Лучшее российское кино 2001 года: эксплуататоры и программисты

Продолжаем подводить черту под эпохой — посредством перепросмотра российского кино XXI века. Сегодня у нас вторая глава, 2001 год. Освоив, по намеченной концепции, полный реестр и отрефлексировав кучу кинохлама в режиме «каждой фигне — право первых 15 минут» (самое печальное, что затхлый треш как правило выпущен не самыми бесталанными, но будто впавшими в мерцающее забытье режиссёрами!), можно подытожить следующее. Год был переходный, новые тенденции ещё только формировались. Старички-мэтры, в основном, отстрелялись к Миллениуму, а реально российский киновек начался с лихорадочных раздумий, явно подстёгнутых экспериментами по расширению сознания (а может, и общим социальным о#уеванием, кто его знает). Постмодерн и обрядившийся в мейнстрим арт-хаус — два прущих в гору мускулистых мула, к которым прицепом — вечно актуальные общечеловеческие ценности. Впрочем, к лучшим образцам мы ещё вернёмся чуть ниже.

Многое, что смотрелось нами тогда вполне на уровне, сегодня употребить без приступа зевоты и саркастической усмешки уже нельзя (искренне жаль замечательных актёров, которым порой приходилось играть бог весть что и зачем), яркий пример чему — наследие Дмитрия Астрахана (выпущенные оптом «Жёлтый карлик», «Подари мне лунный свет»). Обидно за столь профуканный талант задействованных актёров позднесоветской школы, а больше всего за снимавшегося в какой-то тусклой ерунде Александра Абдулова. Также черту времени, увы, не переходят «Яды, или Всемирная история отравлений» Карена Шахназарова (являющиеся, по сути, экранизированной диссертацией на означенную тему, в полнейшей оторванности от реальной жизни — с пропавшими почём зря усилиями Олега Басилашвили и Александра Баширова), беспомощная и вызывающая неловкость трагикомедия «Жизнь забавами полна» Петра Тодоровского, проходная молодёжная вещица «Займёмся любовью» Дениса Евстигнеева (вот тут особенно жаль, можно было и потрудиться для вечности во имя вечно озабоченных студентов), усыпляющий мельтешением кадров и заурядным сценарием англоязычный «Гладиатрикс» Тимура Бекмамбетова с таким прекрасным, таким любимым, но смачно погребённым под заслонившими смысл происходящего декорациями Виктором Вержбицким. Остальные закадровые провалы не будем и называть для экономии времени.

По итогу — мой авторский список лучших российских фильмов 2001 года выпуска, в которых радужно переливается дух своего времени (ну, или Вечности, как кому нравится) и которым хоть сегодня можно дать пропуск в будущее — как реальным произведениям искусства. По алфавиту:

1. В АВГУСТЕ 44-го... (Михаил Пташук): я по совокупности причин не особо жалую военные фильмы, но советую всем эту весьма достойную экранизацию «Момента истины» В.Богомолова.
2. ДАУН ХАУС (Роман Качанов): бьющая классического обывателя по зубам гротесковая нуар-версия «Идиота» Ф.Достоевского с харизматичным актёром (sic!) Фёдором Бондарчуком и в то время ещё вменяемым моим детским знакомцем Ваней Охлобыстиным, а также целым сонмом представителей московской богемы тех лет — от Артемия Троицкого до Андрея Васильева. Смотрится весело по сей день.
3. КОЛЛЕКЦИОНЕР (Юрий Грымов): арт-экранизация повести Левана Варази «Коллекционер и его близкие» в духе творчества В.Пелевина. Сознание тут не сужается весь фильм, очень ценные визуальные и философские реплики. Неподражаемый Алексей Васильевич Петренко — в главной роли.
4. КОНЕЦ ВЕКА (Константин Лопушанский): с детства люблю я странноватые кинопритчи Лопушанского, ещё с «Писем мёртвого человека»; это такой наш «Тарковский со скамейки запасных». В данном случае интересно исследуется конфликт поколений на фоне московских событий 1993 года. Стереть память человеку или стереть самого человека?..
5. МЕХАНИЧЕСКАЯ СЮИТА (Дмитрий Месхиев): рекомендую всем эту чёрную комедию Месхиева и прекрасным актёрским составом и вменяемым сюжетом. Новая классика.
6. ПРАЗДНИК (Игорь Сукачёв): сентиментальная, аккуратная и вменяемая зарисовка о судьбе простой советской семьи, отмечающей в преддверии 22 июня 1941 года пятилетие девочки Маши — ещё не зная о начале войны. Александр Балуев играет эталонно, хороший сценарий и продуманный саундтрек.
7. СЁСТРЫ (Сергей Бодров-младший): очень динамичная и яркая картина, содержащая сам воздух показываемой эпохи. Замечательно тут всё, от актёрской игры и чёткого сценария до звучащих песен «Кино» и «Агаты Кристи».
8. ТЕЛЕЦ (Александр Сокуров): растянутое во времени психоделическое исследование природы власти от великого мастера. Первая глава, «Молох», задала нехилый тон. На этот раз речь о последних днях Владимира Ленина. Фильм вне категорий. Бесценен.

Вот, собственно, и все российские киноудачи года 2001-го, на которые я посоветовал бы обратить внимание. Исследование продолжается.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня