбуждается, и крыса впадает в восторг. Эволюционные линии крыс и людей разошлись около 100 миллионов лет назад, а смотрите-ка: реакция на щекотку нас с крысиным народцем по-прежнему роднит.

Посмотрел «Таинственную страсть»

А вот не ждите от меня выкрика типа: «Осторожно: пошлость!», не будет ничего такого. И пойду я, видимо, такой одинокий, против течения в высказывании мнения о телесериале Влада Фурмана «Таинственная страсть», поскольку подавляющая часть критиков склонна оценивать данный кинопроект исключительно через призму одноимённого (многострадального) романа Василия Павловича Аксёнова, созданного писателем на склоне жизни по заказу издательства, возглавляемого родственником поэта Роберта Рождественского. Итогом противостояния автора и заказчика книги явилось, как мы знаем, бесповоротно подорванное здоровье 75-летнего Аксёнова, не ожидавшего такого мощного цензурного натиска, поэтому-то и роман ныне существует в двух версиях — искромсанной-выхолощенной заказчиком и авторской, двухтомной. Но дело даже не в трудной судьбе любопытной во всех отношениях книги, а в том, что бывают экранизации, а бывают, как в случае «Таинственной страсти», фильмы по мотивам, фильмы-высказывания под авторитетной вывеской. Именно так, как некое высказывание, и следует смотреть означенный сериал, чем я и занимался вчера весь день напролёт, проглотив все 13 эпизодов за один присест и, кстати, ничуть не пожалев о потраченном времени.

Не скажу, что сериал шедеврален, но он — годный. А молодому поколению, бредущему по лезвию «мединских» мифов и легенд, так и вовсе необходимый — как пища для размышления. Дорого стоит хотя бы сцена беседы кинодокументалиста Кочевого (прототип — Роман Кармен) с партийным тузом Килькичёвым, когда Кочевой получает настойчивую просьбу убрать из его фильма к 20-летию Победы сцену с ветеранами-инвалидами — мол, не красит это печальное зрелище Великую Победу. Звучащие саундтреком песни в оригинальном исполнении Булата Окуджавы — отлично! Появляющаяся в роли самой себя Галина Волчек, рассказывающая о «Современнике» и о том времени сейчас — гениальная находка режиссёра, и об этом эпизоде можно было бы поговорить особо. Ожидал от сериала, если честно, если не провала, то рутинного мыльного послевкусия, и первые эпизоды смотрел с изрядным скепсисом. Масла в огонь с самого начала подлила реплика врача, рассматривавшего рентгеновский снимок пострадавшей в производственной аварии женщины: «Один позвоночник — вдребезги!» — когда речь шла о позвонке, иначе пациентка и не женщина вовсе, а какое-то инопланетное существо с несколькими позвоночниками. Но скепсис мой иссяк к середине третьей серии, поскольку я к тому моменту врубился в авторскую концепцию и уже не сопротивлялся, а следовал предложенным правилам игры. И всё замечательно срослось у меня, как у заинтересованного в фильме зрителя, с создателями кино, и возникла добрая снисходительность даже по отношению к весьма карикатурно показанной фигуре секретного физика-диссидента Георгия Ивановича Репина, то и дело норовящего что-либо сболтнуть новоявленному жениху дочери, или к вездесущему лучезарному КГБ-шнику Круглову, от серии к серии предсказуемо повышаемому в звании (кстати, тоже достойный отдельного разговора персонаж), или к какому-нибудь факту вроде отсутствия в мастерской известного скульптора, где постоянно собираются барды, завалящей семиструнной гитары, так что всенародно обожаемым бардам Кукушу Октаве и Владу Вертикалову приходится постоянно таскать на себе эти самые — будто бы сделанные из золота или платины — гитары.

Но всё это — заявленные законы игры, как зашифрованные имена прототипов (не стоит сравнивать их с реальными людьми, это ошибка) или факты истории страны рассматриваемого периода хрущёвской «оттепели» и последовавших «заморозков», о которых наши герои-поэты узнают исключительно по факту — ну прямо «как в кино». Именно синтез киношной романтики (выкрашенный в контрастные цвета «тех самых» автоматов с газировкой ностальгический фактор, постельные сцены в градации 16+, льющееся виной спиртное и дым папирос) и политических реалий (представленных в духе программы «Намедни», причём поданных, в большинстве своём, под острым углом) и делает сериал смотрибельным, не позволяя сюжету фатального крена в ту или иную сторону. Нам показано Время и поколение страны, где в каждой семье или сидели, или охраняли, — и всё это глазами определённого круга ярких творцов, как персонажей наиболее подверженных действию свинцового государственного пресса. Понятно, что всё это показано нарочито выпукло и несёт функцию символическую, как пистолет, подаренный Фиделем Кастро приехавшему на Кубу советскому поэту.

Актёры сыграли в меру таланта, и даже Сергей Безруков изо всех сил постарался не испортить исполняемые им песни Высоцкого. Особенно удалась, на мой взгляд, роль Евгения Павлова, сыгравшего Антона Андреотиса (прототип — Андрей Вознесенский), хотя сцену известного хрущёвского наезда на него всегда представлял себе более мрачной и драматичной, более масшабной, в декорациях древнегреческой трагедии. Сценарий — на крепкую четвёрку (всё-таки, некоторые ляпы имеют место, но ведь 13 серий проекта — это не баран чихнул!), диалоги не отталкивают, пронизаны юмором. Много операторских фишек, было интересно их выделить и оценить. Понравились вставки с пояснениями «от автора»: роль пожилого Василия Аксёнова неплохо сыграл Леонид Кулагин, хотя он, безусловно, и более суров и монументален, нежели Василий Павлович. Борис Полевой в исполнении Валентина Смирнитского — обаятелен, что твой Портос ;) Благодаря сериалу по-иному посмотрел на Юрия Нагибина и кое-что новое реверсивно разглядел в писателе Большове (прототип — Александр Солженицын), было интересно всё это внутри себя отметить. В целом, повторюсь, благоприятные впечатления. Книгу держим за скобками.

О книге А.Балунова "«Король и Шут». Между Купчино и Ржевкой... "

Дочитал книгу прекрасного Балу, экс-басиста группы «Король и Шут», и скажу, что книга — шикарна. Самое главное достоинство — всесторонний и по-житейски откровенный взгляд на пройденный группой путь, что не очень-то привычно в наших рок-мемуарах.

Очень ценны пронизанные юмором рассказы совместно с Андреем Князевым об истории каждой (!) песни «КиШ» начиная со времени группы «Контора» и магнитоальбомов «Ересь» и «Истинный убийца» до альбома «Бунт на корабле». Многостраничный монолог Князя в финале книги, касающийся причин разрыва нерушимого, как казалось, тандема Князь-Горшок, и вообще о судьбе группы — пронзителен и драматичен. Очень много разноплановых фактов о жизни музыкантов с акцентом, по понятным причинам, на персону Миши Горшенёва. Книга кинематографична, зрима. И дай Бог ей долгой жизни, а Александру Балунову — большой респект.

Посмотрел «Доктора Стрэнджа»

Кто из нас не зачитывался в детстве поражающими воображение комиксами Стива Дитко, блистательно нарисованными по сценариям Стэна Ли?!. Потрёпанные страницы «Strange Tales» от издательства «Marvel Comics»... Вы помните, как мы ждали каждый выпуск, чтоб снова и снова встретиться с нашими любимыми героями?.. Не помните? Я тоже не помню, друзья. Ведь у нас в детстве не было настоящих комиксов, нарисованных свободными людьми, а те, что каким-то чудом проскальзывали под Железный занавес, отделяющий железобетонный Совок от человеческой цивилизации, лишь вызывали горькое сожаление: не было у тех историй ни конца, ни начала. Какой-нибудь 108-й выпуск, в финале которого чужеземные супергерои только-только подумывают об эпической битве с главным суперзлодеем... Приходилось додумывать продолжение, что-то там дорисовывать в голове.

