Александр Ф.Скляр и «Ва-Банкъ»: «Рок на 33 оборота» в «Главклубе» (7.03.2019)

Дата концерта: 7 марта 2019 года
Место проведения: г. Москва, клуб «ГлавClub Green Concert»
Артист: АЛЕКСАНДР Ф.СКЛЯР и группа «ВА-БАНКЪ», при участии рок-барда Бранимира (г.Волгоград)
Программа: «Рок на 33 оборота»: концерт в честь 33-летия группы, в День рождения А.Ф.Скляра

Полный сет-лист концерта:

БРАНИМИР

1. Раны поют
2. Денди
3. Когда хоронили вора
4. Фома
5. Герань

АЛЕКСАНДР Ф.СКЛЯР & «ВА-БАНКЪ»

1. ИНТРО: Белое безмолвие (видеоклип)
2. Пьяная песня
3. Император Хирото
4. Кукла-Мандарин
5. Танго журналистов
6. Кухня
7. Робинзон Крузо
8. Мальчишка
9. Три ноль шесть
10. А потом Берлин
11. Предательство и контрабанда
12. Я уехал в Магадан
13. Регтайм из кинофильма «Ва-банк»
14. Маршруты московские
15. За гагарой с чёрным пером
16. Ад-и-Рай
17. Партизанская застольная (NEW)
18. Команданте Че
19. Сашенька
20. Люба-бабавая
21. Эльдорадо
22. А море бурное

БИС:

23. Я лечу
24. Viva La Vie

Московская группа «Ва-Банкъ» была образована в 1986 году. В текущем 2019-м коллективу, пережившему существенные творческие трансформации, кадровые революции и даже роспуск, исполнилось 33 года, и в честь этой даты в «Главклубе» была представлена специальная программа «Рок на 33 оборота». Концерт состоялся в четверг 7 марта — в день, когда несгибаемому фронтмену группы Александру Ф.Скляру исполнился 61 год. В 20.30 именинник-блондин, одетый в неброскую будничную одежду, скромно вышел на сцену и обратился к достаточно малочисленному количеству собравшихся к этому времени зрителям с такой преамбулой:

«Добрый вечер. Спасибо, что вы сегодня, несмотря на начало длинных выходных, связанных со всеми нам понятными праздниками, 8 марта (что совершенно естественно, мы наконец-то дождались весну!), но тем не менее вы сегодня пришли, и за это вам большое спасибо, всему залу (тут именинник сделал широкий жест руками, заключив в объятия пространство). Мы решили для вас сделать небольшой сюрприз, у нас есть специальный гость (надрывный крик из зала: „БРАНИМИР!“) – совершенно справедливо: человек, к которому я отношусь с большим уважением и любовью. Я считаю, что он выбрал невероятно интересный, но очень сложный путь – по крайней мере, как сейчас у него всё развивается – он один на сцене, с гитарой, а самое главное, что он очень много концертирует. Это круто. Я имею в виду, что только так по-настоящему набирается мастерство. Я вижу, как он растёт, и очень захотел с вами сегодня поделиться его творчеством. И поэтому я пригласил Бранимира сегодня сыграть небольшой праздничный сет для вас, который входит сегодня в нашу общую концертную программу. Итак, встречайте, уважаемые друзья: Бранимир!».

На сцену вышел плотный бородатый человек одного со Скляром роста, чем-то похожий на молодого Максима Фадеева, они обнялись, и пока именинник уходил за кулисы, активными жестами призвав публику поприветствовать гостя, севший на край широкого стула с мягкой обивкой богатырь-Бранимир подключил электроакустическую гитару, произнёс лаконичное «Здравствуйте» и запел первую песню — «Раны поют». Точнее, даже не запел — зарычал по-медвежьи. Нужно сказать, что у Бранимира довольно специфическая манера исполнения, и неподготовленному слушателю (я, безусловно, вхожу в это число) могло показаться, что поют на каком-то сербохорватском языке. Куплету ко второму смысл исполняемого стал, наконец, проясняться, пели, всё-таки, по-русски, и получасовой сет приглашённого рок-барда, этот блок суровых мужских зарисовок в жанре повествовательного рок-шансона (картинки с натуры, истории жизни провинциальных воров, солдат, работяг, пожарных, порой для контраста приправленные интеллектуальными отсылками и нецензурной лексикой), вошёл в своё гипнотическое русло. Исполнив первую песню, певец обратился к залу: «Ещё раз – здравствуйте. Будет небольшой сет печальных песен. Для меня большая честь сегодня выступать на этой сцене и поздравить с 33-летием группу «Ва-банкъ». Это сакральная цифра... Я мечтаю выступить на 50-летии группы «Ва-банкъ», я думаю, мы все соберёмся (смех). Зовут меня Бранимир, я из солнечного Волгограда. У меня песни печальные, но их будет не много (смех, переходящий в самоироничный хохот). Голос слышно? Я пою всегда очень тихо...». И каааак зарычал-завопил пуще прежнего, аж стены затряслись! ))) О содержании песен я уже кратко высказался, что касается музыки — песни Бранимира (кстати, настоящее имя барда — Александр Паршиков) слегка однообразны и построены максимум на трёх-четырёх сменяющих друг друга аккордах — это и позволяет исполнителю погрузиться в шаманский транс, не отвлекаясь на струнное звукоизвлечение и не давая слушателям возможности перевести дух. Впрочем, третий номер, посвящённый памяти вора-авторитета Евгения Тихомирова, державшего в страхе весь город, а на похороны которого не пришло и десятка человек, был исполнен в стиле реггей — это внесло в сет желанное ритмическое разнообразие. В песне «Фома», самой яркой по сюжетному наполнению, звучит врезающийся в память рефрен: «Вы не смогли построить рай, а я — смогу!», и слышится в этом мужицком вопле не надежда, а какая-то вселенская обречённость. Завершился сет Бранимира лирической зарисовкой «Герань». Около 20.55 исполнитель попрощался с публикой и покинул сцену, воскликнув: «Быть добру!».

Ровно в 21.00 полностью погас свет, техники оперативно унесли со сцены всё лишнее, а на большом экране тем временем засветились титры: «Александр Ф.Скляр и группа „Ва-Банкъ“. Автор песни „Белое безмолвие“ — Владимир Высоцкий». В кадре посреди заснеженного поля появился фронтмен «Ва-Банка», зазвучала фонограмма, и таким образом праздничный сет открылся премьерой видеоклипа Аллы Жидковой. После финальных титров — пятиминутная пауза, в течение которой на сцену, залитую синим светом, вышел нынешний состав группы «Ва-Банкъ»: Александр Белоносов (клавишные, бэк-вокал), Денис Скопин (гитара), Алексей Рыславский (бас-гитара, контрабас, губная гармоника), Андрей Белизов (барабаны) и колоритный «кубинский друг», перкуссионист по имени Yohandys Vega Carriera. Лидер группы Александр Ф.Скляр, как и полагается настоящему шаману, предстал в сильно преображённом, сценическом облике: круглая шляпа с прицепленной к ней сзади серебряной запонкой в виде скрипичного ключа, старомодные тёмные очки, галстук-бабочка (!), ношеный сюртук поверх белой рубашки и элегантной жилетки, а на ногах, для особенного шика, щёгольские чёрно-белые ботинки легендарной фирмы «Nariman» — те самые, из песни «Я милого узнаю по походке».

Выступление началось с неторопливой, аранжированной в электричестве «Пьяной песни» с культового альбома 1992 года «На кухне». Песня по воле автора живёт своей жизнью, и сегодня вместо оригинальной строчки «не надо кубинцев и драк» Скляр предпочёл спеть «не надо бандитов и драк». В припевах заметно заявил о себе клавишник и аранжировщик нынешнего «Ва-Банка» Александр Белоносов, истово исполняя роль бэк-вокалиста (помнится, на пластинке эту роль не менее талантливо исполнил Гарик Сукачёв).

На протяжении всего шоу работал сценический бэкграунд: на экране друг друга попеременно сменяли знаменитый логотип группы с пикирующим бомбардировщиком и число «33» — как это было, к примеру, на песне «Император Хирото», после которой Скляру под ликующие женские крики «С ДНЁМ-РОЖ-ДЕНЬ-Я! С ДНЁМ-РОЖ-ДЕНЬ-Я!» был преподнесён букет пурпурных роз. Получилось, что концерт был открыт блоком из двух номеров знакового альбома «На кухне» — настоящий подарок нам, олдовым поклонникам творчества Скляра & Co. А ведь позже с этого релиза были исполнены песни «Кухня» и «Сашенька», что лишь добавило кайфа. Не меньшим сюрпризом стало исполнение номера «Кукла-Мандарин» — одного из суперхитов концептуальной программы 1999 года «Нижняя Тундра», навеянной одноимённым рассказом Виктора Пелевина. Лидер «Ва-Банка», явно довольный создавшейся атмосферой, начал песню, широко улыбаясь и, придерживая потрёпанную гитару, активно дирижируя букетом. На припевах клавишник Белоносов превзошёл сам себя, весьма артистично изображая ту самую куклу и взяв на какое-то время роль фронтмена — на манер Ивана Туриста, шоумена питерской группы «НОМ». Скляр тоже поймал кураж, используя то нормальный, то стоявший поблизости винтажный микрофон, в который под аккомпанемент проигрышей выдавал бурчаще-булькающие, нечеловеческие звуки. В коде фронтмен «Ва-Банка» будто бы невзначай поставил ногу на монитор (всем видны крутые ботиночки?), играя в гитарном дуэте с Денисом Скопиным. Было весело, органично и очень фактурно.

Далее Скляр взял в руки вместо гитары её лилипутскую версию — укулеле, а басист встал за контрабас — зазвучало «Танго журналистов» на стихи покойного ныне поэта-эзотерика Евгения Головина: зрителям было предложено передохнуть и полистать пронизанную экзотическими иллюстрациями «Библиотеку путешествий». При этом фронтмен группы показал себя заправским шоуменом, устроив причудливый танцевальный сет с переменным привлечением музыкантов и укулеле наперевес. Возможно, именно в подобном музыкальном ключе выступал легендарный капитан Врунгель со своим помощником Фуксом на Гавайях, кто знает. После программного «Танго» — шляпу долой, в руки — гитару! Суперхит «Кухня» был исполнен подобающе бодро и звонко, при этом басист Алексей Рыславский добавил боле чем уместную в данном номере ритм-энд-блюзовую краску, подыграв на губной гармошке.

Клавишник же в какой-то момент настолько впал в кураж, что предстал эдаким Джерри Ли Льюисом. Песне «Робинзон Крузо», которую я обожаю, предшествовал шаманский танец Скляра, который постукивал по гитарной деке, повернувшись к барабанщику Андрею Белизову и смуглому красавцу-перкуссионисту.

Втроём они соткали ритмический рисунок, в который остальные музыканты внесли собственные штрихи — при этом состав пополнил мастер-кларнетист Александр Бялый, с приходом которого саунд расцвёл подобно напитавшемуся влагой дождя тропическому растению.

В коде песни Скляр молчаливым жестом обратил внимание зрителей на нового участника, Бялый в знак благодарности постучал себе по левой стороне груди, а из-за кулис тем временем вышел ещё один Музыкант с большой буквы — легендарный московский баянист Рушан Аюпов, известный по сотрудничеству с целым сонмом отечественных рок-монстров, в числе которых «Бригада С», «Чайф» и «Алиса».

Пока Аюпов устраивался на стуле и надевал инструмент, Скляр начал размеренное гитарное вступление — казалось, что он собирается спеть «Говорят, мы бяки-буки» из мультфильма про Бременских музыкантов. Ан нет, это была пережившая несколько жанровых реинкарнаций старинная «ва-банковская» песня «Мальчишка», начинающаяся с невероятно актуализировавшейся строчки «Зачем я не родился в семнадцатом году...» — ведь на дворе у нас год девятнадцатый (правда, уже другого века). Это был переход к более размеренному по темпу, ритм-энд-блюзовому блоку. Скляр изрядно взмок, что не помешало ему снова надеть шляпу (правда, через несколько минут он переместил её со своей головы на голову коллеги-гитариста) и взять в руки укулеле (в середине песни укулеле заменила гитара), а гитарист сыграл смачное вступление — зазвучал кантри-блюз «Три ноль шесть» на музыку Джонни Кэша с текстом в переводе Андрея Олеара. К слову, друзья, если будете искать — номер был включён скрытым треком в сольную пластинку Скляра «Песни моряков» (2008). От Джонни Кэша — к Леонарду Коэну и неоднозначной скляровской версии его «First We Take Manhattan». Зазвучало ритмическое вступление, поверх которого лидер «Ва-Банка», саркастически улыбаясь, произнёс такую речь: «Вы знаете, друзья, какая штука получается. Мы уже не первый год живём под санкциями. У каждого есть свои способы, как бороться с этими несчастными санкциями. Мы все потихонечку привыкаем, каждый находит свои ниши, у каждого есть свои закоулки... А у нас, у музыкантов, есть такая специальная песня. Именно песня, которая посвящена тому, что нас… (показал жестом — „е#ут“), а мы, типа… (снова жестом — „крепчаем“) а мы, типа, стоим. Вот так вот. И называется она у нас «А потом — Берлин»». Во время исполнения данного претенциозного номера, вызвавшего в своё время справедливое недопонимание в кругу рок-фэнов, Скляр — нужно отдать ему должное — снял тёмные очки и переместил их в карман сюртука, обратившись к залу, что называется, лицом к лицу. Исполнив «Берлин», певец сделал тематический переход: «Но не всё так гладко в нашем королевстве, как вы знаете, друзья. Моё такое...общее, короткое резюмЕ — нужно, чтобы меньше...воровали, мягко говоря». Отзвуком этих слов прозвучал ещё один номер с эпохального, по-настоящему крутого альбома «Песни моряков» — «Предательство и контрабанда». В этой песне впервые за вечер (но не в последний раз) был упомянут один из стержневых героев творческой вселенной Скляра, его своеобразный EGO-двойник по имени Вася-Совесть. Получив очередные аплодисменты в финале, Скляр неожиданно сменил ироничное лицо на серьёзное, даже суровое, и начал исполнять песню Владимира Высоцкого «Я уехал в Магадан» («Нагайская бухта»). Музыкальное обрамление, к слову, могло бы быть и более рОковым, а так, с салонными клавишами и баяном, получился некий разухабистый ресторанный шансон — мне не очень такое решение пришлось по вкусу, если честно, и каждый в зале, в гадалке не ходи, почувствовал себя на очередном концерте давно уже забронзовевшей премии «Своя колея». Из «Магадана» при помощи кларнетиста нон-стопом переехали в тему из культового польского кинофильма «Ва-банк» (1981): был исполнен знаменитый подвижный регтайм, автором которого является композитор Хенрик Кузняк. Тут «разбойники пустились в пляс», и Скляру даже пришлось скинуть сюртук, оставшись в жилетке и белой рубахе с закатанными рукавами. Следом, без передышки, — суперхит «Маршруты московские» с гармошкой (Р.Аюпов) и прикольным карликовым саксофончиком (А.Бялый). В процессе жаркого исполнения Скляр воскликнул: «До весны дожили — до осени поживём!», а в коде развёл руки в стороны и слегка сбивчиво произнёс: «Большое спасибо, дорогие друзья! Поздравляем вас с праздником весны!.. А особенно девушек — с восьмым марта! Спасибо!». К слову, в «Маршрутах» упоминается вокзальная площадь, и следующий в сет-листе номер, «За гагарой с чёрным пером», прозвучал концептуальной связкой («где-то между Кремлём и Курским вокзалом...») — вообще, песня эта (ещё один номер из «Нижней Тундры») пронизана магией, и магия сработала в очередной раз — исполнение вышло проникновенным и глубоким, при этом Скляр, освободивший себя на первых куплетах от всех инструментов и выступив свободным вокалистом, так увлечённо показывал жестами на условный Кремль и условный Курский вокзал, что казалось — он водит пальцем по реальной карте, начерченной в пространстве. И вновь за одной из строчек возник недремлющий Вася-Совесть, а следующим номером концерта, опять же в концептуальном ключе, стала привязчивая песня «Ад-и-Рай» — с пластинки 2011 года, непосредственно носящей имя этого знакового для Скляра персонажа. «Ад-и-Рай» так истово ввинтили в сознание, что казалось — сейчас публику выпустят на улицу, и все пойдут чётким строем, хором скандируя по дороге:

Нет одного — нет середины!
Нельзя быть честным наполовину!
Нельзя любить наполовину
И ненавидеть наполовину!

Далее фронтмен «Ва-Банка» сделал новое обращение к зрителям: «Большое спасибо, уважаемые друзья. А как там наши верхние ряды-то, слышат чего-нибудь? Поднимите ваши...чего-нибудь, мобильники там, или что-то, потому что я вообще вас отсюда не вижу! Мне бьют в глаза замечательные фонари, но я вас не вижу. Во-во-во, ну вот, я хоть всех увидел! А можно на некоторое время оставить вот такой свет, ну хотя бы чуть-чуть, хотя бы немножечко, тем более что сейчас будет новая песня, друзья. Мы долго к этому готовились и наконец-то сформулировали в этой песне ответ на очень важный вопрос, который сейчас волнует всех нас, живущих в этой стране. Песня называется очень просто: «Партизанская застольная». Премьера!». Прозвучал странноватый номер (который вполне мог бы называться «Партизаны и пираты») в балканском стиле, запоминающимся рефреном которого стала фраза: «Крепко спят после работы партизаны-патриоты». Ещё я отметил для себя, что эта песня парадоксальным образом перекликается с «Чёрным знаменем», при всей абсурдности такого смыслового синтеза. В заключение премьеры автор с удовольствием резюмировал: «Ну вот, теперь нам будет что петь, когда мы собираемся в своём партизанском кругу». За «Партизанами», следуя строгой логике, был исполнен ещё один суперхит — «Команданте Че». Это, на мой взгляд, был один из самых сильных моментов шоу, наряду с «Куклой-Мандарин», «Робинзоном Крузо» и «Гагарой с чёрным пером». На этом блок песен с пластинки «Вася-Совесть» не был завершён, к нему вернулись на номере «Люба-бабавая». А пока в жёстко структурированной блюзовой подаче зазвучал старинный суперхит «Сашенька», который принёс музыкантам и зрителям необходимую передышку. Что касается «Любы», то этот «сюрприз» нужно было стоически выдержать: рубленый, парализующий волю ритм, давящий на уши гитарный нойз, бьющий по глазам свет (привет, эпилептики!) и погрузившийся в шаманский транс Скляр с бубном в руке (пусть и не шаманским, но какая, на фиг, разница?), яростно орущий сразу в два микрофона, обычный и винтажный, что твой Пётр Николаевич Мамонов в лучшие годы:

Люба-бабавые ты и я,
Люба-бабавая ты моя!
Люба-бабавая я твоя,
Люба-бабавая ты моя!
Люба-бабавая ты моя,
Люба-бабавая ты моя!
Люба-бабавые ты и я,
Люба-бабавые ты и я!

После такого разгула страстей и дикого отвяза ангельской музыкой зазвучал кларнет Александра Бялого, начавшего исполнять плавное и неспешное вступление к суперхиту «Эльдорадо» из пластинки 1995 года «Живи, живое!» — едва ли не главного опуса на стихи Евгения Головина в репертуаре группы «Ва-Банкъ». Публика, узнав мелодию, пришла в восторг — концерт входил в заключительную стадию. Под лирический аккомпанемент Скляр с отеческой улыбкой произнёс: «Ну а теперь, уважаемые друзья, позвольте обратиться к тем, кого мы любим. К вам, дорогие девочки и женщины! Всегда, когда наступает этот день (я имею в виду мой День рождения), я думаю, что ведь на следующий день — восьмое марта, а это значит, что мы уже точно дождались весны. Я вас всех поздравляю от души и желаю вам любви, ведь...» — и дальше зазвучали слова романтической песни «Эльдорадо». Ещё красивее и романтичнее стало, когда на финальных аккордах из-за кулис Скляру преподнесли огромный букетище белых роз едва ли не в его рост. Растроганный и немного растерянный герой дня обратился к залу: «Большое спасибо, все знакомые и не знакомые мне люди, которые сегодня пришли сюда, к нам, на концерт группы „Ва-Банкъ“ „Рок на 33 оборота“! Спасибо!» — после этих слов группа рьяно и мощно грянула народную песню «А море бурное...» с некими сюжетными отголосками «Поэмы о Старом Моряке» Сэмюэля Тэйлора Кольриджа, которой завершается пластинка «Песни моряков. Часть 2», выпущенная в 2010 году.

В 23.00 покинувшие сцену музыканты вернулись, чтоб сыграть пару номеров на «бис». Первым дополнительным номером стала композиция «Я лечу», которая стоит первым треком на пластинке «Песни моряков». В коде Скляр взял слово: «Спасибо друзья! Я хочу позвать на сцену всех музыкантов, которые сегодня принимали участие в нашем концерте. Рушан Аюпов — легенда русского рок-н-ролла! Бранимир, который украсил сегодня наше выступление специальным своим сетом! Александр Бялый — два вида духовых инструментов, но это ещё не предел, это ещё не предел, но сегодня — было два!». Для представления музыкантов группы «Ва-Банкъ» Скляр объявил «песню-призыв, чтоб попрощаться на хорошей ноте». Это была «Viva La Vie» с альбома «Ястреб», в процессе исполнения которой каждый представленный фронтменом музыкант сыграл небольшое соло на своём инструменте (в действе участвовал даже гость этого шоу Бранимир, сидевший с бубном «на завалинке» рядом с Рушаном Аюповым и ещё раз особо представленный сияющим от удовольствия Скляром, обнявшим его со словами, произнесёнными в микрофон: «Спасибо тебе, братик, ты очень украсил сегодняшний вечер!»). Уже «под занавес» концерта группа вышла на классическую рок-н-ролльную коду, на сцене и на выходе из кулис толпились фотографы, гости, музыканты, всё сверкало и мерцало. Троекратный коллективный поклон, затем — поворот к залу спиной и неприменное для нынешних времён селфи на фоне зрителей. Группа прощалась под дружное скандирование: «С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!», и Скляр, как настоящий капитан корабля, покинул сцену последним, унося цветы и перекинутый через руку сюртук. Часы показывали 23.15.

В очерке использованы фотографии Евгения Стукалина и Ильи Лисовского, за что им обоим — низкий поклон!

© 2019, И.Ш. — специально для сайта https://igor-shamarin.ru.