Сегодня 50 лет со дня выхода пластинки Дэвида Боуи «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» — одного из ключевых релизов не только в дискографии автора, но и в арсенале платиновых артефактов мировой рок-музыки. Пройдёт ещё 10 лет, и Боуи произнесёт об этом периоде красноречивую фразу: «Семидесятые были началом XXI века» — невзначай напомнив всем о значительном расхождении с современниками в ощущении пульса времени и его настораживающих сигналов. А пластинка, к слову, содержит немало тревожных смыслов и пророчеств, которые ныне, как никогда прежде, требуют к себе повышенного внимания.
Диск, записанный в Лондоне с ноября 1971 по февраль 1972-го, не только просиял эталонным глэм-роковым месседжем, вкусно объединив сразу несколько музыкальных жанров, но и явил контуры социальной концепции, которой было суждено развиваться и расширяться ещё несколько последующих лет. Помимо прочего, альбом чуть было не наложил на лицо Дэвида Боуи пожизненную маску его эффектной Alter Ego ипостаси — андрогинного человекоподобного марсианина по имени Зигги Стардаст, вынужденного посредством сочинения рок-песен в составе группы «Пауки с Марса» предупредить землян о грядущей через пять лет гибели — в виду истощения природных ресурсов планеты и прочих глобальных проблем. Зигги (ни дать ни взять, калька с коллеги друга Боуи, Винса Тейлора, повёрнутого на НЛО и всерьёз называвшего себя реинкарнацией Иисуса) уже бессилен орудовать средствами рок-музыки, поскольку рок-н-ролл при нехватке электричества никому больше не нужен — и тогда дотошливый марсианин, разгуливающий в одиночестве под лондонским дождём (как и сам Боуи, представший на обложке в одиночку, поскольку его музыканты отказались фотографироваться в дождь) и преследуемый навязчивыми снами о грядущем прибытии звёздных людей, путешествующих в чёрных дырах, сам становится ходячей вестью и, став пророком, обзаводится учениками. В итоге Зигги Стардаст гибнет после встречи с антиматерией человекоподобных чёрных дыр, будучи разорван ими на части, как Орфей фракийскими менадами — а материализовавшиеся космические сущности разбредаются по земным мегаполисам, сея повсюду мёртвый хаос.
Альбом, изданный 16 июня 1972 года с сопроводительной надписью «СЛУШАТЬ НА МАКСИМАЛЬНОЙ ГРОМКОСТИ!» (как-никак, пророчества требуют тщательного восприятия), столь щедро пронизан ассоциациями и культурными параллелями, что и поныне является ценнейшим путеводителем по тревогам и просчётам незадачливого человечества — в не привязанном к стрелкам часов отсверке актуального искусства. И что может быть более пронзительным, нежели фото самого Дэвида Боуи, сурово смотрящего на нас с оборота конверта через маску своего марсианского героя — будучи запертым в тесном пространстве лондонской телефонной будки. Хранитель пророчеств, изолированный от ойкумены в персональном ящике Пандоры. Хочешь что-то спросить — не бойся замочить одежду под дождём, а просто подойди и отвори дверь.
Side 1:
01. Five Years (4:42)
02. Soul Love (3:34)
03. Moonage Daydream (4:40)
04. Starman (4:10)
05. It Ain't Easy (2:58)
Side 2:
06. Lady Stardust (3:22)
07. Star (2:47)
08. Hang On to Yourself (2:40)
09. Ziggy Stardust (3:13)
10. Suffragette City (3:25)
11. Rock 'n' Roll Suicide (2:58)
Total Time — 38:29
David Bowie – vocals, acoustic guitar, saxophone
Mick Ronson – electric guitar, piano, backing vocals, string arrangements
Trevor Bolder – bass guitar
Mick Woodmansey – drums
Rick Wakeman – harpsichord («It Ain't Easy»)
Dana Gillespie – backing vocals («It Ain't Easy»)
David Bowie – production
Ken Scott – production, audio engineering, mixing engineering
Photo: Brian Ward
Art Work: Terry Pastor of Main Artery.