Главными супергероями для нас здесь были Василий Иваныч Чапаев и Максим Максимыч Исаев-Штирлиц, только вот про них, увы, не рисовали комиксы. Ещё можно, конечно, вспомнить супергеройского постового Каланчу (он же — Дядя Стёпа Степанов, из районных великанов самый главный великан с супергеройской медной бляшкой на груди, ну, вы помните). Поэтому, ребята, что мы, в сущности, можем сказать относительно реальной комиксной культуры, её эстетики, многолетних взаимоотношений супергероев и антигероев, о достоинствах-недостатках создателей означенного сегмента? Мы можем попытаться окунуться в этот мир (вжиться уже вряд ли получится), а чтобы не обрасти в библиотеке паутиной в попытках наверстать упущенное, набившие руку на развлекательном жанре американские кинорежиссёры услужливо дарят нам в той или иной мере адекватные экранизации супергеройских похождений. Часто смотреть на всю эту помпезность попросту невозможно, порой это вызывает зевоту. Но бывают и крутые прорывы типа того же «Человека-паука», и ярчайшим примером чему служит вышедший, наконец, в широкий прокат долгожданный фильм Скотта Дерриксона «ДОКТОР СТРЭНДЖ», основанный на одноимённой серии комиксов студии «Marvel». И если вы не посмотрите эту картину, то лишите себя огромного удовольствия — как минимум.

Зачем это смотреть? А вот послушайте. Сходить нужно, прежде всего, хотя бы ради сравнения игры блистательного Бенедикта Камбербэтча с игрой не менее блистательного Алексея Баталова в отечественной картине «Дорогой мой человек»! ;) Это шутка ))) Хотя, кто видел Камбербэтча в повязке хирурга, юмор оценит. А если взять более серьёзный тон, то «Доктор Стрэндж» прекрасен во всём: от актёрского ансамбля (Тильда Суинтон, Рэйчел МакАдамс, Бенедикт Вонг и др.) до сценария (автор «Прометея» Джон Спэйтс) и взрывающих мозг спецэффектов, коих, по понятным причинам, в фильме более чем достаточно (смотрите лучше в формате 3D, это как раз тот самый случай). В фильме играют все, даже, казалось бы, изначально не имеющий разума плащ левитации, и это стоит увидеть (а заодно от души посмеяться, юмора там хоть ложкой ешь). Создатели фильма приложили максимум усилий, чтобы вытянуть кинопроект на лифте своих интеллектуальных возможностей даже не на самый верхний этаж гипотетического здания под названием Качество, а куда-то на его крышу. И там, кстати, ещё пересели на вертолёт, нарезав пару-тройку кругов над небоскрёбом, для шика ))) К слову, о зданиях: тем, кому понравился в своё время фильм «Начало» с его сворачивающимися в трубочку улицами и домами, этот фильм понравится ещё больше, вот вам крест.

Возвращаясь к предыстории фильма (то есть к комиксам «Marvel»), не будем забывать, что расцвет насыщенных сюрреализмом историй про магические похождения Доктора Стрэнджа пришёлся на преддверие мировой психоделической революции (совсем не зря Стрэндж в исполнении Камбербэтча показан не только самым продвинутым нейрохирургом своего времени, но и не менее продвинутым меломаном), оказав своё влияние, точнее, успешно интегрировавшись в последующее развитие бит-культуры, в массовое увлечение восточными духовными практиками. Так что, говоря об успехе (безусловном, продажи и переполненные залы уже это подтверждают!) киноверсии «Доктора Стрэнджа», мы говорим о социо-культурном явлении, а не о каком-то там рядовом супергеройском фильме-однодневке. Это — возвращение к жизни отличного персонажа, это — игра с правильными, намоленными энергиями, это — новая спираль мультивселенной (заявка на продолжение сделана). Это всё, что хотите, со знаком плюс! И это, конечно же, мэйнстрим, но мэйнстрим высшего порядка, мэйнстрим на сплаве продвинутых технологий (ни слова про Сколково!) и лучших образцов драматической актёрской школы. Образцов, которые, похоже, в наших широтах чуть ли не фатально утрачены. Московские девочки валом валят на Камбербэтча. Новых Баталовых-то не видно.

Ночь Самайна

Историк Григорий Бондаренко: «Ночь Самайна была коротким промежутком времени, не принадлежащим ни прошедшему, ни будущему году. Эта ночь была временем прямого контакта между сидами (потусторонним миром с его нелинейным временем) и нашим миром. Можно назвать ночь Самайна саму по себе периодом хаотического времени. Выход за пределы человеческого времени был также выходом из космического порядка в область хаоса, в состояние «еще-неразделенности». Таким образом, время в ночь на Самайн было конфликтным временем между неизмеряемым временем в сиде и человеческим «профанным» временем.

В средневековой ирландской литературе пир Самайна (условно в ночь на первое ноября) как пограничное время отмечал начало зимы — тёмной, неблагоприятной половины, с которой начинался год. Потусторонний мир и волшебные холмы (сиды) были открыты в ту ночь, и злые силы хаоса господствовали в мире. Своеобразные аналоги Самайна можно найти в Древнем Риме, где в особые дни (24 августа, 5 октября и 8 ноября) налагался запрет на определенные виды деятельности (военные дела, мореплавание, свадьбы), поскольку считалось, что в эти дни вход в иной мир был открыт. В предании «Ночное бдение Фингена» чудеса и сверхъестественные феномены появляются в эту ночь, рождается сам великий король Конн Ста Битв. Все эти чудеса проявляются из того самого потустороннего источника, который открывается нашему миру в ночь на Самайн. Простому народу опасно бродить в эту ночь вне стен своих жилищ. Люди должны были собираться вокруг короля на пир, как описывается в «Повести о Конхобаре, сыне Несс»: «Сам Конхобар устраивал для них пир Самайна из-за большого стечения народа. Нужно было накормить великое множество людей, ибо у каждого улада, не пришедшего в Эмайн в ночь Самайна, пропадал разум, и на следующий день клали его курган, его надгробную плиту и его камень». Хотя об этом и не говорится в тексте прямо, вероятно, подразумевался определенный запрет (гейс) на уладах находиться вне валов Эмайн Махи в ту ночь. Подразумевается, что злые силы уничтожат любого, не присутствующего на спасительном пиру».

Полный текст статьи — здесь.

Первый в мире памятник Ленину

Был я на этой неделе в Ногинске, и в тамошних окрестностях совершенно случайно наткнулся на первый в мире памятник В.И.Ленину. Вот так он, этот памятник, выглядит. Памятник был открыт 22 января 1924 года, на следующий день после смерти Ильича. Стоит он на территории Глуховской мануфактуры, а лепил скульптуру по ответственному поручению товарищей Фёдор Кузнецов, маляр-декоратор фабричного клуба, не имеющий художественного образования и ни разу в жизни Ленина не видевший. 

К слову, и сам Ленин никогда не был в Ногинске (в ту пору — Богородске), и лишь однажды, в 1923-м, в Горки к нему приезжала делегация рабочих Глуховской мануфактуры (6 человек), которые привезли вождю в подарок саженцы испанской вишни, «выращенной в оранжереях фабрики мозолистыми руками рабочих». По результатам поездки товарищи торжественно решили отлить железобетонную скульптуру, словесно обрисовав Кузнецову внешний облик Владимира Ильича. Всё было готово к установке 20 января 1924 года. В годовщину Кровавого воскресенья, морозным утром 22-го января, народ собрался на митинг в честь открытия памятника. Ещё не было известно, что Ленин накануне вечером умер.

Верным своему Дозору..

Сбылось! Сегодня получил-таки на своём персональном экземпляре «Ночного Дозора» автограф от нашего знаменитого фантаста Сергея Лукьяненко. Так уж получилось, что я давний фанат этого цикла: там всё на своих местах и всё дышит своим временем, что важно. Цикл завершён, но автор анонсировал в конце текущего года новый рассказ про Антона Городецкого, который будет опубликован в одном из сборников. А автограф на книге такой: «Игорю и Олесе, верным своему Дозору!». И это — воистину так.

О фильме Н.Досталя «Монах и бес»

Друзья, я редко рекомендую к просмотру какое-либо кино отечественного производства, хотя и такое, к счастью, ещё случается. Сегодня искренне (и даже настойчиво) желаю вам получить удовольствие, посмотрев новый фильм Николая Досталя «МОНАХ И БЕС» по сценарию Юрия Арабова. Упоминание Досталя и Арабова в одной связке само по себе достойно внимания, а в данном случае этот мощный творческий тандем подарил нам прекрасную, без преувеличения, кинопритчу в жанре трагикомедии. 

Впрочем, каждый посвятивший два часа своей жизни данному произведению составит собственное мнение, могу лишь от себя присвоить фильму безусловный ЗНАК КАЧЕСТВА и сообщить вам фабулу, для подогрева интереса. Мостик к «Монаху и бесу» можно протянуть от таких фильмов, как «Остров» Павла Лунгина, увидевший свет в аккурат 10 лет назад, и сериала «Раскол» того же Досталя. Действие фильма происходит во времена правления Николая I (кстати, и сам император появится в картине), рассказывая о судьбе странного монаха Ивана (актёр Тимофей Трибунцев), который с детства находится под опекой представителя противоположного лагеря — мефистофелеподобного беса, называющего себя Легионом (актёр Георгий Фетисов). Насельнику Ивану приходится тяжко, ведь он — белая ворона среди монахов любого прихода, где б ни просил приюта: творит чудеса направо и налево, да разговаривает всё какими-то хамскими прибаутками. Бес Легион своё дело знает, хоть он в своей иерархии фигура и не такого уж крупного калибра (монаха Ивана ж курирует, не какого-нибудь царского министра). В определённый момент дело доходит до разговора о подписании Договора о Продаже Души, предварительным условием чего уставший от двойной ипостаси Иван выставляет путешествие в Иерусалим (подобная история, к слову, описывается в житии Иоанна Новгородского). Чем обернётся означенное путешествие для обоих героев — смотрите сами, а впоследствии размышляйте об увиденном. Прекрасное преломление православных притч, русской классики (Пушкин, Гоголь, Лесков в фильме отнюдь не затерялись) и нашей с вами актуальнейшей современности. 

Клуб громовержцев: рождённые в марте

3 сентября 2016 года на сайте завершена работа по публикации очередного блока материалов в проекте «КЛУБ ГРОМОВЕРЖЦЕВ». Вашему вниманию — 25 биографических статей, посвящённых жизни и творчеству наиболее ярких и знаковых зарубежных рок-персон, рождённых в марте. Следите за новыми публикациями, друзья!

Стивен ТайлерАнгус ЯнгДэвид Гилмор

Клуб громовержцев: рождённые в феврале

16 августа 2016 года на сайте завершена работа по публикации очередного блока материалов в проекте «КЛУБ ГРОМОВЕРЖЦЕВ». Это тщательно сверенные с англоязычными источниками 25 биографических статей о наиболее ярких из числа рождённых в феврале зарубежных рок-музыкантах. Впереди — мартовские рок-герои. Следите за обновлениями сайта, друзья.

КобейнБоб МарлиДжордж Харрисон

О концерте Юрия Наумова в ПКиО «Фили» (11.08.2016)

11 августа 2016 года в парке «Фили» состоялось бесплатное выступление легендарного психоделического блюзмена ЮРИЯ НАУМОВА в рамках многодневного фестиваля «Top Fili Music-2016». Вашему вниманию — подробный обзор этого концерта с полным сет-листом и прямыми цитатами маэстро. Следите за обновлениями сайта, друзья!

ЮН

Акция «Greenpeace Rocks» (1993): как это было

6 августа 2016 года рубрика Побывал на концерте пополнена обзором акции «Greenpeace Rocks», состоявшейся в ДК Горбунова 19 июня 1993 года с участием «Бригады С», «Ва-Банка», «ДДТ», Андрея Макаревича, Толика Крупнова, Джоанны Стингрэй, а также музыкантов групп «Кроссроудз» и «Алиса». Концерт «Гринпис Рокс: Один день с рокерами» состоялся в поддержку LP «Greenpeace Rocks», изданного в те дни на рекорд-лейбле Стаса Намина. Все средства от пластинки пошли в фонд соответствующей международной экологической организации, а концерт, несмотря на свои косяки, получился кайфовым.

ГР-1

 

Клуб громовержцев: рождённые в январе

30 июля 2016 года на сайте завершена работа по публикации первых 37-ми глав проекта «КЛУБ ГРОМОВЕРЖЦЕВ», посвящённого биографиям наиболее ярких и значимых зарубежных рок-музыкантов. Все данные сверены с авторитетными англоязычными источниками и обновлены на конец июля 2016 года. Стартовал проект с рождённых в январе, на очереди — февральские именинники. Следите за новостями на сайте, друзья!

