«Приключения Электроников» в «Главклубе» (12.01.2019)

Дата концерта: 12 января 2019 года
Место проведения: Москва, клуб «ГлавClub Green Concert»
Артист: группа «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКОВ»
Программа «Звенит январская вьюга»

Полный сет-лист концерта:

1. Расскажи, Снегурочка
2. 33 коровы
3. От улыбки
4. Синий иней
5. Звенит январская вьюга
6. Всё пройдёт
7. Зурбаган
8. Луна-луна
9. Мой адрес – Советский Союз
10. Увезу тебя я в тундру
11. Птица счастья
12. Улыбнитесь, каскадёры
13. Нежность
14. Надежда
15. Полёт на дельтаплане
16. Лесной олень
17. Этот мир придуман не нами
18. Грустная песня Сыроежкина
19. Луч солнца золотого
20. Лондон, прощай
21. Если с другом вышел в путь
22. Непогода
23. Прекрасное далёко
24. Трава у дома
25. Печаль (В.Цой)
26. Потолок ледяной
27. Песня о снежинке

БИС:

28. Что будет, то будет
29. Бременские музыканты

Потратил 500 рублей и в субботу 12 января 2019 г. сходил в «Главклуб» с исследовательской миссией: захотелось воочию увидеть шоу знаменитого кавер-бэнда «Приключения Электроников» в год 20-летия этого коллектива, состоящего из музыкантов московских панк-групп «Червонарутта», «Тараканы!», «Фиги» и «Плед». И в самом деле, столько лет слушать «Электроников» на дисках, при этом лишь греясь воспоминаниями о прямом телеэфире с «Нашествия-2001», когда «Приключения Электроников» (ещё с неподражаемым Дмитрием «Сидом» Спириным в составе) устроили невероятный, пронизанный старым-добрым раздолбайским панк-стёбом, ностальгический праздник — это ли не повод выбраться уже, наконец, на нынешний, постновогодний сольник «П.Э.»?.. Должен признаться, вылазка моя не окрасилась столь радужными эмоциями, на которые я, грешным делом, тайком рассчитывал. В какой-то момент поймал себя на крамольной мысли: а не перепутал ли я клубы и не оказался ли — чур меня, чур! — на слегка модернизированном корпоративном концерте бессмертного ВИА «Самоцветы»? Впрочем, обо всём — по порядку, не умалчивая ни о достоинствах, ни о досадных теневых нюансах всего увиденного и услышанного.

Программу прозорливо назвали «Звенит январская вьюга», и утром 12 числа на Москву реально обрушился снегопад. Вечером в «Главклубе» на «Ленинском проспекте» было многолюдно и семейно: это был первый мой рок-концерт, на котором присутствовало такое большое количество детей и...офисных хомячков (сказано не в обиду офисным хомячкам, просто — констатация факта). Хорошо ухоженные женщины с внешностью генерального директора или главного бухгалтера, оправляя украшения на платьях, в массовом порядке сдавали в гардероб норковые шубы: показательный момент для определения социального состава публики на концерте немолодого панк-ансамбля (отставить иронию!), апеллирующего исключительно к ностальгическим чувствам ценителей «Старых песен о главном». В общем-то, не задалось с самого начала: кому-то пришло в голову, что по-дискотечному бликующий серебряный шар следует эксплуатировать не только во время концерта, но и в ожидании оного: в итоге, до момента появления «Электроников» на сцене (в 20.50, тогда как официальное начало в 20.00), сей раздражающий психоделический эффект изрядно приелся. Попутно публика мощно заправлялась спиртным, с воодушевлением, достойным лучшего применения, опустошая клубный бар. Под ногами принявших на грудь взрослых туда-сюда бегали вездесущие спиногрызы — в такой атмосфере всё проистекало. А дожидались концерта, по традиции «Главклуба», прослушивая диджейский сет. Самыми ударными треками в этот раз прозвучали «Rebel Yell» Билли Айдола и жёсткий альтернативный кавер на «Big in Japan» от «Guano Apes». В 20.40 отработавший своё диджей попрощался с публикой и покинул пост, а через 10 минут в полной темноте на сцене появились музыканты Андрей Шабаев (вокал, гитара, губная гармоника), Олег Иваненко (гитара, вокал), Дарья Давыдова (бас-гитара, вокал) и Сергей Прокофьев (барабаны). На хрупкие плечи Дарьи (помню, она играла ещё в группе «Ульи», сколько же времени уже прошло!) её тяжеловесную басуху аккуратно водрузил галантный техник, а когда сцена озарилась светом и на основном и боковых экранах зажёгся логотип «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКОВ», Андрей Шабаев (представший отнюдь не панком, а деловитым московским хипстером) бодро выкрикнул приветствие: «Добрый вечер, на сцене — самый добрый металлический ансамбль на Земле!». Открыли концерт чётким и слаженным аккордом, исполнив в связи с ещё актуальной праздничной тематикой песню «Расскажи, Снегурочка» из новогодней серии «Ну, погоди!». Отыграв три песни, взяли первый тайм-аут («Электроникам» часто выносят гитары на смену). Во время паузы Андрей, как завзятый аниматор, занялся привычным (судя по всему) взаимодействием с залом: попросил поднять руки тех, кто впервые пришёл на концерт «Приключений Электроников» (таких людей, на удивление, оказалось очень много), напомнил о том, что «Электроникам» исполняется 20 лет, а также озвучил план вечера: «группа будет играть 2 часа, завершим в 22.45, так что, друзья, рассчитывайте силы». Также фронтмен «Электроников» пообещал неофитам приобщение к неким концертным традициям, с которыми чуть позже всех познакомят. Концерт продолжился двумя зимними песнями («Синий иней» и «Звенит январская вьюга»), в процессе исполнения которых музыканты отрепетированными движениями вставали в красивые синхронные позы с гитарами наперевес. Шоу начало набирать обороты, пели попеременно все участники группы, кроме барабанщика.

Новая пауза — это пришло время познакомить зрителей с главной концертной традицией. «Олег в припевах оставит место, а вы будете петь хором — первый припев споют мальчики, а второй — девочки. Только давайте сначала определим очерёдность, кто первый будет петь». Определяли, опять же, голосовым способом, и первый припев песни «Всё пройдёт» был исполнен коллективным мужским басом (поскольку мужиков оказалось в зале явно больше). Далее прозвучал радужный кинохит «Зурбаган», а следом — «Луна-луна» из репертуара Софии Ротару, после чего нас познакомили с традицией №2. Речь зашла о том, что «Приключения Электроников» — ансамбль семейный, и музыканты (которые уже сами родители) ратуют за то, чтоб на их концертах присутствовали дети. После данной подводки была дана отмашка желающим прислать на сцену своих чад — для коллективного исполнения следующей песни. «Друзья, но это не значит, что нужно присылать к нам сюда ползала» — спешно оговорился Шабаев, узрев реальное количество поднимающихся по ступенькам мальчишек и девчонок. В итоге в микрофон было обречённо произнесено: «ХВАТИТ ДЕТЕЙ...», что вызвало в зале саркастический хохот. Изначально, по всей видимости, планировалось дать каждому ребёнку уникальный шанс назвать себя в микрофон, но в конечном итоге попросту ограничились инструкцией по отбиванию ладонями ритма, заданного барабанщиком, и самой возможностью присутствия на сцене с дядями и тётями-музыкантами.

И под какую, вы думаете, песню хлопала в ладоши малышня? Нет, не под «Волшебника-недоучку», не под «Малиновку» и не под те же самые исполненные ранее «33 коровы». Это была песня «Мой адрес — Советский Союз»:

Вы, точки-тире телеграфные,
Ищите на стройках меня.
Сегодня не личное главное,
А сводки рабочего дня.

Это был странный момент шоу — наблюдать всеобщий экстаз и взывание (я бы даже сказал, взвывание) к духу СССР под истовые аплодисменты подвыпивших 30-35-летних родителей и родившихся лет десять-двенадцать назад мальчишек и девчонок, их детей — не имеющих о реалиях СССР ни малейшего представления. В какой-то момент почудились проступающие из темноты декорации Королевства Кривых Зеркал. Пока дети, вовлечённые в странноват(н)ые игры взрослых, спускались со сцены, «Электроники» предложили на следующие концерты приходить с семьями, акцентировав внимание на том, что группа не ездит в туры и изредка выступает лишь в родной Москве и Питере. Из дальнейшего сет-листа можно особо выделить балладу «Нежность», выбивающуюся из общего потока однообразных ритмических трёхминуток не только аранжировкой, но и глубокомысленным текстом. В остальном концерт шёл своим чередом, вовлекая публику в этот заданный ритм — без особых изысков в плане приличных гитарных соло, к примеру. Но дыхание было ровным, темп отработанным — нормальный, деловой и...немного усталый (видно было по глазам) сет. После «Лесного оленя» зрителям было предложено посетить Instagram группы («У всех у вас есть Instagram, правда? Присылайте свои фото нам туда!»), балладу «Луч солнца золотого» Андрей Шабаев традиционно (по его словам) посвятил лишь одному человеку — его жене. Перед исполнением «Песенки друзей» («Если с другом вышел в путь») музыканты рассказали об очередной концертной традиции: «На этой песне у нас принято водить хороводы!». Зажатые в толпе неофиты не вполне были готовы к такому развитию событий, так что традиция порадовала лишь ту часть публики, которая была заранее готова эти самые хороводы водить. Песню «Непогода» из киноленты «Мэри Поппинс, до свидания», кавер-версия на которую издавна исполнялась группой «Тараканы!», анонсировали как трек с готовящейся в обозримом будущем пластинки «Электроников». Возможно, следующая по списку песня, «Прекрасное далёко», не являлась косвенным указателем на реальный срок выпуска означенного релиза. Что касается самой песни из фильма «Гостья из будущего», то она была принята публикой с фантастическим воодушевлением — на иной приём было бы трудно рассчитывать, особенно с таким мощным эмоционально-ностальгическим разогревом. Далее последовал «рок-блок»: хрестоматийная и обросшая тройными смыслами «Трава у дома» из репертуара ВИА «Земляне» и — абсолютно неожиданно — ПОЗИТИВНАЯ (!) версия песни Виктора Цоя «Печаль», что некоторых зрителей, включая автора этого очерка, буквально прибило ледяными гвоздями к полу. Чтобы оценить абсурдность происходившего, нужно вспомнить оригинальное исполнение, после чего представить, как Андрей Шабаев исполнял то же самое с искрящимся лицом и «зовущими», как на советском плакате, жестами:

А вокруг — БЛАГОДАТЬ!
Ни черта не видать.
А вокруг — КРАСОТА!
Не видать ни черта.
И все кричат: УРА!
И все бегут ВПЕРЁД!
И над этим всем
НОВЫЙ ДЕНЬ ВСТАЁТ!

Воистину, нужно иметь особый талант, чтоб так изысканно поменять цоевскую краску горького осмеяния и пронизывающего до костей сарказма, его беспощадную оценку советскому социуму, на безоблачный тон слепого, в данном случае бездумно-"электронного" восторга. Вот уж действительно, так откуда взялась печаль, ведь красота и благодать, ведь бегут же, ведь встаёт?.. В общем, с этого момента позитивное восприятие концерта у меня окончательно развеялось, в душу вкралась досада. Группа исполнила ещё две песни, затем фронтмен поздравил всех с Новым годом и представил коллег, уделив особое внимание барабанщику Сергею Прокофьеву, которого назвал «сердцем нашего маленького оркестра» (сделав тем самым изящную отсылку к творчеству Булата Окуджавы). В 22.35 состоялся дополнительный выход. Олег Иваненко, появившись из-за кулис, с улыбкой обратился к зрителям: «Вы чё здесь, до утра, что ли, собрались?». Получив в ответ единогласное «ДА!», повернул голову к стоящим в кулуарах коллегам по группе и передал: «Окей, они тут до утра собрались!». При этом взревела оставленная невыключенной бас-гитара, прислонённая к комбику, на что Олег эмоционально попросил звукача выключить бас, а затем начал исполнять на гитаре песню "Что будет, то будет" из кинофильма «Человек с бульвара Капуцинов». Вернувшиеся на сцену остальные «Электроники» совместно грянули в коде. В самом финале вечера — популярная у каждого уважающего себя российского панка и панк-рокера песенка Бременских музыкантов («Ничего на свете лучше нету») с ожидаемым фрагментом из «Smoke on the Water». Такой вот концерт, будем ждать обещанную пластинку и верить в нерушимость светлого разума всех путешественников во времени — как нынешних, так и будущих.

Игорь Шамарин — специально для сайта https://igor-shamarin.ru.

Авторы фото, использованных в этом очерке — Alex Skomorox, Анна Григорьева.