Новая экранизация «Оно»

Вернувшись с просмотра фильма «Оно», точнее, первой его части, приятно удивлён, поскольку экранизировать с малым числом нареканий любой роман — дело сложное, а уж удачно экранизировать роман культовый, к тому же имеющий не менее культовое визуальное воплощение, дело фактически нереальное. И пусть инфернальный клоун Пеннивайз в новой киноверсии, увы, не столь органичен и внушителен, как в экранизации 1990 года, зато кастинг главных героев, тинейджеров из «Клуба неудачников», превзошёл предыдущий в разы. Чего стоит одна только 15-летняя София Лиллис, играющая Беверли Марш! Впрочем, там вся компашка — супер.

Чтобы яснее понять основной посыл данной истории, следует отталкиваться от самого замысла, посетившего Стивена Кинга в 1978 году, когда он вместе с семьёй шёл забирать машину из ремонта в Боулдере (штат Колорадо) и, переходя деревянный мост, вспомнил старинную детскую сказку про трёх козликов и тролля. В означенной сказке три брата-козлика, Старший Козёл Граф, Средний Козёл Граф и Младший Козёл Граф, выщипав всю траву на своей поляне, отправились искать места посытнее и встретили на пути мост через реку, на другом берегу которой зеленела преотличная, сочная травка. Одна незадача: мост охранял злобный тролль с огромной уродливой головой, с длинными запутанными волосами, с ужасными, горящими злобой глазами, красным носом, большими клыками и острыми когтями (запомним визуальный портрет, пригодится), и чтобы перебраться на другую сторону, братья-козлики придумали следующее: первым пошёл Младший Козёл Граф. Когда тролль выскочил из-под моста и стал грозиться его съесть, Граф-младший сказал троллю, что, мол, не стоит торопиться, ведь следом за ним идёт козёл гораздо толще и вкуснее. Тролль пропустил младшего козлика и с ужасными угрозами выпрыгнул перед Графом-средним. История с обещанием чего-то более сытного повторилась. Ну, а Старший Козёл Граф попросту боднул тролля, который упал в реку и утонул, позволив троим братьям-козликам объединиться по ту сторону моста и жить-поживать да бока наедать. Собственно, в этом и зерно. 

С 1981 года Стивен Кинг начал работу над книгой, завершив её к середине восьмидесятых, когда роман и увидел свет. В 1990 -м Томми Ли Уоллес снял 195-минутную экранизацию «Оно» для телевидения, которую люди моего поколения давно почитают за культовую. Прошло 27 лет. Оно (согласно канону) вернулось — теперь в виде разделённого на две части художественного фильма Энди Мускетти. Клоун (читай — тот самый живущий под мостом тролль) Пеннивайз, эта зубастая персонификация не лучшей половинки древней инопланетной хрени, распавшейся при попадании на Землю на сущность, известную как Оно и на Черепаху (кстати, Черепаха и породила нашу вселенную, ибо олицетворяет созидание, тогда как Оно — разрушение), изрядно огламурен и отштукатурен, а события перенесены в 1989 год: школьники обсуждают шоу Майкла Джексона, хорошие ребята слушают «New Kids of the Block», плохие — «Metallica» и «Anthrax», в кинотеатрах городка Дерри — премьера пятой части «Кошмара на улице Вязов». Но Дерри по-прежнему Дерри: глухие стены домов скрывают мрачные тайны и пороки его жителей, не готовых обуздать в себе зло и равнодушие даже в условиях комендантского часа, введённого из-за участившихся случаев пропажи и убийства детей. И в Дерри никуда не делся заброшенный коллектор — логово пробуждающегося раз в 27 лет ненасытного зверя. Режиссёр, нужно отдать ему должное, несколько раз весьма изящно показал нам противостояние двух упомянутых выше сущностей одного некогда целого организма: в кадре, помимо монстра-клоуна, то и дело мелькает черепаха в том или ином виде. Подмигивание понимающим.

Самое важное тут: сверхъестественное, как всегда у Стивена Кинга, только фон. Мы вдыхаем запах реальной крови и реальных нечистот; погружаемся в мир подлинных подростковых тайн и переживаний, со знанием дела описанных автором в таких его историях, как «Кэрри» (в экранизации Мускетти имеется весьма эффектный оммаж дебютной книге Кинга), «Иногда они возвращаются», «Останься со мной», «Кристина» — это некая психологическая панорама тинейджерского менталитета (понятно, речь идёт прежде всего об американском образе жизни), развёрнутая перед читателем-зрителем в виде определённых архетипов: плохие старшие ребята против хороших младших ребят, семейные разборки и психотравмы, расовые и религиозные притеснения, конфликт отцов и детей — и в данном случае всё пропущено через призму персональных СТРАХОВ буквально каждого, без исключений, героя. Поскольку, даже сражаясь бок о бок, каждый скрещивает оружие именно со своим страхом. И непобеждённый страх, даже будучи загнанным в тёмный угол, неизменно возвращается — об этом тоже нам не дают забыть авторы книги и фильма. Поэтому «Оно» — это сага о преодолении космического вакуума в душе каждого из нас. В данном случае показано, как работает метод объединения. Но тьма тоже способна сгущаться, и поэтому фильм как никогда актуален. А Стивену Кингу через 11 дней стукнет 70 лет, ребята. И с этим знанием нам жить дальше, дожидаясь выхода второй части нового воплощения «Оно».

Саундтрек — здесь.

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии