Лучшее российское кино 2000 года: в чём сила, брат?

Даже слепой видит: очередная эпоха на излёте. Мы решили начать её торжественное закрытие перепросмотром лучшего отечественного кино — начиная с 2000 года. Для этой цели на сайте заведён новый концептуальный раздел: «Лучшее российское кино, ХХI век». В Сети, нам в помощь, выложены полные списки как вышедших в прокат, так и застопорившихся по каким-либо причинам кинолент российских режиссёров — за весь означенный период. Остаётся только вычленить из общего массива и восстановить в памяти все реальные и более-менее обратившие на себя внимание кинохиты и, пересмотрев беспристрастным взглядом из 2018 года это пёстрое и не всегда адекватное наследие, отметить лишь те картины, что прошли абсолютную проверку временем и, что не менее важно, не идут в разлад с личным вкусом.

Примерно месяц мы пересматривали и анализировали российское кино 2000 года. Время эстетического перелома и смены поколений, эпоха осмысления неоднозначных девяностых, трансформации языка и поиска свежих форм. Многие маститые мэтры были ещё в силе, не забывая увековечить себя в собственных работах (Э.Рязанов, С.Соловьёв, Г.Данелия), при этом в дело вступила новая когорта режиссёров и актёров. Теперь мы, пропустив через себя наследие 2000-го, напеваем себе под нос нечто в синтезированной манере Леонида Агутина и Андрея Макаревича (вообще, русский рок был киношниками активно востребован в начале нулевых), перекидываемся цитатами из «Брата-2» и «Нежного возраста», вздрагиваем при произнесении некоторых актёрских имён, имеем полное представление о видах Москвы и Питера с высоты панорамного облёта и ностальгически вспоминаем время, когда ещё не всё было потеряно. Приобщились к странному режиссёрскому флешмобу-2000 — переходящему из фильма в фильм бюсту Вольтера; отметили навязчивую тенденцию: если в фильме герои смотрят ТВ, то, как правило, это передача «Поле чудес» (в «Брате-2» так и вовсе фигурирует непосредственно Леонид Якубович как олицетворяющий сам себя символ). Разошлись в оценке лишь относительно пары фильмов, а в целом — вот она, итоговая десятка за 2000-й год. Десятка — просто потому, что больше стоящего внимания не набралось. По алфавиту:

1. БРАТ-2 (Алексей Балабанов)
2. ВМЕСТО МЕНЯ (Владимир и Ольга Басовы)
3. ДМБ (Роман Качанов)
4. ДНЕВНИК ЕГО ЖЕНЫ (Алексей Учитель)
5. ЛАНДЫШ СЕРЕБРИСТЫЙ (Тигран Кеосаян)
6. ЛУНОЙ БЫЛ ПОЛОН САД (Виталий Мельников)
7. НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ (Сергей Соловьёв)
8. ПРИХОДИ НА МЕНЯ ПОСМОТРЕТЬ... (Олег Янковский, Михаил Агранович)
9. СТАРЫЕ КЛЯЧИ (Эльдар Рязанов)
10. ФОРТУНА (Георгий Данелия)

Всё вышеназванное искренне рекомендую — как не утратившее энергию своего времени и содержащее качественно реализованную идею. Добавлю, что сериалы в этой нашей концепции не рассматриваются.

«Москву», «Тихие Омуты», «Свадьбу» и ещё пару нашумевших проектов (включая бесславный режиссёрский дебют Александра Абдулова с не по-доброму сюрреалистической версией «Бременских музыкантов») брать в будущее по разным причинам не захотелось. Исключили и «Особенности национальной охоты в зимний период», ещё один не взявший эпохальную планку кинопроект. Плавно перебрались в 2001-й, ожидайте новый список.

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии