«Чиж & Co» в «Главклубе» (23.02.2020)

Дата концерта: 23 февраля 2020 года
Место проведения: Москва, клуб «ГлавClub Green Concert»
Артист: группа «ЧИЖ & Co»

Полный сет-лист концерта:

1. На поле танки грохотали…
2. Палуба
3. Сен Симилья
4. Russo Matroso
5. Поезд
6. Фантом
7. Менуэт
8. Солдат на привале
9. Бомбардировщики
10. Просто так
11. Подобно собаке
12. 18 берёз
13. Домой
14. Полонез
15. Вот пуля просвистела…
16. Лирическая
17. Блюз на сваях
18. О любви

БИС:

19. Урал Байкер Блюз
20. Пригородный блюз
21. Hoochie Coochie Man
22. Вечная молодость

Итак, продолжаем фиксировать состояние дел в нашем роке на стыке эпох. Решил я устроить себе этой странной бесснежной зимой ритм-энд-блюзовую встряску, остро ощутив — помимо прочего — нехватку песен Чижа в организме. В памяти — шикарный сольник «ЧИЖ & Co» в «Горбушке» в мае 2008-го (все желающие могут ознакомиться на этом сайте с подробным архивным обзором), а на календаре — 23 февраля 2020-го, воскресенье: самое время посетить «Главклуб» и вновь в режиме живого звука послушать хиты одного из лучших российских блюз-рокеров. Уже на подходах к клубу стало понятно, что будет супераншлаг: на моей памяти ещё никогда очередь на вход на растягивалась аж до светофора на перекрёстке Вавилова и Орджоникидзе! Подошедшая лучезарная девушка, узрев такой внушительный хвост, иронично поинтересовалась у стоящих: «Это что, в Третьяковку?..». В фойе — бойкая торговля мерчендайзингом с символикой «Чиж & Co» и продажа изданных ранее дисков, а перед сценой, окутанной дымовой завесой, — ожидающая начала шоу толпа взбудораженных фэнов. Думаю, это была максимальная заполненность клуба за всё время моих визитов в эту точку — буквально было негде упасть яблоку.

Музыканты появились на сцене в 20.12, явив пример редкой ныне пунктуальности и уважения к поклонникам. В состав «Чиж & Co» нынешнего образца входят семеро: Сергей Чиграков (вокал, гитара), Алексей Романюк (бас-гитара), Евгений Баринов (аккордеон, перкуссия), Михаил Русин (гитара), Денис Василевский (барабаны), Дарья Чигракова (бэк-вокал) и Марина Шалагаева (бэк-вокал). Встреченный дружными овациями Чиж предстал на фоне большого экрана с логотипом группы: сосредоточенный седовласый рок-мастодонт в чёрно-белой клетчатой рубахе, несущий в руке листок с только что составленным (судя по всему) списком песен. Вооружившись привычной жёлтой гитарой «Parker NiteFly» (с оригинальным «разлапистым» корпусом) Чиж во весь голос бодро гаркнул в микрофон: «ДОБ...» — но тут же осёкся от мощной звуковой отдачи и, понизив тон, с ироничной миной на лице сконфуженно пробормотал: «Раз, два, три, четыре... Ждём...», а затем, как ни в чём ни бывало, гаркнул повторно: «ДОБРЫЙ ВЕЧЕР!!! Всех, кто служил... (на это кто-то в притихшей и хихикающей толпе зычно отреагировал: „НЕТ ТАКИХ!“) — ...ну, или хоть как-то причастен — с праздником!». Завершив краткое приветствие «по случаю», группа начала концерт бодро аранжированным суперхитом «На поле танки грохотали» из советского кинофильма «На войне как на войне». Мне было интересно услышать исполнение знакомых с юности нетленок с женским бэк-вокалом (примечательно, что одной из бэк-вокалисток является дочь Чижа — Дарья Чигракова), наличие коего качественно обогатило саунд «Чиж & Co» на манер аутентичных (читай — мировых) рок-стандартов.

В паузе после восторженно встреченных публикой «Танков» — жалобы на звук и просьбы «всё поднять», после чего группа исполнила песню «Палуба» (вышедшую из-под пера нижегородского друга и старинного соавтора Чижа Дмитрия Некрасова, создателя таких текстов, как «Эволюция», «Кругом тайга», «Расстели мне поле», «Я не такой», «Фея») — ещё одна, по первому впечатлению, дань военно-морской концепции по случаю праздника, а на самом деле нехилый экзистенциальный инсайт:

...Миражи довели меня
До потери всех сил.
А я ведь их не просил
Меня так зачаровывать.
Этот ветер неласковый
Здесь совсем огрубел.
Да и что ты хотел?
Он здесь, так же, как я, один.

Выдраив палубу,
Я пишу жалобы
И пускаю их по волнам.
Нечего каяться, дурью-то маяться,
Всё равно никто не верит словам...
Даже друг не верит словам...
Даже ты не веришь словам...

Поколенческий хит «Сен Симилья» с отсылками к классике «Аквариума» прозвучал с длинным подготовительным гитарным проигрышем, а затем все вспомнили, что в «Чиж & Сo» играет один из лучших российских бас-гитаристов, Алексей Романюк (являющийся, помимо фронтмена, старейшим участником группы) — и его басуха со «спиленным» грифом ещё не раз за этот вечер покажет высший класс. Следом исполнили хулиганский рэггей Захара Мая «Russo Matroso» с гитарным соло, в которое Михаил Русин (кстати, экс-соратник по группе «ДНК» упомянутого выше Дмитрия Некрасова) ловко ввернул пассажи из репертуара «Mungo Jerry» (вечно свежий шлягер «In the Summertime») и мультсериала «Ну, погоди!» (к слову, Волк из этого культового мульта чуть раньше уже представлялся воображению, когда исполнялась песня «Палуба» — sapienti sat). Публика разогрелась не на шутку, и сквозь тесную толпу в сторону барных стоек то и дело перемещались «гонцы», возвращаясь обратно с полными пивными стаканами. Неторопливый ритм-энд-блюзовый суперхит «Поезд» исполнили монументально и максимально развёрнуто, а следом, на адреналиновом самозаряде, грянули народный боевик «Фантом» с гитарным соляком из «диппёрпловской» «Highway Star»: публика взметнулась и восторженно взревела. Попёр такой энергетический накал, что чуть было не внёс деструктивный фактор в стан самих музыкантов: в коде песни ритм-секция явно не поделила между собой право на финальный такт, а сам маэстро, отметив происходящее краем глаза, украдкой чуть ли не зевнул в кулак под благодарный рёв уже особо ничего не замечающей рок-братвы в ходящем ходуном танцполе.

Продолжили на лирической ноте, блестяще исполнив «Менуэт» с доминирующим в саунде аккордеоном Евгения Баринова, третьего старожила «Чиж & Co». Затем снова вернулись к военной тематике (как-никак, на календаре 23 февраля): вечно актуальный хит «Солдат на привале» покойного Алексея «Полковника» Хрынова: тут концертные техники выставили на подсветку особый, алый фильтр. Не нужно сомневаться, что номер был принят собравшимися в «Главклубе» с предельным воодушевлением (у меня порой, правда, возникало сомнение, понимает ли взметнувшаяся в едином порыве радостная молодёжь вложенный автором смысл в ту же строчку «Так нет, найдём же, блин, куда ввести войска, вражьи кости нам — как снег под каблуком!..» — всё вдруг на миг в этом инфернально-алом отблеске стало походить на массово-восторженное «Комбат-батяня, батяня-комбат!», но, возможно, это только мои мимолётные ощущения). Чуть взгрустнув о судьбе героя вышеназванной песни, сыграли «Бомбардировщиков». Номер был предварён сольным номером бэк-вокалистки Марины Шалагаевой. Певица, переждав неторопливое ритм-энд-блюзовое интро, исполнила с щедрыми вокальными изысками модернизированный фокстрот 1943 года «Comin' in on a Wing and a Prayer», после чего группа «на честном слове и одном крыле» со всех сил вдарила по разухабистой кантри-версии на родном языке.

Далее — для меня это стало неожиданностью — была исполнена песня Сергея Трофимова «Просто так», которую в оригинале можно услышать на альбоме Трофима «Аристократия помойки-4. Основной инстинкт». Если подумать, выбор не столь уж парадоксальный — песня сочинена будто бы специально для Чижа и даже в авторском исполнении мало чем отличается от стилистики «Чиж & Co». Ну, и знаковый припев — кто бы устоял, чтоб такое не спеть:

А звёзды падают всё выше
В озеро алой зари.
И рыжий кот запел на крыше:
Let it be, let it be...

Следом — блок общепризнанных хитов: явно знаковая для автора «Я подобно собаке», исполняемая всегда с каким-то особым, серьёзным чувством; «18 берёз» (песню от начала до конца публика исполнила хором с группой); «Домой» (снова лыко в строку, учитывая дату), «Полонез» (оригинальную красивую концовку скомкали и упростили), «Батька-атаман» (снова взрыв народного восторга). После «Атамана» Чиж поимённо представил свою Компанию, после чего состоялось красивейшее исполнение песни В.С.Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» (она же «Лирическая»). Далее ещё одно монументальное полотно — это то, во что превратился «Блюз на сваях». Одно из самых сильных моих впечатлений этого концерта, и крайне любопытно наблюдать по прошествии лет эволюцию отдельно взятого номера в нечто эпохальное: теперь всё разворачивается из протяжно-загадочного, «выплывающего» вступления в духе «Pink Floyd», а аранжировка соткана из переклички двух солирующих гитар. Лакомый подарок понимающим фэнам! Суперхит «О любви» Чиж начал петь без всякого вступления, а группа лихо подхватила зачин и вдарила по-полной. В 21.52, перекрывая восторженный рёв, фронтмен кратко воскликнул: «Вот и всё. Большое спасибо!» — и команда на пять минут покинула сцену.

Вернувшись, Чиж одарил публику повторной благодарностью и улыбкой во всё лицо, и после жёсткого гитарного вступления группа ринулась в дополнительный сет, начав с «Урал Байкер Блюз». В связке исполнили «Пригородный блюз» Майка Науменко: в процессе особо порадовал вышедший на первый план дуэт ритм-секции, и самым лучшим на сцене был шикарно слэпующий мастер-басист Алексей Романюк. На посошок — нон-стопом — сыграли «Хучи-кучи мэн» (строчку «Сегодня мы напьёмся в совершеннейший блюз!» народ поддержал рьяным поднятием вверх уже полностью опустошённых к тому моменту пивных стаканов) и неизменную «Вечную молодость» — в ускоренном темпе, без затяжек и былых отступлений, но с цитированием Юрия Антонова и ключевой фразой «Вот такая вот музычка. Такая, б###ь, вечная молодость!». На часах — 22.15. Прощальное восклицание Чижа: «Пацаны, ещё раз — с праздником!», и артисты покинули сцену. Самым удачливым фэнам на танцполе достались нежданные подарки — комплект футболок с символикой группы из щедрых рук Даши и Марины. Зрители, занявшие очередь в гардероб, чтоб забрать верхнюю одежду, могли насладиться бонусом: по фойе «Главклуба» ещё минут десять бродила толпа парней, прочувствованно и басовито исполнявших старинную песню Чижа «Хочу чаю».

В обзоре использованы фотографии Ольги Мельниковой и Александра Скоморохова.

© 2020, И.Шамарин — специально для сайта http://igor-shamarin.ru.