«Алиса» в УДС «Крылья Советов» с программой «Для тех, кто свалился с Луны» (16.02.1993)

Alisa-1

Дата концерта: 16 февраля 1993 года
Место проведения: Москва, УДС «Крылья Советов» (Сетунь)
Артист: группа «АЛИСА»
Программа: «Для тех, кто свалился с Луны» (презентация пластинки)

Сет-лист выступления группы «АЛИСА»:

1. Пролог
2. Театр
3. Для тех, кто свалился с Луны
4. Ко мне
5. Новая кровь
6. Чёрная метка
7. Ветер водит хоровод
8. Чую гибель
9. Плач
10. Воздух
11. Жги да гуляй
12. Кибитка
13. Красное на чёрном
14. Инструментальная пауза
15. Всё это рок-н-ролл
16. Смутные дни
17. Чёрная рок-н-ролл мама
18. Дурак
19. Спокойная ночь (песня В.Цоя)
20. Пасынок звёзд
21. Транквилизатор (песня В.Цоя)
22. Плохой рок-н-ролл
23. Нет войне!
24. Мама (сольный выход К.Кинчева в акустике)

Это был третий концерт группы «Алиса», на котором я побывал. Первые два раза исполнялась программа «Шабаш»: в октябре 1990-го в Лужниках была представлена её премьера, а в июне 1991-го в Сетуни состоялась презентация одноимённой двойной концертной пластинки. Весь 1992 год «Алиса» была на виду и на слуху: полноценный сет «Шабаш в Кремле» на январском фестивале, организованном Стасом Наминым прямо в сердце коммунистической цитадели, концерт-акция «Всё это рок-н-ролл!», придуманная и осуществлённая в середине мая деятельным лидером «Бригады С» Гариком Сукачёвым, большой сборный концерт «Звезда по имени Солнце» в Лужниках к 30-летию Виктора Цоя в июне — на всех этих мероприятиях я имел шанс побывать и увидеть любимую рок-команду, но обстоятельства сложились так, что желания не совпали с возможностями, и пришлось довольствоваться просмотром развёрнутых телеверсий. Нужно отметить, что посмотреть было на что: именно с означенного периода левую руку фронтмена «Алисы» украсила эффектная цветная татуировка — подобными магическими оберегами до той поры могли похвастать в России разве что музыканты «Коррозии металла». Летом 1992-го, после концертной поездки в Иерусалим, лидер «Алисы» крестился и принял православие. Стоит упомянуть и факт моего вступления в фан-клуб группы в том же 1992-м: по следам фестиваля «Рок из Кремля», на который попросту было невозможно достать билеты ни в кассах КДС, ни в городских кассах (зато для «Армии Алиса» действовали специальные льготные флаеры), я отослал письмо-заявку на адрес абонентского ящика штаб-квартиры, откуда некоторое время спустя был прислан членский билет, инструкция и контактная информация — для последующего приобретения атрибутики, стильного фан-релиза и экземпляра пластинки «Шабаш». Всё это я получил, съездив в фан-клуб «Алисы», базировавшийся тогда недалеко от метро «Савёловская».

Ближе к осени 1992-го независимая радиостанция «SNC» в рамках специальной программы «Армия Алиса» начала знакомить слушателей с хроникой записи нового альбома, и настал тот час, когда в эфире прозвучали три его первых трека: «Театр», «Для тех, кто свалился с Луны» и «Республика объединённых этажей». До того все эти песни были хорошо знакомы фэнам «Алисы» исключительно по акустическим записям, сделанным на квартирниках Константина Кинчева в восьмидесятые годы, и ознакомится с электрическими аранжировками оказалось непередаваемо интересно. В ноябре 1992-го в прямом эфире «Программы А» на Российском ТВ состоялся концерт «Алисы», на котором Кинчев предстал платиновым блондином и анонсировал скорый выход уже записанного альбома («как только художник дорисует картинки — будем выпускать!»). Выход альбома несколько затянулся: в декабре один из моих школьных приятелей обронил в разговоре, что его родственник, дескать, был в «Мелодии» на Новом Арбате и мельком видел уже вышедший диск «Для тех, кто свалился с Луны». Интернета в ту пору у нас ещё не было, поэтому информация передавалась из уст в уста или посредством СМИ. Пресса на этот счёт хранила полнейшее молчание, и так мы встретили 1993-й год. Январь не принёс новостей, и лишь в самом начале февраля в прессе были названы утверждённые даты презентаций: в Питере концерты 9, 10 и 11 февраля, в Москве — 15, 16 и 17-го. Один билет на трибуну Дворца спорта «Крылья Советов» стоил 200 рублей, а добираться до спорткомплекса предстояло на электричке или автобусе. Мы с другом предпочли железную дорогу, при этом путь был тернистым: по вагонам пригородных электричек, проезжавших мимо Сетуни, организованными толпами сновали гопники, которые кидались чуть ли не на каждого пассажира в атрибутике «Алисы». От массовых драк спасали лишь периодические милицейские рейды вслед гопникам. Те же фэны, кто добирались в Сетунь на автобусах, впоследствии рассказывали подробности реальных кровавых битв. В фойе Дворца спорта продавалась только что выпущенная фирмой «Moroz Records» пластинка «Для тех, кто свалился с Луны» — с фантастически крутой обложкой и внутренним конвертом с текстами песен (для того времени внутренний конверт, ранее являвшийся исключительным атрибутом западной продукции, был приятным бонусом к отечественному виниловому релизу). В качестве эпиграфа к альбому был выбран фрагмент из «Степного волка» Германа Гессе: «ТОЛЬКО ДЛЯ СУМАСШЕДШИХ. ПЛАТА ЗА ВХОД — РАЗУМ». Кстати сказать, новый альбом «Алисы» на презентации в «Крыльях Советов» продавался за 530 рублей.

Сцена в этот раз занимала значительную часть партера. Концерт проходил на фоне большого чёрного полотнища с фирменной звездоподобной буквой «А», вписанной в круг и стилизованной под знак «анархии». Эмблему снизу лизали нарисованные языки пламени, а рядом красовался логотип лейбла «Moroz Records». Над всем этим свисал государственный флаг России. Металлический голос время от времени приветствовал прибывающих зрителей на концерте «Константина Кинчева и его друзей». Начало, намеченное на 19.00, задержалось на 20 минут, при этом аншлага не наблюдалось: обычное заполнение трибун и партера на рядовом стадионном концерте. Неожиданно погас весь свет, и со стороны сцены, из неразличимой тьмы, раздался спокойный голос Константина Кинчева: «Тем, кому полнолуние наполняет сердца тоской по потерянной родине и гонит из сонных домов в ночь — в чистую, трепетную, вечно юную ночь; к вам, цветы не от мира сего, к вам, упавшие с Луны братья и сёстры, обращаю я слово своё. Я проведу вас тропой Тайны, где на лесных полянах из стран заповедных готовят напиток любви седые колдуны, где берегами рек блестят костры и звенит смех простоволосых девушек; где раз в году, налитой соком, лопается красным сполохом цветок папоротника; где ветер, разгорячённый бешеной пляской, срывает с хоровода одежды и делает танец простым и свободным; где любовь — это только воздух, воздух — это верхушки деревьев да сабли рек где-то там, далеко-далеко внизу... Где ты — это я, я — это ты, там, и только там — МЫ ВМЕСТЕ...». Едва началось клавишное вступление песни «Театр», стало ясно, что со звуком творится что-то неладное (ощущение это во время концерта возвращалось ещё не раз — мешал какой-то отвлекающий гул). А пока — темноту прорезал луч света, в котором возник закутанный в длинный чёрный плащ человек. Это был лидер группы «Алиса», пластично укрывающийся от падающего сверху бутафорского снега и исполнивший под аккомпанемент синтезатора песню  про маленький, забытый всеми театр в свете керосиновых ламп. Поклонников и поклонниц, ожидавших увидеть Кинчева-блондина, ждал крутой облом: маэстро предстал всклокоченным черноволосым демоном с щедро подведёнными глазами. Романтическое спокойствие вечера нарушила заглавная песня альбома, во время исполнения которой Кинчев энергично вздымал кверху «крылья» своего плаща, а затем и вовсе скинул плащ, оставшись в истерзанной майке. При свете прожекторов стало возможно лицезреть весь вышедший на сцену состав группы: Константин Кинчев (вокал), Пётр Самойлов (бас-гитара, вокал), Андрей Шаталин (гитара), Игорь Чумычкин (гитара), Андрей Королёв (клавишные, вокал) и Михаил Нефёдов (барабаны). Песня «Ко мне» была анонсирована как «сексуальная», а далее была исполнена «Новая кровь», во время звучания которой в полную силу проявился артистизм гитариста Игоря Чумычкина по прозвищу «Чума», который наряду с фронтменом тащил это историческое шоу на своих плечах от начала до самого конца: штурмовал сценические порталы и спрыгивал с них, бегал по сцене, работал на публику. Горько осознавать теперь, что спустя всего два месяца Игорь добровольно ушёл из жизни. После «Чёрной метки», которой ещё только была уготована судьба стать заглавной вещью следующего альбома, прозвучали две сильнейшие вещи из программы «Шабаш» — «Ветер водит хоровод» и «Чую гибель». Песню «Плач» лидер «Алисы» представил так: «Завтра исполнится пять лет, как от нас ушёл Сашка Башлачёв. Время летит быстро, а раны — незаживающие». Ещё немного баллад и фолк-колорита («Воздух», «Жги да гуляй», «Кибитка») — и настало время энергичных хард-боевиков. Начало было положено фирменным хитом группы — «Красное на чёрном». После финальных аккордов фронтмен, клавишник и барабанщик удалились, а оставшиеся на сцене участники группы сыграли импровизированный блюз, во время которого место за барабанной установкой занял отложивший на время гитару Чума с дымящейся сигаретой в зубах. Дошло до серьёзного соло на барабанах! Михаил Нефёдов вскоре вернулся и устроил шуточное «изгнание» коллеги из-за установки. Отдохнувшие музыканты сыграли блок энергичных вещей: «Всё это рок-н-ролл», «Смутные дни», «Рок-н-ролл мама». Перед исполнением новой песни «Дурак» Константин Кинчев сделал предисловие: «Как-то ночью я шёл домой по улице, светила полная луна. Я подскользнулся и упал, сломав себе ребро. Так что я в прямом смысле — свалился с Луны». Не менее величаво, чем «Дурак», прозвучала шикарная баллада «Пасынок звёзд» — её до того лично мне слышать не довелось, а пластинка ещё только была куплена и лежала рядом — в целлофановом пакете. На этом концерте были исполнены две песни Виктора Цоя — «Спокойная ночь» и «Транквилизатор», при этом последний прозвучал очень органично в блоке с кинчевскими «Плохим рок-н-роллом» и «Нет войне!».

Когда основная программа была сыграна, фронтмен «Алисы» помахал фэнам рукой и скрылся за кулисами. Свет погас. Вскоре, в полной темноте, Кинчев вновь появился на сцене и, взяв в руки гитару, сказал: «Ну, ещё спою одну песенку». В одиноком луче прожектора была исполнена совсем ещё новая баллада «Мама». Это было незабываемое ощущение настоящего, моментально ставшего историческим событием концерта. К счастью, производилась профессиональная видеосъёмка, и впоследствии увидел свет фильм-концерт. Невзирая на средний звук и гуляющий под сводами спорткомплекса сквозняк, присутствовавшие в тот февральский вечер 1993-го зрители создали вместе с музыкантами некий универсальный магический мир, разрушить который будет не под силу никаким — даже самым мрачным временам. Допев «Маму» под шквал восторженных аплодисментов, длившихся минут пять, Константин окинул взглядом трибуны и произнёс: «Спасибо. Приходите завтра». Дорогу домой я не запомнил, поскольку был полон эмоциональных впечатлений.

Материал данного обзора основан на авторском очерке Игоря Шамарина в журнале «Квартира» (№3 (104) / март 1993 года).

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии