Загадка

Общался во сне с солдатом Петровской эпохи. Ну, как общался...отобрал у него тяжеленное кремневое ружьё. Солдат принялся за мной ходить и жалобно выпрашивать назад своё оружие. Мне его фузея, в принципе, была не так уж и нужна, ведь отобрал я её из шалости и в назидание спящему на посту. Отгадывай, говорю, браток, загадку, если отгадаешь — заберёшь ружьё, тем паче ружьё твоё — обуза страшная, за всё цепляющаяся и непрестанно звякающая. А загадка тебе такая: НА СУКУ ВИСИТ, САПОГОМ СКРИПИТ, ПИРОГОМ ДЫМИТ. Солдат долго скрипел мозгами, а затем и говорит: ЭТО — ЛИРУР. И я, по всем признакам понимая, что он отгадал и переиграл меня, с почтением вернул ему стреляющую железяку, перегораживающую пол-улицы.

И как только догадался, шельма.

Первый стих 2019 года

По давней традиции этого сайта, представляю вам свой первый написанный в этом году стих.

«АСТРАЛЬНАЯ ДИВИЗИЯ ЕЖЕЙ»

Лес высотой в несчётность этажей.
В котле грибная подгорает каша.
Здесь оказавшись, разместилась наша
Астральная дивизия ежей.

Нас командиры за собой вели
Без духовых оркестров и салютов.
Ты слышал шелест белых парашютов –
То мы касались лапками земли.

Всё вышло, как Блаватской по башке –
Что толку, что имеешь редкий дар ты.
Разбился компас. Охуели карты.
Истлели книги магов в рюкзаке.

Лелеем коллективную вину,
Не понимая в этом ни бельмеса.
Нам не хотелось уходить из леса,
Лес не желал развязывать войну.

Стыдит ежа-младенца ёж-старик
За гордый строй колонн, мечи из стали.
И смотрят с неба мрачные кристаллы
Размером с необъятный материк.

Итог – забейся в норы и дрожи?
Нам больше ничего не оставалось:
Астральная дивизия распалась,
За каждой кочкой – голые ежи.

Сперва страдали, но вошли во вкус:
Обмазавшись до пят кротовьим жиром,
Общайся по-соседски с нижним миром,
Точи о штык, ворча, сердитый ус.

Что в нас клокочет – сразу не поймёшь.
Копаем от забора до обеда.
Гурджиев, Кант, Андреев, Кастанеда –
Ежу по пояс. Глубже – только ёж!

…Ем кашу ложкой, после сны гляжу.
Не жизнь – сплошные радужные пятна.
Я в этом даже что-то нахожу.
Но знали б вы, как хочется обратно
В астральную дивизию ежу.

© И.Шамарин, 27 января 2019 г.

«Приключения Электроников» и «Монгол Шуудан»: как прошли концерты

Январь в этом году выдался у меня перенасыщенным в плане посещения рок-шоу. Помимо концерта группы «Тайм-Аут» в клубе «Москва», сходил в «Главклуб» на концерты групп «Приключения Электроников» (программа «Звенит январская вьюга», 12 января) и «Монгол Шуудан» (30-летие дебютного альбома «Паровоз Анархия» и его реинкарнация, 19 января). Предлагаю и вам окунуться в атмосферу этих столь разноплановых концертов, друзья. И — до новых обзоров!

«Хиппи»: новый роман Пауло Коэльо

Что можно сказать о новом романе Пауло Коэльо «Хиппи»? Книжка интересна лишь в первой своей половине, когда автор погружает нас в атмосферу осени 1970 года и, протаскивая через порталы собственных воспоминаний и биографических фактов (всемирно известный бразилец лечился в психиатрической клинике от шизофрении, прошёл через пытки в тюрьме во время военного переворота, всерьёз интересовался духовными практиками и учением Алистера Кроули, взращивал в себе приверженность идеалам хиппизма и анархизма и т.п. ), даёт нам возможность подышать живой хроникой одного автобусного путешествия по только-только открытому в тот момент хиппистскому маршруту из Амстердама в Катманду (Непал) в компании самого Пауло, его девушки и нескольких попутчиков, также купивших за 100 долларов этот полный непредсказуемости частный тур сквозь Турцию, Ливан, Иран, Ирак, Афганистан, Пакистан и часть Индии. Ехать вам будет интересно и познавательно, с колоритом и ветерком. Но когда повествование (да и само путешествие) перевалит за середину, вы вдруг увязнете в сентиментальных любовных лабиринтах с непрерывным выдёргиванием лепестков из пропитанной диэтиламидом ромашки (любит-не любит), и тогда поймёте — это не вполне то исследование эпохи, на которое вы рассчитывали, а только лишь странствие памяти в декорациях определённого времени жизни. Впрочем, как говорится в книге, у каждого своё мнение о том, с какой стороны двери расположен рай. Возможно, последнее место в отправляющемся по тайной тропе хиппи «Волшебном автобусе» зарезервировано именно за вами.

«Тайм-Аут» в клубе «Москва»: обзор концерта

Рождественский сочельник прошёл красочно и незабываемо: в клубе «Москва» на «Курской» с ударным двухчасовым концертом выступил ансамбль мотологической музыки «ТАЙМ-АУТ». Звучали отличные песни, не обошлось и без сета мотологической поэзии от Акакия Назарыча Зирнбирнштейна — обо всех подробностях читайте в соответствующем очерке. Было офигительно приятно после стольких лет снова повидаться с отцами мотологии и квачизма. Саша Минаев всё так же бодр и беспредельно мощен, Сергей Степанов вылечил руку и тоже не теряет рок-оптимизма, Андрей Родин продолжает с доблестью нести заслуженное звание ударника социалистического труда, а новый гитарист Эдуард Хрипунов, известный прежде по сотрудничеству с Н.Носковым и А.Ф.Скляром, в грязь лицом не ударил и порадовал правильными соляками. Одним словом, всё было круто и весело, домой вернулся энергетически заряженным. Новый, 2019 рок-год стартовал!

Дэвид Боуи в картинках

В канун Нового года в продаже появилась русская адаптация («Бомбора») необычного «био-графического романа» «DAVID BOWIE. UNA BIOGRAFIA» — оригинальное исследование жизни и творчества Дэвида Боуи, выполненное художницей Марией Хессе и автором сопроводительного текста Франом Руисом.

Российским издателям удобнее преподнести эту работу как комикс или графический роман, хотя это не комикс, а иллюстрированная биография с авторским фэнтезийным уклоном. К примеру: «В церковном хоре я познакомился с ещё одним мальчиком, который хотел быть музыкантом: Джордж Андервуд... Однажды мы смотрели на звёзды на крыше моего дома. Я знал, что они тоже на нас смотрят. Тогда случилось нечто очень странное: к нам устремилась падающая звезда и попала прямо в мой левый глаз. Я почувствовал страшную боль. Мы с Джорджем очень испугались. Мы знали, что никто нам не поверит, если мы расскажем правду, и выдумали глупую историю о том, что он будто бы ударил меня за то, что я увёл у него девочку.» — в таком духе ведётся всё повествование, постепенно закручивая потерявшего контроль читателя в психоделическую воронку. Было занятно пройти эту дорогу с авторами в первый день Нового года, книжку (160 щедро проиллюстрированных страниц) безусловно вам советую — как альтернативный взгляд на не вполне безмятежную, совсем не лёгкую, но безусловно значимую и насыщенную творческую жизнь великого Артиста. Без назидательных выводов и прочей ерунды, но с бьющими через край эмоциями и запоминающейся графикой.

Мэрилину Мэнсону — 50!

Брайану Хью Уорнеру, известному в рок-мире под именем Мэрилин Мэнсон, исполнилось 50 лет. Мои поздравления — одному из самых значимых и ярких шок-рокеров и глэм-металистов современности! Друзья, читайте биографию артиста в нашем постоянно обновляющемся разделе «Клуб громовержцев», и будьте в теме! 

Иван Сергеевич Бортник

В московское небо унёсся в обнимку с январским ветром Иван Сергеевич Бортник, большой русский актёр. Здесь, у нас, стало чуть горше, зато древняя Ночь сделалась менее непроглядной благодаря живому проблеску ещё одного звёздного маяка.

Замыкая круг..

2019 год начался с мрачной вести: 1 января остановилось сердце Криса Кельми... Ему было 63 года. Старая московская рок-гвардия продолжает терять бойцов.

Время «Високосного Лета» я просидел на детсадовском горшке и знаю о нём только по немногочисленным музыкальным записям и мемуарам. Время «Автографа» уже помню, хотя больше в связи с Артуром Беркутом и Александром Ситковецким. Непосредственно с творчеством Криса Кельми я познакомился уже во времена созданной им замечательной группы «Рок-Ателье», когда коллектив находился, как видится с позиции сегодняшнего дня, в своей наилучшей форме. Я уже не говорю о гимне того времени – «Замыкая круг», музыку к которому написал Крис Кельми, а стихи — Маргарита Пушкина. Песня стала знаковой для эпохи коренных перемен в СССР, её можно сравнить разве что с распахнутым настежь окном посреди яркого весеннего дня. Затем настало время сольной карьеры Криса Кельми, и отсчёт ведётся приблизительно с суперхита «Ночное рандеву», покорившего и моё юное в ту пору сердце. Будем помнить и ценить этот вклад. Rest In Peace.

«Праздник» Алексея Красовского

Знаковая премьера в контексте всего происходящего вокруг. Каждый желающий уже может посмотреть выложенный в Сеть фильм Алексея Красовского «Праздник». За этим проектом тянется суровый шлейф цензуры, отравленной ядовитым туманом победобесия и желанием называть белое чёрным, а сам проект красноречиво олицетворяет набирающий обороты процесс десакрализации темы неприглядных сторон Великой Отечественной войны. Натерпевшийся пустопорожних нападок режиссёр отказался от официального кинопроката и представил снятый на частные средства «Праздник» всем желающим посредством канала «Youtube».

После просмотра ощущения такие: это добротная герметичная трагикомедия в арт-хаусной (или спектаклевой, если угодно) стилистике с блестяще прописанным сценарием и вполне безобидным провокативным стержнем. Хроника встречи Нового 1942 года в окрестностях блокадного Ленинграда — в доме живущей на особом положении семьи учёного, разрабатывающего по заданию правительства биологическое оружие. В доме, не знающем подлинных лишений и ужасов блокады, волею случая оказываются два сторонних человека, и семья вынуждена как-то оправдать собственное благополучие перед их лицом, из чего сплетается классическая комедия положений. Нетривиальный сюжет для новогодней комедии, скажем прямо, но сути и смысла показанного это не меняет ни в малейшей степени.

Фильм даёт возможность как посмеяться (местами реально смешно), так и задуматься над очевидными параллелями с современностью, когда мы все ежедневно слышим о России в осадном положении и при этом видим, как живут те, кто пугает нас новой войной. И вспомнить историю, конечно, перечитав хотя бы «Блокадную этику» и т.п. 

Создателям фильма — поклон за гражданское мужество и хорошую, незамутнённую память.

Константину Кинчеву — 60

Как-то, помню, жестковато обстояло дело в середине восьмидесятых с нравами. Например, за продающийся на Арбате значок с раскрашенной физиономией Кости Кинчева, показывающего рок-н-ролльную козу, в нашем микрорайоне обычно прессовали и заезжали влёт кирзовым сапогом с комментарием: «Ты что, ###, он же @@@ фашист!». Тогда уже было понятно, что с терминами и понятиями в припорошенном чернобыльской пылью совковом зазеркалье что-то явно не то.

Помню в красках осень 1987 года, когда по Москве поползли слухи: вышел в прокат крутой фильм, в котором рок-клубовская тусовка играет саму себя, а верховодит там ТОТ САМЫЙ парень, Костя, о котором столько всего рассказывают и который наш новоявленный Билли Айдол. Всё так и оказалось, и я не помню уж, сколько раз ходил на «Взломщика»: каждый раз песни «Алисы» вызывали в кинозале шторм и ликование, как на реальном концерте. Собственно, сюжет в этом фильме был второстепенен, главным было явление нового Героя. Пластинку «Энергия» выпустили запоздало (и слушалась она уже не как самодостаточное полотно, а как саундтрек к тому самому «Взломщику»). А только что вышедший в 1987-м магнитоальбом «БлокАда» был в Москве под негласным запретом, и мы ездили за этой записью аж в заваленный снегом Красногорск — там с рок-н-роллом ещё с брежневских времён было попроще, но всё равно в списках ателье звукозаписи название «Алиса» не фигурировало. В общем, анонимное искусство как оно есть, глубокий андеграунд. Никакой прессы, кроме набирающей обороты «Звуковой дорожки» МК, никаких трек-листов — и на радио «Юность» песню «Солнце встаёт» ведущие называли «Хранители огня». В программе «600 секунд» на Ленинградском ТВ Александр Невзоров сурово стращал: «Ураган по имени АЛИСА движется в сторону Москвы!» и советовал заранее подсчитывать количество раскуроченных алисоманами вагонов метро. Страшилки про Костю, показно вскрывающего на концертах вены и предстающего в кожаных нацистских плащах, имели место до начала девяностых. А излёт буйных восьмидесятых — провокативная газетная статья «Алиса» с косой чёлкой", вызванный ею широкий резонанс и чересчур затянувшаяся акустическая пауза перед выходом прорывного третьего альбома — «Шестой Лесничий»... Всё через призму скандала и запрета, с фигой в кармане и фингалом под глазом. Сейчас всё это вспоминается с иронией: каким же инфантильным и запуганным было общество по эту, советскую сторону Железного занавеса. Тем сильнее и ярче полыхали песни, ставшие нашими священными гимнами.

Сегодня Константину Кинчеву 60 лет. Это вам не косяк выкурить. Можно вспоминать в причудливых снах, что там и как было пройдено, но за спиной не выжженная земля — там целый лес и бог весть какое переплетенье эмоций и смыслов. Собственно, Костю-поэта, Костю-мага, Костю-художника мы и ценим прежде всего с тех самых, затуманенных пор. И дай ему Бог здоровья и света во мгле.

«АукцЫон» с программой «Чайник вина»: обзор концерта

9 декабря в «Главклубе» угощали изысканным лакомством: великая группа «АУКЦыОН» сыграла от и до свою легендарную программу — «Чайник вина». В качестве полноправной жрицы этого причудливого священнодействия выступила Анна Хвостенко. Посредством неугасающих песен взывали к духам, трубили в трубы и горны, устраивали игры с тенями. Ритуал был соблюдён в полной мере. Олег Гаркуша, как всегда, шаманил, не сбиваясь с ритмического рисунка. На бис — выходили! ЧИТАЙТЕ МОЙ ПОДРОБНЫЙ ОБЗОР.

30-летие «Агаты Кристи»: акт второй

Сходил 2 декабря в «Известия Hall» на концерт ГЛЕБА САМОЙЛОВА «Агата Кристи-30. Тёмная сторона». Полуторачасовое шоу с приглашёнными гостями вполне удалось, прозвучало много хитов и редко исполнявшихся песен из наследия культовой «Агаты Кристи». Приглашаю ознакомиться с подробным обзором этой программы.

15 лет «Сиамским близнецам»

Оказывается, ровно 15 лет назад проросли «Сиамские близнецы». Это золотой период в потусторонней ипостаси Сельского Гуру. Стихотворение прорывное, чувственно-мистическое, полностью создавалось под землёй. Оникс — библейский камень, интересен нам в данном контексте как артефакт Эдемского Сада. Предсмертная маска — это предсмертная маска. Что сказать ещё?.. Из курьёзов в связи с «Близнецами»: на одном сетевом ресурсе безумный аналитик определил: «это стих про девушку, страдающую нарциссизмом с раздвоением личности». Вообще, сейчас я уже не смогу написать такую вещь. Всему своё время.

«СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ»

Хоть предсмертную маску с меня лепи,
Ты и я — это звенья одной цепи.
Два в одном, как сиамские близнецы;
Не смотри — наживёшь рубцы!

Эта сила способна разрушить мир.
Хочешь спать с отражением — кам ту ми!
Растекайся по ониксу серебром,
Но не лги мне, прошу добром.

Если полночь — желанье за хвост лови,
Бей во все зеркала о своей любви,
Но не верь тем, кто скажет, что ты — одна.
Поцелуй себя в губы — на!

Ты сожгла моё сердце. Благая весть.
Это то, что нас держит сейчас и здесь.
Вместо пепла в ладонях — пурпурный лёд...
Отраженье тебе не врёт.

© И.Ш. (под именем Сельский Гуру)

6 декабря 2003 г.

Рисунок — Dabin Lee.

Лучшее российское кино 2002 года: время крысоловов

Друзья, мы продолжаем перепросмотр уходящей эпохи, оставляя в затеянном на этом сайте авторском хит-параде лучшего российского кино ХХI века только проверенные временем и не утратившие актуальности и творческого драйва работы. Сегодня третья глава проекта — 2002 год.

Без сожаления потратил много эмоциональных ресурсов и личного времени на то, чтобы освежить в памяти или, как в случае с успешно прошедшими все барьеры внутреннего скептика фильмами «Кострома» и «Тайная сила», впервые ознакомиться с отечественными киноартефактами 2002-го. Меня вёл вперёд азарт исследователя. Во-первых, должен напомнить: по нашему с вами уговору, сериалы мы в расчёт не берём — чтобы элементарно не увязнуть в теме. В этой связи, просто отмечу факт их качественного подъёма на примере абсолютно добротных проектов «Бригада», «Азазель», «По ту сторону волков» и т.п. Во-вторых, во избежание возможных обвинений в избирательности и ангажированности, отмечу, что не прошли Рубикон такие отрефлексированные в едином потоке фильмы, как, например, «Дом дураков» (А.Кончаловский), «Дневник камикадзе» (Д.Месхиев), «Медвежий поцелуй» (С.Бодров-старший), «Одиночество крови» (Р.Прыгунов), «Звезда» (Н.Лебедев), «Небо. Самолёт. Девушка» (В.Сторожева). «Вовочка» (И.Мужжухин) с участием Юрия Шевчука и «Притяжение» (В.Сериков) с участием Гарика Сукачёва тоже показались, увы, слишком слабыми по общим показателям для включения их в список удач. Не порадовал и квазиартхаус 2002-го: за черту отправлены «Убитые молнией» (Е.Юфит), «Пастух своих коров» (А.Гордон), «Змей» (А.Мурадов). В итоге, список ЛУЧШИХ РОССИЙСКИХ ФИЛЬМОВ 2002 ГОДА по моей версии выглядит следующим образом (порядок — алфавитный):

1. АНТИКИЛЛЕР (Егор Кончаловский)
2. В ДВИЖЕНИИ (Филипп Янковский)
3. ВОЙНА (Алексей Балабанов)
4. КОПЕЙКА (Иван Дыховичный)
5. КОСТРОМА (Валерий Суриков)
6. КУКУШКА (Александр Рогожкин)
7. ЛЮБОВНИК (Валерий Тодоровский)
8. ОЛИГАРХ (Павел Лунгин)
9. СПАРТАК И КАЛАШНИКОВ (Андрей Прошкин)
10. ТАЙНАЯ СИЛА (Марина Казнина)

Исследование продолжается, в следующий раз представлю лучшие фильмы 2003 года. Следите за новостями.

БГ-65

БГ-65. В связи с этой знаменательной датой — весёлая эксклюзивная история. В самом начале девяностых на «Соколе», по соседству с магазином «Спорт», функционировал рок-магазин «О,ДА», в котором продавалась продукция независимого рекорд-лейбла «Эрио». И там, над прилавком, хохмы ради, был выставлен артефакт, именуемый «ШЛЯПА БГ». Обычная с виду шляпа, ничего особенного, но день за днём артефакт напитывался магией внимания посетителей, о Шляпе БГ уже рассказывались легенды и какие-то истории, а со временем и сама Шляпа начала что-то там хрипловато нашёптывать. Нужно отметить, что при рок-магазине функционировала отличная студия звукозаписи под названием «666», музыкальный ассортимент которой мог конкурировать разве что с архивом студии «Колокол» при Рок-лаборатории. Но дело не в ассортименте в данном случае. Однажды, в момент общего благодушия, кто-то попросил продавцов примерить означенную Шляпу. Ребята неосмотрительно пошли навстречу и стали снимать с какого-то там крюка под потолком магический артефакт, и тут артефакт сорвался и мощно брякнулся на прилавок, свалив на пол кучу пластинок и каких-то тетрадок. Посетители магазина и клиенты студии в очереди остолбенели, а венцом всему стало следующее: от стены отклеился студийный рекламный листок с числом «666» и плаааавненько примагнитился к Шляпе. Тут все в смятении переглянулись, а затем...минимум полчаса хохотали без передышки.

35-летие «БРАВО» в «Главклубе»: отчёт

В пятницу 16 ноября побывал в «Главклубе» на 35-летии группы «БРАВО». Полный обзор концерта со всеми его плюсами и минусами читайте в соответствующем разделе. Добро пожаловать!

30-летие «Агаты Кристи»: акт первый

11 ноября съездил в «Крокус Сити Холл» на 30-летие группы «АГАТА КРИСТИ» в версии Вадима Самойлова и его сегодняшних коллег. Многочасовое шоу удалось на славу, делюсь впечатлениями и подробностями. Добро пожаловать!

«Американская история ужасов: Апокалипсис» — рекомендую

Отсмотрели свежайший, восьмой сезон «Американской истории ужасов» буквально за один присест: создатели культовой хоррор-антологии (начавшей, было, чернушно пробуксовывать к сезону «Культ»), как следует собрались и превзошли сами себя по части юмора, сценарного мастерства и актёрской сыгранности. Без дураков. Интеллектуальное пиршество в декорациях ядерной зимы и инфернальных противостояний — давно уже наши семейные вечера не переливались подобными красками, да. «Апокалипсис» (а именно так называется восьмая часть) является кроссовером сезонов «Дом-убийца» и «Шабаш», так что это, друзья, — изощрённый праздник для своих под пение вновь принявшей участие в проекте экс-вокалистки «Fleetwood Mac» Стиви Никс (между нами — практикующей белой ведьмы).

Итак, ядерный Апокалипсис реализован: весь мир в дымящихся руинах, большинство стран (включая Россию) стёрто с лица Земли. Система «Периметр» (она же — «Мёртвая рука») сработала, и к Западному побережью США уже летят отправленные автоматикой ракеты. Самые богатые американцы стремглав стремятся к элитным бункерам, а избранных носителей сильного генетического кода военные отбирают у семей и затаскивают под землю без особых церемоний. Мы наблюдаем за обитателями одного из самых надёжных убежищ — «Outpost 3», и царящими там порядками под руководством двух властных особей женского пола, Вильгемины Венабл (актриса Сара Полсон) и робота-андроида Мириам Мид (актриса Кэти Бэйтс). Однажды в облаке ядерного пепла к воротам бункера подкатывает запряжённая разваливающимися на части вороными конями повозка с золотокудрым красавчиком Майклом Лэнгдоном (молодой австралийский актёр Коди Ферн) — воплотившимся Антихристом с разумом десятилетнего ребёнка. Он и сам не знает, чего хочет от него Отец, и пытается разобраться в собственной миссии, вступая в вынужденное противостояние с прекрасно понимающими ситуацию ведьмами и колдунами, сумевшими загодя подготовиться к Апокалипсису.

Реально, мы уже давно так не смеялись: чего стоит только готовящийся к уничтожению мира Лэнгдон с его подростковыми проблемами и рефлексией, сталкивающийся в предапокалиптическую эпоху с перемолотыми всеобщей толерантностью и эпохой комфорта современными сатанистами, годными, разве что, для кражи ста баксов из кассы офиса или измены жене... Любопытна также сцена с отправкой ведьмы Мэллори в прошлое, чтоб спасти от расстрела «товарисчами» в военной форме семью российского государя Николая II.

Шикарный сценарий, крутая динамика и прекрасное воплощение.

Ставлю знак качества.

«Богемская рапсодия»: постскриптум

Учитывая развернувшуюся в Сети дискуссию по поводу смысла названия песни «Богемская рапсодия» в контексте нашумевшей премьеры одноимённого фильма о жизни и творчестве группы «Queen», хочется внести и свою скромную лепту. «Богемская» («Bohemian») — потому что это подмигивание в сторону «Hungarian Rhapsodies» Ференца Листа. При этом, не столько обыгрывается цыганская тема этнически (а этот момент есть и у «Queen», и у Листа), сколько по смыслу: «цыганская=пёстрая», «цыганская=вольная» (в том же потоке вспоминается ещё «пёстрая банда» из книжки про Шерлока Холмса, правда ведь?). А рапсодия — это прямая смысловая отсылка к античным рапсодам, странствующим исполнителям эпических поэм, которых называли «певцами с жезлом в руке». Именно жезл символизировал право выступать на собрании. Фредди Меркьюри, чьей сценической фишкой с молодости было размахивание разобранной микрофонной стойкой, просто устроил игру в ассоциации. С английским языком это раз плюнуть. Вот и всё объяснение.

Посмотрел «Богемскую рапсодию»

Сходили в кино на «Богемскую рапсодию», вернулись домой в запредельно сентиментальном настроении (размазанные по щекам сопли и жгучие слёзы — если уж говорить откровенно). На душе не по-ноябрьски светлая печаль, а в ушах — бессмертные песни боготворимой с колыбели группы «Queen». Фредди Меркьюри, ну чем измерить неизмеримую любовь к тебе? И чем вычерпать неисчерпаемую тоску?..

Брайан Сингер, автор сверхудачной экранизации «Способного ученика» Стивена Кинга и целой вереницы серий «Людей Икс», создал ИДЕАЛЬНУЮ кинобиографию Фредди Меркьюри для — подчеркну сразу — нестрогого (читай — толерантного) семейного просмотра. Фильм — не для обсуждения, он для полёта наедине с самим собой. И классификация тут принципиально важна, поскольку данный фильм, безусловно, отличается от таких музыкальных байопиков девяностых годов, как «The Doors» Оливера Стоуна или, скажем, «Velvet Goldmine» Тодда Хейнса (не так уж давно упоминавшегося мной на этих страницах в связи с проваленной по всем показателям отечественной картиной «Лето»). Тут — иное направление и иные задачи.

«Богемская рапсодия» — эталонный блокбастер без претензии на экзистенциальный рентген, изощрённое исследование потаённых бездн и всякое такое. Весьма условные декорации эпохи (поскольку эпоху нам предложено прочувствовать изнутри), выхолощенные до глянцевого блеска хрестоматийные факты, максимально сдерживающие эмоции актёры и забавные котики, но главное, великие песни «Queen» — ведь всё здесь прорастает через музыку и во имя музыки. Ещё одна история о внутреннем одиночестве гения — потерявшего путь к самому себе кумира миллионов. И о том, какова истинная цена игры в бога близ запачканного кровью жертвенного алтаря.

В фильме всё настолько грамотно расставлено по местам, что даже не хочется поднимать тему несоответствия фактов, сценарных упрощений и тому подобного. Понятно, что в группу «Smile» Фаррух «Фредди» Булсара пришёл далеко не новичком с дрожащими от волнения руками, а уже уверенным в своих силах артистом, отточившем сценическое и авторское мастерство в ливерпульской группе «Ibex» (которая с подачи Фредди была переименована в «Wreckage») — в частности, именно в составе «Wreckage» певец начал выступать с полуразобранной микрофонной стойкой, что впоследствии стало его фишкой. Понятно, что Меркьюри получил положительный тест на ВИЧ в 1986 году — чуть ли не через год после грандиозного выступления на «Уэмбли» (13 июля 1985 г.). И так далее. Но сцена в коридоре больницы, когда смертельно больной тинейджер узнаёт пытающегося скрыться за тёмными очками Фредди и между ними происходит доводящая до слёз перекличка — шедевральна. Как и многое другое в картине, включая, несомненно, разветвлённую линию личных взаимоотношений и эпическую эмоциональную коду — воссозданный 20-минутный сет на фестивале «Live Aid».

Отличное кино, созданное с любовью и уважением. Безусловно, рекомендую.

P.S. В завершение — пара слов об излишней демонизации образа Пола Прентера, показанного нам главным антагонистом этой истории. Всё-таки, нужно признать, он для Фредди был реальной опорой долгие годы. Что же касается его тёмного вклада и попытки монополизировать Меркьюри в личных целях, этого действительно подлого и исполненного злодейской ревности поступка с публикацией в СМИ компрометирующей информации и частных фотоснимков (порой, кстати, самых безобидных, где Фредди всего лишь сидит в обнимку с друзьями), то сам повод, то есть скандальная размолвка, состоялся позже показанных нам событий, и Прентер понёс от судьбы не менее скорое и безжалостное наказание: он также умер от СПИДа в конце лета 1991-го, опередив лидера «Queen» на несколько месяцев. Такие дела.

«Спящие красавицы» Стивена и Оуэна Кингов: критический взгляд

Итак, давайте разберёмся, что не так с первым совместным романом Стивена Кинга и его 41-летнего (младшего) сына Оуэна «СПЯЩИЕ КРАСАВИЦЫ». Едва открыв это похожее на кирпич подобие «Войны и мира», мы побарываем в себе неминуемое желание подкачать бицепсы и — сталкиваемся с 4-страничным списком всех задействованных в повествовании персонажей (включая лиса обыкновенного): с одной стороны забота о читателе, а с другой — зловещий намёк на предстоящую мешанину имён и толчею характеров. Скажу по секрету — если вы не Фрэнк Дарабонт (а то мало ли), этот список вряд ли понадобится, поскольку сюжетное действие, вопреки ожиданиям, нас ожидает весьма и весьма локальное (об этом скажу пару слов ниже).

У этой книги есть две главные проблемы: излишний объём и вторичность. В послесловии авторы благодарят редакторов за проделанную работу по сокращению изначальных, «гораздо более длинных версий романа» (!), а я бы, пожалуй, пожурил этих ребят за неуместное милосердие к излишкам. В самом деле, таким количеством стрельбы и взрывов не похвастает даже самый лихой боевик Квентина Тарантино — а сюжету «Спящих», что показательно, от этого ни холодно ни жарко. 765 страниц в русском переводе — и, увы, не в коня корм. Что касается вторичности, то нам предложен некий Франкенштейн из «Противостояния», «Зелёной мили» и «Rose Madder» — при этом, означенного монстра хочется как можно быстрее вернуть в базовое, разобранное состояние и попросту перечитать перечисленную кинговскую классику.

Сюжет уместится в абзац: где-то в Австралии женщин всех возрастов начала поражать некая сонная болезнь. Засыпая, женщины с ног до головы покрываются тончайшими коконами, и если попытаться их разбудить, проснувшиеся предстают разъярёнными красноглазыми фуриями-убийцами — пока не раздерут разбудившего в клочья и не заснут снова. Напасть быстро накрыла весь мир, и вот уже загадочный «сонный грипп» получает название «Аврора» — по имени принцессы из диснеевского мультфильма «Спящая красавица». На этой стадии о мире авторы предпочитают забыть, и действие перемещается в окружённые горами Аппалачи (граница США и Канады) и городок Дулинг, в котором находится местная женская тюрьма. Связующим звеном между засыпающими одна за другой женщинами и оставшимися мужчинами является некая Иви Блэк — наделённая сверхъестественными способностями, имеющая власть над людьми и животными и не покрывающаяся коконом ведьма-медиум, наблюдающая из добровольного заточения за сложившейся обстановкой. Дальнейшее повествование рассказывает о том, что ждёт уснувших женщин по ту сторону сна и ставит перед нами вопрос — готовы ли мы жить в мире без противоположного пола, какова цена такой жизни и все ли готовы к обратному воссоединению, если есть шанс устроить ради такого повода нехилую войнушку.

Будь роман в половину короче и насыщеннее, это стало бы литературным событием (креативный потенциал имелся). Но по факту получилось локальное повторение пройденного, ещё и приправленное навязчивой сентиментальностью с модной ныне феминистической подоплёкой («кто, по-вашему, прибирается на полях сражений после того, как заканчивается стрельба?..»). И да, что прикажете делать добросовестному читателю с предложенной концепцией в духе «все мировые катаклизмы начинаются где угодно, но лишь на территории США их ожидает полный и неминуемый звездец»?

...Из-за тотального ба-баха и бдыщ-бдыща в этот раз как-то совсем мало рок-н-ролла. Без рок-н-ролла и Кинг не вполне Кинг. Есть, правда, более чем уместная и остроумная отсылка к творчеству «The 13th Floor Elevators», но всё это какой-то сухой паёк по сравнению с прежним раздольем.

К шедеврам роман не причисляем, одним словом )))

Молитва памяти

Сегодня, 30 октября — День памяти жертв политический репрессий. Побывал на акции «Молитва памяти», проходившей на площади перед станцией метро «Улица 1905 года». Здесь любой желающий мог присоединиться к молитвенному чтению имён погибших в годы советских репрессий и склонить голову в память миллионов уничтоженных сограждан. Привёз домой свечу, чтоб зажечь её в 21.00 в знак памяти и скорби.

Поклон Николаю Караченцову

Пожалуй, для каждого человека моего поколения Николай Петрович Караченцов, покинувший этот мир 26 октября за день до своего 74-летия, — ярчайшая суперзвезда и знаковая персона эпохи. Человек безумной энергетики и открытого драматического темперамента, харизматичнейший актёр и певец, Караченцов смог воплотить и запечатлеть образы, которые даже при желании не сотрёшь из памяти. Перечислять можно долго, для меня ценны буквально все работы. А первостепенна роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось», поскольку данное произведение — больше чем спектакль или акт искусства. Это навсегда засевший в сердце осколок Времени, с которым связано неисчислимое количество эмоций и личных воспоминаний. И, безусловно, незабываемые, поколенческие кинороли Караченцова, сопровождавшие и продолжающие сопровождать жизнь буквально каждого из нас: это и «Старший сын», и «Собака на сене», и «Приключения Электроника», и «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Кровавая надпись», и «Человек с бульвара Капуцинов», и «Криминальный квартет», и многое-многое другое. Низкий поклон большому Артисту — за самоотдачу, за служение, за открытость и мужество. И светлая память.