В 2014 году у берегов Канады был обнаружен остов давным-давно пропавшего корабля «Эребус», а в 2016-м — сохранившийся почти в идеальном состоянии затонувший «Террор». Так на физическом уровне завершилась печально известная полярная экспедиция английского исследователя Джона Франклина, начавшаяся в 1845 году и о судьбе которой с 1850 года ничего существенного не было известно. Дэн Симмонс, американский писатель-фантаст, представил в 2007 году свою версию событий, мастерски приправив повествование неоготическим колоритом, а весной 2018 года увидела свет 10-серийная экранизация этой истории (с альтернативной относительно романа концовкой). С экранизацией я и ознакомился на текущей неделе.
Сериал понравился, несмотря на некоторую затянутость и игру в обманутые ожидания в его первой половине. Превосходная актёрская вживаемость, леденящая кровь (в прямом смысле) атмосфера, цепкий сплав мистики и реальности. Корабли «Эребус» и «Террор» застревают во льдах, и их команды вынуждены дожидаться весны, не прекращая при этом поисков арктического прохода. Ничего хорошего из этого не получается, поскольку свинцовые банки с телятиной являются доводящими до безумия биологическими бомбами, а в окрестностях обитает некая маскирующаяся под огромного белого медведя зверюга с человечьим лицом, находящая общий язык (SIC!) разве что с отдельными местными эскимосами. Люди сходят с ума, пытаясь отгородиться от мрака декорациями «Маски Красной смерти», из них наружу вылазит не только всякая зараза, но и всякое нравственно-скверное. В противостоянии капитана Крозье и арктического монстра Туунбака — явная рифма с «Моби Диком» Мелвилла, да и в целом много расходящихся смысловых тропинок — можно о разном поразмышлять.
Много психологизма, в определённый момент ловко перекрывающего ужас перед непознанным чудовищем иным ужасом, творящимся внутри самих моряков, затерянных среди ледяной пустыни. Хочется отметить важную для экранизаций такого рода книг подачу в духе «старой школы»: тут и грязь это грязь, и раны это раны, и болячки это болячки, и отрезанные конечности — они самые, крупным планом. Самое удивительное, как выпукло и точно нам показывается происходящее на незримом, духовном плане: это к упомянутой уже мной актёрской игре, достигающей в данном случае вершин театрального искусства (диалоги, полувзгляды, жесты). Этой неоготике — веришь, этим драматизмом — проникаешься.
Хорошее и приглашающее к размышлениям кино.
Читайте также о том, как были найдены корабли «Террор» и «Эребус».