Максим Леонидов и «Hippoband»: «Большой весенний концерт» в «Главклубе» (8.03.2019)

Дата концерта: 8 марта 2019 года
Место проведения: г. Москва, клуб «ГлавClub Green Concert»
Артист: МАКСИМ ЛЕОНИДОВ и группа «HIPPOBAND»
Программа: «Большой весенний концерт: ЛУЧШЕЕ!»

Полный сет-лист концерта:

1. Я снова бегу
2. Домой
3. Снегопад
4. 7 утра
5. Питерские коты
6. 1979
7. Маленькая роль
8. Jonnie Walker & Sons Limited
9. Гавана в моих зубах
10. Проплывая над городом
11. Он ушёл на восток
12. Позывные весны
13. Пепел
14. На проспекте Обуховской Обороны
15. Конь
16. Волки
17. Ленинградское время
18. Моя любовь на пятом этаже
19. Привет
20. Видение
21. Ничего не исчезает
22. Не дай ему уйти
23. Алиса
24. Именины у Кристины
25. Твист
26. Она не понимает
27. Я люблю буги-вуги
28. Мажорный рок-н-ролл

БИС:

29. От Питера до Москвы
30. Письмо

Март в 2019-м выдался предельно драйвовым и рóковым. Началось всё с того, что 7 числа я не без интереса сходил в «Главклуб» на 33-летие группы «Ва-Банкъ», а уже на следующий день, 8 марта, мы вместе с любимой женщиной лицезрели там же «Большой весенний концерт» лучших песен Максима Леонидова и его группы «Hippoband». Прибыли на место в 19.40, наблюдая в клубном фойе некий бойкий флешмоб, участники которого все как один держали в руках флажки с логотипом радио «Ретро FM». Стало понятно, что часть зрителей явилась сюда исключительно ради репертуара бит-квартета «Секрет», о чём чуть позже не упустил шанс поиронизировать и сам фронтмен. Вторая особенность этого концерта: треть родного «главклубовского» танцпола была отгорожена и открыта для доступа лишь специальным гостям, для которых были зарезервированы расставленные прямо в партере столики с мягкими креслами и выстроенными по периметру галантными секьюрити. Меж столиками то и дело устраивали пробежку официанты, что на контрасте с обычными, стоящими по другую сторону огороженной «элитной» зоны зрителями, создавало сюрреалистический эффект. Время ожидания все явившиеся коротали исключительно под звучавший по трансляции джаз. Концерт начался в 20.10 с фортепианного аккомпанемента, под который вышедший на сцену щедро татуированный и сверкающий голливудской улыбкой Максим Леонидов начал исполнять без гитары знаковую песню «Я снова бегу» с альбома «Командир» (1995) — первой сольной пластинки, выпущенной после ухода из «Секрета» и возвращения маэстро в Россию из Израиля. Знаковой песня является не только из-за стержневого ностальгического посыла с упоминанием песен Юрия Антонова и оставленных на Родине могил учителей, но и из-за многослойного припева:

Я снова бегу неизвестно куда,
Я просто бегу, как по склону вода.
Ты меня спросишь — в чем твой секрет?
Поверь — никакого секрета нет.

Я просто бегу, чтобы просто бежать.
Я снова бегу, мне так легче дышать.
И если ты хочешь тряхнуть стариной — 
Беги со мной,
Беги со мной. 

Впрочем, этим вечером на сцене «трясли стариной» не здравствующие по сю пору «секретовцы», а группа «Hippoband», которая выступала в привычном составе: Максим Леонидов (вокал, гитара), Владимир Густов (соло-гитара, бэк-вокал), Евгений Гурьев (ритм-гитара), Юрий Гурьев (бас-гитара, бэк-вокал), Евгений Олешев (клавишные), Михаил Жидких (духовые) и Юрий Сонин (барабаны). Было не вполне привычно видеть барабанную установку сдвинутой на левый (от зрителей) край сцены, что явилось ещё одним врезавшимся в память моментом. Итак, вашему вниманию предлагается краткий, но правдивый рассказ о том, как великолепная семёрка из славного Санкт-Петербурга устроила москвичам самый настоящий рок-н-ролльный праздник — на радость всем поклонникам умных и душевных песен. Едва был упомянут «Секрет» (пусть и завуалированно), нон-стопом грянули песню «Домой» — в аккурат к 30-летию грампластинки «Ленинградское время». По ходу дела Леонидов выкрикнул: «С праздником, девчонки!», а в шумной коде поприветствовал пришедших учтивым «Добрый вечер, Москва!». Дальше были исполнены три номера с крайнего на сегодняшний день альбома «Над». Речь о песнях «Снегопад» (в которой Владимир Густов, один из лучших на сегодня российских рок-гитаристов, щедро продемонстрировал своё мастерство), радиохите «7 утра» и рокабилли-зарисовке «Питерские коты», во время исполнения которой отдавший гитару подкравшемуся из-за спины технику маэстро издал колоритный мявк, а мне на смысловом контрасте вспомнился вдруг шевчуковский «Чёрный пёс Петербург»...

Дальше пришло время исключительно проверенных временем хитов. Начали с песни «1979»: едва клавишник Евгений Олешев заиграл мелодию Пола Маккартни «Bip Bop», Леонидов выступил с немного сбивчивой и ироничной преамбулой: «Мелодию следующей песни написал Владимир Густов (при этом, повторюсь, звучит Маккартни). Эта песня посвящена 1979 году, я пошёл в школу... Надо сказать, что…нет, я закончил школу! Закончил! Помните, какие были в семидесятые года песни популярны? «Smoke on the Water» и «Stairway to Heaven», в основном. Тут будут, кстати, упоминаться оба этих произведения. История о любви»... Публика завелась и дружно вскинула руки, скандируя бодрый припев:

Напитки богов, набеги татар
Не сравнятся с этим звуком электрических гитар.
Как снежный обвал, как в сердце укол,
Этот странный мир собою наполняет рок-н-ролл.

Что касается Леонидова, то он в коде вскинул руку и послал залу голосовое приветствие, выглядя при этом стопроцентным Фредди Меркьюри. Очень душевно была исполнена следующая песня, «Маленькая роль» — открывшая целый блок номеров с альбома «Четверг». Дальше пошли прямо по «четверговому» трек-листу. Максим, перебирая аккорды на гитаре, сделал предисловие: «Я как-то сидел пил виски... Со мной такое иногда случается... И я обратил внимание, что на бутылке было написано: «Jonnie Walker & Sons Limited». И я подумал, что было бы забавно перевести это как «Джонни Уокер и его ограниченные сыновья». И сразу родилась история про таких недотёп шотландских, которые ничего не умеют – только гнать самогон». Во время исполнения все музыканты группы выстроились на заднем фланге сцены, встав навытяжку и взяв инструменты в руки как ружья — под стать гордым шотландским повстанцам. Барабанщик Юрий Сонин тоже присоединился к сотоварищам, сжав в руках палочки — смотрелось это очень колоритно. Далее — второй нон-стоп этого вечера, песня «Гавана в моих зубах» (строго по трек-листу альбома «Четверг», как только что было мной отмечено).

Дальше — лирический блок. Свет погас, сцена опустела. Остался лишь высвеченный софитом Михаил Жидких (колоритный, в старомодных очках с массивной оправой и поросший густой бородой питерский музыкант, известный также по участию в алкоджазовом трио «Billy`s Band»), исполнивший на трубе продолжительное интро в духе «Your Latest Trick» группы «Dire Straits», затаившийся в тени клавишник и скромно присевший на постамент барабанной установки Леонидов. Прозвучал суперхит «Проплывая над городом» и, следом, исполненный только под акустическую гитару номер «Он ушёл на восток» — с новейшего на сегодня альбома «Над». Народ настроился на романтическую волну, а кто-то предпочёл отойти к барной стойке или просто неучтиво потрепаться по телефону, пока не гремят барабаны. Всех вернули в тонус отлично прозвучавшие «Позывные весны» и «Пепел» (тут в полную силу показал себя барабанщик). Перед следующим номером — передышка и очередная преамбула: «Спасибо, друзья мои. Ну, давайте, сейчас мы будем следующую песню петь, а вы нам будете хлопать. Только вот, знаете, что меня поражает в наших концертах очень часто? Пока я хлопаю – все хлопают, как только я прекращаю – вроде, как, больше и не надо. НАДО! Мне просто не с руки всю песню хлопать с вами, у меня тут много других дел... (крик из зала: «ОТ ПИТЕРА ДО МОСКВЫ»?) Нет, «От Питера до Москвы» мы попозже споём, подождите. Не бегите впереди паровоза…от Питера до Москвы (громкий смех). Поехали, сейчас будет песня про моё детство. Она называется «На проспекте Обуховской Обороны». Далее автор заложил мудрёный вираж над лабиринтом своих детских воспоминаний, а зрители с удовольствием к нему присоединились. В коде песни Леонидов радостно выкрикнул: «Аллилуйя!». Суперхиты посыпались, как подарки из мешка Деда Мороза. Мощно прозвучал «Конь», в котором грянул очередной гитарный соляк Густова — «бога питерского рок-н-ролла», как представил его фронтмен. К слову, Густов в его больших чёрных очках был очень похож на Майка Науменко, так что подобное сравнение пришлось вдвойне кстати (а непосредственно к Майку мы вернёмся чуть ниже). Не меньше восторгов вызвал следующий радиохит — «Волки», уместный и на «Нашем радио», и на «Радио Шансон», и на любой иной волне — истинно народный шлягер! Кстати, на подходе были именно они, самые народные песни. «Ленинградское время» было исполнено не по-юбилейному (30 лет альбому, как-никак) расслабленно, да ещё и с оговоркой в тексте («запирают свои двери на весёлый засов» вместо каноничного «на тяжёлый засов»), что не помешало публике изрядно оживиться и дружно аплодировать в такт, а маэстро — подтрунивать над подтанцовывающим басистом Юрием Гурьевым («а лунной можешь походкой, лунной?»).

В конце концов, и поклонники ретро неминуемо дождались своего часа: в полную силу зазвучали суперхиты бит-квартета «Секрет»! «Моя любовь на пятом этаже», «Привет» - тут уж весь зал взметнулся. В коде песни «Привет» после слов «Выходишь здесь? Ну, будь здорова…» — вполне предсказуемая пауза и игра с публикой. «Так. Партер сейчас молчит. Я, вот, хочу услышать тот балкон. Слушайте, братцы, я вас вообще не вижу! Вы можете телефоны зажечь, чтоб я хоть посмотрел, сколько вас там? Двое? Трое, четверо, пятеро, шестеро… О, о, о, да у нас — аншлаг! Итак, «выходишь-здесь-ну-будь-здорова» три-четыре… ПРИВЕТ! Молодцы! Румба. А теперь – дискотека!». Забавно, что за сутки до того на концерте группы «Ва-Банкъ» Александр Ф.Скляр обращался к тому же балкону ровно с такой же просьбой (в его версии просьба выглядела так: «А как там наши верхние ряды-то, слышат чего-нибудь? Поднимите ваши чего-нибудь, потому что я вообще вас отсюда не вижу!»). Получилась странноватая и похожая на артистический флешмоб перекличка. «Девочка-видение» сопровождалась домашней заготовкой: «И по-моему, зовут её…Машей?…Наташей?…Сашей?… — не помню!» и парой фальшивых финалов (фишка, хорошо известная фэнам Макса). В специальной песне «Ничего не исчезает», написанной в 2003 году к трибьюту «Секретные материалы» — упоминание героев «секретовских» хитов и, второй раз за этот вечер, многоголосие: «Моя любовь на пятомммм...этажееееее...». Публика настолько оживилась, что Максим не смог не отреагировать: «О, я вас увидел там вдали! Вы у нас есть, оказывается! Круто, чё там дальше-то?». По иронии судьбы, дальше возникла техническая пауза, и Леонидову пришлось её мастерски обыграть: «Из-за Жени сейчас ждём. Женя меняет тембры у себя. Зачем так много тембров Жене? Красиво. Понятно. Сейчас будет красиво? Всё, вопросов нет, поехали!». И, надо заметить, поехали весьма бодро: эталонное исполнение «Не дай ему уйти», затем — «секретовская» классика «Алиса» + «Именины у Кристины» (старинный привет группе «KISS» и их «Christine Sixteen»). После прозвучавшей «Алисы» Леонидов, сияя фирменной улыбкой, обратился к ретро-фэнам, машущим флажками: «Ну, вспомнили детство золотое?..». Далее — подарок всем ценителям правильного рок-н-ролла: не имеющий пауз блок из четырёх (!) забойных номеров, под которые попросту невозможно было стоять спокойно: «Твист», «Она не понимает» (очень интересно было послушать давний суперхит без основного вокала Фомы, зато с точной имитацией голоса Элвиса Пресли), а следом — две песни группы «Зоопарк», написанные Майком Науменко: «Я люблю буги-вуги» и «Мажорный рок-н-ролл». Публика веселилась и гуляла вовсю, а маэстро, подобно престарелому ребе на большой еврейской свадьбе, руководил весельем, бросая в зал бодрые реплики: «Давайте, дети!». Было очень кайфово и душевно, полнейший оттяг и олдскул.

В 22.03 группа покинула сцену, но быстро вернулась обратно — исполнить пару песен на «бис». Леонидов, снова без гитары, сыграл вступление на губной гармошке, и прозвучала ожидаемая многими лирическая баллада «От Питера до Москвы». Прямо в процессе исполнения Макс умудрился оставить автограф на протянутой ему книге его же стихов. Далее были представлены все музыканты группы, а в коде Леонидов взял в руки микрофонную стойку и в такой позе завершил исполнение хита двух столиц.

Под занавес вечера — последняя преамбула: «Ну, давайте, телефоны доставайте. Будем звёздное небо устраивать сейчас. Будем красиво прощаться, давайте. Сделайте нам красиво!». В финале — одна из самых лучших и глубоких леонидовских песен, «Письмо»:

Если бы письмо написать я мог
В семьдесят восьмой самому себе,
Может, отчего-то бы уберёг,
Может, всё исправил в своей судьбе.
Я бы написал всё как есть, клянусь,
Всё, что понял сам и что пережил.
А он бы прочитал, намотал на ус
И тогда, возможно, счастливей жил.
Выучи французский язык,
Научись играть на трубе,
И живи на полную каждый миг —
Так бы я писал самому себе.
Знай, что всё тебе по плечу,
Верь в свою звезду и лети,
Уломай отца, чтоб сходил к врачу,
И может быть, удастся его спасти.
Я бы рассказал ему, что любовь —
Это не тиски и не кабала.
Я бы написал ему, что Господь —
Это не кресты и не купола.
Я бы объяснил ему всё про роль —
Ту, что так хотел и не смог сыграть.
А если б было можно и бандероль,
Я б всего Акунина смог послать.
Скоро ты поедешь на юг,
Вот тебе хороший совет:
Не спеши, дружок, заводить семью,
Ждёт тебя любовь через много лет.
А хочешь, вышлю песню письмом
Ту, что все побила хиты?
Спой её в своём семьдесят восьмом,
Ведь, в конце концов, её автор — ты.
Если бы письмо написать я мог
В семьдесят восьмой самому себе,
Может отчего-то бы уберёг,
Может всё исправил в своей судьбе.
Сотня или даже полсотни слов,
И жизнь бы стала сладкой, как эскимо.
А всё-таки, не зря так устроил Бог,
Что в прошлое нельзя написать письмо...

Музыканты откланялись, а Максим Леонидов попрощался с публикой такими словами: «Спасибо, спасибо, мои дорогие. Мы счастливы. Мне хочется верить, что вы – тоже. Собственно, для этого мы и собираемся, а ради чего ещё всё это нужно? Спасибо, и пусть с вами останется наша любовь». В 22.15 зазвучала постбитловская заставка, и сцена опустела. Шикарный и лёгкий по энергетике концерт, оставивший самые добрые воспоминания и впечатления. Тот самый случай, когда всё срослось чрезвычайно органично. Низкий поклон Максиму и всем музыкантам «Hippoband».

В очерке использованы фотографии Светланы Скрыль.

© 2019, И.Ш. — специально для сайта https://igor-shamarin.ru.