Элвис ПреслиБоуиПол Стэнли

 

Пассаж о Демосфене

На улице картавый мальчик громко что-то выкрикивал, и мне вдруг подумалось про Демосфена, а точнее, про его смерть в окружении «охотников на людей», ведомых не в меру исполнительным и, видимо, туговатым на ухо (см.текст ниже) Архием. Пройдя путь от мальчика с нервным тиком и невнятной речью до величайшего мастера слова, про которого даже объект его обличительных речей, македонский царь Филипп II говорил, что если бы он слушал «филиппики» Оратора (так попросту народ и звал Демосфена), то непременно стал бы сторонником войны против себя, легендарный афинский мудрец, один из главных идейных противников Александра Македонского, в свои 62 года оказался в роли мишени для воинов-карателей, посланных полководцем Антипатром.

Нет, «охотники на людей» не были особыми злодеями, к смерти Демосфена и его сторонников приговорили, как ни парадоксально, жители Афин — уже после того, как в городе окончательно была уничтожена демократия. Как мы знаем, Демосфен укрылся в храме Посейдона близ Пелопоннеса и там принял яд: «Узнав, что Демосфен находится на острове Калаврии в храме Посейдона как „МОЛЯЩИЙ О ЗАЩИТЕ“, Архий прибыл туда с фракийскими наемниками и лицемерно предложил Демосфену отправиться с ним к Антипатру, уверяя, что тот ему не сделает ничего дурного. В ответ Демосфен сказал: „Архий, как меня прежде не трогала твоя актерская игра, так теперь не трогают твои обещания. Подожди немного, я напишу кое-что родным...“ С этими словами Демосфен ушел внутрь храма, взял кусок папируса и тростниковое перо, как бы собираясь писать; затем поднес ко рту перо и прикусил его, как он обыкновенно делал, когда обдумывал что-нибудь, готовясь писать. В тростниковом пере был заложен сильнодействующий яд, который Демосфен и проглотил».

Мне важна саркастическая оценка Плутарха в «Демосфене и Цицероне»: «хотя он (Демосфен) и пытался было ВЫМОЛИТЬ СЕБЕ ЖИЗНЬ, заслуживает восхищения и тем, что вовремя раздобыл и крепко берег ядовитое зелье, и тем, как его употребил, когда бог отказал ему в убежище и когда он словно бы спасся под защитою иного, высшего алтаря, вырвавшись из лап наемных копейщиков и насмеявшись над жестокостью Антипатра».

И вот это — «молящий о защите», «вымолить себе жизнь» — о величайшем ораторе древности? Казалось бы, посланные по следу каратели должны были, как загипнотизированные тигры, пасть ниц, едва Демосфен произнёс в их адрес хоть пару фраз... И где тогда был его дар? Что-то не так с оратором Демосфеном. Или Архий и его охотники реально не принимали всерьёз ораторское искусство.

Без остановок

Возвращался я сегодня из г.Домодедово в Москву. Машинист, слышу, объявляет: «Следующая станция — Москва-пассажирская, Павелецкий вокзал. ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ ПОЕЗД ПРОСЛЕДУЕТ БЕЗ ОСТАНОВОК». Вот, думаю, молодец, чувство юмора у мужика в порядке! Усмехнулся, заценил глубину фразы. Только, смотрю, народ вокруг и ухом не повёл. Вообще никто не отреагировал. И уж когда проезжали «ЗИЛ», а затем «Москву-товарную», мееееедленно пришло понимание: это он сказал, что «Зил-и-москву-товарную» проследует без остановок. Но мне больше понравилась «обетованная» версия!

С Гафтом на сноускейте

Ночь выдалась крутая: катался на Воробьёвых горах на сноускейте, до одури. В ушах до сих пор ветер свистит, в крови адреналин зашкаливает. И — не без сюрпризов! Ближе к рассвету на трассе нарисовался никем не узнанный Валентин Гафт!!! Мужику 80 лет, а не скажешь: в своей то ли накидке, то ли мантии выглядит, как чёрный маг. Сосредоточен до мрачности, вцепившиеся когтистой лапой в лицо очки — непроницаемы. Часть маршрута пролетели с ним синхронно. Ощущение офигительное — осознавать, что летишь с Воробьёвых на доске, оттеняемый развевающимся крылом близко летящего Воланда-Гафта. Хочу ещё.

Группа «Black Sabbath» в Москве, 12.07.2016

15 июля 2016 года в рубрике Побывал на концерте опубликован эксклюзивный авторский обзор Игоря Шамарина, посвящённый состоявшемуся 12 июля в СК «Олимпийский» прощальному концерту британской группы «BLACK SABBATH». Есть желание узнать и почувствовать, как всё происходило, а возможно, сверить собственные впечатления? Добро пожаловать, друзья!

Black-Sabbath600x400

Посмотрел «Теорему Зеро» Терри Гиллиама

Вот хоть руками машите, а я предпочёл бы видеть «Теорему Зеро» Терри Гиллиама не в виде кинофильма, а в виде спектакля. И это был бы крутой спектакль, ух, насколько крутой! Для фильма, пожалуй, многовато пестроты и отвлекающих эффектов. Собственно, «Теорема Зеро» и проросла-то из небольшого рассказа «Звонок» университетского препода Пэта Рашина, написанного в 1999-м. Со временем рассказ стал сценарием, прыгал мячиком из рук в руки и попал, наконец, к Терри Гиллиаму. Создатель «Бразилии» и «Двенадцати обезьян» увидел в этой истории нечто близкое своему оригинальному мироощущению и — отложил сценарий на потом. Был снят «Воображариум доктора Парнаса», затем как-то не получилось снять «Человека, который убил Дон Кихота» (кстати: ходит слух, что Гиллиам снова взялся за этот лакомый артефакт и ВЫПУСТИТ, всё-таки, фильм в следующем году!), и вот, в 2012-м маэстро приступил к съёмкам своего самого малобюджетного за последние 30 лет фильма «Теорема Зеро», взяв на главную роль обритого налысо Кристофа Вальца (хорошо, что он, а не планировавшийся Билли Торнтон).

Вальц в этой киберпанковской крэйзухе о разукрашенной всеми цветами радуги и голосящей рекламными слоганами чёрной дыре недалёкого будущего (на самом деле, производственном романе о нашей повседневно-насущной реальности) играет некоего говорящего о самом себе в третьем лице программиста-мизантропа по имени Qohen Leth (Qoheleth на иврите — Экклезиаст, а коэн — никто иной, как иудейский священник, и в фильме абсолютно всё существует в этом искажённом, насмешливо-антирелигиозном преломлении, и даже из висящего на стене Распятия на героя день и ночь смотрит глаз пресловутого Большого Брата). Герой фильма одевается, как заключённый концлагеря (типа, духовное заточение) и живёт телесным компьютерным придатком в обезлюдевшей после пожара церкви («Когда-то тут жили монахи, давшие обет молчания. Они не нарушили его даже ради крика „пожар!“, ха-ха!»), капая на мозги своему боссу, чтоб тот выбил ему у Руководства возможность работать на дому, поскольку он постоянно ждёт важный для него ЗВОНОК. Типа, ему наконец-то расскажут, для чего он живёт :) Босс всё никак не научится правильному имени этого Коэна, называя его Куином, но выбивает бедолаге возможность не являться на работу — с условием, что тот теперь должен приложить максимум усилий, чтоб решить некую теорему Зеро, смысл которой сводится к доказательству бессмысленности существования. Герой получает в помощники психиатра в удалённом доступе (Тильда Суинтон), обаятельную киберпроститутку Бэйнсли и сына Управляющего, хакера-подростка Боба, который обожает пиццу и всех вокруг для удобства называет «Боб». Парадоксальным образом все эти люди со своей бездной внутри, но не лишённые иммунитета к энтропии, оказываются не в силах избавить Коэна Лэта от его космического одиночества. Доказывая, что Бога нет, нелепо ждать от Бога каких-то там важных звонков.

Настаиваю, эта история шикарно смотрелась бы на театральной сцене.