Публикация в газете «ГОРЦЫ»

Я всегда ратовал за интернациональное сотрудничество как в творчестве, так и в обыденной жизни. Попросту не приемлю сам факт существования географических границ и, тем паче, надуманных условностей. В этой связи посчитал настоящим подарком поступившее предложение публикации своих поэтических работ в Кавказской литературно-художественной газете с гордым названием «ГОРЦЫ». Вчера получил доставленные из Махачкалы авторские экземпляры изданного в марте 27-го номера (газета выходит в свет с февраля 2009 года) — публикация тиражом 1000 экз. состоялась! Наряду с произведениями коллег по поэтическому призванию, а также с материалами о Семёне Гейченко и Алексее Германе-старшем, вся пятнадцатая полоса отдана под мои стихи. Считаю этот факт для себя почётным. В подборке 15 текстов, созданных в разные годы. По преимуществу, лирика, но есть и юмор, и немного мистики, включая мало кому пока известную «Московскую потустороннюю трилогию». Всё – из категории «лучшее». Особый сюрприз, о котором не было предварительной договорённости – сопутствующая «Неоновому Минотавру» репродукция известной картины Эдварда Бёрн-Джонса «Тезей в Лабиринте».

Вся правда о сайте и Игоре Шамарине

Завершён очередной этап работы на сайтом: написан текст для главной страницы, полностью сформирован раздел «Об авторе» — теперь вы можете как просмотреть краткую справку об Игоре Шамарине, так и ознакомиться с подробной хронологией его творчества.

Посмотрел «Джанго освобождённого» Квентина Тарантино

Только что вернулись с премьеры новой киноработы Квентина Тарантино. Полнейший восторг! Вот что нужно рекомендовать российским школьникам для обязательного добросовестного изучения, а не всякую совковую белиберду про железобетонных чекистов и картонных партизан. Нет, этот фильм совсем не для любителей вестернов, с ними и так всё ясно – а кто не в курсе, начните с первоисточника образца 1966 года. В первую очередь фильм для тех, кто хотел бы сейчас, в начале второго десятилетия XXI века, в вестерны по уши влюбиться. Посмотреть на этот жанр более пристальным взглядом. В конечном счёте, в случае с «Джанго освобождённым» эстетика вестерна лишь привлекающая внимание оболочка для крупномасштабного и многослойного кинополотна зрелого мастера. 

Это фильм о свободе и о её неизменно кровавой цене. Навеки старомодный и вечно актуальный фильм о любви с великолепной операторской работой, гениальными актёрами и неподражаемым юмором. Это, как всегда у Тарантино, богатейшая коллекция изысканных музыкальных номеров и мультикультурных отсылок: чего стоит один только диалог об Александре Дюма, который ведут герои Леонардо ДиКаприо и Кристофа Вальца – памятуя о том, что один из актёров ранее снимался в роли короля Людовика XIV и его брата Филиппа в фильме «Человек в железной маске», а второй – в роли кардинала Ришелье в относительно новом фильме «Мушкетёры». Лакомую роль, что там говорить, сыграл великий Сэмюэл Л. Джексон. Да и сам маэстро смотрится шикарно – в монолитном ансамбле отлично подобранных и знающих своё дело актёров. О вложенной гуманистической лепте в изобличение работорговли и о философском смысле картины даже говорить не стану – это все посмотревшие фильм и без меня прекрасно прочувствуют. Есть, кстати, в этом контексте очень зримая перекличка с фильмом «Прислуга» («The Help»), а реинкарнация доктора Шульца как героя Кристофа Вальца – это уже, применительно к предыдущему фильму Тарантино «Бесславные ублюдки», путешествие во времени в духе шедеврального «Облачного атласа». Что касается тех горе-зрителей, которые станут брюзжать по поводу динамита, изобретённого на десяток лет позже описываемого времени или основанного семью годами позже 1858 года Ку-клукс-клана, то их можно лишь пожалеть: господам критикам неведомы понятия «художественная метафора» и «аллегория». В конце концов, это всё равно что в фильме-сказке пытаться всерьёз разглядеть законы реального физического мира. Такие критики попросту смешны и неинтересны, ибо в искусстве важен не факт, а эмоция. Напоследок добрый совет всем, кому ещё предстоит посмотреть «Джанго освобождённого». Друзья, дождитесь самого конца финальных титров – и будет вам маленький режиссёрский сюрприз. Фильм определяю в категорию «золотая коллекция», ибо есть за что.

Рок-меломан — об альбомах «БлокАда» (1987) и «Зов крови» (2006)

В рок-меломанской рубрике «Родное» появились первые записи в категории 1980-е и 2000-е. Честь первопроходцев отведена альбомам групп «Алиса» («БлокАда», 1987) и «Мельница» («Зов крови», 2006).

В разделе «Родное» — об альбоме Александра Градского «Размышления шута» (1974)

Рок-меломанская рубрика «Родное» пополнена статьёй об альбоме Александра Градского «Размышления шута» (1974).

Пополнение раздела «История песен»: как создавались «Мельница» и «Расплата»

В разделе «История песен» добавлены творческие черновики песен «Расплата» (1994) и «Мельница» (1996).

Пополнение в разделе «Рок-меломан»

В разделе «Рок-меломан» размещены архивные записи из одноименного ЖЖ-проекта. Постепенно все записи оттуда будут перенесены сюда. Первыми ласточками стали следующие заметки:

в рубрике Забугорное:

 

в рубрике Родное:

Первый стих 2013 года

Как и договорились, празднуем появление первого стихотворения года!

«ЧАС ПЕРЕД РАССВЕТОМ»

Поправив орден на груди, ты рявкнешь: «Ша, сопротивляться заподло!» –
И застрекочут пулемёты, и враги сдадут ещё одно село.
Ведь самый тёмный час – перед рассветом.
Ты октябрёнком слышала об этом –
И потому не говоришь «прощай» оружию, пока не рассвело.

Пять лет горбатилась уборщицей в кафе в родном Ростове-на-Дону.
Но нефть закончилась в трубе, и силы НАТО ополчились на страну.
Ты продала серебряные кольца,
Явилась в штаб и стала добровольцем.
Какое, к чёрту, серебро? Тут, как всегда, судьба России на кону!

В тяжёлом кожаном плаще, сжимая маузер, взлетаешь на коня.
В бою цитируешь то Путина, то Ницше, жжёшь напалмом без огня.
В зубах косяк. Не целясь, бьёшь по флангам.
Тебя прозвали Люсей-Бумерангом:
Ты возвращаешься, в какие бы тебя ни заносило ебеня.

© И.Шамарин, 5 января 2013 г.

Посмотрел «Облачный атлас»

Как бывалый путешественник во времени, киваю головой и говорю: «О, да!». В среду вечером, седьмого ноября, смотались с любимой женщиной в киношку на только что вышедший в российский прокат фильм Тома Тыквера и сестробратьев Вачовски «Облачный атлас». Сверхуспешная получилась работа, на мой взгляд – достойная самых высоких отзывов.

И если считать данный продукт мультижанровым экспериментом, то эксперимент однозначно удался. Одно то, что фильм снимался в параллельном режиме двумя разными съёмочными группами (группа Тыквера и группа тандема Вачовски), уже говорит о размахе и необычайной скоординированности проекта. Меньше десяти лет одноимённый роман Дэвида Митчелла ожидал экранизации – и, по ощущениям, автор должен быть на седьмом небе от радости. Что уж говорить о нас, рядовых зрителях. Даже если не брать в расчёт великолепный актёрский состав (Том Хэнкс, Хью Грант, Хэлли Бери, Джим Бродбент, Хьюго Уивинг, Джим Стёрджесс и другие), то и в таком случае, по совокупности применённых технологий, качества сценария, работы гримёров и костюмеров, отлично прописанных диалогов, этот фильм – в пятёрке лучших из вышедших в текущем году, если, кстати, не самый лучший на данный момент. Сплав «Матрицы», Кена Кизи и братьев Стругацких в сумасшедшем жанровом калейдоскопе – это стоило увидеть на большом экране. Мои аплодисменты создателям и, безусловно, всему актёрскому составу «Облачного атласа».

Представил новую программу на фестивале «Диапазон»

Славно вчера пошумели в «Дредноуте» на фестивальчике! Я, наконец-то, поймал момент и представил (спасибо Лёхе Михайлову) своего «Мастера брутального граффити». Что касается коллективов «Драконь» и «Служба Пути», — остались весьма объёмные впечатления. А поздно вечером по радио рассказывали про Гойю — и всё для меня сошлось в единое целое. Сигнал получен, Мастер.

Подробнее — в очерке.

Всё о группе «Апокриф»

Друзья, начнём с истоков. В разделе «Музыкальное творчество» размещена статья об истории московской группы «Апокриф», в деятельности и создании которой в 1993—1996 гг. принимал участие Игорь Шамарин.

Умер великий Рэй Брэдбери

5 июня 2012 года мир покинул великий американский писатель-фантаст Рэй Дуглас Брэдбери, являвшийся Мастером и Учителем. Брэдбери оставил нам не только бесценный дар своих впечатанных в Вечность историй, но и негасимый магический свет свободолюбия и творчества. Зажжём свечу в память о Мастере, друзья.

Первый стих 2012 года

Предлагаю завести традицию — праздник появления первого стихотворения года.
И сегодня, как раз, такой повод!

«ЧУЖОЙ»

Лицом в рукав видавшей виды гимнастёрки –
И на щеке остался чёткий серый след.
Взяв карабин, прошёл какие-то задворки,
До срока вражеским оружием отпет.

Насквозь чужой, себя не помнящий скиталец, –
В его глазах кипит безумие луны.
Вдавив в расплавленный курок холодный палец,
Беззвучно вырос у пылающей стены.

Там, за огнём, – его безжалостное время
В визгливом коконе дымящихся газет,
Его иллюзии, развенчанные теми,
Кто нервно щурится, едва забрезжит свет.

Его казавшиеся важными вопросы,
Его надрывы в обесточенной ночи, –
Летят назад, как разъярившиеся осы,
Вгрызаясь пулями в гнилые кирпичи.

Какой-то морок. Наваждение. Ловушка.
Прижав к груди в пыль рассыпающийся ствол,
Полез в карман. В кармане – детская игрушка…
Что это значит? Всё так странно… Колдовство…

Он вспыхнет факелом, не сознавая боли,
И будет слушать на развилке двух миров,
Как гулко воют на ветру в колхозном поле
Доисторические шкуры тракторов.

© И.Шамарин, 26 февраля 2012 г.

О прочитанном романе В.Пелевина «S.N.U.F.F. »

Под занавес минувшего года увидела свет четырнадцатая книга Виктора Пелевина. Сегодня я завершил с ней знакомство – спасибо прекрасной свояченице. Пелевин дядька правильный и умный, он мне интересен со времени своих классических книжек – и чем дальше, тем больше лично я склонен называть его главным русским автором поколения, родившегося до Олимпиады-80. И его, конечно же, рекомендуется читать в хронологическом порядке, начиная с «Омона Ра», «Жизни насекомых», «Чапаева и Пустоты», рассказов «Жёлтой Стрелы». Ну, а новый, 478-страничный роман получил название «S.N.U.F.F. »: примечательно, что ровно под таким же названием, но только без отточий, в то же самое время выпустил новую книгу и легендарный британец Терри Пратчетт. Забавное пересечение, что и говорить.

Новейшее произведение самого влиятельного интеллектуала России не открывает читателю, находящемуся «в теме», сколь либо нового Пелевина, а купившегося на броскую обложку неофита, скорее, отпугнёт тяжеловесными лексическими конструкциями – но при всём при этом книга очень интересна и, как говорится, «имеет моменты». Во-первых, здесь ворох ассоциаций и аллюзий – тем, кто понимает в них толк, путешествие покажется лакомым. Впрочем, какой же Пелевин без постмодерна? Во-вторых, основное жанровое русло здесь – упакованная в антиутопию и щедро приперчённая политической сатирой научная фантастика, что само по себе нам, гурманам, щекочет носы. В-третьих, если убрать за скобки неизменную пелевинскую брутальность (в данном случае, скорее, мешающую повествованию и порой попросту сбивающую его с темпа), книга очень даже искрит – особенно если вы назовёте среди ваших любимых отечественных романов «Улитку на склоне» братьев Стругацких. Кому как, а мне на ум пришла именно эта параллель: Демьян-Ландульф Дамилола Карпов, вооружённый беспилотной камерой «Hennelore-25» с полным оптическим камуфляжем боевой лётчик CINEWS INC (корпорации, которая снимает новости и снафы) и потерпевший вертолётную аварию учёный Кандид (Молчун), тщетно ищущий источник разумной деятельности в параноидальном Лесу, в котором идёт жестокая война между аборигенами и амазонками. В случае с новым романом Пелевина, в роли амазонки выступает Кая, любимая сура Дамилолы (резиновая кукла-робот с выставленными на максимум режимами сучества и духовности).

А происходит всё в далёком будущем – настолько далёком, что это уже фактически настоящее. Мир давно пережил пришествие Антихриста, распад Америки и Китая, девальвацию и распад любых смыслов и идеалов. В этом постапокалипсисе следует видеть разницу между Маниту (высшее божество), маниту (деньги) и маниту (компьютерные мониторы), здесь всё претерпело искажение и переиначивание, слившись в причудливый новояз. Здесь войны придумывают, как компьютерные программы (обратим внимание, как изящно автор дарит своим старым фэнам батальную сцену в духе «Принца Госплана»). Здесь нет порнографии – её заменяет просмотр лиц людей, смотрящих порнографию. Здесь давно нет творцов, которых заменили безликие сомелье. Нам предложено окунуться в атмосферу противостояния двух стран: населённого отсталыми орками Уркаинского Уркаганата (государственный язык — верхне-среднесибирский) и висящего над ним в виде гигантского чёрного шара государства-демократуры Бизантиум (Биг Биз) (государственный язык — церковноанглийский). Орки Грым и его подруга Хлоя – как некие подопытные экспонаты, а по другую сторону (по сути же, внутри них) – вооружённый всевидящим оком «Хеннелоры» делатель киновостей лётчик Дамилола, пресыщенный общением с запрограммированной на максимальное «сучество» куклой Каей… Конечно, это не лучшая книга Виктора Пелевина. Но это одна из лучших умных русских книг, которые я брал в руки за энное количество времени. И я уверен, что я ещё вернусь к роману «S.N.U.F.F. » — недаром в нём нашлось столько объединяющих нас с его автором художественных моментов, взять хоть сцену с Всадниками Апокалипсиса. Хорошая книжка, рекомендую всем тем, кто творит жизнь без помощи креативного доводчика.