В сказочно-розовом Барбилэнде, где всё дышит матриархатом и переслащенным гламуром, а каждая девушка — идеальное воплощение той или иной куклы Барби, производимой корпорацией игрушек Mattel, жизнь следует заведённому порядку вещей. Значимые социальные роли рассредоточены среди исключительно выдающихся женщин, каждой в своей области. У них на подхвате — безликие улыбчивые Кены, на чью долю приходится ни много ни мало олицетворять собою мужской пол и с полной отдачей..."стоять на пляже". Одним словом, идеальное женское царство. Но однажды в этом щебечущем мирке, в самый разгар безмятежного ежевечернего девишника, громом среди ясного неба звучит растерянный голос одной из ничем не выдающихся, «стереотипных» Барби: «А вы когда-нибудь думали о смерти»?..
Фильм Греты Гервиг «Барби» об экзистенциальных приключениях идеальной ипостаси девчачьей куклы, познающей собственное «я» в противоречивом и жестоком человеческом мире, воодушевил и поднял настроение. Дело даже не в сквозной мета-иронии, пронизывающей каждую сцену, и не в блистательном кастинге, и даже не в сильном сценарии — ведь значимые киноистории со схожим сюжетом уже были представлены в новейшие времена, достаточно вспомнить хотя бы сериал «Мир Дикого Запада» или российский проект «Два Холма» (кстати, оба настоятельно рекомендую). Меня лично привело в восторг то, насколько тонко сценаристы поработали с месседжем бессмертного романа Мэри Шелли — по сути, лишь заменив чудовище Франкенштейна образом широко улыбающейся куклы Барби. Та вынуждена, оставив комфортный розовый рай, отправиться познавать вовне вкус реальной жизни, ища причину внезапно накрывшего кризиса и задавая вековечные вопросы своему создателю. Только, в отличие от истории неуклюжего готического монстра, зрителю предложен ход от противного: узреть, как постигает телесную энтропию, гендерное неравенство и прочие человечьи бездны создание, вполне безупречное, уверенное в себе и некогда призванное вселять энергию позитива и уверенность в юные сердца. Роль досталась Марго Робби, и есть ощущение, что звезда «Двух королев», «Однажды в Голливуде» и «Вавилона» с годами становится всё более неотразимой.
Что касается смысловых перекличек, возьмём на заметку фразу: «...И всё же мужчина остаётся слеп к тысяче житейских мелочей, требующих внимания женщины». Это не из фильма, а из того же «Франкенштейна».
И вот, следуя классической схеме, Грета Гервиг разворачивает на экране понятное каждому с библейских времён психологическое полотно. На нём пара Барби и Кен, эти предложенные в упаковке с розовой ленточкой эталоны для нескольких поколений девочек всего мира, становится (вполне в духе новоявленных трендов) не меньше чем лидерами идеологически противостоящих друг другу гендерных сообществ. И каждый из этой пары проходит усыпанный душевными шрамами путь самопознания — попутно стремясь одержать верх в гипотетической, но всё же битве за социальное доминирование (тут уж авторскому стёбу и вовсе нет предела, искрящиеся авангардом и юмором сцены тому яркое свидетельство).
В фильме — пёстрый калейдоскоп жанров. Тут и социальная сатира, и комедия, и детектив, и драма, разумеется, и много, невероятно много гротеска. Не останутся обделёнными ни фетишисты за компанию с любознательными модниками, ни фанаты попкульта, ни ценители мюзиклов и камео. Местами возникает абсолютное ощущение, что лицезреешь готовую бродвейскую постановку. Динамичное, добротно сделанное, доходчивое и — остроумное кино. Идущее своей актуальностью вразрез со всем, что нам порой проповедуют.