Сольник Юрия Шевчука «Волки в тире», записанный с помощью 35-летнего клавишника Земфиры Дмитрия Емельянова, по звучанию мало чем отличается от работ современного состава «ДДТ» — о каких бы экспериментах с «ламповым» (читай олдскульным) рок-саундом и поисках нового ни вещал сам Юрий Юлианович. Насколько себя помню, ЮШ с конца восьмидесятых периодически ищет «новый звук» и выдаёт, по итогу, очередной интонированный бард-рок с подключением гитар на том или ином, свойственном эпохе, перегрузе. Вот и в данном случае о новизне и, тем более, экспериментах вести речь можно лишь с изрядной иронией — поскольку в числе принявших участие в работе указаны, наряду с парой приглашённых музыкантов, всё те же ДДТ-шники Антон Вишняков, Тёма Мамай и Алёна Романова. За синтезаторы и гитары, соответственно, взялись непосредственно Шевчук и Емельянов. Оба, при этом, являются авторами музыки.
Альбом обнародован 12 июля. Как только стало известно его название и была опубликована обложка, в памяти сразу прозвучали строчки одного из самых первых хитов «ДДТ» — «Не стреляй!»:
И случилось однажды, о чём так мечтал:
Он в горящую точку планеты попал.
А когда, наконец-то, вернулся домой,
Он свой старенький тир обходил стороной...
Признаюсь, в этом контексте имелись опасения, что авторский месседж окажется «оформлен» излишне плакатно, как это уже бывало в 2008 году — но, слава богу, фронтмен «ДДТ» оказался мудрее и не пошёл по дороге многих своих коллег с обеих сторон рок-комьюнити, расколовшегося ныне надвое. Вместо стрельбы по жестяным волкам Шевчук выбрал немного усталый и несуетный разговор по душам.
Первыми волками (зачёркнуто) ласточками нового релиза стали опубликованные в первом полугодии 2023-го видеосинглы на песни «Родина, вернись домой» и «Похороны войны». Последний, признаться, впечатлил намного сильнее и, наряду с песней «Дрон», украшает и делает художественно ценным (таков мой субъективный взгляд) этот 38-минутный цикл.
Остальной материал — разделён на два условных блока: привычный для Шевчука социальный ракурс про «стояки державы» и «наши песни, привычные к боли» и тому подобное (ракурс заметно дал крен в безнадёгу, нужно признать, о чём даже напрямую поётся) и весьма добросовестная, по меркам автора, акварельная лирика (которой, по ощущениям, в разы больше, чем на любом прежнем альбоме «ДДТ»). Песни «Надежда» (романс!), «Чайковский», «Потоп» и «Пчела» — пожалуй, украсили и освежили бы треклисты программных пластинок основного шевчуковского детища — пожелай автор им такой судьбы. Выбор же, по итогу, сделан в пользу более камерного — сольного — бытия этих песен. Вспомнились, кстати, такие отдельные шевчуковские релизы, как «Акустика», «Прекрасная любовь» и, как, наверное, самая точная аналогия — «L' Echoppe». Кто слышал все эти работы — поймёт мысль.
Что же касается пресловутой «ламповости» и поисков новых лагун, то тут можно заявить, скорее, не о восклицаниях «Эврика!» (последний раз что-то такое слышалось в начале семидесятых годов из павильонов, где «пинк флойды» ваяли «The Dark Side of the Moon»), а о звуковом постмодерне. Не называть же, в самом деле, новаторством сведённые олдскулы нью-вэйва заглавных «Волков в тире» (пусть и снабжённых эффектами из аудио-библиотеки), «битловский» орган Билли Престона в «Потопе» или реплику главной темы «Щелкунчика» в клавишном проигрыше «Чайковского».
Магистральный смысловой посыл альбома, конечно же, гуманистический — в отечественном рок-н-ролле Шевчук был и остаётся закоренелым пацифистом и рефлексирующим философом. В текстах, как обычно, много подспудных оммажей и прямых отсылок: от Высоцкого и Башлачёва до Игоря Талькова с его поздне-перестроечной нетленкой «Дядин колпак». Босховский персонаж с ромашкой в жопе тоже нашёл себе тут приют.
Помимо важного, в целом, содержания и идейного посыла, одним из абсолютных достоинств релиза является его оформление: графика Яана Таммсаара недаром «одобрена» в пресс-релизе старейшим дизайнером «ДДТ» Владимиром Дворником — как правило, в нашей нынешней суете оформлению дисков уделяется слишком мало внимания.
Размеренный, спокойный, немного усталый и, по понятным причинам, печальный альбом — увенчанный едва мерцающей надеждой.