«Заметки предвзятого акустика», часть 3:
Вы знаете, что Майк Гуляев стал похож на сильно обросшего хаером и раздавшегося в плечах Василия Шукшина? А это так, ей-богу. Когда Майк предстаёт в тёмных очках – вылитый Егор Прокудин из фильма «Калина красная», реши вдруг тот захипповать. И песни под стать образу, аж мурашки бегут по спине. О песнях – далее. Пришёл черёд третьей части многосерийного обзора знаменательного фестиваля «Рок-филфак. 15 лет спустя» (его, в общем-то, каждый называет в меру своей фантазии, так как о едином наименовании мы как-то не договорились), состоявшегося 17 апреля в клубе «Гарцующий Дредноут» на Арбате. Фестиваль этот, напомню для несведущих, был посвящён 15-летию главного музыкального события 1995 года в жизни филфака МПГУ им.Ленина – большого рок-фестиваля «Реквием по затоптанной в декабре землянике». Тогда в девятой лекционной аудитории, под огромной монументальной головой гипсового Лукича, выступило впечатляющее количество групп, участники которых, дожившие до сегодняшнего дня, и вышли 17 апреля на сцену «Дредноута». О своём выступлении и о нескончаемом сете «Дикого Блюза» я уже рассказывал, а сегодня – очередь отцов-основателей, а именно «БЫВШИХ В УПОТРЕБЛЕНИИ РОКЕРОВ» во главе с легендарным и неподражаемым Майком Гуляевым.
Вы можете, как следует не подумав, спросить: кто такой Майк Гуляев? Уж лучше не спрашивайте. Майк Гуляев, ребята, это глыба. С него на филфаке МПГУ, до 1988 года являвшемся пристанищем адептов загнивающего движения КСП и прочих примкнувших, начался рок-н-ролл. Именно гуляевская группа «Улица Радио» открыла список блистательных имён. Майк основал и поставил на ноги в начале беспокойных (и по-своему прекрасных) 90-х годов один из первых и самых разнузданных московских рок-клубов – всё под той же вывеской «Улица Радио». Наконец, благодаря этому человеку увидел свет проект «Археология», был возведён надёжный форпост столичного фолк-рок движения и т.п. (кстати, Майк в своём вступительном слове к мероприятию сделал подробный исторический экскурс относительно своих отношений с миром, градом и филфаком, так что все желающие могли узнать подробности из первых уст). Старик Гуляев, одним словом, человек-легенда и, что самое главное, действующий рокер! Ещё как действующий, кстати. Все, кто были 17 апреля в «Гарцующем Дредноуте» на выступлении группы «Б.У.Р.», тому свидетели.
Группа представляет собой квартет: Михаил «Майк» Гуляев (фронтмен и вокалист), Александр «Берг» Витенберг (бас-гитарист, бэк-вокалист), Михаил «Ветви» Витвицкий (гитарист, бэк-вокалист) и Фёдор «Фет» Камшилин (барабанщик). Майк, представший в своём ритуальном концертном обличии и в ярко-красной бандане (чуть позже надел винтажные чёрные очки и окончательно всех загипнотизировал фирменной харизмой), представил зрителям группу «Бывших в Употреблении Рокеров» (попутно попросил не расшифровывать «Б.У.Р.» как «Бывшую Улицу Радио»), а группа блистательно исполнила сет «бывших в употреблении песен». Нужно заметить, что я не видел Майка в деле очень давно, тем более не видел его в группе без участия Лёши Аржанова. Поэтому ждал фестиваля с огромным нетерпением – именно из-за возможности послушать Гуляева. За свои ожидания я получил охуительный, по-другому не скажешь, праздник. Ребята, это был сумасшедший реюнион и незабываемое путешествие во времени! В самом деле, кто бы мог предположить лет 10-15 назад, включая самого Михал Евгеньича Гуляева, что песни начала 90-х будут звучать настолько злободневно и хлёстко в 2010-м?! Вот уж воистину, возвращается ветер на круги своя…
Сет был начат с неповторимого, в контексте как следует к тому моменту заправившегося Биг Майка, акапелльного исполнения «Гаудеамуса» — этой культовой для каждого брата-студента застольной песни вагантов. Далее прогремел написанный в 1991 году «Марш Брутальных Алкоголиков» (Гуляев не только спел про ползущую Заводную Крысу, но, кажется, и стал ей на время исполнения марша, цепко вжившись в образ). По духу и воздействию даже напомнило эпического «Пластуна» Юрия Шевчука, а такого мурашкового эффекта нужно ещё постараться добиться, братцы. Далее, после краткого ехидного конферанса – песня о вечном, «Дружок». Следом – театрализованная и пробирающая до печёнок «Потомок хана Ногая», одна из культовых песен большинства археологических экспедиций. История этой песни (в оригинале – «Я потомок хана Мамая») берёт начало в 1964 году. По уточнённым данным, стихи написаны Еленой Ленской и посвящены Владимиру Бережкову, написавшему к песне музыку и дописавшему один куплет. Войдя в образ, Михал Евгеньич, скрестивший руки на груди и лукаво поглядывающий из-за квадратных очков, очень сильно походил на эдакого партийного функционера, вещающего с украшенной кровавым кумачом трибуны. А уж рычать по-звериному Гуляев горазд не хуже Егора Летова, что есть то есть. Шаман!
Представляя следующую вещь, Майк обратился к зрителям: «Кто-нибудь помнит, что пили в 91-м году честные рокеры? Они пили «коньяк для нищих», то есть спирт «Royal», разбавленный холодной заваркой!» И грянул древний хит «Коньяк для нищих». Фактически нон-стопом прозвучала «Последняя поэма» (музыка Алексея Рыбникова, стихи Рабиндраната Тагора в переводе Аделины Адалис) – песня из кинофильма «Вам и не снилось» с трогательным гуляевским посвящением тем, кто рыдали в детстве, глядя в чёрно-белые телевизоры. Далее прозвучали «Рок-н-ролл» и «Танго» (публика, увы, так и не соблазнилась на объявленные танцы различной жанровой направленности), затем – забойный «Слабак». Майк сказал, что песня была написана в 1994 году и группа с особым удовольствием исполняет её в этом клубе, а посвящается она любителям ролевых игр.
«А следующую песню я не планировал сегодня играть», — предварил предпоследний номер Майк, — «но как честные панк-рокеры мы не можем не почтить память человека, ушедшего от нас две недели назад. Он создал религию ХХ века, оказавшую влияние на большинство рок-музыкантов. Иногда старые песни бывают на злобу дня»... Пожалуй, самым ударным номером вечера стало истовое исполнение группой «Б.У.Р.» песни «Малькольм Макларен», посвящённой легендарному менеджеру культовой группы «Sex Pistols» ещё при его жизни. Бессмертный приговор «No Future for You!» многократно, согласно канону, прозвучал в три глотки со сцены «Гарцующего Дредноута». Майк Гуляев, Майк Ветви и Александр Берг с привязанным к руке шарфом ЦСКА – нужно было видеть этих вечно юных душой людей, героически выстроившихся на сценической фронт-линии! Офигительно смотритесь, отцы! Да уж, не стареют душой ветераны, как справедливо заметил Майк, когда мы фотографировались в кулуарах клуба после выступления :)) Когда отгремел «Макларен», была представлена завершающая песня: «Ну, и напоследок, от фирмЫ возвращаемся к доброму старому русскому року. Как известно, весь русский рок вышел из блатных песен, поэтому сейчас мы исполним РОК-ПЕСНЮ»… Кодой выступления «Бывших в Употреблении Рокеров» вечером 17 апреля стало исполнение, по сути, народной (тем паче после блистательной, на мой взгляд, версии Михаила Шуфутинского, созданной за кордоном в начале восьмидесятых) песни Глеба Горбовского «У павильона «Пиво-воды». Таким образом, «Гаудеамус» плюс 10 не менее легендарных произведений – таков прозвучавший на «Рок-филфаке» сет-лист группы «Б.У.Р.». Рад тому, что удалось лично поблагодарить каждого музыканта в гримёрке после концерта – давно уже не получалось так оттянуться и пропустить через себя поток единения, пусть даже и сиюминутного. Спасибо, Биг Майк! Спасибо, Берг! Спасибо, Майк Ветви! Спасибо, Фет! Вы реально крутые и в вас пламенеет Свобода. LET`S ROCK!!!
«БЫВШИЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ РОКЕРЫ»!