Самые положительные впечатления от прошлогоднего британского детективно-приключенческого мини-сериала «Северные воды» («The North Water»), снятого по мотивам одноимённого и относительно нового романа Иэна Макгвайра.
На протяжении нескольких часов Эндрю Хей, создатель экранизации, держит зрителя в напряжении и душевном тонусе, мастерски владея всей палитрой жанра «the faithful representation of reality», что у нас принято называть «суровым жизненным реализмом» (вспоминается советский фильм «Земля Санникова» и современный нам художественный метод Алексея Балабанова). Блистательные актёрские работы, пропитанный кровью и опасностью сюжет, адреналин приключений и изнанка человечьей души (не захочешь, а вспомнишь поневоле цитату из «Моби Дика» про то, что «лучше уж спать с трезвым каннибалом, чем с пьяным христианином»), атмосферный саундтрек — всё здесь на месте и попробуй оторвись до самых финальных титров.
Завязка истории переносит зрителя в Англию 1859 года, где технический прогресс поставил под угрозу безбедное существование китобоев: парафин и фотоген стремительно замещают широко востребованный ранее китовый жир, и тут невольно задумаешься о будущем. Иные судовладельцы нечисты на руку, порой проворачивая страховые аферы и заранее обрекая экспедиции на фатальный риск для их участников. На одном из китобойных кораблей под названием «Доброволец» оказывается ирландец Патрик Самнер (актёр Джек О’Коннелл, в данной ипостаси безоговорочно напоминающий Виталия Соломина в роли доктора Ватсона) — армейский хирург с травмированной ногой, дурманным пристрастием и тёмным прошлым, связанным с действиями британской армии в Индии. Ему-то и предстоит оказаться в эпицентре драматических событий посреди Северных вод Полярного круга, оказавшись лицом к лицу с самим Злом в обличии звероподобного гарпунщика по имени Генри Дракс (актёр Колин Фаррелл, напоминающий тут Марлона Брандо в ипостаси дона Вито Корлеоне, из которого с живодёрским хохотом вырвался мистер Хайд). Со всей очевидностью в этой брутальной хронике скитаний видятся тени героев Джека Лондона и Германа Мелвилла, действующих в мире мужских сообществ, где мало места сентиментальности и гуманизму (как в этом же ряду не вспомнить сериалы «Террор» и «Табу», которые я рецензировал в своё время, и, скажем, недавнюю киноадаптацию романа Томаса Сэвиджа «Власть пса»).
Мои горячие рекомендации — всем поклонникам олдскульных приключенческих историй с психологическим погружением и классическим противостоянием героя и его антагониста. Когда из схватки человека и зверя выходит живым лишь один. Вопрос лишь — кто именно.