Дата концерта: 27 октября 1990 года
Место проведения: Москва, МСА (Лужники)
Артист: Джоанна Стингрей (США), группа «АЛИСА»
Сет-лист выступления группы «АЛИСА» (московская премьера программы «Шабаш»):
1. Шабаш
2. Жар бог шуга
3. Бес паники
4. Новая кровь
5. Ветер водит хоровод
6. Лодка
7. Чую гибель
8. Ко мне
9. Стерх
10. Движение вспять
11. Красное на чёрном
12. Время менять имена
13. Моё поколение
14. Всё в наших руках
15. Мы вместе!
Конец октября 1990 года в Москве был промозглым и каким-то размазанным. Серым. Хорошо это помню, потому что несколько дней мы с отцом безуспешно рассекали по центру города с целью достать билет на концерт памяти Виктора Цоя в Лужниках. Этот концерт состоялся 26 октября, когда на сцене друг друга сменяли Джоанна Стингрей, «Алиса», «ДДТ» и «Аквариум», и мне в итоге пришлось довольствоваться лишь недолгой телеверсией компании «ВИД», показанной Центральным Телевидением по горячим следам (впоследствии в широкую продажу был выпущен упакованный в массивный бокс VHS «Человек в чёрном» с чудовищным звуком и неуместной викториной (!) на тему творческого пути группы «Кино», перемежающей фрагменты мемориальных выступлений наших рок-грандов). Впоследствии информационный голод в данной связи удалось утолить некупированной трансляцией радиостанции «SNC». Но нет худа без добра: сам того не ожидая, в то промозглое октябрьское воскресенье я стал обладателем приобретённого в залитой дождём театральной кассе на улице Горького билета на сольный концерт группы «Алиса» – с не казавшимся таким уж неуместным разогревом в лице весьма популярной в то время американской певицы Джоанны Стингрей и её группы. Четыре московских концерта «Алисы» прошли на той же сцене МСА 27 и 28 октября, притом игрались они дважды в день. Вот так получилось, что 27 октября 1990 года в 14.00 я оказался на первом в своей жизни рок-концерте, и по велению судьбы это был концерт самой яркой – по всем объективным составляющим – на тот момент группы СССР; группы, о лидере которой чего только не говорили в среде мало в ту пору информированных и падких до горячих сенсаций сограждан. Ходил, к примеру, слух, что Константин Кинчев режет во время своих концертов вены и мажет лицо кровью, а ещё он, дескать, заигрывает с нацистской атрибутикой и только чудом не угодил в тюрьму. Мне все эти разговоры были, в целом, по-барабану, потому что я верил собственным глазам и ушам, а чего не знал – того не знал. К тому моменту я имел в коллекции три бережно обёрнутые целлофаном виниловых пластинки «Алисы», фактически не покидавших проигрыватель, кучу разнообразной концертной Кинчевской акустики на хороших немецких кассетах и, в конце концов, знал наизусть фильм «Взломщик», посмотренный раз пятнадцать. И вот, наконец, «Алиса» как она есть. Я буквально сгорал от нетерпения и впитывал без остатка всё, что видел и слышал.
На улице в этот день было плюс 4 по Цельсию (если верить дневнику, который я вёл в то время). Путь от «Спортивной» до МСА запомнился каким-то безумным количеством стендов с постерами главных наших рок-групп и чёрно-белыми фотографиями Виктора Цоя, погибшего два месяца назад. Всё это уныло сырело под холодным дождём и создавало тяжкую атмосферу: я, как миллионы подростков Советского Союза, боготворил Цоя и тяжело, фактически на родственном уровне, переживал его страшную гибель. Ещё было много снующих тут и там «алисоманов» с пионерскими галстуками, от души разрисованными шариковыми ручками и повязанными на манер нынешних бандан, а на эскалаторе метро мне, в ту пору 15-летнему школьнику, особо приглянулись две по-боевому раскрашенные девицы в красных (!) кожаных куртках. Безумное количество милиции с дубинками – как в метро (в вестибюле «Спортивной» собираться рок-фэнам не позволяли и активно выгоняли разношёрстные стайки на улицу), так и на подходах к МСА. На подступах к спорткомплексу, помимо армейских и милицейских автобусов, стояло несколько «Икарусов» с логотипами передвижных телестудий (возможно, они ещё не разъехались после только-только отгремевшего мемориала Цоя). Прошедшим внутрь пораньше из фойе была хорошо слышна басовитая распевка Кости, а основной саундчек проходил в присутствии зрителей: столь мощно звучащей слэпующей бас-гитары я не слышал впоследствии никогда! Со сцены периодически кто-нибудь деловито переговаривался с пультом («Антон, меня слышно?», «Сделай Джоанне микрофон!» и т.д. ), а сценический задник представлял из себя внушительных размеров чёрное полотнище с огромной красной звездой, перевитой серебристой колючей проволокой.
В 14.00 на сцену вышел человек, представивший Джоанну Стингрей и её музыкантов и сказавший небольшое вступительное слово о том, что Джоанна во многом помогла группе «Алиса», выпустив несколько её песен в США на диске «Красная волна». Их связывает крепкая дружба и иногда, как в этот раз, они выступают вместе. Группа Джоанны Стингрей под неодобрительный свист фэнов «Алисы» стоически отыграла получасовой сет с материалом пластинки «Thinking Till Monday» («Думаю до понедельника»), как раз появившейся в те дни на прилавках магазинов «Мелодия». В паузах между песнями из партера, заполненного где-то на четверть, наиболее буйные «алисоманы» кричали всякие нелицеприятности типа: «Кончай скоре-е-е-е-ей!» Было исполнено пять песен, в числе которых абсолютно точно были печально-актуальная «Tsoi Song», «Yerosha» (Джоанна во вступительном слове к ней рассказала, что это «был такой хороший обезьянка, который плохо держался на ногах и всё время падал»), а завершился сет Стингрей песней «Modern Age Rock`n`Roll» на музыку Б.Г. И вот, наконец, ведущий концерта под нарастающие вопли фэнов объявил: «Итак, дорогие москвичи и гости Москвы, для вас поёт Константин Кинчев и группа «А-ЛИ-СА»!!!» Концертный образ Кости Кинчева на том концерте в моём дневнике зафиксирован следующим образом: «Одет в чёрный полуплащ с алым отворотом на груди. Выкрашен, как полуночный демон, вышедший на кровавую охоту. Кожаные его одежды блестят в отсветах красных сценических огней».
Как оказалось, мне было суждено побывать на московской премьере программы «Шабаш», посвящённой памяти истово почитаемого мной и по сей день Александра «СашБаша» Башлачёва, расставшегося с жизнью 17 февраля 1988 года (по роковому стечению обстоятельств, эмоционально те концерты были окрашены ещё и траурными оттенками в память о недавно погибшем лидере группы «Кино»). В Питере программа «Шабаш» была представлена в СКК в конце сентября 1990 года. Состав «Алисы» я хорошо знал, поскольку он был уже вполне устоявшимся и сыгранным. Помимо 31-летнего Кости в «Алисе» образца 1990 года играли: Пётр Самойлов (бас-гитара, бэк-вокал), Андрей Шаталин (гитара), Игорь Чумычкин (гитара), Андрей Королёв (клавишные, бэк-вокал) и Михаил Нефёдов (барабаны). Сет-лист дневного выступления 27 октября выглядел так: 1) «Шабаш» 2) «Жар Бог Шуга» 3) «Бес паники» 4) «Новая кровь» 5) «Ветер водит хоровод» 6) «Лодка» 7) «Чую гибель» 8) «Ко мне» 9) «Стерх» 10) «Движение вспять» 11) «Красное на чёрном» 12) «Время менять имена» 13) «Моё поколение» 14) «Всё в наших руках». На «бис», после адресованного публике вопроса «Чё будем петь?» и не вынимая изо рта дымящуюся сигарету – «Мы вместе!» Финальная фраза: «Спасибо! Мы ждём вас ещё на наших концертах. Приходите!» Под конец выступления народ восторженно бесновался и «стоял на ушах», так что группу ещё долго пытались вызвать обратно на сцену.
В этой статье использован фрагмент материала Игоря Шамарина от 24 апреля 2011 года, посвящённого ретроспективному обзору двойной концертной пластинки группы «Алиса» «Шабаш». Полный текст читайте на этом сайте.