Дата концерта: 4 мая 2008 года
Место проведения: Москва, Центральный Дом Художника
Артисты: Ольга Арефьева + Пётр Акимов и Сергей Индюков
Программа: «Песни Янки»
Сет-лист концерта:
Первое отделение — ПЕСНИ ЯНКИ:
1. По трамвайным рельсам
2. Особый резон
3. На чёрный день
4. Я стервенею
5. Деклассированным элементам
6. Мы по колено
7. От большого ума
8. Декорации (Фальшивый крест)
9. Печаль моя светла
10. Продано
11. Медведь выходит
12. Рижская
13. Берегись
14. Пол-королевства
15. Стаи летят
Второе отделение — ДРУГИЕ ПЕСНИ:
16. Андеграундный Рай (Ольга Арефьева)
17. Вечная весна (Егор Летов)
18. Офелия (Егор Летов)
19. Забор (Ольга Арефьева)
20. Она сделала шаг (Ольга Арефьева)
21. Мыловар (Ольга Арефьева)
22. Вертолёт (Ольга Арефьева)
23. Жёлтый дом (неизвестный автор)
Выход «на бис»:
24. Мама-мама (Ольга Арефьева)
4 мая 2008 года сходили с женой в ЦДХ (Крымский Вал, 10) на акустический концерт Ольги Арефьевой «Песни Янки», приуроченный к очередной годовщине гибели андеграундной певицы и поэтессы Янки Дягилевой. Билеты купил накануне в кассе ЦДХ по 500 рублей, что по нынешним временам – абсолютный коммунизм. Были и более дорогие билеты, немного ближе к сцене. В принципе, разницы никакой, так как в уютном киноконцертном зале ЦДХ зрительские места расположены амфитеатром. Сидели в 13-м ряду (когда встал вопрос выбора мест, я специально пошёл на концептуальный вариант с 13 рядом и 31 местом) — прямо напротив сцены.
Когда переходили с Олесей Крымский мост, двигаясь от метро «Парк культуры», наблюдали на мосту полуинфернального персонажа в образе гротескового Посейдона, останавливающего проходящих девушек и что-то им нашёптывающего. Возникла версия, что несогласным он предлагает три варианта: сбросить их с моста в воду, столкнуть их под поток машин или насадить на огромный трезубец. Оказавшись в ЦДХ, коротали оставшееся до начала концерта время рассматриванием имевших место экспозиций, самой яркой из которых явилась выставка, приуроченная к 70-летию известного книжного иллюстратора Сергея Алимова. В фойе был замечен известный муз.издатель Олег Коврига, продававший диски и всяческую сопутствующую концерту атрибутику – в основном, диски Арефьевой и Янки. Первый звонок был дан ровно в 19.00, тогда же начали впускать в зал. После третьего звонка (19.20) на сцену вышли музыканты: Ольга Арефьева (вокал, гитара), Пётр Акимов (акустический бас) и Сергей Индюков (гитара). После краткого вступительного слова, в котором, по сути, не было даже двух внятных слов сказано о самой Янке («…сегодня у нас трудный концерт, будем петь песни Янки. Петь чужие песни – особое удовольствие, но это одновременно и очень тяжело, можно легко сбиться, забыть слова, так что не фотографируйте, пожалуйста, фотографировать тут нечего»), выступление было начато.
Песни первого отделения прозвучали фактически в оригинальном виде, поданные даже с излишней аккуратностью – что в случае с Янкой, скорее, в минус. Во время исполнения «Особого резона» сцену осветили ярко-красным светом (выступления Янки, как правило, так и оформлялись осветителями советских рок-фестивалей) – и лишь изредка меняли освещение на ярко-синее или на традиционное. Ольга, как всегда, пела отлично, но, как показалось, немного скованно (скорее, слишком правильно). В нескольких песнях возникла путаница со словами и аккордами, что, впрочем, только добавило необходимого этим песням драйва. Особенно удались, на мой взгляд, «Особый резон», «Деклассированным элементам», «От большого ума» (по словам Ольги, «пожалуй, самая её любимая песня Янки»), «Печаль моя светла» (прозвучало неожиданно дерзко и от этого вдвойне кайфово в антураже этого зала), «Продано» и «Берегись».
Во втором отделении после 10-минутного перерыва были исполнены близкие по духу песни самой Арефьевой (тут всё получилось на сто процентов, особенно порадовали «Забор», «Она сделала шаг» и «Вертолёт») плюс две песни в память Егора Летова – «Вечная весна» и «Офелия» (в зале заметное оживление, выкрики: «Ле-тов! Ле-тов!») и номер неизвестного автора под названием «Жёлтый дом». Отлично смотрелся артистичный Пётр Акимов – честь ему и хвала, Сергей Индюков периодически выдавал неплохие соло, искажая звук на всевозможные лады навороченными примочками. Периодически на сцену зрители подкладывали записки, среди которых особо отметился некий «православный рокер, знакомый с Кинчевым и Шевчуком и мечтающий познакомиться с Ольгой» (к слову, несколько раз в паузах между песнями кто-то, по-видимому, он же, басовито выкрикивал: «Христос воскрес!»). Кто-то безрезультатно попросил исполнить песню Б.Г. Перед исполненной «на бис» песней «Мама-мама» Ольга пригласила всех на грядущие концерты её группы в московских клубах, а также на фестиваль «Пустые холмы», на котором состоится её совместное с Юлией Теуниковой исполнение духовных песнопений. После поклонов музыканты уходили со сцены в некоторой, как показалось, спешке: буйный «православный поклонник» снова дал о себе знать громкими выкриками и активными толодвижениями в их сторону.
Что можно сказать в заключение обзора… Чтобы жила память о музыкантах и поэтах, их песни и стихи должны звучать. Так что очень даже хорошо, что Ольга Арефьева придерживается данного принципа. Низкий ей поклон за честный труд и благодарность за выступление. А Янке и Егору – светлая память.
Материал был впервые опубликован в ЖЖ Игоря Шамарина 5 мая 2008 года.