С большим интересом и душевным откликом посмотрели вышедший 7 апреля германо-французский сериал «Transatlantic», получивший здесь у нас название «За океан».
В основе этой пронзительной драмы от «Netflix» — роман Джули Орринджер «The Flight Portfolio» (до выхода этой книги писательница была знаменита благодаря бестселлеру «Невидимый мост» и сборнику рассказов «Как дышать под водой»). Роман рассказывает о реальной судьбе американского журналиста Вариана Фрая, который в 1935 году приехал в Берлин, чтоб там, по примеру многих соотечественников, приобщиться к ценностям великой культуры просвещённой Европы, а вместо этого узрел кровавые уличные бесчинства, которые вершили нацистские бригады в отношении представителей некоренных наций. Увиденное настолько потрясло молодого журналиста, что уже через пять лет он по частной инициативе являлся одним из лидеров так называемого Американского Комитета Экстренного Спасения (ERC), который действовал в Марселе, Испании и Португалии в период, когда Франция была захвачена гитлеровцами. Целью этой неофициальной и, в конечном итоге, преследуемой властями гражданской структуры, на первых порах отмеченной покровительством первой леди США Элеонорой Рузвельт, являлся тайный вывоз с оккупированных территорий за границу наиболее талантливых и значимых деятелей науки и искусства — потенциальных жертв нацизма.
Сериал «Transatlantic», созданный шоураннерами Анной Ливайн и Дэниэлом Хендлером, переносит нас в Марсель 1940 года, находящийся во власти коллаборационистского режима Виши. В этих мрачных реалиях и действует Комитет экстренного спасения, а главными героями для нас становятся Вариан Фрай, его деятельная и впоследствии легендарная помощница Мэри Джейн Голд и Альберт Хиршман — немецкий экономист в бегах, который впоследствии посвятит себя движению Сопротивления. В реальности Комитету удалось спасти от смерти и тюремного заточения несколько тысяч человек. Нам предложено узреть воочию и прочувствовать, как всё происходило, на примере беспокойного и пёстрого сообщества гениев-скитальцев. В этот тесный круг по воле судьбы вошли философ и теоретик культуры Вальтер Беньямин, основоположница теории тоталитаризма Ханна Арендт, художник-авангардист Макс Эрнст, галеристка Пегги Гуггенхайм, писатель-сатирик Вальтер Меринг, художник Марк Шагал и его жена Белла, художник и шахматист Анри Марсель Дюшан, писатель-сюрреалист Андре Бретон и его жена, художница-сюрреалистка Жаклин Ламба, русский писатель-революционер Виктор Кибальчич (известный в Европе как Виктор Серж), художник-мистик Виктор Браунер, художник Ханс Беллмер.
Сплетение судеб, порой трагическое, порой пронизанное дерзостью и шальной иррациональностью, порой вызывающее сентиментальную улыбку — мы, будучи зрителями сериала, сами не замечаем, как входим в стихийную коммуну этих подверженных ежедневному риску великих беженцев. Пытаемся сохранить в себе человечность, радуемся каждому дню как последнему, проникаемся состраданием и сочувствием к наивному простодушию, порой граничащему с безумием, этих растерянных, подавленных, храбрящихся творцов и мыслителей. Шагая по острому лезвию, грезим об освобождении из железных когтей захватчиков, возомнивших о своём праве распоряжаться чужой жизнью и свободой.
Все без исключения актёрские работы, режиссура и сценарий — достойны высшей оценки. Каждый эпизод изящно обрамлён стилизованными под кинохронику заставками, вплетающимися в титры, а сами сериальные сцены — буквально дышат гиперреализмом. Всё это — под исключительно высококлассный ретро-саунд, созданный Майком Лэддом и Дэвидом Штанке. Парадоксально, но при наличии сюжетной остроты и постоянного нервного драйва, это кино, всё же, украшает собой список мелодраматических новинок. Зрителю предложено увидеть ситуацию в перелицованном Марселе 1940-го изнутри — глазами всех участников ужасающих и ломающих жизни событий самого начала Второй мировой.
Будь то отчаянные энтузиасты Комитета спасения, или показно исполнительный шеф марсельской жандармерии, или хладнокровные вербовщики британской разведки, или живущий меж двух огней консул США, или не имеющая проблем со слухом гестаповская шпионка, или носящие внутри себя пожар мести темнокожие консьержи отеля «Splendide» — ставшего на время прибежищем самым ярким умам Европы. Жанровый сплав, отливающий позолотой качества.
«Полётное портфолио» — такое название получила коллекция удивительных живописных шедевров, спасённая Варианом Фраем и лично вывезенная им из оккупированной Франции за океан. Думается, что самый важный месседж названия касается самих творцов — не сломавших крылья и не уронивших достоинства даже там, где вместо неба были лишь глухие и начинённые прослушкой стены, завешенные снаружи тоталитарной символикой.