Говоря о новом альбоме группы «Animal ДжаZ», хочется поделиться с вами благой вестью. Оказалось, что Нестор Махно не зря в своих мемуарах восклицал: «Есть ещё порох в пороховницах!» — вторя при этом самому себе: «Есть, есть и достаточно есть!». Отслеживая новинки отечественного рока, сегодня я склонен взять этот, порядком подзабытый фразеологизм на вооружение — настолько восхищён свежевыпущенным альбомом «Инь».
Это одиннадцатый номерной релиз от славных и почитаемых мною питерских альтернативщиков, выпущенный 8 марта после долгой многолетней паузы и являющийся первой частью концептуальной дилогии (альбом под названием «Ян» обещан осенью). Помимо всего, обе части имеют цветовые различия согласно соответствующим даосским канонам: выпущенный «Инь» — «окрашен» в чёрное, грядущий «Ян» — в белое.
Внимательно следя за состоянием дел на отечественном рок-поприще, о творчестве «Animal ДжаZ» пишу ныне не так чтобы часто. Безусловно, отметил знаком качества кавер-версию на «Предчувствие гражданской войны» в трибьюте «Территория ДДТ» 2020 года и уверенный сингл «Чувства» 2019-го, а предыдущая альбомная рецензия касалась, кажется, и вовсе альбома 2015 года «Хранитель весны» (в котором драгоценно сияет песня «Дыши»).
Нового альбома ждал с некоторой опаской, но Михалыч (он же лидер-вокалист и автор группы Александр Красовицкий) сотоварищи влёгкую и с ходу положили мой скепсис на обе лопатки: настолько цельно звучащей, мастерски огранённой и попросту классной программы не выпускала много лет ни одна группа российского рок-мейнстрима (договоримся при этом, что альбомы «Аквариума» и БГ — вне конкуренции).
Девять органично выстроенных хитов, один за другим, радуют единством гармоний и умных (но не перегруженных псевдофилософией, на манер истово щебечущих «мальчиков-оксимиронов») текстов. Тут всё, наряду с библейски-доходчивыми истинами о любви и смерти (к слову, религиозного наполнения неожиданно много), переливается неоклассическими пасхалками и «постмодерном здорового человека». И не столь уж существенно, чей арсенал взят в обойму — экскурсовода по скотному двору Оруэлла или мультяшной Масяни, выстрелы своей цели достигают. И это — огромное (и честное) достоинство, так что прислушиваться к саркастической просьбе фронтмена «Animal ДжаZ» нарисовать ему на могиле смайлик — не станем. Нестор Махно не зря ведь цитировал Гоголя.
Субстанция инь, касаемо космогенеза, преисполнена теневым, лунным, пассивным. Нижним. Вот и альбом, вполне в духе времени, открывается судебной речью (трек «XXI век»), звучащей поверх суровых гитарных риффов:
Ваша честь, я попрошу учесть:
Есть в нас ещё любовь, пусть не во всех, но есть...
И дальше слушатель уже невольно вовлечён в это воображаемое всестороннее разбирательство, зачастую на грани экзистенциальных терзаний (как в песне «Моя вина») длиною в альбомный трек-лист. И песни то гармонично перекликаются (как первый трек перекликается с треком «Мир меняет цвет»), то настроенчески спорят друг с другом. И нежность симфо-лирики, по всем драматургических законам, контрастирует с открытыми ссадинами социального месседжа.
Разбивает судьбы двадцать первый век,
Революция превращена в хэштег.
Альбом «Инь» состоит из беспросветных бездн отчаяния и саднящих христианских сюжетов (много стоит хотя бы кидающая в оторопь тема «О хлебе и воде»), из боли потерянного (если не сказать стёртого в пыль) поколения, из отголосков песен «Radiohead» и «Metallica», из приветов коллегам и слушателям «Нашего радио» в нарочито-пародийном шлягере «Смайлик» (тут в едином клубке и вечно молодой-вечно пьяный, и узнаваемое цитирование группы «Текиладжаззз», и стилистический кивок «Ночным снайперам»), из чёрных, вполне в выбранной альбомной гамме, оммажей (сведущие считают и отсылки на догматы диктатур, и полунамёки на мерцающее остриями лучей Чёрное Солнце, а имя Лени Рифеншталь и вовсе звучит в открытую), из венчающей трек-лист фортепианно-гитарной лирики, то сквозящей каламбурами, то позвякивающей цепями и кольцами в песнях «Я любовь» и «Бессимптомно».
И — конечно же! — из волшебного голоса Александра Красовицкого — замечательного песенного мастера и мелодиста, который изменил собственному эскапизму и столь поколенчески пронзительно ныне поёт строчки:
Наш Рай горит, наш бог висит на рее...
Мне улетать рейсом «Москва-Кассиопея».
В процессе знакомства с альбомом вспомнился персонаж Морковин из пелевинского романа "Generation «П». Институтский товарищ Вавилена Татарского дословно изрёк: «Альтернативная музыка — это такая музыка, коммерческой эссенцией которой является её предельно антикоммерческая направленность. Так сказать, антипопсовость. Поэтому, чтобы правильно просечь фишку, альтернативный музыкант должен прежде всего быть очень хорошим поп-коммерсантом, а хорошие коммерсанты в музыкальный бизнес идут редко».
Так вот, в данном случае — персонаж Пелевина не нашёл бы подтверждения своим словам. И в «музыкальном бизнесе» порой оказываются — нужные люди. Побольше бы таких.
Слушайте альбом на стриминговых сервисах.