Посмотрел фильм «Спутник»

Когда-то будущего «короля ужасов» Стивена Кинга, ещё совсем юного, смертельно напугало известие о том, что СССР запустил в космос летающий сателлит под названием «Sputnik»: страшно было из-за того, что с этим тревожно попискивающим и парящим где-то высоко электронным мячом не справится теперь ни один земной супергерой Америки. Прошло много десятилетий — и теперь, вот, «Спутником» русские пугают сами себя. Речь о только что вышедшем фантастическом хорроре Егора Абраменко — пребывая в смешанных чувствах, предлагаю немного поразмышлять, к добру это, всё-таки, или к худу.

Итак, налицо попытка сделать нечто равное киновселенной Ридли Скотта и братьев Даффер (именно в цепком синтезе «Чужого» и «Очень странных дел») с оглядкой на отечественный «Солярис» и, в большей степени, «Научную секцию пилотов». За основу взят жанр альтернативной истории: два советских космонавта, возвращаясь в 1983 году на Землю с рутинно выполненной миссией, сталкиваются где-то на околоземной орбите (?!) с неизведанным и крайне агрессивным существом. В итоге один из космонавтов гибнет при приземлении, а второй, Герой Советского Союза и всенародный любимец Константин Вешняков (роль исполняет Пётр Фёдоров — тот самый Гай Гаал из «Обитаемого острова» — ну, вы поняли) — становится ходячим коконом для плотоядного хищника-паразита.

Аварию от советского народа традиционно скрывают, а тварь, обитающую теперь в желудке Вешнякова и лишь на пару часов в день способную выползти на свет для питания — исключительно! — человечьим мясом (!!!), военные пытаются изучить на предмет приспособления к какой-нибудь смертоубийственной выгоде — на благо Совка. Героя-космонавта помещают в закрытый бокс секретной конторы под крышей КГБ, а руководит исследованием харизматичный и подозрительно обходительный полковник Семирадов в исполнении Фёдора Бондарчука (роль удалась, Бондарчук реально хорош в актёрстве). Он-то и привозит из Москвы к себе в засекреченный медвежий угол Татьяну Климову — нейрофизиолога прогрессивных взглядов в исполнении Оксаны Акиньшиной (роль также вполне удачная — мои симпатии на стороне актрисы, ценимой ещё с супербоевика «Сёстры» и реально попавших в нерв эпохи «Игр мотыльков»). Цель — всесторонне изучить тварь и вообще понять, что теперь делать с Вешняковым, в котором угнездилась неведомая дедушке Дурову зверушка. Далее, под аккомпанемент зловеще-гипнотической музыки Олега Карпачёва, нам предлагается что-то почти ужасающее в духе «Скрытого врага» или разработок Ридли Скотта с предсказуемо навязчивой игрой в героев-перевёртышей — вот только антураж и неплохая задумка в итоге соскальзывают и соскальзывают в задаваемые зрителем вопросы по поводу сценарных «чёрных дыр».

Самый, пожалуй, дискуссионный момент в духе хрестоматийного гайдаевского «атомного взрыва» для ретивых цензоров — акцент на моменте понимания, что контролируемую сознанием космонавта тварь в обход всем законам и конвенциям кормят зэками-насильниками и, возможно, даже диссидентами. Это единственный, реально раскрывающий характеры, сюжетный момент «Спутника» — помимо частных штрихов и, не стану погружаться в спойлеры, психологической линии главной героини. Чем можно резюмировать? Попытка не шедевральная, но вполне годная, похвальная и, при надлежащей  работе над ошибками со стороны режиссёра и сценаристов, многообещающая. Смотреть было «не больно» (плюс). Но и не страшно (минус). Местами — интересно (плюс). Местами пробивало на едкий сарказм (минус, особенно все эпизоды с нелепо-мимимишным паразитом и карикатурные зверства «кровавой гэбни»). Поэтому — качели эмоций. Верю, всё же, в отечественное кино, и «Спутник», как специфический жанровый проект, вселяет осторожную надежду. Вот только школу сценарную подтянуть и заживём.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня