Сходили в кино на «Богемскую рапсодию», вернулись домой в запредельно сентиментальном настроении (размазанные по щекам сопли и жгучие слёзы — если уж говорить откровенно). На душе не по-ноябрьски светлая печаль, а в ушах — бессмертные песни боготворимой с колыбели группы «Queen». Фредди Меркьюри, ну чем измерить неизмеримую любовь к тебе? И чем вычерпать неисчерпаемую тоску?..
Брайан Сингер, автор сверхудачной экранизации «Способного ученика» Стивена Кинга и целой вереницы серий «Людей Икс», создал ИДЕАЛЬНУЮ кинобиографию Фредди Меркьюри для — подчеркну сразу — нестрогого (читай — толерантного) семейного просмотра. Фильм — не для обсуждения, он для полёта наедине с самим собой. И классификация тут принципиально важна, поскольку данный фильм, безусловно, отличается от таких музыкальных байопиков девяностых годов, как «The Doors» Оливера Стоуна или, скажем, «Velvet Goldmine» Тодда Хейнса (не так уж давно упоминавшегося мной на этих страницах в связи с проваленной по всем показателям отечественной картиной «Лето»). Тут — иное направление и иные задачи.
«Богемская рапсодия» — эталонный блокбастер без претензии на экзистенциальный рентген, изощрённое исследование потаённых бездн и всякое такое. Весьма условные декорации эпохи (поскольку эпоху нам предложено прочувствовать изнутри), выхолощенные до глянцевого блеска хрестоматийные факты, максимально сдерживающие эмоции актёры и забавные котики, но главное, великие песни «Queen» — ведь всё здесь прорастает через музыку и во имя музыки. Ещё одна история о внутреннем одиночестве гения — потерявшего путь к самому себе кумира миллионов. И о том, какова истинная цена игры в бога близ запачканного кровью жертвенного алтаря.
В фильме всё настолько грамотно расставлено по местам, что даже не хочется поднимать тему несоответствия фактов, сценарных упрощений и тому подобного. Понятно, что в группу «Smile» Фаррух «Фредди» Булсара пришёл далеко не новичком с дрожащими от волнения руками, а уже уверенным в своих силах артистом, отточившем сценическое и авторское мастерство в ливерпульской группе «Ibex» (которая с подачи Фредди была переименована в «Wreckage») — в частности, именно в составе «Wreckage» певец начал выступать с полуразобранной микрофонной стойкой, что впоследствии стало его фишкой. Понятно, что Меркьюри получил положительный тест на ВИЧ в 1986 году — чуть ли не через год после грандиозного выступления на «Уэмбли» (13 июля 1985 г.). И так далее. Но сцена в коридоре больницы, когда смертельно больной тинейджер узнаёт пытающегося скрыться за тёмными очками Фредди и между ними происходит доводящая до слёз перекличка — шедевральна. Как и многое другое в картине, включая, несомненно, разветвлённую линию личных взаимоотношений и эпическую эмоциональную коду — воссозданный 20-минутный сет на фестивале «Live Aid».
Отличное кино, созданное с любовью и уважением. Безусловно, рекомендую.
P.S. В завершение — пара слов об излишней демонизации образа Пола Прентера, показанного нам главным антагонистом этой истории. Всё-таки, нужно признать, он для Фредди был реальной опорой долгие годы. Что же касается его тёмного вклада и попытки монополизировать Меркьюри в личных целях, этого действительно подлого и исполненного злодейской ревности поступка с публикацией в СМИ компрометирующей информации и частных фотоснимков (порой, кстати, самых безобидных, где Фредди всего лишь сидит в обнимку с друзьями), то сам повод, то есть скандальная размолвка, состоялся позже показанных нам событий, и Прентер понёс от судьбы не менее скорое и безжалостное наказание: он также умер от СПИДа в конце лета 1991-го, опередив лидера «Queen» на несколько месяцев. Такие дела.