Лучшее российское кино 2005 года: скипидар и формалин

Помните, деревенский философ Клизя в фильме «Граффити» изрёк: «Лучше бегать наскипидаренным, чем лежать наформалиненным!». Это меткое высказывание, как я полагаю, в полной мере отражает общую ситуацию с российским кинематографом 2005 года — а именно до этого года мы с вами добрались в нашем подведении глобальных киноитогов двух уходящих десятилетий. Напомню: мы здесь не спеша пересматриваем всё снятое в России за означенную эпоху (исключая телесериалы, о которых особая речь, и не беря в расчёт чрезмерно претенциозный арт-хаус), вспоминаем абсолютные шедевры и хладнокровно выставляем за скобки работы, не прошедшие проверку временем. В итоге остаётся мой, рекомендуемый всем и каждому, авторский реестр самых знаковых и качественных фильмов — вот такая простая концепция. Итак, что у нас с 2005 годом?

Тенденция середины нулевых — подъём национального самосознания и обращение к корням. Лучшие наши фильмы 2005-го — о ценности личностного саморазвития и моральном выборе в экстремальной ситуации. На больших экранах, помимо бандитов и чекистов, появились простые люди с их внутренним космосом, а попсовые саундтреки всё чаще стали заменять греющие душу фолк-роковые напевы. Не всё кино переступило через своё время: зачастую блистательная актёрская игра перечёркивается унылыми сценарными решениями или режиссёрской халтурой. В числе фильмов, не получивших — увы! — пропуск в будущее при нашем сегодняшнем перепросмотре, назову «Заказ» Веры Глаголевой, «Бой с тенью» Алексея Сидорова, «Побег» Егора Кончаловского, «С Дона выдачи нет» Олега Массарыгина, «Бедные родственники» Павла Лунгина, «Парниковый эффект» Валерия Ахадова. Нет смысла искать крупицы исторической ценности в бесцветных продолжениях самих по себе бесцветно-конъюнктурных «Бумера» и «Мама, не горюй», а, например, фильмы «Глазами волка» Николая Вороновского и «Птицы небесные» Татьяны Фирсовой кажутся сегодня чрезвычайно блёклыми по причине какой-то советской архаичности — при наличии гениальных актёров и неплохих сценарных идей. «Статский советник» Филиппа Янковского мог бы стопроцентно войти в итоговый список, если бы не окрашенная претенциозностью концовка картины, ставящая с ног на голову мотивы героя одноимённой экранизированной книги Бориса Акунина из цикла про похождения сыщика Эраста Фандорина (зато «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева не подкачал и по-прежнему — проверьте сами! — доставляет удовольствие). Отдельное разочарование — экспериментальная и, в потенциале, интересная работа «Пыль» Сергея Лобана, смотреть которую сегодня можно лишь отмотав полтора часа от начала, когда на экране появляется герой Петра Мамонова. Об остальных российских кинопродуктах 2005-го позвольте не высказываться — побережём время и нервы. Таким образом, по следам вдумчивой переоценки «свежим взглядом» получился такой реестр реально качественных российских фильмов, выпущенных в 2005 году (порядок алфавитный):

1. 9 РОТА (Фёдор Бондарчук)
2. ГРАФФИТИ (Игорь Апасян)
3. ДНЕВНОЙ ДОЗОР (Тимур Бекмамбетов)
4. ЖМУРКИ (Алексей Балабанов)
5. КОЛЯ — ПЕРЕКАТИ ПОЛЕ (Николай Досталь)
6. КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ (Алексей Учитель)
7. НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ (Станислав Говорухин)
8. ПЕРВЫЕ НА ЛУНЕ (Алексей Федорченко)
9. ПОЛУМГЛА (Артём Антонов)
10. СОЛНЦЕ (Александр Сокуров)
11. ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ (Джаник Файзиев)

О содержании и превосходящих критику достоинствах названных работ предлагаю вам узнать самостоятельно. Лучше всего попросту посмотреть все эти фильмы и составить своё мнение, а в случае с фильмом Н.Досталя «Коля — перекати поле» освежить память просмотром первой части дилогии, фильма «Облако-рай». А наш исследовательский проект продолжается, на очереди — перепросмотр картин 2006 года. Ожидайте результатов, друзья!

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня