Гарик Сукачёв и «Бригада С»: последний московский концерт в истории «Бригады С» (24.02.2017, клуб «YotaSpace»)

Дата концерта: 24 февраля 2017 года
Место проведения: Москва, клуб «YotaSpace»
Артист: ГАРИК СУКАЧЁВ и группа «БРИГАДА С»
Программа: «Последний московский концерт в истории «Бригады С»

Полный сет-лист концерта:

Интро: речь Л.И.Брежнева на XXV съезде КПСС (1976 год)
1. Я обожаю Jazz
2. Бродяга
3. Человек в шляпе
4. Чем пахнут твои деньги
5. Право на выбор
6. 246 шагов
7. Танго Gitanes
8. Сколько можно терпеть (С.Воронов)
9. Скорый поезд придёт в 6 часов
10. А что нам надо (С.Галанин)
11. Ольга
12. Белый колпак
13. Белые дороги
14. Песня вольного стрелка (Белла Чао!)
15. Напои меня водой
16. Дорожная
17. Моя бабушка курит трубку

Выход «на бис»:

18. Твой зелёный педикюр
19. Playboy (Моя маленькая бэйба)
20. Назад не повернуть

Начну, пожалуй, в духе Александра Сергеевича Пушкина. Мой дядя, самых честных правил, в конце восьмидесятых работал на машиностроительном заводе в Тушино. Работал он мастером, и под его началом некоторое время трудился живший в том же районе Игорь Сукачёв — музыкант набирающей силу группы (а точнее, оркестра пролетарского джаза) под провокативным для советских реалий названием «Бригада С», который после поздних репетиций и концертов по утрам приходил в себя под мерный гул станков, зачастую отсыпаясь в каких-то там производственных подсобках. Дядя уже в ту пору был поклонником творчества Гарика (они фактически ровесники с разницей в пару лет) и более чем лояльно относился к подобному времяпрепровождению своего подчинённого. Семейные предания содержат много забавных рассказов из эпохи Перестройки и нового мышления, но крепче всего в память впечаталась байка о шуточном споре в антураже машиностроительного цеха — кто, всё-таки, круче, мастер или «бригадир». У дяди от того времени оставалась концертная фотка Гарика, на обороте которой так и было написано: «Мастеру — от „бригадира!“». Эпоха перемен стремительно вознесла лидера «Бригады С» на вершину отечественного рок-олимпа, и вскоре Игорю Ивановичу уже не понадобилось числиться на заводской должности, чтоб не попасть под действовавшую в СССР статью о тунеядстве. Группа дала жару на «Рок-панораме-87» и на фестивале в Подольске, названным впоследствии «Советским Вудстоком». Первые клипы «Бригады» замелькали по ящику. Гарик то в костюме и при галстуке, то во взмокшей тельняшке, в галифе, винтажных чёрных очках и с закрывающей пол-лица хулиганской крашеной чёлкой отжигал и шоуменил по-полной, составляя колоритный дуэт с сооснователем группы, жизнерадостным басистом Сергеем Галаниным, а вся страна знала наизусть отвязные песни про маленькую бэйбу, человека в шляпе, не видящего брода бродягу и сидящего на крыше сантехника. В августе 1989-го «Бригада С» блистательно выступила в Лужниках на Московском международном фестивале мира, организованном Стасом Наминым, открыв выступление злободневнейшими рок-боевиками «Я обожаю Jazz» и «Гады». В те дни пресловутый «железный занавес», десятилетиями отгораживавший Советский Союз от остального мира, претерпел непоправимые деформации и вскоре рухнул (тогда нам казалось, что рухнул навсегда).

Про начало девяностых в контексте песен «Бригады С» я даже не стану сейчас упоминать, достаточно почитать мои собственные многочисленные воспоминания на этом сайте. Неутомимый Гарик организовывал одну за другой шумные рок-акции, моментально становившиеся легендарными: «Нонсенс», «Рок против террора», «Всё это рок-н-ролл»... Невозможно забыть и угарный сет «Бригады С» на фестивале «Рок из Кремля» в январе 1992-го. В конце апреля 1993-го в «Горбушке» прошла трёхдневная презентация пластинки «Реки», где отвязались на полную катушку на только фэны, но и сами музыканты, а в июне того же года отгремел сборный концерт «Greenpeace Rocks», в котором верховодила всё та же «Бригада С». И так уж получилось, что та, настоящая «Бригада» не только взошла, но и распалась буквально на моих глазах. Помню бабье лето 1993 года, залитый солнечным светом Новинский бульвар, и идущих мне навстречу Гарика и Ольгу Сукачёвых. Не знаю, как сейчас, но в те годы с Гариком всегда можно было запросто пообщаться, и в тот день он поведал мне в нашей краткой беседе «на ходу» о фактическом расформировании «Бригады С» и своей поездке в Калининград в качестве лидера некоей новой рок-формации. Тогда, в сентябре 1993-го, уже начиналась история уникальной супергруппы «Неприкасаемые», о которой нужно вести особый разговор. Сегодня же отдадим должное блистательной «Бригаде С», очередной недолговременный реюнион которой завершён.

В пятницу 24 февраля 2017 года в клубе «YotaSpace» прошло мероприятие, заявленное как "ПОСЛЕДНИЙ МОСКОВСКИЙ КОНЦЕРТ В ИСТОРИИ «БРИГАДЫ С». Шли с женой от метро «Ленинский проспект» до клуба под нежданно обрушившимся на Москву проливным февральским дождём. До 19.00 пришлось стоять на улице в небольшой очереди, старательно огибающей растёкшиеся по улице Орджоникидзе лужи, поскольку только с семи часов в клуб начали запускать зрителей. Дожидались начала концерта в зале, слушая по трансляции сборник лучших песен Леонарда Коэна и изучая беспрестанно сменяющие друг друга на экранах по обе стороны сцены афиши грядущих мероприятий в «YotaSpace». В 20.00, когда всё должно было начаться, на сцену вышел гитарный техник и начал деловито настраивать гитары, коих на сцене было выставлено штук пять, если не больше. Ожидание начала длилось почти до девяти вечера, и вот, в зале погас свет, а в лица зрителей тревожно взглянули, требуя внимания, хищные красные фонари. Прозвучал радиопозывной иной эпохи, и пространство клуба заполнил голос давно почившего Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева:

Дорогие друзья! Уважаемые гости! Товарищи! Я искренне рад возможности сердечно приветствовать вас, представителей миролюбивых сил нашей планеты, от имени Коммунистической партии Советского Союза и всего советского народа… Особую остроту кризисным процессам придала инфляция: подогреваемая постоянно растущими военными расходами, она достигла невиданных для мирного времени размеров. Усилились соперничество, раздоры, каждый норовит получить преимущество за счёт других, навязать свою волю. Всё это говорит о том, что нынешний кризис – необычен. Теперь все видят, опровергнут один из главных мифов, созданных реформистами-идеологами: обещания создать общество всеобщего благоденствия потерпели очевидный провал. Тяжкое бремя легло на плечи народных масс, рост дороговизны неумолимо сокращает реальные доходы населения. Усилился идейно-политический кризис в обществе, он поражает институты власти, расшатывает элементарные нравственные нормы, коррупция становится всё более явной даже в высших звеньях государственной машины. Продолжается упадок духовной культуры, растёт преступность. ЭТО — ОБЩЕСТВО, ЛИШЁННОЕ БУДУЩЕГО!

После такого вот послания из далёкого 1976 года зазвучали космические звуки синтезатора, как бы перемещающие нас, слегка оторопевших, из XX столетия в современность, и из алого свечения начали показываться силуэты выходящих на сцену музыкантов группы «Бригада С», готовых завершить историю очередного реюниона. Коллектив предстал в составе:

Гарик Сукачёв (вокал, гитара)
Сергей Галанин (бас-гитара, вокал)
Сергей Воронов (гитара, вокал)
Дмитрий Варшавчик (гитара)
Елена «Лана» Шеманкова (клавишные, аккордеон)
Анжелика Маркова (бэк-вокал)
Максим Лихачёв (тромбон, перкуссия)
Ярослав Волковыский (труба, перкуссия)
Владимир Тирон (саксофон, флейта, аккордеон, цимбала)
Дмитрий Сланский (барабаны)

Сет-лист концерта не был настолько концептуален, как того можно было ожидать. Из репертуара реальной «Бригады С» прозвучали: «Я обожаю Jazz», «Бродяга», «Человек в шляпе» (эти три песни, сыгранные уверенным нон-стопом без каких-либо конферансов и приветствий, открыли вечер), «Чем пахнут твои деньги», «Скорый поезд придёт в 6 часов», «Белый колпак», «Дорожная» и, в качестве «биса», «Моя маленькая бэйба». Итого 8 песен из 20-ти исполненных. Примечательно, что за кадром остались запланированные изначально «Гады» и «Вальс Москва» (тогда счёт ранних и поздних песен был бы 10:10): вместо «Гадов» была исполнена «Моя бабушка курит трубку», а запланированная на самый финал «Москва», увы, попросту вывалилась из отведённых на шоу двух часов. Гарик выглядел по-обыкновению бодрым, чего не вполне можно сказать о Сергее Галанине, показавшимся то ли простуженным, то ли чрезмерно уставшим. Тем не менее, к чести профессионала Галанина, всё выглядело более чем достойно — чего стоит одно только соло на басу в длинном фанк-проигрыше песни «Чем пахнут твои деньги», когда овеваемый сценическим вентилятором Галанин величаво стоял на первой линии в свете софитов, глядя на зрителей сквозь затемнённые очки (картинка запомнится многим, это факт).

