Графическая новелла «АХМАТОВА. 6 историй», выпущенная к 130-летию со дня рождения одной из наиболее значительных русских поэтесс минувшего века, приятно меня удивила своей прозрачной изысканностью и дерзким модернизмом. При желании название можно ассоциативно связать с ахматовским сборником «Из шести книг», создававшимся в условиях жёсткого контроля НКВД над поэтессой в преддверии Великой Отечественной войны — адреналином и сквозняками безумия пропитан весь корпус представленных в новелле «био-графических» эпизодов. Гумилёвы (лев и львёнок), Булгаков, Сталин, Пастернак, Модильяни — все они здесь, на этих страницах, кружатся по воле художника в запечатлённом колючем клубке лиц и судеб.
На первом плане — чувственность, эмоциональные оттенки и хождение по кромке миров, и уже на втором — достояние учебников: земная миссия с её нескончаемыми «каменными словами», «кровавыми сапогами» и «шинами чёрных марусь» плюс — горькая цена прозрений. Эта новелла — для подготовленного читателя, а в помощь неофитам в заключительной части книги представлен полный сценарий («о чём всё это было нарисовано»). Сценарий и его воплощение не всегда перекликаются — тут есть простор для осмысления. Выбор эпизодов, повторюсь, непредсказуемый, в повествовании имеются такие прорехи, как, например, будто бы намеренное выветривание эпизода с расстрелом Николая Гумилёва или, о чём мне хочется особенно жалеть в данном случае, создание «Реквиема», столь мощно и резонансно прогремевшего в Союзе в 1987 году, когда его наконец-то напечатали здесь спустя почти полвека после написания). Возможно, тут всё дело в возрасте сценариста, явно не просыпавшегося в годы Перестройки чуть свет, чтоб купить в газетном киоске журнал «Октябрь». Основной сценарный вектор — неординарность личности юной Анны Горенко, давлеющая мистическая история с потерянным рубиновым кольцом и — Лев Гумилёв, его миссия. Необычный ракурс. Повествование завершается за двадцать лет до того, как сердце поэтессы встало, а едва это произошло, в газете «Правда» и остальных советских газетах были опубликованы лицемерные некрологи со словами о «смерти выдающейся русской советской поэтессы» — в то время, как государство приложило максимум усилий для замалчивания таланта Ахматовой, принижения её творческих заслуг и расправы над её родными.
Интересно, что изначально каждый из шести представленных эпизодов жизни Анны Ахматовой должен был быть нарисован отдельным художником — как это было в изданном два года назад сборнике «Писатели и революция». Художник Аскольд Акишин, к слову, был в том проекте одним из авторов. В этот раз Акишин в одиночку и с мастерским успехом превратил вовсе не бесспорный сценарий Денниса Двински в упругую графическую форму. В целом, очень важная и чарующая работа при всех огрехах «уминания сюжета». При погружении есть ощущение перемещения во времени, это важно.
Рекомендую любителям нетривиальных арт-проектов.