Agostino Arrivabene: символизм современного средневековья

Итальянскому символисту Агостино Арривабене 51 год, но всматриваясь в его работы, ощущаешь себя в мастерской средневекового живописца-отшельника, скрывающегося от инквизиторов.

Эдвард Мунк и луна

Вы, скорее всего, слышали, что художник Эдвард Мунк всерьёз полагал, что у Земли изначально было две луны, но впоследствии, как ему рассказал за рюмочкой чая друг-писатель, вторая Луна упала в районе Северного полюса, да так там по сю пору и валяется, вросшая в лёд. Так тому и быть, ясен перец. И вот, однажды, Мунк прогуливался по Осло в компании Рольфа Стенерсена и посетовал, что Луна совсем куда-то исчезла, хотя ещё несколько вечеров назад лунное сияние в небе было очень заметно. Когда удивлённый Стенерсен указал Мунку пальцем на мерцавший в небе полумесяц, тот возмутился: КАКАЯ ЖЕ ЭТО ЛУНА, РОЛЬФ? И ЧТО С ВАШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ??? ЛУНА ВЕДЬ — КРУГЛАЯ!

Все работы экзальтированного норвежца, от детских опытов до самых поздних работ — по вот этой ссылке в приведённом материале. И приглядитесь: луна на картинах Мунка всегда исключительно круглая.

«Тошнота». История

Пора рассказывать историю очередного опуса. На филфаке было затруднительно, даже пригнувшись, увернуться от Сартра, он там сквозил из всех форточек; а особенно густо сартровщиной наносило во время московского октябрьского мятежа 1993-го. Помню, мы тогда ходили на занятия с раздражающими обывателей и, частично, преподавателей, траурными ленточками, прикреплёнными к одежде, а в городе пахло кровью и эрегированным оружием. «ТОШНОТА», конечно же, проросла из одноимённой книжки, могу даже предъявить восхитительной силы клок текста, заученный наизусть:

«Я высек Мориса Барреса. Нас было трое солдат, и у одного из нас посередине лица – дыра. Морис Баррес подошел к нам и сказал: «Молодцы» – и каждому дал по букетику фиалок. «А я не знаю, куда его девать», – сказал солдат с дырявым лицом. И тогда Морис Баррес сказал: «Сунь его в дырку в своей голове». «Я суну его тебе в задницу», – ответил солдат. И мы положили Мориса Барреса лицом вниз и стали стаскивать с него штаны. Под штанами у него оказалась кардинальская мантия. Мы задрали мантию, а Морис Баррес стал кричать: «Осторожней! У меня брюки со штрипками». Но мы высекли его до крови и лепестками фиалок выложили на его заду голову Деруледа».

Вспоминая тогдашнее общение с военкоматом и слёзы в глазах деканши («Куда же вы, мальчики, уходите, неужели вы не понимаете, что они вас сразу бросят туда, в этот зловонный котёл?!!»), лишний раз нахожу подтверждение тому, что каждая эпоха имеет неограниченные возможности для того, чтоб найти способ тебя накрыть с головой хоть век спустя. Однажды нашёлся черновик. И ощущение было зафиксировано таким образом:

Помнишь у Сартра
солдата с оплавленной ямой взамен лица?
Он мне явился вчера, говорил невпопад:
«Нам на войне было жизненно необходимо ловить на живца
Злые снаряды. А в чём твоя слава, брат?»

Я был застигнут врасплох. Почему-то пытался ему всучить
Старый военный билет, заскорузлый штамп…
Наспех оделся и только открыл, было, рот, он шепнул: – Молчи!
Твой приговор – в каждом слове. Так мыслит штаб.

Стрелки в часах нарезали уже тридцать третий обратный круг,
Я всё смотрел на него. Он смотрел на меня.
Я протянул к нему руку, как к зеркалу, веки сомкнул – и вдруг
Кожей почувствовал бешеный жар огня.

© И.Шамарин, 6.08.2013 (доработанный черновик).

Несколько строк из «Одиссеи»

Археологи, ведущие раскопки в Греции, обнаружили глиняный черепок с записью нескольких строк «Одиссеи», предположительно, эта находка является старейшим из известных фрагментов гомеровского эпоса, сообщает греческое министерство культуры.

Экспедиция на Олимпии — одном из крупнейших святилищ древней Греции на Пелопоннесе — работала под руководством греческих и немецких учёных. На обнаруженном черепке сохранилось 13 строк из XIV песни «Одиссеи», в которых царь Итаки, уже прибывший на родной остров, обращается к свинопасу Эвмею (интересно, это там, где Одиссей все тринадцать строк вопит благим матом, чтоб Эвмей отогнал уже своих кусачих собак, или байка, которой он грузит свинопаса, по поводу того, как однажды ночью замёрз и, чтобы позаимствовать у одного из воинов плащ, отослал того за подкреплением к Агамемнону?).

Предварительная датировка показывает, что фрагмент относится к III веку нашей эры, эпохе римского владычества над Грецией, и является старейшим из всех известных к настоящему времени, отмечается в коммюнике.

Источник.

Интересная статья в «Дилетанте» на гомеровскую тему.

Футбольные дела

Как там поётся у группы «Крематорий»? — «в детстве я играл в футбол, а когда подрос, стал играть рок-н-ролл. А теперь вдруг понял, что всё это было напрасно»... Что ж, друзья, в отличие от многих здесь присутствующих диванных критиков я имею полное право, как бывший центральный защитник юношеской районной команды, сказать пару безрадостных слов вдогонку вылетевшей из чемпионата сборной России. По упомянутой только что причине я, так или иначе, отслеживаю футбольные дела с 1986 года, хоть и давно уже не полыхаю данной темой.

А скажу следующее: сегодняшний мировой футбол переживает далеко не лучшие времена. Много вы насчитали на нынешнем первенстве «велосипедных» бисиклет (ударов «ножницами» через себя в падении)? Забивает ли кто-нибудь с центра? Много ли наблюдаем игроков, которых хочется одарить словечком «фантазиста»? Ничего этого в современном футболе практически не наблюдается. Мы видим пока ещё: скоростные проходы, редкие трюки из-за спины (это, впрочем, тоже уже уходящее), всё, что связано с игрой на «втором этаже» (главным образом скидки) и — стандарты, исполняемые с тем или иным качественным результатом. Так вот, «переходя к нашим баранам».

Сборную России вывело в ¼ только везение. Это был пик случайностей и возможностей (по большей части, из-за названных выше глобальных моментов), который больше не повторится. Какие нюансы хотелось бы отметить. Вратарю Игорю Владимировичу Акинфееву — 32 года. То есть, к следующему чемпионату вратарь-спаситель придёт уже в 36-летнем возрасте. Это футбольный пенсионер, и в лучшей форме увидеть всенародного спасителя-Акинфеева ожидать не стремитесь (проблема достойного дублёра). Для сравнения, набирающему мощь англичанину Джордану Пикфорду — 24, а у большинства тридцатилетних зарубежных коллег Акинфеева имеется не сравнимый по возможностям командный сервис. Перейдём к защите. То есть, прошу прощения, о чём это я говорю? У нынешней сборной России НЕТ НИКАКОЙ ЗАЩИТЫ. Посмотрите запись любого матча ЧМ-2018 с участием россиян, посмейтесь и поплачьте в этой связи. А что с нападением? О, тут мы сталкиваемся с героем эротических снов всех государственных телекомментаторов, мастером спорта Артёмом Сергеевичем Дзюбой. Все понимающие видят: Дзюба ведёт игру очень грязно, выполняя буквально нырок за нырком. Не самый лучший пример добросовестного спортсмена, скажу так. Заметьте: как только Дзюбу отправляют на скамейку запасных, игра у россиян начинает идти слаженнее, выскальзывая из рваной и коверкающей ход матча эмоциональной сферы. Всё ровным счётом выглядит не так, если с поля уходят Криштиану Роналду, «ураган» Гарри Кейн или «атомная блоха» Лионель Месси. Хотя, справедливости ради: в матче с Хорватией Дзюбу НЕ НУЖНО БЫЛО убирать с поля по чисто психологическим причинам. Это была ошибка, которая, в том числе, привела к надлому и драме в запоротой серии пенальти.

Намеренно не перехожу к обозрению общей тактики, поскольку не хочется говорить дурное в адрес главного тренера Станислава Саламовича Черчесова. Всё-таки, я вечный спартаковец, и хулить бывшего дублёра Рината Дасаева не с руки. Эти дядьки были для нас футбольными богами в юности, и авторитет ещё отнюдь не растрачен. Но скажу одну вещь по иному поводу: работать с трибунами ВЗРОСЛЫХ болельщиков чемпионата мира или с журналистами на прессухах, как пионервожатый работает с несмышлёными школьниками — не комильфо. Вот не комильфо. Представим, допустим, Гарета Саутгейта в этой роли? Нет картинки перед глазами, поскольку это — невозможно и курьёзно.

Подытожим. Наша сборная на этом чемпионате была не безнадёжна. Соблазна «запереться в автобусе» избежать удалось, играли на зрелище. Но этим и поплатились, поскольку рано почувствовали себя небожителями в лёгкой таблице мундиаля-2018. Нужно полностью менять защитников, перековывать без устали ныряющего Дзюбу в техничного, а не провокационного спортсмена, искать нового молодого вратаря. И законодательно запретить телекомментаторам госканалов практиковать фраерское шапкозакидательство. Впрочем, как говаривал в моём детстве Николай Николаевич Озеров, это уже «технические неполадки вне территории СССР». Но о политике и о социальном факторе в современном спорте можно поговорить особо. Не сегодня.

Daniel Richter: крутой немецкий экспрессионизм

Немецкий художник-экспрессионист Дэниэль Рихтер родился в 1962 году и является продолжателем традиций Эдварда Мунка и Джеймса Энсора. Горячо рекомендую вам его удивительные работы, друзья.

Новости о сайте

Три отличные новости технического характера:

1) Применён вкусный плагин «Quotes Collection», благодаря которому в правом верхнем углу каждой страницы (кроме Главной) появилась постоянно функционирующая рубрика «Случайная цитата». Теперь можно устраивать гадание на многочисленных фрагментах моих стихов 1988—2018 гг. (тридцать, мазафака, лет беспрерывного шахтёрского труда!) Чем же таким новый плагин отличается от того, что был в 2013 году, а затем исчез? Смешная история! Изначально Олеся нашла плагин случайного цитирования на каком-то библейском сайте (а чего ж не на каком другом, спросите вы, так ведь других и не было!) Фишкой того плагина, ясен перец, был шаблон: КНИГА-ГЛАВА-СТИХ, то есть, шаблон именно библейской цитаты. Так и глючил около года этот самый плагин с непременным — загадочным для всех — двоеточием и тире под цитатой, хе-хе. Сейчас мы решили добавить моим поэтическим цитатам... светскости.

2) Устранены неполадки с плагином комментариев к статьям. Форма для комментирования, на самом деле, имела место изначально, но была однажды отключена из-за небывалого наплыва спама. А затем мы об этом деле забыли. Посмотрим, чем аукнется возвращение открытой формы для отзывов.

3) И, наконец, исправлены абсолютно все баги с маркированными списками в разделе «Стихи». Как-то у нас там всё разъехалось, и всё не доходили руки навести порядок. Теперь всё выглядит как было задумано.

Такие, вот, пока новости. Добро пожаловать!

Все тексты «Каземата»

Отдельная страница сайта отведена полному корпусу текстов песен, составлявших репертуар московской группы «Каземат», созданной Игорем Шамариным в марте 1996 года. Тексты представлены в алфавитном порядке. Данные песни стали ключевой основой трёх официальных программ группы: «Горькая трава» (1996), «Религия тишины» (1998) и «Театр бродячих душ» (1999).

Мысли после фильма «Лето»

В 1998 году на Каннском фестивале независимый американский режиссёр Тодд Хейнс представил фильм «Velvet Goldmine» («Бархатная золотая жила»), в котором молодой британский журналист, расследуя странное исчезновение идола глэм-рока Брайана Слэйда (в бисексуальном образе которого зрители и критики без труда узнали Дэвида Боуи в исполнении Джонатана Рис-Майерса), погружается в весьма...разносторонние (скажем так) воспоминания и пронизанную наркотическим дурманом атмосферу глэмовых 1970-х.

Из круга приближённых к Слэйду одержимых шаманской энергией рок-чуваков, внезапно оттеняя (и да, оттесняя) молодую жену Слэйда, особо выделяется персона Курта Уайльда (ярко представленный актёром Юэном Макгрегором образ неистового Игги Попа), а в мелькающем окружении главных героев зрители смогли узнать целый сонм культовых рок-персон: вот Рэй Дорсет с неизменными бакенбардами, вот слившаяся в одно целое с неебически крутой басухой Сюзи Кватро, вот Элтон Джон в цветных очёчках, вот худощавый Ронни Вуд в элегантном шейном платке, вот седогривый Энди Уорхолл. Фильм — о музыкантах, и была нужна музыка, много музыки. Без проблем удалось задействовать наследие погибшего в 1977 году Марка Болана, группа «Slade» пошла навстречу и предоставила пару-тройку своих суперхитов. Но — внезапно возникло конфликтное недопонимание с реальной ключевой фигурой, Дэвидом Боуи, наотрез отказавшимся от того, чтоб — в картине о глэм-роке семидесятых! — звучали — какие-либо — его — песни — и — фигурировал — он — сам. Боуи сверкал постоянно меняющими цвет глазами, Боуи хмурил брови, Боуи рвал и метал, называя фильм ГРЯЗНЫМ ПАСКВИЛЕМ, порочащим его как артиста и как личность. Пришлось создателям фильма выкручиваться, фактически сочинив заново репертуар альтернативного Боуи (!), придумав новые оригинальные образы, визуализировав их клипами в манере Боуи и т.п. В итоге на фестивале в Каннах, а позже зрителям всего мира был представлен фильм, предлагающий творческое осмысление означенной эпохи в контексте (что важно) переходящей через всю ткань произведения связующей детали — некоей исторической тени Оскара Уайльда и его материальным обозначением в виде переходящего магического камня. Усилила эффект интересная, хотя и набившая оскомину находка: вмонтированный в канву особый видеоряд — что называется, для погружения в тему.

В этом освещении фильм предстал не банальным байопиком о яркой рок-молодёжи в сложных экономических условиях и в окружении бесцветной массы городских обывателей (обыватели, кстати, показаны в фильме замечательно, взять хотя бы рассерженных тёток, которых расталкивают бегущие по улице фанатки, или некоего мужика-скептика с поджатыми губами, восклицающего в камеру: «КАКАЯ, Б-Ь, МЕРЗОСТЬ!») и не проходным мюзиклом с ловко подвёрстанным под шумиху саундтреком, нашпигованным нетленными шлягерами (хотя таковой тоже имел место, где аутентичные записи соседствовали с актёрскими кавер-версиями). Фильм показал своих героев изнутри и — в преломлении времени.

У нас, кстати, тоже были попытки осмыслить эпоху, яркий пример чему — культовый фильм «АССА», с его авангардными приёмами (реплики и примечания по ходу, элементы хэппенинга, мешанина жанров), изысканными (а порой — грубоватыми) оммажами, забавными поколенческими противопоставлениями, какими-то там героями и антигероями и даже всякого рода новаторством в виде вставных клипов, этих многосерийных «снов мальчика Бананана». Но герои уходят слишком быстро — потому что им нужно остаться героями. Спустя 30 лет после выхода «АССы» уже и не сыщешь у нас талантливых творцов. И если раньше сами творцы что-то сажали (к примеру, дерево, ну, или хотя бы алюминиевые огурцы), то нынче расклад иной — сажают потихоньку уже самих творцов. Чего ж удивляться, что на будущее — такой худой задел, а прошлое — настолько бескрылое, одноцветное и несущественное. Постоянно чешутся руки что-то там перекроить, перекрасить, оптимизировать под свои нужды. И — скоммуниздить какую-нибудь весёлую идейку. А суровый седой дядька с удостоверением в кармане неуклонно бредёт сквозь времена и запирает, запирает, запирает решётки и ворота. Напряжённо поглядывает сюда из монохромной мглы. И свет не свет, и мрак не мрак. И молодёжная группа «Звери» просто и доступно объясняет на пальцах, что если в восьмидесятые не было хлеба — чего ж не взяли и не додумались тогда есть пирожные.

«Засада». История

История «ЗАСАДЫ», включённой впоследствии в «Московскую потустороннюю трилогию», такова. В мае 2011-го я плавно переходил от «Путешествия в Икстлан» к «Сказкам о Силе» и, волею случая оказавшись в окрестностях ВВЦ, увидел зебру, нарисованную цветным мелом на асфальте. Сила притяжения этой зебры оказалась такова, что я дважды (!) к ней возвращался, уйдя уже достаточно далеко — чтоб получше рассмотреть. В воздухе в том месте буквально было разлито какое-то «вытягивающее» ощущение, очень редкое и опасное. В общем, мне удалось как-то потихоньку, по краю, уйти, и уже на следующий день зебра перекочевала в новое стихотворение. К августу того же года «Засада» обросла ещё двумя текстами, став центральной частью трилогии (включающей ещё «Полёт» и «Вечность»), и была издана в концептуальном бумажном сборнике издательской серии «Современная литература в Интернете». Было приятно. В заключение хотелось бы поделиться результатами новых научных исследований зрения хищников: львы и гиены совсем не различают полос на зебрах, что отвергает устоявшуюся версию о камуфляже. Учёные приходят к выводу, что чёрно-белая окраска (в отличие от одноцветной) служит зебрам для лучшего охлаждения к условиях постоянной жары. Почему же тогда не все обитатели саванны полосатые, зададите вы резонный вопрос? Суть — в несовершенстве пищеварительной системы зебр, из-за чего они вынуждены больше есть и, соответственно, дольше находиться на солнце. А вот и стихотворение «Засада»:

Небо майское в плотной вате.
Дождь – в пути. Но ещё пока
Нарисована на асфальте
На задворках «ВДНХ»

Колоссальных размеров зебра.
В ярких отблесках от копыт –
Взглядом тающим, иноземно
С тротуара на мир глядит.

Здесь дорогам лицо меняли.
Прикипела, как тень к кусту!
Всяк, касаясь её ступнями,
Спотыкается на лету.

Вековечной, щемящей грустью,
Полосатой верна судьбе.
В душу вцепится – не отпустит,
С полдороги вернёт к себе!

Ты из тех, кто на зов вернётся –
Нарушитель земных границ.
И студёное лопнет солнце,
И качнётся куда-то вниз.

Безразлична к любой погоде,
Зебра – хитрый манок. Держись!
Здесь, на втоптанных в плач угодьях,
Испокон отбирают жизнь.

Здесь загонщик, псоглавый мальчик,
В лабиринте пустых дворов
Красным мелом ладонь испачкав,
Ждёт в засаде. Рисует кровь.

© И.Шамарин, 5.05.2011.

Эрик Ру-Фонтейн: театр снов

Эрик Ру-Фонтейн (Eric Roux-Fountaine) использует для создания своих картин акрил и мраморный порошок. Такое необычное сочетание материалов позволяет художнику достигать тот самый натуральный объём и глубину цветов плавно перетекающих из одного в другой. Его творчество состоит из ускользающих моментов, которые живут лишь мгновение во снах и сновидениях, но стоит лишь открыть глаза, как картинка тут же исчезает, оставляя после себя смазанный след: «Я создаю театр. Театр, состоящий из отрывков и воспоминаний, где люди – актёры, безупречно играющие отведённые им роли. Вокруг них вращается мир, так похожий на карусель, на которой они катаются и в это самое время где-то на сцене разворачивается представление с птицами и Луной на фоне чёрного неба».

«Учебник двуличия». История

«УЧЕБНИК ДВУЛИЧИЯ» был написан после прослушивания диска Джими Хендрикса «Axis: Bold As Love». Это было 6 августа 2013 года. День бесконечного творческого путешествия — просто выложил перед собой стопку недописанных за несколько месяцев черновиков и доработал их одним заходом. У реки Амазонки на глубине 4 тысяч метров есть текущая с запада на восток река-двойник, Хамза. Протяжённость реки-невидимки, впадающей в Атлантический океан, фактически равна протяжённости самой Амазонки, а скорость Хамзы — всего несколько метров в год (ледники двигаются быстрее), что существенно затрудняет наблюдение за ней. Собственно, размышления над этим причудливым родственным природным феноменом под музыку Хендрикса и привели к рождению из тлена черновиков следующей зарисовки.

«УЧЕБНИК ДВУЛИЧИЯ»

Тебя морочит жуткая интрига:
Там, под мостом, река. А по течению
Раскрытой настежь проплывает книга,
Дно озаряя розовым свечением.

Ты тянешь шею вбок: ещё немножко,
И кажется – загадку разгадать пора,
Но вниз лицом повёрнута обложка:
Не видно ни названия, ни автора.

Прошли века… В реке резвятся рыбки.
Ты сгинул, но осталось отражение:
Твоя святая, детская улыбка
С оскалом – при малейшем приближении.

© И.Шамарин, 6.08.2013

Посмотрел «Патрика Мелроуза»

Вот и я нашёл время ознакомиться с самым резонансным и режущим ножом по стеклу кинопроектом сезона, готов поделиться экспресс-мнением. Скажу сразу, ни одного романа Эдварда Сент-Обина я не читал (зато, к примеру, могу пересказать всего Достоевского, и то хлеб), поэтому буду вести речь исключительно о 5-серийной киноадаптации «Патрика Мелроуза» (каждый эпизод снят по отдельной книге этого биографического цикла и переносит нас в другой временной отрезок, не всегда расположенный хронологически). 

Итак, для визуальной реализации самой что ни на есть классической британской драмы, насквозь пронизанной чёрным юмором, режиссёр Эдвард Бергер собрал умопомрачительный актёрский состав: Бенедикт Камбербэтч, Хьюго Уивинг, Дженнифер Джейсон Ли, Анна Маделей — благодаря высококлассной игре всех этих мастеров мы наблюдаем за изломанной жизнью главного героя, Патрика Мелроуза. Он выходец из древнего аристократического рода, на всех скоростях летящий в экзистенциальную пропасть: наркотики, алкоголь, спонтанные связи, и снова — груда наркотиков. А там, за мрачной ширмой, в эпицентре внутреннего ада — нескончаемые детские воспоминания о насилии со стороны отца-деспота при попустительстве и безволии матери. Нам показана психологическая трансформация и борьба личности в развёрнутой панораме, с лохматых шестидесятых по 2005 год. Без внешней шелухи и лоска — неприпудренное, осоловелое лицо деградирующей аристократии высшего света, когда цена денег в одночасье приобретает свойство листьев на осеннем ветру, а семейные корни могут стать причиной травм, несовместимых с жизнью. И так философски навязчив символизм распахнутого настежь окна — то ли для глотка свежего воздуха, то ли для фатального прыжка. 

Обрушиваясь бессильным гневом на весь грёбаный мир. Играя в футбол урной с прахом отца. Высматривая в глазах насупленных детей тени неизгнанных фамильных демонов. Наклонившись к шепчущей что-то матери, разбитой инсультом. «- Сынок, послушай, я хочу, чтоб ты убил меня. — Я бы с удовольствием исполнил твоё пожелание, мам, но — это незаконно». 

Но чёрт возьми, какой у этой невесёлой и, в общем, заурядной истории прекрасный финал. И да, в сюжетной канве имеет место точная и вполне сравнимая с глубоким колодцем рифма — с великим романом мистера Стивена Кинга «Долорес Клейборн». Кто-то готов родиться, кто-то отправился в печь, а старый-добрый колодец с чёрным космосом на дне — на своём месте.

«Живущий внутри горы». История

Продолжая ретроспективный поэтический обзор, обратимся к «Живущему внутри горы». Эта масштабная сюжетная история была материализована 9 декабря 2012 года, в один и тот же день с работой над не менее программными стихами «Котёл», «Чёрный список» и «Кузнечик». Текст этот получился абсолютно в духе Сельского Гуру, моей первой поэтической ипостаси в Интернете. А в общем, сказать о «Живущем» больше того, что в нём заложено, особенно нечего — разве что стоит иметь в виду, что написана эта вещь была в процессе ознакомления с прекрасным романом английского писателя Дэвида Митчелла «Облачный атлас».

«ЖИВУЩИЙ ВНУТРИ ГОРЫ»

Мы были детьми. Мы скандально себя вели:
Стреляли по птицам, кидали навоз в костры.
Мы знали закон: малышне разрешил шалить
Святой Лучезарий, живущий внутри горы.

Об этом святом лишь немой не слагал легенд.
Все песни, все сказки, – он главный их был герой.
И вот мы стоим – пальцы собраны в кулаке –
Пять взрослых мужчин пред мифической той горой.

Давно обезлюдел наш Богом забытый край.
Дома заросли паутиной, сады – репьём.
И способ спасенья от диких звериных стай –
Бежать со всех ног. Или обзавестись ружьём.

Нас пятеро – тех, что пришли получить ответ,
Увидеть своими глазами источник грёз.
Пройдя лабиринтом пещер, мы узреем свет!
Нас встретит святой Лучезарий, седой колосс.

Мы праведно жили – мы брали с Него пример.
Мы ели без соли, постами смиряли плоть.
Мы вскоре предстанем, свободные от химер,
Пред светочем нашим. Он даст нам любви щепоть!

…Их, мёртвых, нашли – каждый был с фонарём на лбу.
А поодаль, древние веки сомкнув свои,
Какой-то уродливый карлик лежал в гробу,
Сжимая в когтях то ли шар, то ли глаз змеи.

© И.Шамарин, 9.12.2012

Анастасия Рахлина R.I.P

2 июня покинула этот мир Анастасия Рахлина...

Уникальную запись большого интервью с Настей (2005 год) можно посмотреть ПО ССЫЛКЕ.

Сходил на концерт Оззи Осборна 1.06.2018

1 июня 2018 года в «Олимпийском» с «прощальным концертом» выступил 69-летний британский рок-музыкант Оззи Осборн, один из отцов жанра heavy metal. Я побывал на этом шоу и делюсь своими впечатлениями обо всём увиденном и услышанном. Добро пожаловать, друзья!

Шедевры поздней готики: «Фантастический алфавит»

О Мастере E. S., создателе «Фантастического алфавита», практически ничего не известно. Это обстоятельство не мешает специалистам называть его наиболее значительным гравером поздней готики. На некоторых оттисках в подписи сохранились буквы «Е.S. », поэтому за художником закрепилось имя «Мастер Е.S. ». Стилистические особенности работ немецкого графика позволяют предположить, что он активно работал в середине XV века на землях Верхнего Рейна и на севере Швейцарии. Исследователи полагают, что вскоре после окончания работы над алфавитом художник умер. Творческая жизнь мастера определяется годами его активности — 1450−1467 гг. Насыщенные, искусные композиции Мастера Е.S. дали мощнейший импульс для развития скульптуры по обе стороны Альп. Художник также совершил революцию в технике гравюры на меди. Благодаря особенной параллельной штриховке он научился моделировать тени и пластику, а также мог создать изумительный «бархатистый» эффект в печатном оттиске.

Посмотрел сериал «The Terror»

В 2014 году у берегов Канады был обнаружен остов давным-давно пропавшего корабля «Эребус», а в 2016-м — сохранившийся почти в идеальном состоянии затонувший «Террор». Так на физическом уровне завершилась печально известная полярная экспедиция английского исследователя Джона Франклина, начавшаяся в 1845 году и о судьбе которой с 1850 года ничего существенного не было известно. Дэн Симмонс, американский писатель-фантаст, представил в 2007 году свою версию событий, мастерски приправив повествование неоготическим колоритом, а весной 2018 года увидела свет 10-серийная экранизация этой истории (с альтернативной относительно романа концовкой). С экранизацией я и ознакомился на текущей неделе.

Сериал понравился, несмотря на некоторую затянутость и игру в обманутые ожидания в его первой половине. Превосходная актёрская вживаемость, леденящая кровь (в прямом смысле) атмосфера, цепкий сплав мистики и реальности. Корабли «Эребус» и «Террор» застревают во льдах, и их команды вынуждены дожидаться весны, не прекращая при этом поисков арктического прохода. Ничего хорошего из этого не получается, поскольку свинцовые банки с телятиной являются доводящими до безумия биологическими бомбами, а в окрестностях обитает некая маскирующаяся под огромного белого медведя зверюга с человечьим лицом, находящая общий язык (SIC!) разве что с отдельными местными эскимосами. Люди сходят с ума, пытаясь отгородиться от мрака декорациями «Маски Красной смерти», из них наружу вылазит не только всякая зараза, но и всякое нравственно-скверное. В противостоянии капитана Крозье и арктического монстра Туунбака — явная рифма с «Моби Диком» Мелвилла, да и в целом много расходящихся смысловых тропинок — можно о разном поразмышлять.

Много психологизма, в определённый момент ловко перекрывающего ужас перед непознанным чудовищем иным ужасом, творящимся внутри самих моряков, затерянных среди ледяной пустыни. Хочется отметить важную для экранизаций такого рода книг подачу в духе «старой школы»: тут и грязь это грязь, и раны это раны, и болячки это болячки, и отрезанные конечности — они самые, крупным планом. Самое удивительное, как выпукло и точно нам показывается происходящее на незримом, духовном плане: это к упомянутой уже мной актёрской игре, достигающей в данном случае вершин театрального искусства (диалоги, полувзгляды, жесты). Этой неоготике — веришь, этим драматизмом — проникаешься.

Хорошее и приглашающее к размышлениям кино.

Читайте также о том, как были найдены корабли «Террор» и «Эребус».

Архив культпоходов: музей «Билет в СССР»

Рубрика «Архив культпоходов» пополнена материалом о посещении в июне 2017 года музея «Билет в СССР», который до недавнего времени располагался на территории парка «Сокольники». Ныне музей покинул парк — тем ценнее воспоминание об этой экспозиции, оставившей неоднозначные впечатления. По иронии судьбы, на входных билетах была проставлена устаревшая на целый год дата, так что это было настоящее путешествие в прошлое. Не пропустите уникальный фотоотчёт!

Александра Валишевска: дарк-арт и психоделика

Александра Валишевска — моя ровесница, живёт в Варшаве. Автор потрясающих, магнетических работ на грани дарк-арта и психоделики. Предлагаю путешествие по мрачному лесу её безграничной фантазии.

Концерты Игоря Шамарина

На сайте в полном объёме опубликован блок архивных материалов, рассказывающих о самых знаковых и значимых сольных концертах и фестивальных выступлениях Игоря Шамарина — начиная с презентации книги «Шифры и тексты» в культурном центре «Белые облака» (2006) по сегодняшний день. Все статьи снабжены оригинальными афишами мероприятий, сет-листами, уникальными фотоотчётами и другими лакомствами. Добро пожаловать в соответствующий сегмент, друзья!

О книге Б.Акунина «Не прощаюсь»

Дочитал «Не прощаюсь» — 16-й по счёту том, теперь уже точно завершающий казавшийся нескончаемым цикл о приключениях Эраста Фандорина. Что ж, Борис Акунин явно с облегчением подводит черту под эпопеей, не изменяя себе ни на секунду в излюбленном стилизаторстве. В этом году исполняется ровно двадцать лет первой книге цикла, имеющей в России название «Азазель», а в англоязычном мире — «Winter Queen». И автор — кажется, вынужденно — отдаёт этому юбилею дань, накрепко закольцовывая первую и последнюю книги роковым мельканием обречённых на гибель мальчиков в синих мундирчиках. Акунинские мальчики.

Планка давно на одинаковой высоте. Ладно скроенная беллетристика: всё тут на грани альтернативной истории и, преимущественно, раннего Аркадия Гайдара. Читателя ждут пылающие декорации России 1918 года и прошитые пулемётными очередями реалии Гражданской войны, а также взятые напрокат у сэра Артура Конан-Дойля фальшивая голова глав.героя и стреляющие парализующими иглами азиатские трубки, плюс к этому очень сильный вставной эпизод, тематически отсылающий (БДЫЩЩЩ! НА 397-й СТРАНИЦЕ У МЕНЯ РЕАЛЬНО СНЕСЛО БАШНЮ!) к аксёновскому «Острову Крым». Сам Фандорин в его 62 года (в романе «Азазель», как мы помним, ему было 20) чуть было не избавляется от фирменного заикания и, судя по всему, с каких-то пор изжил манеру нумеровать факты — в остальном это всё тот же, хм... бумажный герой. Да, все мы давно знаем, и финальная история не стала исключением: главным и любимым акунинским героем этого цикла является японец Маса — неизменно сопровождаемый реально живыми, трогательными и уморительно комичными сценами фандоринский спутник-камердинер. Вот ради него всё и сочинялось, без сомнения.

По-супергеройски, с переодеваниями и блефом, летая над схваткой меж красных, белых, зелёных, коричневых и т.п. , наши герои гораздо больше стреляют, чем расследуют, и совсем почти уже не рефлексируют, как бывало, над судьбой этой хмурой страны, склоняясь к более резонному выбору между жизнью в Швейцарии и Японии. Мелькают: прорисованный с явной авторской симпатией Деникин, неуловимый призрак батьки Махно и поскрипывающие на виселице, установленной посреди Красной площади...ладно, братцы, спойлеров не будет.

И дальше уже — всё. Без Эраста Фандорина.

P.S. Бумажные версии имеют богатый иллюстративный материал, чем выгодно отличаются от цифровых. Единственный критический момент: портреты многих героев художник Сакуров будто бы срисовывает с наших современных топовых актёров. Ну, есть такое ощущение. Ранние тексты цикла, особенно «Азазель», «Турецкий гамбит» — ну просто шедеврально, весьма приятно душе, далее — уже выборочно, типа сборника «Нефритовые чётки» или даже вконец перестилизованной «Планета Вода». Финальные книги написаны с каким-то рафинированным, что ли, подходом — тут уже холодный разум преобладает над сердцем. И всё-таки, Акунин стабильно хорош. Наш мужик.

Новый выстрел Арт-снайпера

Друзья, давненько мы не исследовали мир странных и необычных артефактов классического изобразительного искусства. На этот раз в коллекции Арт-снайпера — сводящая людей с ума картина Эдвина Ландсира «Человек предполагает, а Бог располагает». Давайте-ка её рассмотрим и немного поразмышляем о бренности бытия.

 

Первый стих 2018 года

Представляю вам своё первое стихотворение этого года, 

иллюстрируя его гравюрой Поля Гюстава Доре!

«ЗАТЕРЯННЫЙ ВО ЛЬДАХ»

Ты скажешь небу: «Больше никогда!»
И, пригубив вина, добавишь хмуро:
«Я парусник, затерянный во льдах,
И вот – моя портретная гравюра».

И сей же миг на облачных весах
Качнутся в неподвижной амальгаме
Промёрзший такелаж и паруса,
Поросшие осклизлыми шипами.

И нечто ухнет, чем-то шевеля,
И в полумгле проступит на мгновенье
Безумная улыбка корабля,
Похожая на цепь без тыщи звеньев:

Я сны твои использую, как ключ!
Всё обесценю, поменяв местами,
И иней в венах будет так колюч,
Что Южный полюс Африкой предстанет.

Ты к буквам-мачтам будто тень прирос.
Копаешься в словах, как лекарь в ране.
Так знай: опять повержен альбатрос,
Что верный путь указывал в тумане.

До дрожи изучив двуногих вас,
Я не смеюсь давно, я только плачу!
Всевидящее сердце, как алмаз,
За снежными шпангоутами прячу.

Живи. Но за нарушенный покой
Ты должен ночь за ночью в лунном свете
Закрыв лицо морщинистой рукой,
Утюжить волны прожитых столетий.

© И.Шамарин, 3 мая 2018 г.

Музыка Древней Греции

Культура Древней Греции неразрывно связана с музыкой. Известно, что ещё с 750 г. до н. э. по 400 г. до н. э. греки слагали песни, которые исполнялись под звуки лиры, сопилок и различных ударных инструментов. Прошло более 2000 лет, и современные учёные придумали, как восстановить и проанализировать древние музыкальные произведения со стопроцентной точностью (по их утверждению).

Посмотрел «Downsizing» Александра Пэйна

После просмотра «Downsizing» Александра Пэйна задумался: а что мешает русским кинематографистам снимать подобные фильмы? И сразу, на ассоциативной волне с «Пищей богов» Уэллса, не без влияния которой, несомненно, был создан сценарий «Уменьшения», возник ответ: мешает-то, как раз, то самое, непобедимое, пигмейство. Проблема социального неравенства? Нет-нет, мы нынче не размышляем над этим, у нас и столетие революции постарались как можно громче замолчать, зачем лишний раз будоражить умы подобным сумбуром? Ну, а в большом мире эта тема, как мы видим, актуальности не теряет. Пэйн снял нечто жанрово неуловимое на грани сатиры и фантастической драмы, при этом элементы и того, и другого как бы размыты, понимай как хочешь.

Фабула: норвежские учёные научились существенно уменьшать людей, и часть человечества прошла через уменьшение ради такого вот благородного гражданского акта решения проблемы перенаселения (на самом деле, всё было задумано ради сохранения лишь горстки избранных в недрах скалистых фьордов — перед лицом нависшей и фатальной для планеты экологической катастрофы). Скромный доктор Пол Сафранек, которого играет Мэтт Дэймон, из-за жизненных неурядиц приходит к единственно возможному для себя и своей жены варианту — уменьшиться. Но жена в процессе процедуры передумывает и остаётся в мире больших, а Пол уменьшается и поселяется в безмятежном городке Кайфавиле, где его соседом оказывается пронырливый Душан Миркович, которого играет Кристоф Вальц. И жить бы Полу в своё удовольствие, но однажды в его жизнь врывается энергичная вьетнамка Нгок Лан Трэн, работающая на соседа уборщица — её из-за оппозиционных взглядов подвергли на родине принудительному уменьшению, а когда девушка в компании соотечественников пыталась незаконно переправиться в США в коробке из-под телевизора, тяжело изувечили, лишив ноги. Пол благодаря Нгок очень скоро видит мрачную изнанку безмятежной жизни Кайфавиля, а в финале встаёт перед выбором: остаться с Нгок и помогать не особо обласканным жизнью в Прекрасном Новом Мире коротышкам или вместе с избранными величайшими учёными и специалистами скрыться от мировых катаклизмов в глубочайших недрах норвежской скалы.

Бросается в глаза персонажная и даже функциональная схожесть этой одноногой вьетнамской оппозиционерки с героиней нашумевшего несколько лет назад «Облачного атласа», Сонми-451. Такое ощущение, что режиссёр «Уменьшения» как бы развлекается подобной репликой в этом своём блуждании между жанрами. Тут всё, вроде, и всерьёз, и одновременно готово взорваться саркастическим хохотом Кристофа Вальца. Это как в сцене с пробуждением героя Мэтта Дэймона после процедуры уменьшения, когда он первым делом кидается проверить под одеялом, что там с его мужским хозяйством — ложный и, кстати, неслучайный отсыл к комедийности. Всё-таки, это сатирическая фантастика, а не фантастическая драма. Во всяком случае, в данном представлении. Умный, не без назойливости, фильм. Привет из Большого Мира и с той, официальной части Кайфавиля. Нам, сюда, в огороженную шатким забором и пахнущую просроченными лекарствами пристройку.

Посмотрел «Довлатова»

Вот зарекался же смотреть российские фильмы про творческую интеллигенцию, все эти нелепые наши, прости Господи, байопики. Да, у нас порой неплохо снимают про сталинских палачей и воров, НКВД-шников и членов Палитбюро ЦК КПСС. А как возьмутся за «адовы мучения шницелей в треклятом Совке» — всё, сразу свет туши. Потратил, вот, два часа на просмотр щедро разрекламированного в определённых кругах «Довлатова». И таки что я имею вам сказать по итогу? Я потерял улыбку и не знаю, где искать. Это ж надо было снять и выпустить такое фуфло про хорошего дядьку Сергея Донатовича Довлатова.

Все герои в фильме будто глухие, норовят каждую фразу непременно тут же повторить, а каждую нехитрую мысль выразить по нескольку раз за разговор. Разговаривают книжными фразами, кстати, всё равно что читают по бумажке — даже дети. Сами фразы никто не договаривает до конца, с дикцией полный провал (а мы смотрели в качественной High-Definition версии, к слову). Юмор натянутый и какой-то мутный, оскоминный. Актёры — никакие, не знают что и к чему играют.

Режиссёр Герман-младший будто бы пародирует стиль отца в самых поверхостных проявлениях, не спасает даже перекинутый мостик к последнему шедевру АГС — упоминаемые вскользь братья Стругацкие и мелькающий в дверном косяке «саксофон Руматы».

Действие картины — ноябрьская неделя 1971 года, то есть, насколько мы знаем, самое преддверие отъезда писателя в Эстонию, где Довлатов кочегарил в котельной и попутно работал в местных газетах. Показан Донатыч каким-то нелепым увальнем, не умеющим (именно не умеющим, а не не желающим) пойти на малейший компромисс ради собственного же блага, при этом ему позарез нужно официально напечататься и купить дочери дефицитную куклу, а пойти ради этого встать к какому-нибудь станку или к конвейеру той же фабрики игрушек гордость, стало быть, не позволяет. Ленинградская интеллигенция, вообще богема, показана отвратительно, отталкивающе — будто в подтверждение самых анекдотических стереотипов. То же и с простым народом (он, вестимо, исключительно сер и беспросветен), то же и с антуражем времени.

В общем, фильм вышел по-Бродскому: вместо «его глаза, как бирюза» получилось «его глаза, как тормоза». Нисходящая метафора, да.