После просмотра «Downsizing» Александра Пэйна задумался: а что мешает русским кинематографистам снимать подобные фильмы? И сразу, на ассоциативной волне с «Пищей богов» Уэллса, не без влияния которой, несомненно, был создан сценарий «Уменьшения», возник ответ: мешает-то, как раз, то самое, непобедимое, пигмейство. Проблема социального неравенства? Нет-нет, мы нынче не размышляем над этим, у нас и столетие революции постарались как можно громче замолчать, зачем лишний раз будоражить умы подобным сумбуром? Ну, а в большом мире эта тема, как мы видим, актуальности не теряет. Пэйн снял нечто жанрово неуловимое на грани сатиры и фантастической драмы, при этом элементы и того, и другого как бы размыты, понимай как хочешь.
Фабула: норвежские учёные научились существенно уменьшать людей, и часть человечества прошла через уменьшение ради такого вот благородного гражданского акта решения проблемы перенаселения (на самом деле, всё было задумано ради сохранения лишь горстки избранных в недрах скалистых фьордов — перед лицом нависшей и фатальной для планеты экологической катастрофы). Скромный доктор Пол Сафранек, которого играет Мэтт Дэймон, из-за жизненных неурядиц приходит к единственно возможному для себя и своей жены варианту — уменьшиться. Но жена в процессе процедуры передумывает и остаётся в мире больших, а Пол уменьшается и поселяется в безмятежном городке Кайфавиле, где его соседом оказывается пронырливый Душан Миркович, которого играет Кристоф Вальц. И жить бы Полу в своё удовольствие, но однажды в его жизнь врывается энергичная вьетнамка Нгок Лан Трэн, работающая на соседа уборщица — её из-за оппозиционных взглядов подвергли на родине принудительному уменьшению, а когда девушка в компании соотечественников пыталась незаконно переправиться в США в коробке из-под телевизора, тяжело изувечили, лишив ноги. Пол благодаря Нгок очень скоро видит мрачную изнанку безмятежной жизни Кайфавиля, а в финале встаёт перед выбором: остаться с Нгок и помогать не особо обласканным жизнью в Прекрасном Новом Мире коротышкам или вместе с избранными величайшими учёными и специалистами скрыться от мировых катаклизмов в глубочайших недрах норвежской скалы.
Бросается в глаза персонажная и даже функциональная схожесть этой одноногой вьетнамской оппозиционерки с героиней нашумевшего несколько лет назад «Облачного атласа», Сонми-451. Такое ощущение, что режиссёр «Уменьшения» как бы развлекается подобной репликой в этом своём блуждании между жанрами. Тут всё, вроде, и всерьёз, и одновременно готово взорваться саркастическим хохотом Кристофа Вальца. Это как в сцене с пробуждением героя Мэтта Дэймона после процедуры уменьшения, когда он первым делом кидается проверить под одеялом, что там с его мужским хозяйством — ложный и, кстати, неслучайный отсыл к комедийности. Всё-таки, это сатирическая фантастика, а не фантастическая драма. Во всяком случае, в данном представлении. Умный, не без назойливости, фильм. Привет из Большого Мира и с той, официальной части Кайфавиля. Нам, сюда, в огороженную шатким забором и пахнущую просроченными лекарствами пристройку.