TEQUILAJAZZZ – «Целлулоид» (1998)

Ц1

1. В ОЖИДАНИИ ПРАЗДНИКА
2. КРОМЕ ЗВЁЗД
3. АВИАЦИЯ И АРТИЛЛЕРИЯ
4. ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕ
5. ТИШИНА И ВОЛШЕБСТВО
6. НЕБО С МОЛОКОМ (ИСПАНИЯ)
7. ВЕТРЫ ЛЕСТНИЦ
8. ЛЕГЕНДА
9. НОЧЬЮ В ЭФИРЕ
10. ЛЕНЬ
11. УЛИТКА
12. НАЛИВАЙЯ
13. ТЕМА ПРОШЛОГО ЛЕТА

Ц2

Евгений «Ай-Ай-Ай» Фёдоров – бас, гитары, клавишные, вокал
Константин «Балбес» Фёдоров – гитара
Александр «Дусер» Воронов — ударные

А также:

Константин «Кот» Шумайлов – клавишные
Олег Баранов – гитара (7, 10)
Илья Ивашов – туба
Рамиль Шамсутдинов – тромбон
Олег Соколов – труба
Роман Фокин – саксофон
Андрей Суротдинов – скрипки
Инна Волкова – «ёлки зелёные…» (бэк-вокал в 3)
Людмила «Ракета» Хлопова – бэк-вокал (12)

Музыка и слова – Евгений Фёдоров
Записано и сведено в студии «Добролёт» (Санкт-Петербург)
Звукорежиссёр — Александр Мартисов
Ассистенты – Коля Кошкин, Олег Волков
Выпускающий продюсер «Целлулоида» — Саша Коновалов.

Целлулоид — твёрдый пластик, изобретенный американским ученым Джоном Хайеттом (1837—1920) в 1869 году. Хайетт получил этот искусственный материал, смешивая нитрат целлюлозы с красителями и наполнителями в камфарно-спиртовом растворе. При нагреве его можно отливать в самых разнообразных формах, а при остывании он твердеет. Целлулоид был первым в истории пластиком, имевшим коммерческое значение. Его использовали, в частности, для изготовления киноплёнки в период зарождения кинематографа.

(Значение термина «Целлулоид» в Научно-Техническом словаре).

30 января 2013 года на своей страничке в «Живом журнале» Евгений Фёдоров, экс-фронтмен официально распавшейся в середине 2010 года российской альтернативной рок-группы «TEQUILAJAZZZ», сообщил интригующую новость о том, что группа имеет намерение воссоединиться для разовой студийной акции – перезаписи своего самого популярного в народе альбома «Целлулоид», увидевшего свет в 1998 году. На момент выпуска этой статьи (март 2015 года) какой-либо информации о релизе «Целлулоид 2.0» в публичное пространство не просачивалось, но само намерение музыкантов записать с нуля свой самый коммерчески выигрышный релиз – шаг на грани претенциозности. Было бы глубоко ошибочным утверждение, что до Евгения Фёдорова никто из рок-музыкантов не дерзал перезаписывать выпущенные ранее альбомы (именно альбомы, а не отдельные песни, что в шоу-бизнесе делается сплошь и рядом), но в мировой практике подобные идеи приходили в голову, в основном, деятелям зарубежного тяжёлого рока. Самым ярким примером здесь может выступить американская группа «Manowar» перезаписавшая в 2010-м свой дебютный релиз 1982 года «Battle Hymns» (альбом «Battle Hymns MMXI»), а в 2013-м – наиболее значимый диск 1988-го «Kings of Metal» (альбом «Kings of Metal MMXIV»). Есть ещё пример глэм-металических монстров «Twisted Sister», перезаписавших альбом 1984 года «Stay Hungry» в оригинальном составе спустя 20 лет (альбом вышел под названием «Still Hungry»), норвежской блэк-метал группы «Dimmu Borgir», перезаписавшей свой альбом 1996 года «Stormblast» (альбом «Stormblast MMV»), или финских пауэр-металистов «Sonata Arctica», переделавших собственный дебютный альбом 1999-го «Ecliptica» в год 15-летия релиза. В России группа «Агата Кристи» перезаписывала магнитоальбом «Коварство и любовь» для его выпуска на виниловой пластинке, кроме того, перезаписывались дебютный альбом группы «Король и Шут» и «Коллекционер оружия» группы «Сплин»… Группа «ДДТ» на примере альбомов «Оттепель» и «Пластун» показала, как можно без видимых художественных противоречий воссоздавать по прошествии времени в студийных условиях свои концертные программы. Но рекордсменами по сей день являются музыканты группы «Пикник», перезаписавшие в середине 1990-х весь свой студийный бэк-каталог восьмидесятых, включая альбомы «Дым», «Танец волка», «Иероглиф», «Родом ниоткуда» и «Харакири».

Ц3

Но пока «Текила» на пополнила славный список великих редакторов-перфекционистов от рок-музыки, вспомним-ка вполне состоявшийся, прославленный и во всех отношениях достойнейший альбом «Целлулоид», факт выхода которого в кризисном августе 1998-го года заставил критиков и фэнов рока всерьёз говорить о том, что и в наших патриархальных палестинах водятся амбициозные рок-гении нового поколения. Алхимическая смесь авангарда и мэйнстрима, неизбитый подход к творческому материалу, самые актуальные рок-, рэйв-, поп-тенденции второй половины 1990-х, отличный саунд от студии «Добролёт» — вот главные компоненты успеха студийной программы «Целлулоид» сезона 1997/1998. Для начала – немного личной истории. Самое моё первое знакомство с творчеством «Tequilajazzz» (чтобы совсем уж не углубляться в прошлое, разговор о группе «Объект насмешек» и фильме Рашида Нугманова «Дикий Восток» оставим для другой статьи) – это услышанный в компании друзей-одноклассников кассетный сборник «Новая волна Питерского рока». Именно на той кассете, помимо песен Рикошета, групп «Сплин», «Джан Ку», «Колыбель», «Улицы», «Камикадзе» и др., звучала песня Евгения Фёдорова «Кокаин» с упоминанием культового питерского музыканта Севы Гаккеля. На дворе стоял 1995 год, и в воздухе витало реальное предвосхищение некоторой движухи в стане русского рока. Вскоре по ТВ промелькнул гениальный видеоклип на песню «Бай-бай-бай», снятый не кем-то там, а самой Настей Рахлиной, и, едва ли не одновременно, прямой эфир в программе «Живьём с Максом». Вот там «Текила» выстрелила уже в полный рост, завоевав своими могучими песнями мой разум и моё сердце. Дальше выходили альбомы «Стреляли?..», «Абориген» и «Вирус», дальше был ещё один знаковый телеэфир (утренний концерт в программе «Подъём» на ОРТ, который вела всё та же Настя Рахлина), и мой интерес к творчеству «Tequilajazzz» рос с невероятной силой. После альбома «Вирус» и его атмосферной презентации в ДК Горбунова (март 1997-го, кажется, где Ай-Ай-Ай выступал с микрофоном-гарнитурой на голове) и «совместного полёта» с группой «Колибри» в гениальном проекте «Бес сахара» стало интуитивно ясно – вскоре у «Tequilajazzz» случится по-настоящему великий прорыв. И прорыв случился!

Для лучшего понимания атмосферы давайте перенесёмся в прошлое и вспомним самые яркие события 1998 года. В январе этого года в России в ходе деноминации вновь была введена в обращение копейка. 1 января эфирное вещание начал новый российский телеканал – «ТНТ», выпустивший в народ телесериал «Улицы разбитых фонарей», известный в видеопрокате под названием «Менты». В конце января российская экспертная комиссия официально подтвердила подлинность найденных останков последнего Российского императора Николая II – спустя 80 лет после расстрела царской семьи. 4 февраля землетрясение в районе границы между Афганистаном и Таджикистаном унесло жизни более 3 тысяч человек и разрушило около 2 тысяч домов, а 7 февраля в северных районах Афганистана ещё одно землетрясение унесло жизни более 4500 человек. В феврале в Нагано (Япония) прошли XVIII зимние Олимпийские игры, а в июле в Москве – первые Всемирные юношеские игры. В феврале произошёл вооружённый конфликт между албанскими сепаратистами и Союзной Республикой Югославией, вошедший в историю как Косовская война. 23 марта ушёл в отставку премьер-министр России Виктор Черномырдин, а через месяц на эту должность был утверждён Сергей Кириенко. В апреле в предместье Мекки погибло более ста паломников в давке, которая возникла при выполнении одного из ритуалов Хаджа, когда паломники совершали обряд бросания камней в дьявола. 5 мая Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию прав человека и основных свобод и признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (тем самым жители России получили возможность обращаться в международный орган, если они не смогли найти защиты своих прав внутри страны). В мае Индия и Пакистан провели ядерные испытания, став членами «ядерного клуба». 15-17 мая в Бирмингеме прошла встреча «большой восьмёрки»: Россия впервые принимала участие во всех заседаниях в качестве полноправного участника. 29 мая бывший сотрудник МВД Артур Елисеев, потерявший в результате врачебной ошибки правую ногу и переживший череду семейных неурядиц, вошёл в здание Петропавловского собора и, угрожая принесённым в рюкзаке самодельным взрывным устройством, сделал политическое заявление и назвался террористом. Во время переговоров посредством диктора радиостанции «Балтика FM» Веры Писаревской снайпер Сергей Уваров, узнавший в оптическом прицеле своего бывшего коллегу, отказался стрелять, и Елисеев был обезврежен и арестован группой захвата. В июле в этом же соборе прошла церемония захоронения останков царской семьи.

В ночь с 20 на 21 июня на Москву и Московскую область обрушился сильнейший ураган, признанный самым разрушительным подобным стихийным бедствием в Москве после смерча 1904 года. В июне впервые в мире была произведена пересадка клетки человеческого мозга, а в сентябре – операция по трансплантации руки человеку. 11 августа в Москве впервые выступила легендарная британская группа «The Rolling Stones». 17 августа правительство России объявило дефолт и вскоре было отправлено в отставку, а 11 сентября полномочия премьер-министра получил Евгений Примаков. 7 сентября в США была основана компания «Google», инвестирующая в интернет-поиск, облачные вычисления и рекламные технологии. 25 сентября начал вещание российский развлекательный телеканал «MTV Россия», а 14 декабря – радиостанция «Наше радио». В октябре бывший чилийский диктатор Аугусто Пиночет был помещён под домашний арест во время своего лечения в Великобритании. 4 ноября корреспондент газеты «Русская правда» Иван Орлов на автомобиле «Москвич-2140» выехал на Красную площадь и взорвал его перед Спасскими воротами. Мощность взрыва была эквивалентна 400—600 грамм тротила, в результате этого взрыва были серьёзно ранены три сотрудника ФСО РФ. В 1998 году на киноэкраны вышли такие картины, как «Армагеддон» Майкла Бэя, «Беги, Лола, беги» Тома Тыквера, «Большой Лебовски» братьев Коэн, «Карты, деньги, два ствола» Гая Ричи, «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга, «Чёрная кошка, белый кот» Эмира Кустурицы, «Шоу Трумана» Питера Уира, «Шестиструнный самурай» Лэнса Манджиа, «Страна глухих» Валерия Тодоровского, «Хрусталёв, машину!» Алексея Германа-старшего, «Про уродов и людей» Алексея Балабанова, «Особенности национальной рыбалки» Александра Рогожкина. В России дебютировала певица Земфира, рок-группы «Lumen» и «Торба-на-круче», а также был сформирован третий, золотой состав группы автора этой статьи. На музыкальный рынок поступили новые пластинки таких групп и исполнителей, как «Deep Purple» («Abandon»), «KISS» («Psycho Circus»), «Marilyn Manson» («Mechanical Animals»), «Metallica» («Garage Inc.»), «The Offspring» («Americana»), «Garbage» («Version 2.0»), «The Cardigans» («Gran Turismo»), Madonna («Ray of Light»). В 1998 году ушли из жизни американский писатель-мистик Карлос Кастанеда, советский композитор Георгий Свиридов, японский кинорежиссёр Акира Куросава, великий американский певец Фрэнк Синатра, американский педиатр Бенджамин Спок, российский актёр и кинорежиссёр Ролан Быков, российский композитор Альфред Шнитке, американская певица Линда Маккартни, лидер камбоджийских «красных кхмеров» Пол Пот, российский рок-музыкант Андрей «Свин» Панов, харизматичный поп-певец Игорь Сорин, была застрелена депутат Госдумы Галина Старовойтова.

Ц4

Вернёмся к альбому «Целлулоид». Всё началось с макси-сингла «Авиация и Артиллерия», который был выпущен на лейбле «Фили Рекордс» в конце 1997 года. Это где три велосипеда на обложке в каких-то безумных кислотных пятнах. Прекрасно помню, как покупал эту кассету в занесённом метелью парке возле «Горбушки», как грел эту кассету после морозной улицы, чтоб поскорее загрузить в музыкальный центр и – свои первые ощущения от услышанной заглавной песни, от «Неба с молоком», от ремикшированного «Самолёта», особенно обожаемого в то время… Это был всамделишный праздник, магия, как угодно. Соприкосновение с чем-то великим и необычайно свежим. Стоит ли говорить, с каким предвосхищением был куплен уже в 1998-м альбом «Целлулоид», с каким кайфом были восприняты сопутствующие ему телеэфиры, клипы «Кроме звёзд» (режиссёр Анатолий Ганкевич), «Тишина и волшебство» (режиссёр Дмитрий Резчиков), «Тема прошлого лета» (режиссёр Михаил Зуев)! Альбом, работу над которым музыканты вели в два этапа, с перерывом на запись саундтрека к фильму Сергея Винокурова «Упырь», открывается, как музыкальная шкатулка в каких-нибудь условных декорациях книг Антония Погорельского или Эрнста Теодора Амадея Гофмана, завораживающим инструменталом «В ожидании праздника», а дальше – сам праздник! Суперхиты «Зимнее солнце» (позже был выпущен анимированный видеоклип), «Авиация и Артиллерия», «Наливайя», шпионский опус «Легенда» (отсылающий к бестселлерам Яна Флеминга и всем суперагентским одиссеям вместе взятым) и загадочные, на грани эзотерики, «Ветры лестниц», симпатичная зарисовка «Улитка» и «Лень», ассоциирующаяся с пропущенными через ритм приджазованной бас-гитары размышлизмами Петра Мамонова — всё это великолепие раз и навсегда зажглось и уже не гасло.

Пример, поданный «Tequilajazzz» всем отечественным рок-группам, трудно переоценить – он был колоссальным. Оказалось, чтобы получить в России уважение и интерес поклонников, вовсе не обязательно сочинять банальные дворовые трёхаккордные хиты для последующего их исполнения на кухнях, в вечерних парках и на заставленных пивными бутылками лестничных клетках. «Текила», выпустив «Целлулоид», уверенно ворвалась в стан отечественного рок-мэйнстрима (вспомним хотя бы её участие в фестивале национального масштаба «Maxidrom» и во многих других мероприятиях отнюдь не андеграундного пошиба) и сумела потеснить на сцене самых маститых и увенчанных лаврами мэтров. Успех, во многом, был обусловлен наличием настоящего суперхита – «Зимнее солнце», но дело было не только в нём одном. Сказалась грамотная раскрутка, сказалось качество видеороликов, наводнивших эфиры профильных каналов «Муз-ТВ» и «MTV» и ротация наиболее ярких песен группы в радиоэфирах. Сказалась харизма и профессионализм самих музыкантов. В конце концов, «Tequilajazzz» стали тем самым поколенческим медиумом между музыкантами старой школы русского рока и новой, молодёжной когортой в лице новоявленных звёзд, взошедших, во многом, благодаря клубному и фестивальному буму 1990-х и, в частности, эпохальному питерскому фестивалю 1996 года «Наполним небо добротой». Нельзя, конечно, сказать, что гора родила мышь, ведь взошли же оригинально мыслящие «Сплин», «Кирпичи», «Джан Ку», «S.P.O.R.T. », те же «Король и Шут», но в исторической перспективе пресловутый формат всё равно победил творчество. Для самой же «Текилы» альбом «Целлулоид» стал высшей точкой массового почитания, после достижения которой стихийная магия стала похожа на чётко спланированный обряд. Было выпущено ещё несколько альбомов с отдельными удачными треками, были записаны превосходные каверы на «Лебединую сталь» группы «Аквариум» и «Транквилизатор» Виктора Цоя, увидела свет, в конечном итоге, по-особому ценимая многими фэнами пластинка «Выше осени» (2002), ставшая, по сути, прекрасным памятником прекрасной эпохе… Но настоящие гении андеграунда остаются собой до конца, в какие бы яркие одежды их ни одевали гримёры шоу-бизнеса. Евгений Фёдоров, отбросив со временем мрачные рок-доспехи и надев причудливо скроенный халат муз-лаборанта, выбрал музыку для кино и театра, а также отстранённый, углублённый в себя проект «Zorge». Всё это по-своему любопытно. Но всё же подлинная, неприрученная магия осталась пламенеть и мерцать там, в «Целлулоиде».


TEQUILAJAZZZ – «ЦЕЛЛУЛОИД» (1998). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:

А.БУРЛАКА. История группы «Tequilajazzz»

70 фактов об альбоме «ЦЕЛЛУЛОИД» группы «Tequilajazzz»

ВИКИПЕДИЯ: альбом «Целлулоид» (1998)

Сингл «АВИАЦИЯ И АРТИЛЛЕРИЯ» (1997) в открытом сетевом доступе

Юбилейное издание альбома «ЦЕЛЛУЛОИД» в открытом сетевом доступе

Ц5

«АВИАЦИЯ И АРТИЛЛЕРИЯ»

(Евгений Фёдоров)

Праздный вопрос после шумного праздника — счастлив ли я?
В недрах кипящих под панцирем каменным стонет броня,
Лесом горящим из горных ущелий ведёт колея,
Этой дорогой вдогонку закату уходит моя
Авиация и Артиллерия.

Ветрами с гор и медовыми винами кровь веселя,
Лавой пластмассовой, пеплом бумажным засеяв поля,
Пьяно смеясь, и ругаясь, и падая, злясь и блюя,
Этой дорогой вдогонку закату уходит моя
Авиация и Артиллерия

Солнцем нагретые камни наскучат, хоть я и змея.
Далее в песне, конечно, положена рифма «семья»
Но семеро «Я» и у нас батальоны просят огня.
Этой дорогой вдогонку закату уходит моя
Авиация и Артиллерия.


Релиз статьи состоялся 29 марта 2015 года на сайте http://igor-shamarin.ru/


Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня