На официальном ютьюб-канале группы «ДДТ» опубликована полная видеозапись рок-мюзикла «Фома», премьера которого состоялась в декабре 2019 года на сцене Новосибирского музыкального театра. С большим интересом ознакомился с этой постановкой Филиппа Разенкова по пьесе Константина Рубинского: ведь в основе пульсирует подлинная биография нашего яркого современника — музыканта, художника и поэта Юрия Шевчука, а вся сюжетная канва построена на более чем двух десятках песен группы «ДДТ», звучащих в живом исполнении актёров и аккомпанирующей им кавер-группы «Красный берег». Всё лирически произрастает из песни-пролога «Актриса Весна» — и нам, зрителям, в течение двух с лишним часов, буквально следуя известным крылатым строчкам, «читают балет и танцуют стихи». Ведь именно песни, перемежающиеся зачитанными вслух лирическим героем фрагментами шевчуковских интервью разных лет, являются здесь основным смысловым фундаментом. А уже из создающихся мизансцен складывается старая-добрая история любви и взросления подпольного советского музыканта Фомы и его утончённой танцовщицы-музы Людмилы — на острие непростого диалога Художника с его Временем.
В восьмидесятые годы Юрий Шевчук сочинил песню с рефреном «Я часто не верю...», в этой связи и получившую ироничное название — «Фома». Песня в мюзикле не звучит, но именно это имя получил главный герой новосибирского спектакля, и таким образом Фома Олегович Григорьев, прошедший путь от сочиняющего неблагонадёжные песни советского студента с периферии, одетого в майку с принтом «JESUS БЫЛ HIPPIE», до выступающего на переполненной Дворцовой площади в современном Питере рок-идола, несёт в себе вполне узнаваемые черты — хоть постановка лишь в первые десятки минут маскируется под байопик, перерождаясь на глазах в нечто более обобщённое и, в конечном итоге, вневременное. Авторы нарекли своё детище «рок-мюзиклом» — и в данном случае лежащая на поверхности антитеза «Фома» — «Jesus Christ Superstar» крайне остроумна и уместна. К слову, попытки подобного, театрального преломления отечественной рок-культуры, ранее успешно предпринимались: достаточно вспомнить спектакль «Башлачёв. Человек поющий» (2011) или «Музыка серебряных спиц» (2013) на основе песен «Аквариума». Поклонники кинематографа вспомнят — тоже вполне к месту — фильм «Стиляги». Постановка новосибирцев, без сомнений, весьма качественно дополнила этот достойный самых положительных откликов ряд.
Спектакль «Фома» состоит из двух действий и условно разделён на три сегмента: условная советская «периферия», откуда родом лирический герой, сын прошедшего войну партийного функционера (тут, как я уже отметил, имеет место абсолютное попадание в Шевчука — вплоть до конфликта с отцом и уличных драк с духовно чуждым социумом, бесшабашных реалий студенческой юности и лобового, вплоть до запрета сочинять и петь собственные песни под страхом выдворения из родного города, столкновения с региональным отделом КГБ). Второй сегмент — переезд с молодой спутницей в Москву после череды скитаний по стране, и тут байопик неожиданно разворачивается в декорациях эпохи — являя одномоментно, наслоенно друг на друга, мрачный закат перестроечных восьмидесятых и буйный расцвет «лихих девяностых» — с мотающимся туда-сюда средь покосившихся церквей памятником Ленину, с болью военных потерь на Кавказе, с вездесущей братвой, перекрывающей герою доступ к могиле Высоцкого, поскольку на Ваганьковском кладбище идут похороны криминального авторитета, с крышующими бизнес ментами, в числе которых Фома с горечью обнаруживает своего утратившего веру в Бога студенческого друга-хиппана, с напыщенной попсой, опекаемой пропившими и проторчавшими совесть продюсерами, и тому подобным. Завершающий сегмент — переезд в Питер, где герой оказывается у дверей уже закрытого Ленинградского рок-клуба и слышит, в числе прочих «великих имён минувшего Золотого века», имя Юры-музыканта. В Питере герой сочиняет свой главный народный хит, в Питере прямо в разгар нахлынувшей славы уходит из жизни его любимая девушка, родившая Фоме сына, и там же он предстаёт — талантливый, одинокий и потрёпанный житейским опытом — пред лицом многотысячной толпы и самим Временем — в осмыслении того, что останется после него и что он возьмёт с собой.
Мне, как очевидцу многих представленных событий, в целом понравилось. Продуманный, хотя порой и непредсказуемый выбор песен для той или иной сцены (некоторые номера безнаказанно кочуют во времени и грешат хронологическими несовпадениями, кое-где в текстах внесены режущие ухо правки), весьма точные типажи и характеры на фоне стен, расписанных граффити с известными каждому российскому рок-фанату названиями и именами, щемящие биографические вкрапления и от души широкие, обобщающие отступления, изобретательная и интересная сценография, наполненные комизмом эпизоды (прослушивание хиппарями речи Брежнева на фальшивой пластинке «битлов», купленной у спекулянта-обманщика на толкучке; гэбэшник, вдумчиво напевающий под нос то песню Джима Моррисона «The End», то строчку припева из шевчуковской нетленки «Я получил эту роль»; полная обывательских упрёков речь матери лирической героини, исполняющей при этом песню «Ночь Людмила») или решение сцен лирико-драматических (Шевчук-лирик представлен в спектакле очень убедительно и подробно — даже, я бы отметил, в перевес блоку своих социально значимых хитов), тёплые пасхалки современникам — как, например, возникший будто из ниоткуда раскачивающийся на тросе металлический шар, ставший в 1992 году центральным объектом программы «Чёрный Пёс Петербург», не лишённый сентиментальности стёб над легендарным видеоклипом Бориса Деденёва «Что такое осень» — с тремя «богатырями» русского рока Шевчуком-Кинчевым-Бутусовым, узнаваемо, в обнимку, пинающими в Царском Селе опавшие листья и играющие в русскую рулетку, или отсылка к самому большому в истории «ДДТ» концерту, собравшему 120 тысяч зрителей на Дворцовой площади 27 мая 1993-го.
Поздравляю авторов мюзикла и всех нас с этим реально прозвучавшим и, что не менее важно, услышанным проектом родом из российской глубинки: сам, тем временем, с ностальгией вспоминаю собственные посещения наших московских музыкальных постановок. В их числе — не подверженная старению «Иисус Христос — суперзвезда» в театре Моссовета или, к примеру, совсем недавняя, актуальнейшая работа «В городе Лжедмитрове», созданная силами музыкантов группы «Несчастный случай». Подобные творческие удачи позволяют смотреть в будущее хотя бы с относительным оптимизмом.