Посмотрел «Бегущего по лезвию 2049»

Посмотрев «Бегущего по лезвию 2049», готов поделиться мнением. Был такой анекдот, в котором генсек ЦК КПСС Л.И.Брежнев встречается с отрядом космонавтов и говорит им: «Товарищи космонавты, партия решила, что вы полетите на Солнце!». Космонавты бросились в истерику: «Леонид Ильич, да мы ж на фиг сгорим!», а Брежнев, вскинув бровь, отвечает: «В партии ведь не дураки сидят, ВЫ ПОЛЕТИТЕ НОЧЬЮ!». Вспоминая нелёгкую судьбу первого киношного «Бегущего по лезвию», которого в 1982 году критики и многие примкнувшие к ним американские зрители назвали «Ползущим по лезвию» за проблемы с драйвом (а они там действительно имеют место, и что бы вообще было с фильмом без игры Рутгера Хауэра?), так и представляется предыстория данного, абсолютно, кстати, выигрышного по отношению к базовой картине сиквела, где киногруппе сообщается, что они «полетят на Солнце» (читай — Хэмптон Фанчер много думал, Майкл Грин развешивал на стене разноцветные стикеры с сюжетными линиями, а Дени Вильнёв перед экранизацией мира «Дюны» как раз прикидывал, на чём бы размяться, пересмотрев за обедом творение Ридли Скотта), а что насчёт «сгореть», так никаких нынче рисков, ведь каждому выдадут по экземпляру «Бледного огня» Владимира Набокова. И, знаете, сработало! Они — не сгорели! Фильм получился реально крутой, хоть расширение вселенной «Бегущего по лезвию» и повлекло за собой неизбежный рой смысловых нестыковок — если кто здесь (ау, гурманы НФ!) вообще ещё помнит бумажный первоисточник.

Что ж, вот уже 35 лет, как умер сумасшедший писатель Филип Киндред Дик, сочинивший, в числе прочих крышесносящих романов (советую вам прочитать их ВСЕ) книгу «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», на зыбкой основе которой Ридли Скотт в том же 1982 году снял ставший впоследствии (лишь много лет спустя!) культовым фильм «Бегущий по лезвию». Вы же знаете, наверное, Филип Дик не вполне походил на нас с вами. Внутри него, по его же утверждению, жила тайной жизнью сестра-близнец, которая в реальной жизни умерла из-за халатности родителей в возрасте пяти недель. Филип Дик жадно употреблял ЛСД (к слову, роман с ЛСД возник непосредственно в период работы над «Бегущим по лезвию») и глотал по тысяче таблеток метедрина в неделю. Он был суперпродуктивен, он был экстраинтеллектуален. Он был агентом ФБР, и в числе недругов держал, например, Станислава Лема, которого обвинял в распространении коммунизма в США. Но главной фишкой стала, пожалуй, одержимость писателя видениями с религиозной подоплёкой, содержание которых он вносил в специальный журнал. Чем дальше, тем Дик глубже погружался в эту свою одержимость, и это нужно иметь в виду, когда пытаешься осмыслить киновселенную «Бегущего по лезвию», открытую миру Ридли Скоттом — другим сумасшедшим чуваком с идеей фикс (вы, к примеру, знаете, что мир «Бегущего по лезвию» связан с миром «Чужих»? Теперь знайте!). Новый фильм МОЖНО смотреть, не читая базовой книги, НЕ СТОИТ смотреть, не пересмотрев фильм 1982 года, и СЛЕДУЕТ смотреть, отталкиваясь от конкретных набоковских стихов (иначе из смыслового лабиринта можно и не выскочить):

...Молчала неподвижная аорта,
Биясь, зашло упругое светило,
Кроваво-чёрное ничто взмесило
Систему тел, спряжённых в глуби тел,
Спряжённых в глуби тем, там, в темноте
Спряжённых тоже. Явственно до жути
Передо мной ударила из мути
Фонтана белоснежного струя.
То был поток (мгновенно понял я)
Не наших атомов, и смысл всей сцены
Не нашим был. Ведь разум неизменно
Распознаёт подлог. В осоке — птицу,
В кривом сучке — личинку пяденицы,
А в капюшоне кобры — очерк крыл
Ночницы. Всё же то, что заместил,
Перцептуально, белый мой фонтан,
Мог распознать лишь обитатель стран,
Куда забрёл я на короткий миг.

Итак, после того, как Рик Декард (актёр Харрисон Форд) так и не уяснил для себя, репликант он или живорождённый, хоть его ни за что ни про что спас от падения с крыши белокурый ницшеанский репликант-убийца Рой Батти, перед смертью символично проткнувший себе ладонь гвоздём и выпустивший в небо белого голубя (Роя играл Рутгер Хауэр), Рик забрал Рейчел, в которую влюбился, и скрылся с ней где-то в Канаде. Мало кто знает, как у них всё в итоге сложилось (ну, русские зрители хотя бы знают, что Шон Янг сыграла Айседору Дункан в сериале «Есенин» :) ), но мир с тех пор точно не стал дружелюбнее. После «Пятого элемента» и «Матрицы» настала новая эра кинофантастики. Новый фильм — это прямое продолжение первого «Бегущего по лезвию», повествующее о событиях спустя три десятка лет. Кей, офицер полиции Лос-Анджелеса, пережившего технологическую катастрофу, в процессе выполнения задания по уничтожению неподконтрольных репликантов старой серии сталкивается с тайной, напрямую связанной с ним самим.

Дабы не спойлерить, отмечу лишь самое ценное. Харрисон Форд (не особо мной любимый актёр, надо признаться) сыграл БЕЗУКОРИЗНЕННО. То же хочу отнести к игре Джареда Лето. Остальные — крепкий уровень, провалов нет, но только эти двое — качество высшей лиги. Цитат и пасхалок — ворох, от Библии и «Острова сокровищ» до репертуара Элвиса Пресли и Фрэнка Синатры (все песни вплетены в контекст, что ценно). Как сиквел фильм вообще едва ли не самый лучший среди сиквелов новейшего времени — настолько бережно протянуты ниточки и соблюдены каноны. Зрительный зал во время сеанса заметно оживился, когда на неоновых уличных рекламах заметённой пеплом киберпанковской Америки 2049 года, среди культовых брендов (некоторые не дожили до наших дней) и китайских иероглифов появился русскоязычный логотип «СССР» (намного раньше на теплицах забытой Богом фермы мы увидели надписи «ЦЕЛИНА», что поначалу было воспринято как локализация, но при появлении рекламы «Удовольствия из СССР» стало ясно, что режиссёр и не думал с этим шутить). Каждый понял данный посыл в меру собственных воззрений — как и замысел всей картины в целом. Нас буквально искупали в олдскульной эстетике, при этом не перегрузив мозг научной фантастикой. Всё в меру, хвала и респект создателям. Каким-то чудом обошлись даже без однополой любви, что уже непривычно.

А вот я сидел в кинотеатре бок о бок с влюблённой парочкой: два студентика, бросавшихся друг к другу в объятия при каждом остром моменте. Один из них при появлении на экране обнажённого женского тела каждый раз натягивал на лицо свитер: не смотрел на экран, пока оно там не исчезало. Я всё бдил, чтоб он не столкнул локтем мне на джинсы свой стакан с кофе, так что остался недоразгаданным киношный момент: каким образом пёс Рика Декарда ходил по зданию, не задевая выставленных Риком растяжек на случай внезапного постороннего проникновения?

P.S. Рахиль (Рейчел) в переводе с древнееврейского — овца.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня