Первый стих 2015 года

Своё первое стихотворение этого года иллюстрирую работой Андрея Выстропова «Скрипач».

«РИТУАЛ ОБЩЕНИЯ С СОЛНЦЕМ»

В небольшой жилой пирамиде
Он встречал любимый закат.
Только он заката – не видел,
Это был слепой музыкант.

Он играл на маленькой скрипке
Свой цветной, волшебный концерт.
И светились рыбки-улыбки
На худом небритом лице.

Может, кто-то и рассмеётся,
Но имел особый резон
Ритуал общения с солнцем,
Уходящим за горизонт.

Каждый в доме, прямо на месте,
Подключался к древним сердцам
И – звучал, и блики созвездий
У себя в душе созерцал.

Что-то чувствовалось нередко
Не оформленное в словах –
И прильнувшей к шторе соседке,
И соседу с трубкой в зубах.

И мелькали рыбки-улыбки,
Как огни, на каждом лице.
И играл на маленькой скрипке
Музыкант вечерний концерт.

Тема, вроде бы, и простая,
А напеть возьмёшься – ан нет!
…Он играл. И медленно таял
В звуках скрипки солнечный свет.

© И.Шамарин, 7 февраля 2015 г.

Все стихи 2005 года

28 января 2015 года завершена работа по размещению полного корпуса стихов, созданных в 2005 году. Все эти работы можно увидеть на соответствующей странице сайта. Добро пожаловать и следите за дальнейшими обновлениями!

Уничтоженные поэты (2). Владимир Силлов

Владимир Александрович Силлов родился в 1901 году в Санкт-Петербурге. Учился во Владивостоке, где во время Гражданской войны сложился как поэт и критик (наибольшее влияние на Силлова оказал мэтр русского футуризма Николай Асеев), работая в журнале «Творчество» и вскоре войдя в сложившееся при этом журнале сибирское литературно-футуристическое объединение. В самом начале 1920-х годов редактировал местные журналы «Восток» (1920 г.) и «Юнь» (1921 г.), затем учился в Москве, после чего преподавал в Высшем литературно-художественном институте. Работал ответственным секретарём журнала «Рабочий клуб», печатал свои произведения в журнале творческого объединения «ЛЕФ» («Левый фронт искусств») и других схожих по «левой» идеологии пролеткультовских изданиях. Борис Пастернак, с которым Силлов сблизился во второй половине двадцатых, спустя несколько лет писал о нём, что в общей писательской массе это был «укоряюще-благородный пример нравственной новизны».

На счету Владимира Силлова – статьи о Владимире Маяковском и Давиде Бурлюке, а также библиография Велимира Хлебникова (1926 г.) и В.Маяковского (была опубликована в ноябре 1928-го, в первом томе Собрания сочинений В.М.). 8 января 1930 года Владимира Силлова арестовали и приговорили к расстрелу за «шпионаж и контрреволюционную пропаганду», а через три дня приговор был приведён в исполнение. Похоронен Силлов в Москве, на Ваганьковском кладбище. После смерти поэта его жена Ольга пыталась покончить с собой, выбросившись из окна – несмотря на то, что у них был маленький сын. Внук расстрелянного поэта, Дмитрий Олегович Силлов (1970 г.р.), является ныне известным писателем, работающим в жанре боевой фантастики (наиболее известны роман «Закон Снайпера» и авторская серия «Кремль 2222»), а также – создателем собственной системы самообороны «Реальный уличный бой» и автором ряда книг по рукопашному бою, выживанию и оздоровительным методикам.

В чём состояло «преступление» беспартийного Силлова, не совсем ясно. По одной версии (троцкиста Виктора Сержа), он оказал услугу сотруднику ОГПУ, поддерживавшему оппозицию, по другой версии (сына Троцкого) — Силлова казнили «после неудавшейся попытки связать [его]с делом о каком-то заговоре или шпионаже». Возможно, «доказательства» содержались в дневнике Силлова, который представлял собой «дневник не обывателя, а приверженца революции». Он «слишком много думал, — написал Пастернак своему отцу, — что и ведёт иногда к менингиту в этой форме». После смерти Силлова его имя исчезло и для современников, и для потомков. В книге «Охранная грамота» (1931) Пастернак ссылается на него, используя инициалы его жены О.С, в остальном же его имя не упоминается ни в одном из многочисленных воспоминаний о группе «Творчество» и ЛЕФе; его имя отсутствует даже в мемуарах о жизни в Сибири, написанных его женой Ольгой Петровской (по крайней мере в версии, увидевшей свет в 1980 г.); впервые инициалы О.С. были дешифрованы — и тем самым судьба Владимира Силлова освещена — в статье французского слависта М. Окутюрье, опубликованной В 1975 году.

Владимир Силлов – «Из мчащих галопом минут…»

Из мчащих галопом минут
Оставлю я при себе,
Я знаю: скоро придут
Созвездья других легенд.

Никто не вспомнит о бывших,
Никто не посмеет сказать:
«Я выпил вчера полный ковш их,
Кого мне любить опять?»

Придёт и закрутит день наш
В спирали любовных лучей,
Чьё сердце на колья наденешь
И мозг окровавишь чей?

Эй! Рвите же, рвите струны
Созвездий чужих легенд
И смело покров чугунный
На сердце оденем себе.

<1921>

О «Левиафане» Андрея Звягинцева

Только что посмотрели оригинальный вариант фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». Со всеми матами и забавными английскими субтитрами. В связке с недавно отсмотренным «Дураком» Юрия Быкова хочется печально констатировать: похоже, великий Герман-старший, в гроб сходя, своим «Трудно быть богом» благословил новую российскую киноэру — эру беспросветной социальной чернухи с эдакой квазифилософской фигой в кармане.

А надежда, ещё совсем недавно, теплилась. «Граффити» Апасяна, «Остров» Лунгина, ещё пара-тройка проектов, — свет, хоть и тусклый, брезжил. Лучина осмысленного поиска выхода — тлела. Нет, я не о катарсисе даже, совсем не об отсутствиях «и тут, когда уже никто не ждал, на торжествующих злодеев из-за горы налетела красная конница!». Я — о самом смысле. Фильмы этой старой-новой социальной волны неплохо скроены, «Левиафан» и вовсе блещет актёрским составом: Серебряков, Вдовиченков, Мадянов, Лядова... Но всё это — новые витки вековечно перестроечной «Маленькой Веры», преломления исхоженных тупиковых троп. Мафия бессмертна, круговая порука мажет как копоть, РПЦ всех подмяла и всё такое, и не фиг ждать здесь никаких Коррадо Каттани. Да, они — монолит. Они — кулак. Поэтому и сильны. Да, мы — разрознены, придирчивы, слишком человечны. Поэтому с нами и такими, как мы, — так. Но был ведь автомат (это для тех, кто фильм посмотрит), автомат-то был! И он не выстрелил. Конница не налетела. И батюшка в фильме знатно привирает про Иова, да и герой Серебрякова — тот ещё Иов. Лучше б вынес на крыльцо ствол и урыл мэра. Вот ей-богу, а.

Уничтоженные поэты (1). Константин Большаков

Константин Аристархович Большаков родился в 1895 году в Москве. Уже в 1911 году увидел свет печатный сборник 15-летнего Большакова – «Мозаика», содержащий его первые поэтические и прозаические опыты, выдержанные в духе творчества его именитого тёзки Бальмонта и вызвавшие как минимум одобрение обычно скупого на похвалы Николая Гумилёва (он подчёркивал «подлинную непосредственность и особую, юношескую восторженность» этих работ). В тот же период Большаков познакомился с Валерием Брюсовым и поступил на юридический факультет Московского университета. В 1913 году увидела свет поэма «Le future» (конфискованная из печати царской цензурой) и сборник «Сердце в перчатке», поставившие их автора в ряд основоположников русского футуризма (взращённого итальянским новатором Маринетти) и вызвавшие, в частности, положительный отклик Бориса Пастернака.

Поэзия Большакова представляла собой сплав творческого метода В.Маяковского и И.Северянина, позволив поэту уверенно войти в соответствующие профессиональные круги. Интересный факт: Большакова во время его совместных выступлений с басовитым Маяковским, с которым он в итоге их творческого противостояния тесно сдружился, иронично называли «жасминным тенором». С началом Первой мировой войны патриотические чувства захватили поэта. В 1915 году, оставив университет, Большаков поступил в Николаевское кавалерийское училище, после окончания которого попал в действующую армию. В 1919 году у Константина Большакова погиб его брат Николай, который был профессиональным художником. После военной службы, длившейся 7 лет, Большаков демобилизовался в 1922 году – уже из рядов Красной Армии, будучи к этому моменту военным комендантом Севастополя. После возвращения с войны Большаков более не занимался поэзией, выбрав стезю прозаика. К концу 1928 г. он закончил свой исторический роман «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова», который и вышел в начале 1929 г. в Харькове. Роман этот получил широкое признание читающей публики и неоднократно переиздавался ещё при жизни автора. Последней, незавершённой работой Большакова стал его роман «Маршал сто пятого дня», который должен был состоять из трёх книг. Первая книга, «Построение фаланги», была опубликована в 1936 году. 17 сентября того же года Константин Большаков, бывший корнет царской армии и командир Красной армии, замечательный поэт и прозаик, был арестован. Изъятая при аресте рукопись второй книги последнего романа сгинула в подвалах Лубянки, а к третьей автор так и не успел приступить. 21 апреля 1938 года вместе с группой коллег по поэтическому и писательскому цеху Константин Большаков был расстрелян.

Константин Большаков – «Несколько слов к моей памяти»

Я свой пиджак повесил на луну.
По небу звёзд струят мои подошвы,
И след их окунулся в тишину.
В тень резкую. Тогда шептали ложь вы?

Я с давних пор мечтательно плевал
Надгрёзному полёту в розы сердца,
И губ моих рубинящий коралл
Вас покорял в цвету мечты вертеться.

Не страшно вам, не может страшно вам
Быть там, где вянет сад мечты вчерашней,
И наклоняются к алмазящим словам
Её грудей мечтательные башни,
Её грудей заутренние башни.

И вечер кружево исткал словам,
И вечер остриё тоски нащупал,
Я в этот миг вошёл, как в древний храм,
Как на вокзал под стекло-синий купол.

<1913>

Посмотрел «Кино про Алексеева»

— Дядя, а вы хоть знаете, что такое «НИРВАНА»?
— Конечно! Каждый образованный человек знает, что такое «НИРВАНА»! :)))

Посмотрели вчера, наконец, «КИНО ПРО АЛЕКСЕЕВА». Долго ждали этот фильм, особенно я. Мне ведь и «Рассказы», дебютная полнометражка Михаила Сегала (он раньше запоминающиеся клипы снимал, кстати, многим нашим рокерам) — очень, ну очень понравилась. Глоток свежего воздуха, ей-богу. А ещё я большой фанат вышедшего 10 лет назад фильма Вольфганга Беккера «Гуд бай, Ленин!» (смотрел его раз, наверное, пять, что ли) — как тут было не полакомиться столь вкусной кинематографической рифмой! Ну, и песенки какие-то там сочиняю на гитарке — опять же прямой интерес. Так что теперь Александр Викторович Збруев, дай Бог ему здоровья, разве что не снится — так он в эту роль врос.

Короче, фильм о любви. А ради любви — чего не сделаешь? Ну, и вот вызвали срочной телеграммой пенсионера Николая Васильевича Алексеева откуда-то из-под Тулы прямо в Москву — в прямой, понимаешь, радиоэфир. Он ведь, Николай Алексеев, даром что военным конструктором в молодости работал, с самим Калашниковым конкурировать дерзал, он ведь — песни хорошие сочинял и подавал на этом поприще большие надежды. Был участником слётов КСП, а ещё познакомился с Тарковским на съёмках «Андрея Рублёва» — и кое-чему у него на всю жизнь научился. И вот, стало быть, на склоне лет настигла барда земная слава, кто ж не знает барда Алексеева! И молодёжь на улицах его песни поёт, и космонавты в невесомости, и покойные Окуджава с Бродским души в нём не чаяли. И Андрей Макаревич — хоть сегодня разбудите среди ночи, дайте гитару, — сразу споёт что-нибудь то самое, узнаваемо-алексеевское. Вот только прямой эфир что-то уж больно растянулся, и странное какое буржуазное название у пластинки фирмы «Мелодия» — «Лучшие песни», как будто «Мелодия» могла себе и худшее «алексеевское» позволить... Эх, да что там! Главное, Алексеев — счастлив. Алексеев — в нирване. Ну, а гражданка Архипова, так и оставшаяся за руинами декораций? Товарищи, дайте женщине поплакать.

Размещены стихи 2003, 2004 и 2014 годов

16 ноября 2014 года завершён процесс размещения на сайте полного корпуса стихотворений, написанных Игорем Шамариным в 2003-м и 2004-м годах. Также опубликованы все стихи, созданные на данный момент текущего, 2014-го года. В связи с новыми текстами дополнен банк лучших цитат (рубрика «Случайная цитата»). Работа над размещением архивных произведений будет продолжена, следите за обновлениями на сайте!

Все стихи 2013 года

3 и 4 ноября 2014 года в разделе «Поэзия» полностью опубликован блок стихотворений, созданных в течение 2013 года. Год выдался весьма продуктивным!

Ошибки и неточности в песнях В.Высоцкого

Владимир Семёнович Высоцкий, живший до эры глобальной информации, от допущенных им в песнях  смысловых и логических «косяков» становится только человечнее и творчески объёмнее, а обсуждение неточностей в его творчестве и сегодня с интересом перечитывается.

Про взвывшие локаторы, про Магомета и Аллаха, про покойного ныне Кука, погибшего не на берегах Австралии, а в бою на Гавайских островах, про бой под Сурою, до которой немцы не дошли, про границу с Пакистаном, про идущую по Украине группу «Центр» (а не «Юг»), про Зину, называющую в диалоге у телевизора своего брата шурином, про боксёра-сибиряка Бориса Буткеева (Краснодар), про тройку, ломящуюся через лес и волка, нырнувшего пристяжной под пах, про обои и обоих, про чинарик в шахте и на боевом посту, про жокея на иноходце и странные скачки этого самого иноходца и о всяком таком у Владимира Семёныча — очень интересный и местами остроумный форум.

И ещё немного обсуждений на тему «Ошибки и неточности в песнях В.Высоцкого».

Прочитано у Зощенко

Читал тут по случаю Зощенко, и вдруг — БДЫЩ! — строчка: «Стрелочник, охуев, сел на корточки...»

Я, конечно, не верю глазам и читаю заново: «Стрелочник, охуев, сел на корточки и закричал...» СТОП! ЭТО ЗОЩЕНКО ВООБЩЕ? Сверил, вернулся. И только уже с третьего, побуквенного захода оказалось: «Стрелочник, охнув, сел на корточки и закричал». Не, с классикой надо неспешно, побуквенно. Пусть даже и в случае с Зощенко, но не до такой же степени!

Первый стих 2014 года

Написан первый стих 2014 года, лучшей иллюстрацией к которому — 

«На пороге вечности» Винсента Ван Гога:

«КРОССВОРД»

Крошкин родился в стране золотых быков,
Жил по закону и в старости склеил ласты.
Список его имущества был таков:
Стул, сковородка, полтюбика мятной пасты.

Нервы натянуты крепче стальных пружин.
Сердце – мишень для извечных соседских кляуз.
Крошкин не ждал поблажек, он просто жил
И не нырял с головою в песок, как страус.

Это при нём окультуривали народ,
Рыли каналы и слали ракеты к звёздам.
Каждый кричал: «Да здравствует!» и «Вперёд!»,
Но ни один не знал, для чего был создан.

Крошкин застал переходные времена.
На вираже не сдулся. Был твёрд, как камень.
И – за зимой зима, за войной война –
Жизнь мастерил мозолистыми руками.

Как бы то ни было, вышел не первый сорт:
Крошкин грыз книги и прятал в шкафу медали…
Помер он тихо, воткнув карандаш в кроссворд
С недоразгаданной тройкой по вертикали.

© И.Шамарин, 26 февраля 2014 г.

Принял участие в квартирнике на «Новокузнецкой»

Девятого ноября сейшенили близ «Новокузнецкой». Сыграл часовой блок из 16-ти песен на основе своей новейшей на сегодня программы «Мастер брутального граффити». Вспомнил добрым словом «Битлз» и «Металлику». С удовольствием послушал Лёху Михайлова как поэта и его уже в составе «Служба Пути». Не забыл и старинные свои блюзы-баллады, извлечённые по удобному случаю из архива к 20-летию своего рок-путешествия с гитарой в руках. Было интересно совместить тогдашние песни, написанные в 18-20-летнем возрасте и песни нынешние. Эксперимент считаю удачным.

Подробности — в обзоре!

О новом моноспектакле Ника Рок-н-Ролла

Делюсь впечатлениями от недавнего похода на моноспектакль блистательного Ника Рок-н-Ролла «ПутешественНик-2». Обожаю этого человека, который, при всей многогранности характера, умудряется в свои 53 года оставаться неповзрослевшим и — что главное — честным перед самим собой. В следующем году будет 15 лет нашему с Ником знакомству, так что почему бы было не настроиться прохладным октябрьским вечером на общую волну...

 

Досмотрели «Breaking Bad»

Досмотрели сериал «Breaking Bad». Шестьдесят два эпизода настоящего лакомства, примерно столько же захватывающих вечеров (чуть меньше, поскольку порой смотрели сразу несколько серий). Аплодирую Винсу Гиллигану и всему актёрскому составу. Сериал своим неискусственным драматическим накалом вселяет веру в человечество.

История песни «Воин-волк»

Nosacheva_Anastasia_VolkВ разделе «История песен» опубликована пятая глава, посвящённая хронике создания песни Игоря Шамарина «Воин-волк» (2007). Вы можете не только узнать историю этого произведения, но и посмотреть уникальную видеозапись её первого публичного исполнения! Следите за новыми главами проекта и за другими обновлениями на сайте!

Открытие сайта!

1 июля 2013 года состоялось открытие официального сайта Игоря Шамарина. Добро пожаловать, друзья! Для отслеживания обновлений рекомендуем подписаться на блог: большинство разделов сайта будет со временем существенно пополнено.

Памяти Сергея Золотухина

На сайте опубликована статья памяти Сергея Золотухина, бывшего барабанщика группы «Каземат» (в период с 1998 по 2000 год) — статья была написана в 2007 году после известия о его уходе из жизни.

Sergei_Zolotuhin_Live_1999

Создан раздел «Фото»

На сайт загружена большая порция фотографий разных лет из личного фотоархива Игоря Шамарина. Запланировано, что в панели справа появится виджет «Случайная цитата» с лучшими фрагментами его поэтических работ.

Публикация в газете «ГОРЦЫ»

Я всегда ратовал за интернациональное сотрудничество как в творчестве, так и в обыденной жизни. Попросту не приемлю сам факт существования географических границ и, тем паче, надуманных условностей. В этой связи посчитал настоящим подарком поступившее предложение публикации своих поэтических работ в Кавказской литературно-художественной газете с гордым названием «ГОРЦЫ». Вчера получил доставленные из Махачкалы авторские экземпляры изданного в марте 27-го номера (газета выходит в свет с февраля 2009 года) — публикация тиражом 1000 экз. состоялась! Наряду с произведениями коллег по поэтическому призванию, а также с материалами о Семёне Гейченко и Алексее Германе-старшем, вся пятнадцатая полоса отдана под мои стихи. Считаю этот факт для себя почётным. В подборке 15 текстов, созданных в разные годы. По преимуществу, лирика, но есть и юмор, и немного мистики, включая мало кому пока известную «Московскую потустороннюю трилогию». Всё – из категории «лучшее». Особый сюрприз, о котором не было предварительной договорённости – сопутствующая «Неоновому Минотавру» репродукция известной картины Эдварда Бёрн-Джонса «Тезей в Лабиринте».

Вся правда о сайте и Игоре Шамарине

Завершён очередной этап работы на сайтом: написан текст для главной страницы, полностью сформирован раздел «Об авторе» — теперь вы можете как просмотреть краткую справку об Игоре Шамарине, так и ознакомиться с подробной хронологией его творчества.

Посмотрел «Джанго освобождённого» Квентина Тарантино

Только что вернулись с премьеры новой киноработы Квентина Тарантино. Полнейший восторг! Вот что нужно рекомендовать российским школьникам для обязательного добросовестного изучения, а не всякую совковую белиберду про железобетонных чекистов и картонных партизан. Нет, этот фильм совсем не для любителей вестернов, с ними и так всё ясно – а кто не в курсе, начните с первоисточника образца 1966 года. В первую очередь фильм для тех, кто хотел бы сейчас, в начале второго десятилетия XXI века, в вестерны по уши влюбиться. Посмотреть на этот жанр более пристальным взглядом. В конечном счёте, в случае с «Джанго освобождённым» эстетика вестерна лишь привлекающая внимание оболочка для крупномасштабного и многослойного кинополотна зрелого мастера. 

Это фильм о свободе и о её неизменно кровавой цене. Навеки старомодный и вечно актуальный фильм о любви с великолепной операторской работой, гениальными актёрами и неподражаемым юмором. Это, как всегда у Тарантино, богатейшая коллекция изысканных музыкальных номеров и мультикультурных отсылок: чего стоит один только диалог об Александре Дюма, который ведут герои Леонардо ДиКаприо и Кристофа Вальца – памятуя о том, что один из актёров ранее снимался в роли короля Людовика XIV и его брата Филиппа в фильме «Человек в железной маске», а второй – в роли кардинала Ришелье в относительно новом фильме «Мушкетёры». Лакомую роль, что там говорить, сыграл великий Сэмюэл Л. Джексон. Да и сам маэстро смотрится шикарно – в монолитном ансамбле отлично подобранных и знающих своё дело актёров. О вложенной гуманистической лепте в изобличение работорговли и о философском смысле картины даже говорить не стану – это все посмотревшие фильм и без меня прекрасно прочувствуют. Есть, кстати, в этом контексте очень зримая перекличка с фильмом «Прислуга» («The Help»), а реинкарнация доктора Шульца как героя Кристофа Вальца – это уже, применительно к предыдущему фильму Тарантино «Бесславные ублюдки», путешествие во времени в духе шедеврального «Облачного атласа». Что касается тех горе-зрителей, которые станут брюзжать по поводу динамита, изобретённого на десяток лет позже описываемого времени или основанного семью годами позже 1858 года Ку-клукс-клана, то их можно лишь пожалеть: господам критикам неведомы понятия «художественная метафора» и «аллегория». В конце концов, это всё равно что в фильме-сказке пытаться всерьёз разглядеть законы реального физического мира. Такие критики попросту смешны и неинтересны, ибо в искусстве важен не факт, а эмоция. Напоследок добрый совет всем, кому ещё предстоит посмотреть «Джанго освобождённого». Друзья, дождитесь самого конца финальных титров – и будет вам маленький режиссёрский сюрприз. Фильм определяю в категорию «золотая коллекция», ибо есть за что.