После «Денег», пронизанных огнеопасной энергией Джима Моррисона, прозвучала этапная для репертуара «Неприкасаемых» «Право на выбор» с размышлениями о влиянии на сознание масс Цоя и Гребенщикова, после чего настал черёд двух новых песен. Это был хоррор «246 шагов», который Гарик исполнил, подсвечивая лицо фонариком, из-за чего визуально его лицо плавало в темноте само по себе (сопровождавшие это зрелище истерические женские визги в исполнении клавишницы и бэк-вокалистки и психоделическая музыка в разы усилили психо-эффект). Затем состоялась премьера песни «Танго Gitanes» («Танго на углу Хитровки»), настроившей на философско-лирический лад. Далее — ритм-энд-блюзовый блок: не теряющая с годами на драйва, ни глубинного смысла песня «Сколько можно терпеть», написанная совместными усилиями Сергея Воронова (музыка) и Гарика Сукачёва (текст), куплеты которой были спеты соавторами поочерёдно, и «Скорый поезд придёт в 6 часов», неизменно в былые годы ставивший залы на уши, который в этот раз прозвучал, к сожалению, слабовато и как-то энергетически размазанно. После «Поезда» Гарик поздравил с Днём рождения Алика Исмагилова, бывшего музыканта группы «Ва-банкъ» (который ныне работает непосредственно в клубе «YotaSpace»), а дальше пришёл черёд сольного выхода Сергея Галанина.

Немеркнущий хит девяностых «А что нам надо» реально сплотил подуставших, было, зрителей: Галанин воодушевлённо хрипел, Воронов нарезал гитарные соляки, а между ними, двумя седовласыми Сергеями, метался и плясал светящийся от счастья Гарик. Лиризм песни «Ольга» всех умиротворил, а «Белый колпак» был исполнен, предварённый приветом молодёжи восьмидесятых (стоявшая рядом со мной девушка при этом воскликнула: «а младенцам восьмидесятых будет привет?»). Слова в «Колпаке», по старинной традиции, были напрочь перепутаны. Далее Гарик почтил память бас-гитариста «Неприкасаемых» Алексея Осташева, покинувшего этот мир буквально накануне, 19 февраля, не дожив до 56-летия — в его память была исполнена баллада «Белые дороги», прозвучавшая дуэтом с блиставшей весь вечер бэк-вокалисткой Анжеликой Марковой. Следом все взбодрились: пришёл черёд революционной «Песни вольного стрелка» (более известной как «Белла Чао!»), переходящей в коде в оригинальную «Bella ciao», исполнявшуюся итальянскими партизанами во время Второй мировой войны, с рефреном:

O partigiano, portami via,
o bella, ciao! bella, ciao! bella, ciao, ciao, ciao!
O partigiano, portami via,
ché mi sento di morir.

Фолк-блок концерта состоял из великой песни «Напои меня водой», в финале которой Гарик настолько вошёл в состояние шаманского танца, что барабанщику Дмитрию Сланскому пришлось прямо на ходу подстраиваться под заданный ритм танца. Всеобщее братание произошло на «Дорожной», когда, казалось, на всю Москву грянуло едино-многоголосое: «ПОВОРАЧИВАЙ К ЧЁРТУ!». Нон-стопом грянул радиохит «Моя бабушка курит трубку» с бесконечным финалом, и тут уж оживившаяся молодёжь не упустила своего. В 22.25 завершился основной блок, и обнявшиеся музыканты, исполнив перед публикой ритуальный танец, удалились со сцены. Свет в зале не зажигался, что давало понять — явно грядёт выход «на бис» (к слову, кое-кто из зрителей не просёк фишку и поспешил покинуть зал раньше времени). Дополнительно были исполнены: «Твой зелёный педикюр» (с предисловием: «Ребята, сейчас прозвучит песня, которая почему-то очень нравится Сергею Галанину. Не знаю, чем она ему так близка...»), «Моя маленькая бэйба» (с так и не выполненной просьбой Гарика включить свет в зале, чтоб он мог видеть лица людей) и, после финальных слов о том, что «это был действительно последний концерт „Бригады С“, хотя, может, мы ещё как-нибудь соберёмся», — рок-н-ролльная «Назад не повернуть», при исполнении которой отвели душу гитаристы Сергей Воронов и Дмитрий Варшавчик. В 22.52 концерт завершился. Группа предстала перед публикой в полном составе (включая техников и директора), исполнив вторую версию ритуального танца (на этот раз спиной к публике). Затем Гарик поочерёдно представил каждого (после представления названный человек уходил за кулисы). Когда на сцене остались только Гарик и Сергей Галанин, состоялось трогательное (и далеко не в первый раз за этот вечер) обнимание-братание двух отцов-основателей «Бригады С» — замечательной группы, придуманной в стенах Липецкого культпросветучилища в первой половине восьмидесятых. Так, собственно, завершился очередной этап в истории славного рок-бэнда. Оставшись один на один с микрофоном, Гарик обратился к зрителям со словами благодарности: «Живите долго, друзья, мы вас об этом очень просим. Вспоминайте нас».

Остаётся сказать отдельное спасибо звукорежиссёру Владимиру Овчинникову за прекрасный звук, а всем музыкантам — за фантастический вечер. Это стоило услышать и увидеть воочию.

Автор обзора — Игорь Шамарин, Москва, 25-26 февраля 2017 года.

Использованные фото: Евгений Чесноков / «Русский блоггер».